Автор: Шпак Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 30 "Росинка"
Населённый пункт: г. Минусинск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование технологии наглядного моделирования для развития речи у детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Многолетний опыт работы убедил меня в том, что овладение родным языком
является одним из основных элементов формирования личности и тесно связан с
умственным, нравственным, эстетическим развитием. Отставание в развитии речи может
привести к задержке психических функций и, прежде всего мышления.
Нормально развивающийся ребенок овладевает речью под влиянием общения со
взрослыми: сначала он начинает понимать обращенную к нему речь, а к концу первого
началу второго года жизни произносит первые осмысленные слова. Речь ребенка
продолжает развиваться под непрерывным воздействием общения с окружающими.
Результаты стартового обследования, которое провожу, в первые две недели
сентября показывают, что у детей (имеющих общее недоразвитие речи) по разным
причинам, в различной форме и степени такое речевое общение нарушено. У них резко
ограниченный словарный запас, нарушена слоговая структура слов, низкий уровень
фразовой речи, наблюдается отставание в овладении грамматическим строем родного
языка, навыками связной, прежде всего монологической, речи.
Поэтому, одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми в группе
компенсирующей
направленности
для
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи,
является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для
наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для развития у
детей коммуникативных способностей, а так же подготовке детей к предстоящему
школьному обучению.
Перед нами возникла проблема поиска наиболее эффективных методов и приемов
развития связной речи у детей с ослабленным механизмом запоминания.
Апробировав
различные
методики
и
рекомендации
по
обучению
связному
высказыванию, я выбрала для работы с детьми методику Валентины Константиновны
Воробьевой, поскольку она, на мой взгляд, очень интенсивна, оптимальна, за короткое
время позволяет добиться колоссальных результатов по развитию связной речи детей.
Перспективным
направлением
совершенствования
процесса
коррекционно-
развивающего обучения по формированию связной монологической речи у детей с ТНР
(тяжелыми нарушениями речи), на мой взгляд, является использование наглядного
моделирования.
Использование
заместителей
и
наглядных
моделей
развивает
умственные
способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и
наглядного
моделирования
(использование
условных
обозначений,
чертежей,
схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и
наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают
взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Вся методика В.К. Воробьевой построена именно на наглядном моделировании: и
предложений, и рассказов-описаний, и составления рассказа по картине и по серии
сюжетных картин.
Необходимо отметить, что сложность обучения описанию состоит в том, что для
составления такого рассказа у детей, недостаточно накопленного опыта, поэтому
необходима активная интеллектуальная работа по выделению признаков и свойств
предмета или явления.
Во время образовательной деятельности по формированию связной речи при
рассматривании предметов использую сенсорно-графическую схему, отражающую
каналы получения информации о признаках предметов:
зрительный
– символ "глаз" - через него дети учатся вычленять признаки цвета,
формы, величины, места нахождения, способа передвижения.
обонятельный
– символ "нос" – помогает определять запах, аромат.
тактильный – символ "рука" – через него дети определяют фактурные качества
предмета (твердый, мягкий, гладкий, пушистый, тяжелый, легкий, упругий и т.д.).
вкусовой
– символ "рот" - через него узнают вкусовые ощущения (сладкий,
кислый, пресный, горький, сочный).
слуховой
– символ "ухо" - способ обнаружения предмета.
Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и
закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Дополнительными символами являются:
символ "?" – для обозначения логических признаков, а именно, принадлежность
предмета к определенной обобщающий группе (овощи, фрукты, игрушки).
символ "+" – польза и " – " – вред.
символ "два глаза" – среда обитания (где можно увидеть?).
символ "газовая плита" – что или как готовят.
символ "детская коляска" – детёныши.
В процессе работы использую следующую методику
составления описания с помощью моделирования
На I этапе рассказ-описание составляется воспитателем совместно со всеми детьми
группы.
1.
Прежде всего, узнавание и называние предмета.
2.
Затем обследуем предмет и подбираем символы, помогающие выделить свойства
предмета. На I этапе составления выбор символов идет из двух предлагаемых, а в
дальнейшем количество предлагаемых характеристик увеличивается.
3.
Далее строим схему, то есть наглядно-графический план, который складывается на
наборном полотне.
4.
После построения схемы взрослый дает образец описательного рассказа.
Далее
аналогичные
схемы-модели
дети
составляют
подгруппами
или
индивидуально на других предметах описания, после чего, переходим от составления
описательного рассказа по схеме – модели с помощью педагога к самостоятельному
высказыванию.
Понимание смысла составленного рассказа-описания можно проверить, применив
такие приемы:
взрослый описывает предмет, ребенок раскладывает карточки, потом повторяет
рассказ;
на полотне располагаются все карточки, кроме первой, взрослый описывает
предмет по плану-схеме, дети угадывают, что это, затем повторяют описание;
взрослый начинает описание, ребенок продолжает его по оставшимся карточкам;
дети самостоятельно придумывают рассказ по плану, данному взрослым;
ребенок сам раскладывает карточки и придумывает рассказ;
Детям очень нравятся такие игры, как:
игра "Карточка обиделась". От одной до трех карточек повернуты изображением
вниз. Ребенок составляет описание предмета, включая в рассказ закрытые пункты плана;
игра "Карточки разбежались". Взрослый предлагает детям составить рассказ-
описание, чтобы помочь Незнайке, от которого убежали все карточки. Детям приходится
составлять описание, удерживая в памяти план рассказа.
Для того чтобы высказывания детей были более полными, отражающими реальный
предмет
или
событие
использую подготовительные
упражнения (на
материале
лексических тем перспективного плана занятий по всем видам деятельности):
на развитие наблюдательности.
узнавание предмета по его описанию (загадки).
сравнение предмета по существенным признакам.
словарные и грамматические упражнения для обогащения словаря названиями
признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка ("Назови по-
другому"; "Какой, какая, какое?").
упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на
зрительное и тактильное восприятие предмета.
На занятиях по составлению описаний использую натуральные предметы, муляжи,
красочные игрушки. Для повышения эмоционального настроя, побуждения к более
детальному описанию привлекаю кукольные персонажи, сказочных и мультяшных
героев, которые "интересуются" рассказом ребенка.
Мотивацию
деятельности
обеспечиваю
путем
создания
проблемных
ситуаций: Угадай предмет; Загадай-ка; Ты увидел котенка, уговори маму купить его,
расскажи какой он; Ты увидел в магазине забавную игрушку, расскажи о ней по
телефону другу, чтобы он представил ее себе. Речевую деятельность детей активизирую
письменной речью (Ты расскажешь, а я запишу, и мы пошлем письмо Деду Морозу;
Письмо-рассказ о празднике заболевшему другу).
Таким образом, включение наглядных моделей в процесс обучения составлению
рассказа позволило более целенаправленно развивать связную речь детей.
Результаты промежуточного обследования состояния речевого развития детей (в
группах компенсирующей направленности это проводится в конце каждого года
обучения) показывают, что ведение систематической работы по развитию связной
монологической речи с использованием методики В.К. Воробьевой эффективно,
оптимально и позволяет за короткое время добиться положительных результатов в
развитии монологической речи детей.
Кроме того, использование моделирования оказывает разностороннее воздействие
на познавательное развитие детей и формирование речемыслительной деятельности,
способствует активизации зрительного, речевого и тактильного восприятия, памяти,
внимания, наблюдательности. Применение моделей позволяет педагогу создать такие
ситуации, в которых дети проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают
языковым материалом, речевыми навыками и умениями, повышают уровень речевого
развития.
Данный опыт показывает, что приобретенные детьми навыки и умения в
дальнейшем облегчают процесс школьного обучения, что подтверждается диагностикой
адаптации детей к школе.