Напоминание

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в работе с детьми с ОВЗгий


Автор: Файзуллина Линиза Фанузовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Саторис"
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в работе с детьми с ОВЗгий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)

в работе с детьми с ОВЗ

МБОУ ДО ЦППМСП «Саторис»

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Файзуллина Л.Ф.

В последнее время в России происходит бурное развитие новых

информационных технологий, что накладывает определенный отпечаток на

развитие личности современного ребенка. Информационные технологии все

глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все

более определяет уровень его образованности.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это

обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы,

способы, алгоритмы и обработки информации.

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) –

это не влияние моды, а необходимость продиктованная требованиями,

предъявляемыми к современному образованию. ФГОС ООО, который был

введен с 01.09.2013 года, утвержден приказом Министерства образования и

науки РФ от 17.12.2010 года, приказ №1897, ФГОС ДО от 17.10. 2013 года,

приказ №1155.

У детей с ОВЗ имеются серьезные проблемы с развитием моторных,

сенсорных функций, психических процессов: восприятия, памяти, внимания,

мышления, речи. Зачастую у них наблюдается повышенная утомляемость,

страдает

произвольная

регуляция

деятельности,

что

требует

поиска

дополнительных

путей

повышения

эффективности

коррекционно-

развивающей работы с ними.

Ученые отмечают, что использование информационных технологий в

совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей является

одним

из

эффективных

способов

коррекции

имеющихся

проблем

в

психическом, личностном развитии ребенка. К тому же они являются

средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения

воспитанников.

На

фоне

общих

достижений

использования

информационных

и

коммуникационных технологий в работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) в области информатизации

имеется

существенный пробел. Использование компьютерных игровых средств в

отечественной

коррекционной педагогике – одно из самых актуальных

направлений. По мнению специалистов (Гончарова Е.Л., Королевская Т.К.,

Кукушкина О.И., Новоселова С.Л.) педагогика не в полной мере решает

задачи в области организационных форм использования педагогами ИКТ

(информационных и коммуникационных технологий) и компьютерных

игровых средств (КИС), в частности для обучения детей с ОВЗ.

Опыт

применения

компьютера

в

образовательных

учреждениях

позволил выявить, что использование компьютера в обучении детей с ОВЗ

происходит чаще всего бессистемно, хаотично, часто с использованием

нелицензионных

программных

средств

учебного

назначения,

неправомерного переноса традиционных форм и методов обучения в новую

технологию обучения, использующую компьютер.

Многие педагоги стараются самостоятельно разработать педагогическую

продукцию на базе ИКТ, направленную на развитие и коррекцию у детей

психических процессов и образовательные задачи.

Следовательно, создавая педагогическую продукцию, мы ориентируемся

на

дидактические

принципы

обучения

(научности,

доступности,

адаптивности, систематичности, последовательности и др.) и разрабатываем

с учетом методических требований. Разрабатывая КИС (компьютерные

игровые

средства)

учитываем

тот

факт,

чтобы

использование

КИС

органически

вписывалось

в

коррекционный

процесс,

обеспечивало

достижение учебных целей и задач.

Поэтому, используя ИКТ в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в

нашем Центре, педагоги знают какие цели и задачи преследуют.

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

совершенствование организации педагогического процесса;

повышение индивидуализации обучения;

ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической

практики;

усиление мотивации к обучению;

активизация процесса обучения;

обеспечение гибкости обучения.

Помним и о вредных факторах ИКТ:

нагрузка на зрение;

стесненная поза;

излучение.

Какие

же

рекомендации

можем

дать

другим

педагогам

по

использованию ИКТ:

применять только там, где не обойтись без них;

компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры;

проводить предварительную работу с детьми;

готовить разнообразные варианты заданий;

проводить физ. минутку и гимнастику для глаз;

продолжительность использования ИКТ не более 10-15 минут 2 раза в

неделю.

Использование ИКТ эффективно в работе с клиентами во время

локдауна,

когда

индивидуальные

коррекционные

занятия

проводятся

дистанционно.

К каждому коррекционному развивающему занятию (ИКЗ) педагог

готовит презентацию, в которой подбирается материал по развитию

внимания, высших психических процессов, задания на развитие графо-

моторных

навыков.

Также,

готовится

визуальная

информация

по

ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных

представлений в соответствии с возрастом ребенка, его проблем и проекту,

разработанному для этого ребенка.

Таким образом, использование ИКТ в обучении детей способствует

повышению качества образовательного и воспитательного процесса. Дети

получают

современные

знания,

учатся

пользоваться

современным

оборудованием.

Педагоги имеют возможность накапливать материал, профессионально

общаться

в

сети

Интернета,

делиться

своим

опытом,

повышать

самообразование,

использовать

работу

сайта

для

взаимодействия

с

родителями.

Использование ИКТ эффективно и в работе с родителями детей с ОВЗ.

Особенность обучения таких детей такова, что для достижения лучших

результатов следует использовать многократное повторение материала.

Педагог на индивидуальном коррекционном занятии знакомит ребенка с

какой-то темой, лучше, если родитель присутствует на ИКЗ.

Для закрепления пройденного материала нами были разработаны

рекомендации для родителей дошкольников с ОВЗ.

Рекомендации

даем

в

распечатанном

виде

или

пересылаем

на

электронную почту.

Предлагаем

Вашему

вниманию

рекомендации

для

родителей

дошкольника 6-ти лет с ЗПР:

ТЕМА: «Домашние животные и их детеныши»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (Ознакомление с окружающим и развитие речи)

1.

Повторите названия овощей, фруктов.

2.

Повторите названия деревьев.

3.

Продолжайте знакомить с домашними животными и их детенышами.

Закрепляйте

умение

называть

домашних

животных.

«Домашние

животные» - живут около человека, в сарае. Человек заботится и ухаживает

за животными. Домашние животные приносят пользу человеку. Расскажите

ребёнку о том, как человек ухаживает за домашними животными (кормит,

строит жилище, защищает, лечит). Какую пользу приносят домашние

животные человеку? Корова дает молоко, собака охраняет дом и т.д.

Как называются части тела животного? (голова, туловище, ноги (у

лошади, коровы,…), лапы, копыта, хвост, рога, тело покрыто шерстью,…).

4.

Повторите, как называют детенышей домашних животных.

Предложите поиграть вместе.

«Назови детеныша». Взрослый называет

домашнее животное, ребёнок называет его детёныша. Например: «У коровы

…» Ребёнок повторяет фразу: «У коровы – телёнок». У свиньи – поросёнок,

у собаки – щенок, у кошки – котёнок, у лошади – жеребёнок, у овцы –

ягнёнок, у козы – козлёнок. Можно усложнить игру, называя папу и маму

детеныша. Например: « Папа - бык, мама - корова, детеныш - телёнок. Папа -

баран, мама - овца, детеныш - ягнёнок. И т.д.»

5.

Предложите ребенку поиграть в игру «Кто как голос подает?»

Первый этап. Взрослый спрашивает ребёнка: «Кто мычит?»

Ребёнок отвечает: «Мычит корова».

Второй этап. Взрослый спрашивает: «Как голос подает корова?»

Ребёнок отвечает: «Корова мычит».

- «Кто лает, хрюкает, блеет, ржёт, мяукает?»

6.

Предложите назвать детеныша и провести дорожку к маме

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

1.

Предложите пересчитать домашних животных прямым

количественным счетом: одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки.

Обведите указательным пальцем совокупность и сделайте вывод:

всего

четыре собаки. Покажите четыре пальца. Покажите цифру 4. Выучите

стихотворение: За тремя идет четыре острый локоть оттопыря.

2.

Повторите цифры 1, 2, 3, 4.

Предложите сравнить количество собак и лошадей. Кого меньше?

(Предположения ребенка). Кого больше? (Предположения ребенка). Если

ребенок сосчитает домашних животных, спросите, что больше 3 или 4? Что

меньше 3 или 4? (4 больше, чем 3, 3 меньше, чем 4). Докажи, что собак

больше, а лошадей меньше. ( Собака – лошадь – пара – провести линию;

собака – лошадь – пара – провести линию; собака – лошадь – пара – провести

линию; а у этой собаки нет пары, значит собак больше, чем лошадей). Как

уровнять? (Добавить еще одну лошадь). Сколько собак? Сколько стало

лошадей? Поровну ли собак и лошадей? (Собак и лошадей поровну, их по

четыре).

4. Продолжайте сравнивать две игрушки (кубик и мяч).

- Это мяч, а это ….

- Мяч красного цвета, а кубик? Ребенок отвечает: «Кубик….».

- Мяч большой по размеру. А кубик? Ребенок отвечает….

- Мяч круглый по форме, а кубик? Ребенок отвечает….

- Чем не похож мяч на кубик? Если ребенок не говорит, отвечаете вы за него.

- Чем похож мяч на кубик?

- И мяч, и кубик игрушки.

- И с мячом играют, и с кубиком играют.

- И мяч гладкий на ощупь, и кубик гладкий.

5. Продолжайте знакомить с кругом и овалом.

Таким образом, использование ИКТ в

обучении детей с ОВЗ

способствует повышению качества образовательного и воспитательного

процесса.

Дети

получают

современные

знания,

учатся

пользоваться

современным оборудованием.

Педагоги имеют возможность накапливать материал, профессионально

общаться

в

сети

Интернета,

делиться

своим

опытом,

повышать

самообразование,

использовать

работу

сайта

для

взаимодействия

с

родителями.

Литература:

1. Прозорова Ю.А. Требования к разработке компонентов педагогической

продукции,

функционирующих

в

информационно-коммуникационной

предметной среде//Ученые записки ИИО РАО.2007. Вып.26.С.81.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании:

дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс,

1994. 30-34 с.



В раздел образования