Автор: Рочева Ольга Анатольевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: Ухта
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии на уроках русского языка при обучении детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Современные образовательные технологии на уроках русского языка при обучении
детей с ОВЗ
"Ученик не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь!"
В.А. Сухомлинский
ЛИСТ БУМАГИ И ЧЕРНАЯ ТОЧКА
Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.
– Что вы здесь видите? – спросил Учитель.
– Точку, – ответил один.
Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.
– Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель.
– Здесь черная точка, – сказал другой ученик.
– Нет! – возразил третий ученик, – здесь маленькая черная точка. Так ведь?
Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия, и посмотрели на Учителя в
ожидании, что же он скажет:
– Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил
чистого белого листа…
И добавил, после долгой паузы:
– Значит, мне есть еще чему вас учить.
Технология-это совокупность приемов,
применяемых в каком-либо деле,
мастерстве,
искусстве.
(Толковый словарь).
Педагогическая технология - это продуманная
во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного
процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
( В. М. Монахов)
Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом
– актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный
для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к
интересам сегодня живущего человека.
В 2015-2016 учебном году начало реализацию ФГОС в основной школе. Работать по
ФГОС сложно, но можно и интересно. Меняются цели и содержание образования,
появляются новые средства и технологии обучения, новые приёмы, но при всём
многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того
чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартами, урок должен стать новым,
современным! Мы должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали
новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных
проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.
Поэтому приходится по-
новому ответить на вопросы: как обучать, как развивать у детей умение и желание учиться,
что такое универсальные учебные действия и как продолжить их формировать.
Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения,
воспитания и развития.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно
участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу
отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания
мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием
и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют
или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений
развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока.
Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в
информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель
играет направляющую роль.
Русский язык – одни из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности
восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков
учащимися
связаны
прежде
всего
с
недостаточным
уровнем
сформированности
интеллектуальной,
готовности
к
сложной
учебной
работе:
низкой
способности
к
концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в
памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его
конкретную часть.
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут
мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно
овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках русского
языка разнообразных форм и методов обучения.
Цель данного сообщения показать, как выбор современных образовательных
технологий учителем решает цели современного урока.
Какие же технологии и их приемы можно использовать на своих уроках?
1. Игровые технологии.
2. Дифференцированное обучение.
3. Технология проблемного обучения.
4. Здоровьесберегающие технологии.
5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
6. Технология проектов.
Технология проектов
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания
применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. (Полат Е.С.
Метод проектов).
Данный метод возник еще в начале прошлого столетия в США, его теоретическая
основа — это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона
Дьюи (1859–1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:
проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения
с жизненным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
На современном этапе развития образования метод проектов рассматривается как
инновационная педагогическая технология.
Проектная деятельность учащихся с ОВЗ на уроках русского языка открывает
значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей
самостоятельной деятельности, повышает мотивацию к обучению.
Проектная деятельность учащихся предполагает обязательное наличие продукта
деятельности. Продуктами проектной деятельности на уроках письма и развития речи могут
быть: загадки, стихи, сочинения, сказки, рассказы и др. Выполнив значимую проектную
работу, например, по сочинению стихотворений, учащиеся готовятся к презентации.
Выполняют рисунки, отражающие тему и содержание стихотворения,
готовятся к
выразительному чтению текста работы. Презентация результата работы является важным
этапом проекта. Заключительным этапом проектной работы является рефлексия. Проводится
самооценка деятельности учащихся.
В 5-6 классах учащиеся с ОВЗ начинают выполнять элементы проектной деятельности и
микропроекты. Это индивидуальные творческие задания, где учащиеся могут придумывать,
фантазировать. Цель данных заданий – повысить интерес детей к учебе, разнообразить
учебную работу. Небольшие творческие работы с элементами проектной деятельности дети
выполняют с интересом.
1. Сочиняем загадки.
При изучении темы «Части речи» учащиеся тренируются в самостоятельном составлении
загадок,
называя
характерные
признаки
и
действия
предмета.
Учитель
каждому
индивидуально шепотом называет слово или раздает карточки с написанным на нем словом,
к которому дети должны придумать загадку. Для сочинения загадок учитель предлагает
алгоритмы.
Алгоритм: Какой? + какой? + что делает?
Маленький, серенький, чирикает (воробей).
Красивая, яркая, летает (бабочка).
Маленький, белый, скачет (заяц).
Белый, пушистый, тает (снег).
Алгоритм: Какой? + что делает? + что делает?
Маленький, пищит, кусается (комар)
В 7-8 классах учащиеся работают со стихотворными текстами. Проводится
предварительная работа по подбору рифм, на начальном этапе – коллективно, в дальнейшем
– индивидуально.
1.Допиши строчку.
О. Ефимова. Обезьянка.
По деревьям и лианам
Любит прыгать обезьяна.
Хвост ей самый лучший друг,
………………. (Вместе с ним у ней пять
По деревьям и лианам
Любит прыгать обезьяна.
Хвост ей самый лучший друг
И вернее всех подруг.
Технология проблемного обучения
Технологии проблемного обучения являются весьма распространенным на уроках
русского языка. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса
для исследования, и она важна, на мой взгляд, в материале любого урока.
Цели проблемного обучения:
1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и
самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при
традиционном обучении.
3.Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать
нестандартные проблемы.
Технологическая схема проблемного урока:
Учитель
Создаёт проблемную ситуацию;
Направляет учащихся на её решение;
Организует поиск решения.
Ученик
Приобретает новые знания и способы работы с материалом;
Формирует своё отношение к проблеме.
Фрагмент урока русского языка в 6 классе на тему «Буквы А-О на конце наречий с
приставками»
I. Оргмомент
II. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог:
Учитель: Прочитайте предложения на доске.
Учащиеся читают:
– Раньше мы редко ездили отдыхать на море.
– Солнце изредка показывалось из-за туч.
– Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.
– Я посмотрел налево, потом направо.
– Стриж метнулся вправо.
– Пол был вытерт досуха.
– На улице было солнечно, сухо и пыльно.
Учитель: Найдите в них однокоренные слова.
Учащиеся: Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо.
Учитель: Какие это части речи?
Учащиеся: Наречия.
Учитель (предъявляет факт): Выделите их суффиксы.
Учащиеся выделяют суффиксы, испытывают удивление – возникновение проблемной
ситуации.
Учитель (побуждает
к
осознанию
противоречия):
Что
интересного
заметили?
Учащиеся (осознание противоречия): Среди этих наречий есть однокоренные, которые
имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные.
Учитель (побуждение
к
формулированию
проблемы):
Какой
возникает
вопрос?
Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные? (Учебная проблема
как вопрос).
Учитель: Над какой темой будем работать?
Учащиеся (формулируют
тему
урока):
Буквы
А-О
на
конце
наречий.
Учитель: Запишите тему урока.
Технология дифференцированного обучения - это совокупность методов и форм
обучения, конкретные операции по достижению необходимого
учебного результата
отдельными группами класса.
Дифференцированное обучение
– вытекает из того, что учащиеся различаются
своими задатками, уровнем подготовки.
Вот некоторые формы и приёмы работы, которые двигают дифференцированное обучение
вперёд.
1.
Детям предлагайте вставить в данных словах пропущенные орфограммы. Учащиеся с
более высоким уровнем подготовки должны самостоятельно подобрать слово с
аналогичными орфограммами и обозначить их.
2.
Предлагается ситуативная задача. Для слабых учеников: представьте, что вы
готовитесь к докладу, у вас возникли сомнения, как правильно произносить слова:
феномен, договор, средства, ходатайствовать,
хаос, отчасти, квартал. Поставьте
ударение в словах, используя словарь.
Для сильных учеников: представьте, что вы корректор журнала «Костёр». Вам нужно
подготовить для набора научную статью «Какую роль играют в тексте фразеологизмы».
Проверьте текст, исправьте орфографические ошибки. Для проверки используйте словарь.
Благодаря дифференцированному обучению успешно развивается познавательная
активность
каждого
ученика
с
учётом
его
возможностей
и
способностей.
Дифференцированное обучение способствуют формированию адекватной самооценки
учеников, побуждает их к учебной деятельности. Основной целью дифференцированного и
индивидуального подхода является создание условий для того, чтобы научить детей не
бояться проявлять себя и помочь им сформировать и ощутить в себе личность.
Реализация дифференцированного подхода к учащимся требует тщательного подбора
дидактического материала. Это трудоёмкая работа.
Здоровьесберегающие технологии
– идут рука об руку с дифференцированным
обучением.
Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал:
«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».
Можно организовать учебный процесс таким образом, чтобы он не навредил здоровью
ребёнка. Для этого использовать доступные средства сохранения здоровья школьника:
1) оптимальная плотность урока;
2) рациональное чередование видов учебной деятельности;
3) уважительный стиль общения;
4) эмоциональная разрядка;
5) физкультурная пауза;
6) правильная рабочая поза;
7) положительные эмоции.
На уроках русского языка и литературы учащимся приходится достаточно много
писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы
кисти работающей руки. В таких случаях я даю детям возможность передохнуть,
переключаю на другой вид деятельности. Эффективны в этом физкультурные
минутки, которые являются одной из составляющих здоровьесберегающего подхода.
Видов физкультминуток существует много. Например, я применяю на своих уроках
гимнастику для глаз, упражнения, корректирующие осанку, упражнения для кистей
рук и другие. Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные
упражнения, является необходимым условием высокой работоспособности и сохранения
здоровья детей.
Не менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит от
доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического
общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства
юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается
большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Постоянная
серьёзность собеседника - признак психологического нездоровья. Несколько уместных и
умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки.
Математика - это вам не физика, где можно химичить
Учительница:
- Вовочка, ну-ка не вертись-ка и не кривляйся, а лучше смотри на меня, а то так и не узнаешь
строение и повадки обезьяны.
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях хорошо применять
технологии арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия,
сказкотерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в
коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими
педагогами.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся,
они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений
осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и
отклонений в личностном развитии.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные
возможности. С помощью этих технологий можно решать такие педагогические задачи, как
обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление
дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода,
разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. К тому же возможности
использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического
комфорта, ведут к успешности. Эти технологии значительно расширяют возможности
предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных
средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает
их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей,
активизации умственной деятельности.
И именно использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет
наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к
учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей,
обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к
окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с
современными требованиями.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют реализовать идею
развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до
минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке
домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки
его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока.
Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые
термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее
подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и
поместить на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной
доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше
внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые
моменты.
Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на
каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний
школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю литературы важно
заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического
художественного слова. Как же познакомить их с содержанием программных произведений?
Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет
времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно
использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ
литературного произведения даже слабоуспевающих учеников. Диски с записями
произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто
не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но
показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов.
Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и нужный
урок.
Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии,
творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать
вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и
литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию
современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает
эффективность групповой и самостоятельной работы.
Но успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя.
Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю–новатору
становится самому интересно овладевать СОТ и использовать их в учебно – воспитательном
процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его
авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание
Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной,
рефлексивной деятельности учащихся. Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм
работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала
личности.
Я считаю, применение информационных технологий необходимым на уроках
русского
языка
и
литературы
и
мотивирую
это
тем,
что
они
способствуют
совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать
самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к
урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что
активизирует учебную деятельность.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А.
Сухомлинский. Применение игровых технологий на уроках русского языка в комплексе с
другими методами и приемами организации учебных занятий дает возможность укрепить
мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать
положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Игра является одной из любимых
форм работы учащихся на уроке, раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает
чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на
восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение
ребенка. Установку на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с
использованием слайдов, рисунков. Следующим структурным элементом игры являются
игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических
(учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Обязательным структурным
элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал,
выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).
Примеры:
Дидактическая игра: « Все наоборот».
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное
+ существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –
чн-.
Игрушка для елки -…(елочная игрушка)
Герой сказки - … (сказочный герой)
Сок яблока -… (яблочный сок)
Суп из молока -…(молочный суп)
Варенье из клубники-… (клубничное варенье)
Каша из гречки-… (гречневая каша)
Вода из речки-… (речная вода)
Скважина в замке -…(замочная скважина)
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.
Игра «Найди пару».
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны
слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой
столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет,
сверкает, дует, трещит.
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово,
обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.
Коррекция личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через
нравственное воспитание на уроках чтения и развития речи
Учитель: Лашова А.М.
2014 - 2015 уч. год
Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.
К. Д. Ушинский
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного
воспитания. Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими
нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость,
мужество, сострадание, взаимопомощь, выручка, толерантность и т.д. Главным условием
решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения и
развития речи» в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с отклонениями в
умственном развитии является организация личностно значимого для ученика полноценного
чтения с элементами анализа художественных произведений.
Читая и анализируя предложенный специально разработанной для этих учащихся
программой тексты, учащийся должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и
лжи, любви и ненависти, о добре и зле, возможностях человека и его месте в окружающем
его мире.
Основой формирования нравственных позиций является оценка. Оценивая поступки главных
героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо».
Задача учителя - организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации,
заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором,
эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими
словами - сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
Умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
Сопереживать героям и автору, понять главную мысль произведения, его идею;
Осознать свою позицию и передать ее в форме устной речи.
С целью формирования и развития у учащихся нравственных позиций на уроках чтения
поставлю перед собой ряд задач:
- формирование коммуникативной компетенции через раскрытие субъективного опыта
учащихся с использованием разнообразных форм и методов организации учебной
деятельности;
- активизация эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и
воображения детей.
Изучая произведения по теме «Спешите делать добро» (5 класс) развивая нравственную
культуру поведения во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми, соотношу
поступки и характеристики героев, обобщаю знания о необходимости и востребованности
таких понятий, как «товарищество», «взаимовыручка», «дружба», «доброе отношение к
людям». Коллективное обсуждение поставленных перед учащимися вопросов об
уважительном отношении к старшему поколению способствует уточнению нравственных
представлений «уважение», «опыт», «отзывчивость», «доброта». Всё это что способствует
обогащению жизненного опыта детей, так как затрагивают их отношения с близкими,
рассматривается круг их интересов:
1. На кого вы хотите быть похожими и почему?
2. В каких произведениях говорится о добре, добром отношении к окружающим?
3. Почему нужно уважать старших?
4.Назовите пословицы, подходящие по смыслу к пройденным рассказам.
5. Продолжи пословицу.
Формирую нравственные ценности у детей путем их ознакомления с жизнью и подвигами
героев земли Русской, которые являются высоким нравственным примером для учащихся.
Так, на уроке чтения по теме «Рассказы о русском подвиге» (6 класс) на этапе проверки
уровня знаний использую задания в виде тестов, в которых нужно выбрать нужный ответ и
объяснить высказывание.
«Героями не рождаются, героями становятся. Тебе заслужить медаль, тебе и носить». Чьи это
слова?
Кутузов.
Наполеон.
Суворов.
Раевский.
Объясните данное высказывание.
На этапе обобщения провожу обобщающую беседу:
- Как вы думаете, почему люди хранят память о русских воинах, о тех событиях?
- Почему, имея численное превосходство, Наполеон проиграл войну?
- Чему учили своих солдат наши прославленные полководцы?
- Служат ли примером для нас подвиги русских воинов и генералов? Почему?
- Какие войска есть в наше время? Что они делают?
- Какими качествами должен обладать современный военнослужащий?
Формируя образ «героя», «победителя», уточняем такие понятия, как «заслуженная награда»,
«медаль», «образ жизни» и «пример для подражания».
Из-за слабо усваиваемых сведений, затруднения применения их на практике,
неполноценности чувственного опыта, бедности словаря, примитивности высказываний,
ограниченного представления о предметах и явлениях окружающего мира у умственно
отсталых детей на уроках применяем такие средства как мимика, жест, драматизация,
выразительное чтение, чтение по ролям, прослушивание текста в записи.
Например, при изучении стихотворения С.Михалкова «Будь человеком» (5 класс) на этапе
осмысления учебного материала даю задание оценить поступок человека, разорившего
муравейник, что позволяет закрепить в сознании детей такие понятия, как «миролюбивый»,
«эгоист», «Человек», активизирую эмоционально-волевую сферу учащихся с помощью
вариативного чтения:
- Прочитай отрывок строго, грустно, весело, с возмущением.
К большинству читаемых рассказов, стихотворений учащиеся готовят рисунки, при этом
делают это с большим желанием и удовольствием.
Принимая во внимание нарушение у умственно отсталых учащихся связей между
предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием, при изучении
рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (7 класс) использую такие приёмы работы,
которые повышают воспитательное воздействие художественных произведений:
выразительное чтение, сравнение поступков персонажей с их собственным поведением. Эти
приёмы позволяют закрепить понятия «взаимовыручка», «поддержка», «смелость»,
«самообладание», «решительность», «мужество», «трусость». Например: Чему нас учат
взаимоотношения двух персонажей: Жилина и Костылина?
Осуществляя межпредметную связь, при изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Бородино» (7 класс) формирую представления о том, как исторические события отражаются
в искусстве и литературе. Понятия «мужество», «героизм», «любовь и преданность Родине»
закрепляю, проводя параллель между понятиями «богатырь» и «защитник». На этапе
применения знаний и умений оптимизирую процесс понимания, запоминания и усвоения
учебного материала, использую специальные коррекционные упражнения. Закрепляем
понятия «достоинство», «готовность пожертвовать жизнью за Отчизну», «патриот»,
«решительность», «мужество», «гордость за своих товарищей». Работа над уточнением
образа героя способствует самостоятельному выбору детей из предложенных качеств
наиболее приемлемых и характеризующих русского солдата.
Формируя умения умственно отсталых детей думать над прочитанным, сопереживать
героям, оценивать их поступки, осмысливать их проблемы, соотносить их жизнь со своей,
стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами использую
метод беседы. Считаю его оптимальным при изучении произведений, заставляющих
задуматься над каким-либо вопросом: например, в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» (9
класс):
- Справедливо ли будет наказан Денис Григорьев?
-Как вы относитесь к злоумышленникам нашего времени - похитителям цветного металла?
На этапе систематизации знаний ученики высказывают своё отношение к персонажу, и,
связав материал с современными реалиями, определяют, каковы могут быть последствия
беспечности, к чему она приводит и какую ответственность понесёт человек за содеянное.
Работа над определениями позволяет разобраться в человеческих качествах, таких как
«безответственность», «воровство», «необразованность». С помощью приёма соотнесения
ученики выбирают из предложенных черт характера наиболее свойственные и нужные
человеку и закрепляют их:
Зависть простой деловой
жадность справедливый хитрый
скупость добрый хозяйственный
лживость смелый находчивый
лень трудолюбивый пассивный
ум мстительный скромный
ответственность заботливый вежливый
На каждом уроке чтения стараюсь проводить разнообразную работу с пословицами и
поговорками. Постепенно анализ пословиц усложняю, включая в него сравнение,
сопоставление мыслей о трудолюбии, дружбе, о любви к Родине смелости и трусости, правде
и лжи.
На этапе систематизации и обобщения предлагаю выбрать из предложенных пословиц,
наиболее точно подтверждающие смысл произведения. На этапе актуализации темы урока
даю задание: «Пословицы «рассыпались», соберите их; на этапе организации класса -
задание: восстановите пословицу по этим словам.
Большое нравственное значение оказывают на учащихся внеклассные мероприятия:
Э. Н. Успенский «В кругу друзей», А. Лиханов «Спасём детей - спасём Россию», «Лев
Толстой и дети», «Творчество Агнии Барто», а также конкурсы чтецов: «Творчество
Некрасова глазами детей», «Люблю тебя, мой край родной». Все эти мероприятия оказывают
большое нравственное воздействие на учащихся, так как создание тёплой атмосферы
человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова,
позволяют детям раскрыться, быть активными участниками каждого мероприятия.
Таким образом, для воспитания нравственных ценностей на уроках чтения и развития речи
добиваюсь того, чтобы дети на уроке:
- думали над прочитанным;
- сопереживали героям;
- оценивали их поступки;
- осмысливали их проблемы;
- соотносили их жизнь со своей жизнью;
- старались поступать в соответствии с нравственными нормами.
Чтение и развитие речи - учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока:
на таких уроках формируется нравственная позиция учащихся, прививается чувство любви к
родному языку, через устную речь осмысливаются общечеловеческие ценности,
воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка,
усвоение всех других дисциплин.
Теперь рассмотрим поподробнее некоторые приемы работы в рамках ФГОС.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе
успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- эссе;
- ключевые термины;
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Приём «Ассоциативный ряд». К теме или конкретному понятию урока нужно
выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим. Если ряд получился
сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя
записанные слова, затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить
новые слова в ассоциативный ряд, оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце
урока вернуться, что-либо добавить или стереть. Пример. Сентиментализм. Ассоциации:
чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение:
сентиментализм – литературное направление, возводящее в культ чувство. Или на уроке
литературы можно предложить игру со словом. При изучении творчества писателя, глядя на
его портрет, пусть ребята назовут ассоциации, связанные с этим человеком. После этого они
более заинтересованно будут воспринимать материал урока.
Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать
наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную
тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ
называют «наглядным мозговым штурмом».
Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 5 классе. Тема
урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагалось вспомнить, что им
известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель
фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде
кластеров.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия,
чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это
возможность получить обратную связь.
Все чаще современные учителя стали использовать синквейн.(приём технологии
развития критического мышления, на стадии рефлексии).
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий
синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может
показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.
Пример синквейна:
русский язык
живой, удивительный
учит, объясняет, творит
Берегите наш родной язык!
познание
Заключение.
Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий,
методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?
Ответ прост - нужен адаптивный урок.
Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную
среду урока.
Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения
становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными
методиками.
Итак, современный урок для детей с ОВЗ - это:
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и
т.п.);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
урок, содержащий разные виды деятельности.
урок, на котором ученику должно быть комфортно.
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной
активности ученика.
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и
увлеченности.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему
учителя.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что
ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И,
может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о
глаза говорящего».