Автор: Шестакова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Боярская СОШ"
Населённый пункт: Новосибирская область, Колыванский района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире. Главная цель начального образования
– сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, его физического и
психического развития, становление элементарной культуры деятельности,
развитие готовности к самообразованию, формирование коммуникативных
умений.
Модернизация подразумевает новый подход в обучении - компетентностно -
деятельностный, главной особенностью которого является его ориентация на
«результат» обучения, а именно на формирование у обучающегося комплекса
различных компетенций: информационной (умение искать, анализировать,
применять информацию), коммуникативной (умение сотрудничать с людьми),
самоорганизации (умение ставить цели, планировать), самообразование
(готовность конструировать, осуществлять собственное образование). В
настоящее время в основе личностно-ориентированного обучения лежит
признание индивидуальности каждого человека. Ученик ценен воспроизводством
не столько общественного опыта, сколько индивидуального. Это значит, что
нужны такие методы обучения, которые
- были бы нацелены на осознание обучающимися значимости обучения для
общества и для себя лично;
- на развитие познавательного интереса детей;
-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию в
учении;
- развивали бы общеучебные умения (учебно-интеллектуальные, учебно-
управленческие, учебно-информационные) и специальные умения;
- реализовали бы принцип связи обучения с жизнью;
-готовили бы обучающихся использовать усвоенные знания, учебные навыки и
умения для решения практических задач.
Исходя из вышеизложенного, определяю идею своей педагогической
деятельности следующим образом: ориентировать содержание учебной
деятельности на развитие самостоятельной личности, на повышение качества
знаний посредством использования активных форм и методов обучения.
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только
творческого, всесторонне развитого человека, но и гибкого, ориентирующегося
в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально
новые области и виды деятельности. Формирование познавательной
деятельности школьников - одна из
актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и
практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности,творческого
подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во
многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-
воспитательный процесс.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности
ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса.
Поэтому активизация познавательной деятельности
школьников составная часть совершенствования методов обучения.Главная
задача учителя – добиться того, чтобы каждый урок способствовал развитию
познавательных интересов детей. Заинтересованность является
эффективным средством успешного обучения, необходимым условием
достижения положительных результатов. Когда ребенок заинтересуется
материалом, у него возникнет желание узнать о нем больше. Эффективное
обучение невозможно без поисков путей активизации познавательной
деятельности обучающихся, ведь дети должны не только усвоить
определенную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять
взаимосвязь между понятиями, рассуждать. А добиться этого можно только
средствами, активизирующими познавательную деятельность.
К ним относятся: дидактические игры, игровые ситуации, задачи творческого
характера, нестандартные задачи. Развитию познавательной активности в
начальных классах важно уделять особое внимание еще и потому, что именно в
этих классах формируются основные интеллектуальные умения.