Автор: Штенцель Ирина Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: БДОУ г.Омска "Детский сад № 329 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние взрослых на эмоциональный комфорт ребенка и развитие его личности в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Влияние взрослых на эмоциональный комфорт
.
ребёнка и развитие его личности в ДОУ
-
,
Дошкольный возраст
время активного вхождения ребенка в социум
время установления разнообразных его взаимоотношений с
,
.
взрослыми и сверстниками время пробуждения гуманных чувств Вот
.
почему в этом возрасте так важно уделять этому особое внимание Но
,
для этого необходимо создать благоприятные условия ведущее из
-
.
,
которых эмоциональный комфорт ребенка Важно понимать что его
эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку и
,
эмоциональный комфорт в семье и вне семьи формирует
,
.
самоконтроль ориентирует на успех в достижении целей Именно по
этому эмоциональное благополучие можно считать наиболее емким
.
понятием для определения успешности развития ребенка
—
Эмоции
это своеобразный мостик между внутренним миром
.
малыша и человеческим окружением Элементарная эмоциональная
—
компетентность дошкольника
неотъемлемый компонент
.
нравственного становления личности
Целесообразно перечислить основные принципы воспитания
:
современных детей
1)
.
!
Обращайтесь с детьми уважительно Не унижайте их
2)
,
Всегда предоставляйте детям свободу выбора чего бы это не
!
касалось
3)
,
Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том что
.
касается их дисциплины
4)
,
-
.
Всегда объясняйте детям почему вы даете им какие то инструкции
5)
.
Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании
6)
,
Формируйте у детей чувство безопасности поддерживая их
.
начинания
–
,
Здоровье
это состояние полного физического психического и
,
социального благополучия а не просто отсутствие болезней или
»
физических недостатков
Здоровье психологическое включает способность адекватно
;
реагировать на внешние и внутренние раздражители общий
,
,
душевный комфорт адекватное поведение умение управлять своими
,
,
эмоциональными состояниями преодолевать стресс это психическая
,
,
.
активность потребность в саморазвитии в познании себя
-
Понимание
–
«
»,
умение увидеть ребенка изнутри
смотреть на мир
-
,
одновременно с двух точек зрения
своей собственной и ребенка
,
.
видеть побудительные мотивы движущие детьми
-
Приятие
–
безусловное положительное отношение к ребенку и его
,
индивидуальности независимо от того радует он в данный момент
. «
,
,
или нет
Я отношусь к тебе хорошо независимо от того справился ты
».
с заданием или нет
-
Признание
–
,
,
это прежде всего право ребенка в решении тех или
.
,
иных проблем У ребенка должно быть ощущение что выбирает
.
именно он
,
Следование вышеназванному правилу согласованное
функционирование развития эмоциональной сферы и
интеллектуального развития позволят обеспечить психологический
,
.
комфорт ребенка в ДОУ а значит его полноценное развитие
,
Часто возникающие отрицательные ситуации невнимательные
,
окружающие неумение справиться с возникшей проблемой приводят
,
к нарушению эмоционального состояния ребенка внутреннему
.
дискомфорту И если вовремя не обратить внимания на возникшие
,
,
проблемы это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ
,
но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка к
.
нарушению социальных контактов
,
Общая атмосфера и настрой группы определяются несмотря на
,
.
индивидуальные особенности детей взрослыми Можно выделить
,
.
критерии составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ
,
Общая атмосфера и настрой группы определяются несмотря на
,
.
индивидуальные особенности детей взрослыми Можно выделить
,
.
критерии составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ
.
Спокойная эмоциональная обстановка в семье Эмоциональная
стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в
,
семье оказывает большое влияние на психологический комфорт в
.
.
,
ДОУ Распорядок дня Для дошкольника важно чтобы распорядок
.
,
жизни был стабильным Ребенок который привык к определенному
,
.
порядку более уравновешен Он представляет себе
,
последовательность занятий смену видов деятельности в течение
.
,
дня и заранее настраивается на них Обстановка спокойной жизни
,
отсутствие спешки разумная сбалансированность планов взрослых
—
.
необходимые условия нормальной жизни и развития детей
-
,
Обеспечение комфортности предметно развивающей среды которая
.
,
должна обеспечить собственную активность ребёнка Значит
,
,
предметная среда должна быть насыщенной трансформируемой
,
,
полифункциональной доступной и безопасной должна иметь
,
,
характер открытой незамкнутой системы способной к
.
.
корректировке и развитию Стиль поведения воспитателя Прежде
,
.
всего воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен
.
Необходима ровная манера поведения с детьми Педагогу
,
необходимо отслеживать свое психологическое состояние для
.
предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости
Недопустимость психологического давления на детей и грубости с
.
.
ними Добрые традиции Психологическое здоровье дошкольников
—
,
.
это забота каждого взрослого находящегося рядом с ребенком
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического
,
напряжения у ребенка в семье оказывает большое влияние на
.
,
психологический комфорт в доу Уверенность в любви уважение и
,
понимании близких настраивает ребенка на открытые
доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в
.
детском саду
,
.
Для дошкольника важно чтобы распорядок жизни был стабильным
,
,
Ребенок который привык к определенному порядку более
.
,
уравновешен Он представляет себе последовательность занятий
смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на
.
,
,
них Обстановка спокойной жизни отсутствие спешки разумная
–
сбалансированность планов взрослых
необходимые условия
.
нормальной жизни и развития детей
;
Соответствие возрасту и актуальным особенностям группы
,
доступность игрушек не раздражающее цветовое решение
,
,
интерьера наличие растений с ароматом способствующим снятию
(
,
,
)
.;
напряжения корица ваниль мята и проч
-
–
Предметно развивающее пространство
это использование
оборудования и другого оснащения в соответствии с целями
.
психологического благополучия ребёнка и его развития
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается
психологическим пространством
,
безопасной среды которая
,
,
является одновременно и развивающей и психотерапевтической и
,
.
.
,
психокоррекционной т к в этой атмосфере исчезают барьеры
,
снимаются психологические защиты и энергия расходуется не на
,
,
.
тревогу или борьбу а на учебную деятельность на творчество
:
Созданию психологического комфорта способствуют
-
–
,
,
,
работа с природными материалами
глиной песком водой
,
;
красками крупой
-
(
,
) -
,
арттерапия лечение искусством творчеством
увлекает детей
;
отвлекает от неприятных эмоций
-
–
,
музыкальная терапия
регулярные музыкальные паузы игра на
.
детских музыкальных инструментах Положительное влияние на
,
развитие творчества на стабилизацию эмоционального фона
(
– «
»);
оказывает музыка Моцарта и стихи Пушкина
золотое сечение
-
предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте
.
самостоятельности и свободы
•
,
прослушивайте совместно с малышом музыкальные сказки
сопереживая героям
•
,
обогащайте словарный запас ребенка словами которые
:
,
,
,
,
обозначают оттенки чувств рад зол огорчен недоволен обижен
•
: «
вводите правила проявления эмоций ребенком
Ты имеешь
,
!»
.
.
право обижаться но драться запрещено
и т д
•
,
обсуждайте с ребенком жизненные ситуации предлагайте
описывать чувства т ощущения участников событий
•
,
обсуждайте с ребенком его чувства давая ему возможность
самому справиться с возникшими эмоциями
•
,
предлагайте ребенку варианты деятельности которые помогут
:
,
,
,
,
.
ему успокоиться танцевать петь рисовать общаться бегать Пускай
,
ребенок выберет действия которые ему подходят
•
,
,
,
проявляйте к ребенку внимание заботу уважение любовь для
формирования эмоционального благополучия
•
,
создавайте в семье атмосферу взаимной любви чтобы ребенок
учился любить сам
•
во время беседы с ребенком давайте ему возможность рассказать
о своих чувствах по поводу произошедших событий
•
,
читайте ребенку литературные произведения насыщенные
эмоциями
•
снимайте эмоциональное напряжение ребенка физическими
.
упражнениями
Взрослым необходимо развивать эмоциональную сферу малышей с
:
помощью разнообразных простых игр
,
:
ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА
•
«
».
Альбом эмоций
Вырезайте из журналов или газет фотографии
,
или картинки людей находящихся в различных эмоциональных
,
.
состояниях наклеивайте их в альбом Вместе рассматривайте
,
,
изображения обсуждайте настроение людей причины его
.
,
появления Можно продемонстрировать любую эмоцию а затем
.
предложить ребенку повторить увиденное Игру проводите с детьми
1
старше
года
• «
-
».
4
.
Покажи ка эмоции
Игра подойдет детям старше
лет
:
Попросите малыша показать следующие эмоции разозлившегося
,
,
,
медведя обиженного малыша злого человека испуганного
,
.
.
поросенка веселого человека и т д
-
Эмоциональное развитие ребенка
основа его нормального
,
,
.
психического состояния общения развития и успешности в будущем
Очень важно заниматься развитием эмоциональной сферы с раннего
,
,
возраста используя разнообразные виды деятельности главным
.
образом игры
20 – 25
–
Пребывание в группе
сверстников в течение целого дня
это
.
большая нагрузка на нервную систему ребенка Как же создать
?
спокойную обстановку
,
Прежде всего воспитатель сам должен быть спокоен и
.
.
доброжелателен Необходима ровная манера поведения с детьми
,
Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние
.
для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости
.
Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро
–
.
Жестикулировать
мягко и не слишком импульсивно Следите за
:
,
уровнем шума в группе слишком громкие голоса детей резкие
.
интонации создают отрицательный фон для любой деятельности
,
,
,
,
.
Мягкая тихая спокойная музыка напротив успокаивает Не
:
,
,
торопитесь давать оценку чему бы то ни было поступкам работам
– «
».
высказываниям детей
держите паузу
,
Можно выделить несколько простых общих правил которые помогут
установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их
.
доверие и признательность
.
Правила доброго взаимоотношения с детьми
,
;
чаще используйте в своей речи ласкательные обращения имена
;
пойте с детьми и для детей
,
–
цените минуты когда вы вместе можете пережить радость от чего
;
то увиденного или услышанного
,
стремитесь чтобы дети получали разнообразные интересные
;
впечатления
,
-
;
следите чтобы им никогда не было скучно и они были чем то заняты
,
;
не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях
,
поддерживайте порядок и справедливость следите за равным
;
соблюдением всеми принятых в группе правил
–
,
поощряйте стремление и попытки детей что
то сделать не
;
оценивания результаты их усилий
,
сохраняйте внутреннюю убежденность в том что каждый ребенок
–
;
умен и хорош по
своему
,
вселяйте в детей веру в свои силы способности и лучшие душевные
;
качества
,
не стремитесь к тому чтобы все дети усваивали материал в одном
;
темпе
находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный
;
стиль общения
.
создавайте положительные традиции жизни группы
,
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка
формирование его личности оказывает умение педагога создавать
.
ситуации успеха каждому ребенку Этому способствует включение
,
.
ребенка в праздники спектакли Даже самая незначительная роль
,
дает уверенность ребенку в собственной значимости повышает
.
самооценку Доверие ребенка ко взрослым и личностная
,
«
»
стабильность нарушаются если ребенок остается за бортом
.
–
группового публичного выступления Это
важнейшее условие
доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего
.
психологического комфорта
Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на
эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого
.
ребенка
Памятка педагогу
.
!
.
Уважай детей Защити их любовью и правдой
!
.
Не навреди Ищи в детях хорошее
.
Замечай и отмечай малейший успех ребенка От постоянных неудач
.
дети озлобляются
,
.
Не приписывай успех себе а вину воспитаннику
–
,
.
,
Ошибся
извинись но ошибайся реже Будь великодушным умей
.
прощать
.
На занятии создавай ситуацию успеха
,
,
.
Не кричи не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах
,
.
Хвали в присутствии коллектива а прощай наедине
Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его
.
духовного мира
Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную
.
беспомощность в общении с детьми
,
.
Оценивай поступок а не личность
,
,
,
Дай ребенку ощутить что сочувствуешь ему веришь в него хорошего
,
.
мнения о нем несмотря на его оплошность