Напоминание

"Что изучает география"


Автор: Петрова Елена Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №47"
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: конспект урока географии
Тема: "Что изучает география"
Раздел: среднее образование





Назад




КОНСПЕКТЫ УРОКА

6 КЛАСС

1 час в неделю

Петрова Елена Евгеньевна

МБОУ «СОШ №47»

Урок №1

Что изучает география.

Цель урока: Сформировать представление о географии как о науке, раскрыть значение

географических знаний для человека.

Ученик должен знать: имена и вклад ученых-исследователей в открытии и исследовании

Земли.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических

объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию,

необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий

Земли

Задачи: - Показать практическое значение географических знаний на разных этапах

развития человеческого общества.

- Формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять наблюдения за

природными явлениями и объектами, вызвать интерес к предмету - география.

Оборудование: атласы, карта полушарий, глобус портреты путешественников,

учебники, видеофрагменты.

Ход урока:

Учитель: Дорогие ребята, в этом учебном году вы будете изучать новый предмет -

География.

Что изучает география, как возникла эта наука - вы узнаете на нашем уроке.

Мы живем на удивительной, красивой планете - Земля, нас окружает огромный и

сложный мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни

величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы.

Внутри него находятся самые высокие горы, самые глубокие океаны, проходят воздушные

трассы самолетов, залегают самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Как

удается этому хрупкому миру противостоять разрушительным ударам окружающим его

глубинных и космических стихий, сохранятся на протяжении многих миллионов лет? Как

поддерживается строгая дисциплина в этом многосложном переплетении? На этот и

многие другие вопросы отвечает современная наука - география.

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и

населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько

тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить

географические карты.

Итак, ГЕОГРАФИЯ - наука, изучающая поверхность земли как среду, где возникло

и развивается человечество. Название этой наук дал древне - греческий ученый

Эратосфен. По-гречески "Ге" - Земля, "графо" - пишу.

- «Как вы объясните тот факт, что, давая название новой науке, отец географии

Эратосфен назвал ее география, а не ойкуменография, как называли греки населяемую

ими сушу?»

(Эратосфен расширил предмет новой науки, включив в него не только известные и

населенные земли, но и еще не открытые, еще не известные)

- Что было необходимо древнему мореплавателю, чтобы благополучно доплыть до

места назначения?

Прежде всего, моряк должен был знать об очертаниях берегов, о мелях или

коварных рифах, преобладающих ветрах, погоде (когда штиль, когда шторм, как спасаться

от него и т. д.). И обязательно — о людях, живущих на далеких берегах. Как они

относятся к чужакам? Какие у них обычаи и верования? Как они одеваются и в каких

домах живут? А для купцов самое главное — что можно купить или обменять у заморских

жителей, и по каким ценам, а какие товары они сами хотят купить. Это значит, что очень

важна была информация — описание моря и суши, природы, хозяйства и жителей разных

стран.

Постепенно между странами налаживался взаимовыгодный обмен — например,

оливковое масло из Греции меняли на пшеницу из Скифии (северное побережье Черного

моря). Постепенно возникали территориальное разделение труда и организованные

потоки товаров между странами — развивалась международная торговля. И сейчас мы

можем видеть, как во многих странах мира, в том числе в России, едят бананы из

Эквадора, пьют кофе из Бразилии, чай из Индии. Сотрудничать друг с другом — это

всегда гораздо полезнее, чем конфликтовать: вместе мы, жители Земли, можем сделать

нашу жизнь намного лучше.

ГЛАВНЫМ «ДВИГАТЕЛЕМ» РАСШИРЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА БЫЛА

ТОРГОВЛЯ.

- Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возросло: современный мир стал

почти «единым». Сети Интернета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а

главный фактор успеха в любом деле — владение информацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет

получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит

ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются

природные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда

отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет

меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в

ближайшем и отдаленном будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по-

вседневной жизни.

По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут

выбрать для поездки на летние каникулы?

Удобно ли позвонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?

В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию

или Таиланд?

Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать

географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особенности

поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особенности

размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического бизнеса — все о

разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.

Какие задачи и методы у науки географии?

География — это наука не только о расположении географических объектов. Она

изучает природу и общество — людей, ведущих совместную деятельность, создавших

цивилизации и государства. Посмотрите на схему, она поможет вам понять главные

задачи современной географии.

ГЕОГРАФИЯ - НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему?

изучает, исследует, прогнозирует, объясняет.

Какие

задачи и

методы у

Объяснение

Почему это

так

Прогноз

Что будет

через день,

Управление

Как сделать

так, чтобы…

Проектирование

новых объектов с

заранее

науки

географии?

Описание

Где что

находится,

Как живет,

Как

развивается

происходит?

месяц, год,

10 лет?

заданными

свойствами

Строительство

городов,

водохранилищ,

каналов…

В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования — это способ, путь

познания).

Есть такие методы, которые используются в самых разных науках:

логический,

исторический,

математический метод,

методы наблюдения,

моделирования и др.

Они так и называются — общенаучные. Все они активно используются и в современной

географии.

Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, — методы

географической науки.

Самый древний из них — сравнительно-описательный метод. Человек описывает

какую-то новую для него местность и сравнивает с той, которая ему уже известна. Давно

используют в географии экспедиционный метод — исследования непосредственно на

местности.

Важнейший метод в географии — картографический. Ученые сначала наносят на

карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много

информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удивительный труд, созданный

Человеком. Многими из методов исследований воспользуемся и мы, изучая географию

Земли.



В раздел образования