Напоминание

Использование технологии наглядного моделирования для развития речи у детей с ТНР


Автор: Шпак Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 30 "Росинка"
Населённый пункт: г. Минусинск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование технологии наглядного моделирования для развития речи у детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Многолетний опыт работы убедил меня в том, что овладение родным языком

является одним из основных элементов формирования личности и тесно связан с

умственным, нравственным, эстетическим развитием. Отставание в развитии речи может

привести к задержке психических функций и, прежде всего мышления.

Нормально развивающийся ребенок овладевает речью под влиянием общения со

взрослыми: сначала он начинает понимать обращенную к нему речь, а к концу первого

началу второго года жизни произносит первые осмысленные слова. Речь ребенка

продолжает развиваться под непрерывным воздействием общения с окружающими.

Результаты стартового обследования, которое провожу, в первые две недели

сентября показывают, что у детей (имеющих общее недоразвитие речи) по разным

причинам, в различной форме и степени такое речевое общение нарушено. У них резко

ограниченный словарный запас, нарушена слоговая структура слов, низкий уровень

фразовой речи, наблюдается отставание в овладении грамматическим строем родного

языка, навыками связной, прежде всего монологической, речи.

Поэтому, одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми в группе

компенсирующей

направленности

для

детей

с

тяжелыми

нарушениями

речи,

является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для

наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для развития у

детей коммуникативных способностей, а так же подготовке детей к предстоящему

школьному обучению.

Перед нами возникла проблема поиска наиболее эффективных методов и приемов

развития связной речи у детей с ослабленным механизмом запоминания.

Апробировав

различные

методики

и

рекомендации

по

обучению

связному

высказыванию, я выбрала для работы с детьми методику Валентины Константиновны

Воробьевой, поскольку она, на мой взгляд, очень интенсивна, оптимальна, за короткое

время позволяет добиться колоссальных результатов по развитию связной речи детей.

Перспективным

направлением

совершенствования

процесса

коррекционно-

развивающего обучения по формированию связной монологической речи у детей с ТНР

(тяжелыми нарушениями речи), на мой взгляд, является использование наглядного

моделирования.

Использование

заместителей

и

наглядных

моделей

развивает

умственные

способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и

наглядного

моделирования

(использование

условных

обозначений,

чертежей,

схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и

наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают

взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Вся методика В.К. Воробьевой построена именно на наглядном моделировании: и

предложений, и рассказов-описаний, и составления рассказа по картине и по серии

сюжетных картин.

Необходимо отметить, что сложность обучения описанию состоит в том, что для

составления такого рассказа у детей, недостаточно накопленного опыта, поэтому

необходима активная интеллектуальная работа по выделению признаков и свойств

предмета или явления.

Во время образовательной деятельности по формированию связной речи при

рассматривании предметов использую сенсорно-графическую схему, отражающую

каналы получения информации о признаках предметов:

зрительный

– символ "глаз" - через него дети учатся вычленять признаки цвета,

формы, величины, места нахождения, способа передвижения.

обонятельный

– символ "нос" – помогает определять запах, аромат.

тактильный – символ "рука" – через него дети определяют фактурные качества

предмета (твердый, мягкий, гладкий, пушистый, тяжелый, легкий, упругий и т.д.).

вкусовой

– символ "рот" - через него узнают вкусовые ощущения (сладкий,

кислый, пресный, горький, сочный).

слуховой

– символ "ухо" - способ обнаружения предмета.

Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и

закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Дополнительными символами являются:

символ "?" – для обозначения логических признаков, а именно, принадлежность

предмета к определенной обобщающий группе (овощи, фрукты, игрушки).

символ "+" – польза и " – " – вред.

символ "два глаза" – среда обитания (где можно увидеть?).

символ "газовая плита" – что или как готовят.

символ "детская коляска" – детёныши.

В процессе работы использую следующую методику

составления описания с помощью моделирования

На I этапе рассказ-описание составляется воспитателем совместно со всеми детьми

группы.

1.

Прежде всего, узнавание и называние предмета.

2.

Затем обследуем предмет и подбираем символы, помогающие выделить свойства

предмета. На I этапе составления выбор символов идет из двух предлагаемых, а в

дальнейшем количество предлагаемых характеристик увеличивается.

3.

Далее строим схему, то есть наглядно-графический план, который складывается на

наборном полотне.

4.

После построения схемы взрослый дает образец описательного рассказа.

Далее

аналогичные

схемы-модели

дети

составляют

подгруппами

или

индивидуально на других предметах описания, после чего, переходим от составления

описательного рассказа по схеме – модели с помощью педагога к самостоятельному

высказыванию.

Понимание смысла составленного рассказа-описания можно проверить, применив

такие приемы:

взрослый описывает предмет, ребенок раскладывает карточки, потом повторяет

рассказ;

на полотне располагаются все карточки, кроме первой, взрослый описывает

предмет по плану-схеме, дети угадывают, что это, затем повторяют описание;

взрослый начинает описание, ребенок продолжает его по оставшимся карточкам;

дети самостоятельно придумывают рассказ по плану, данному взрослым;

ребенок сам раскладывает карточки и придумывает рассказ;

Детям очень нравятся такие игры, как:

игра "Карточка обиделась". От одной до трех карточек повернуты изображением

вниз. Ребенок составляет описание предмета, включая в рассказ закрытые пункты плана;

игра "Карточки разбежались". Взрослый предлагает детям составить рассказ-

описание, чтобы помочь Незнайке, от которого убежали все карточки. Детям приходится

составлять описание, удерживая в памяти план рассказа.

Для того чтобы высказывания детей были более полными, отражающими реальный

предмет

или

событие

использую подготовительные

упражнения (на

материале

лексических тем перспективного плана занятий по всем видам деятельности):

на развитие наблюдательности.

узнавание предмета по его описанию (загадки).

сравнение предмета по существенным признакам.

словарные и грамматические упражнения для обогащения словаря названиями

признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка ("Назови по-

другому"; "Какой, какая, какое?").

упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на

зрительное и тактильное восприятие предмета.

На занятиях по составлению описаний использую натуральные предметы, муляжи,

красочные игрушки. Для повышения эмоционального настроя, побуждения к более

детальному описанию привлекаю кукольные персонажи, сказочных и мультяшных

героев, которые "интересуются" рассказом ребенка.

Мотивацию

деятельности

обеспечиваю

путем

создания

проблемных

ситуаций: Угадай предмет; Загадай-ка; Ты увидел котенка, уговори маму купить его,

расскажи какой он; Ты увидел в магазине забавную игрушку, расскажи о ней по

телефону другу, чтобы он представил ее себе. Речевую деятельность детей активизирую

письменной речью (Ты расскажешь, а я запишу, и мы пошлем письмо Деду Морозу;

Письмо-рассказ о празднике заболевшему другу).

Таким образом, включение наглядных моделей в процесс обучения составлению

рассказа позволило более целенаправленно развивать связную речь детей.

Результаты промежуточного обследования состояния речевого развития детей (в

группах компенсирующей направленности это проводится в конце каждого года

обучения) показывают, что ведение систематической работы по развитию связной

монологической речи с использованием методики В.К. Воробьевой эффективно,

оптимально и позволяет за короткое время добиться положительных результатов в

развитии монологической речи детей.

Кроме того, использование моделирования оказывает разностороннее воздействие

на познавательное развитие детей и формирование речемыслительной деятельности,

способствует активизации зрительного, речевого и тактильного восприятия, памяти,

внимания, наблюдательности. Применение моделей позволяет педагогу создать такие

ситуации, в которых дети проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают

языковым материалом, речевыми навыками и умениями, повышают уровень речевого

развития.

Данный опыт показывает, что приобретенные детьми навыки и умения в

дальнейшем облегчают процесс школьного обучения, что подтверждается диагностикой

адаптации детей к школе.



В раздел образования