Автор: Назарова Надежда Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа 565
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Проблема воспитания и развития «особого» ребенка
Раздел: начальное образование
Проблема воспитания и развития «особого» ребенка
По мнению отечественных ученых , рождение ребенка с
особенностями здоровья всегда является стрессом для семьи, вследствие
психологической нагрузки семья структурно деформируется, она беспомощна,
ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и
внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные
нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей
ситуации.
Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится
непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной
ситуации. Таким семьям необходима комплексная помощь квалифицированных
специалистов, включая психолого-педагогическое сопровождение.
В последнее время термин «сопровождение» достаточно часто
употребляется педагогами, психологами и другими специалистами в различных
ситуациях и применительно к различным задачам.
С нашей точки зрения, понимание сути психолого-педагогического
сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, в наибольшей степени предполагает нахождение
рядом, «аккомпанирование» семье в решении проблем. Деятельность
специалистов не должна основываться на жестком директивном ведении и
контроле.
К работе с семьей, имеющей ребенка с особенностями здоровья, следует
подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на
опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение
мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его
развития.
Результативность деятельности по сопровождению данной категории
семей обусловлена способностью специалистов по сопровождению
устанавливать и поддерживать особый тип доверительных отношений, которые
в течение длительного времени гарантируют психологическую и социальную
безопасность, конфиденциальность, доверие, поддержку и помощь в решении
задач, связанных с воспитанием «особого» ребенка.
Процесс психолого-педагогического сопровождения не может быть
ограничен разовой консультацией или советом, а должен представлять собой
долговременную деятельность, которая начинается с момента появления в
семье ребёнка с особенностями в здоровье.
Основными функциями специалистов, участвующих в психологопедагогическом сопровождении
семьи с ребенком ОВЗ являются:
· коррекция эмоционального состояния, формирование «здорового»
отношения особенностям здоровья;
· оказание помощи в адаптации ребёнка и установлении, и расширении
связей с социумом;
· использование ресурсов семьи, оказание помощи в преодолении кризисных
ситуаций.
Следует отметить, что семья, имеющая ребенка с ОВЗ, не обязательно
считается «проблемной семьей», т.е. семьей, где родители не способны
конструктивно решать задачи развития на каждом этапе жизненного цикла. В
первую очередь, для ребенка семья становится проблемной в зависимости от
отношения к нему родителей [2].
Работа специалистов по психологическому сопровождению семьи
осуществляется по нескольким направлениям, что обеспечивает своеобразный
перевод из состояния неблагополучия в состояние психологического комфорта.
Для того чтобы сопровождение семей, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями было эффективным, необходимо определить
основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи данной категории в
современном обществе. Все их условно можно разделить на три группы:
· материальные и жилищно-бытовые проблемы;
· психолого-педагогические проблемы;
· медико-социальные проблемы.
В рамках сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ следует уделить особое
внимание психолого-педагогическим проблемам и способам их решения. Одно
из приоритетных направлений помощи семьям детей-инвалидов является
создание доброжелательной среды, психологическая поддержка родителей,
индивидуальное сопровождение семей в сложных жизненных ситуациях,
вовлечение семей детей-инвалидов в коллективные формы взаимодействия:
совместные творческие мероприятия, обмен опытом, моральная поддержка
В статье рассматриваются особенности развития воображения у дошкольников на
примере разработанной психолого-педагогической программы на базе английского языка.
Ключевые слова: воображение, сюжетно-ролевая игра, диагностическая методика.
В первые семь лет жизни закладываются основы многих видов
деятельности ребёнка, психические качества и свойства будущей
самостоятельной личности, именно в этом возрасте необходимо интенсивно
развивать познавательные процессы. Поэтому этот первый этап жизни можно
назвать одним из самых важных в развитии человека. И никто иной, как
взрослый должен помочь ему в этом развитии, так как дошкольник ещё
несамостоятелен в построении внутренней позиции. Любой дошкольник
должен иметь всесторонне развитое воображение для дальнейшего общения и
взаимодействия с окружающим миром и людьми, что говорит об актуальности
развития творческих способностей у дошкольников. Основываясь на этом, была
разработана программа по развитию воображения для
обучающихся дошкольного возраста и апробирована на базе Образовательного
центра .
Воображение – это способность сознания создавать образы,
представления, идеи и манипулировать ими (Л.С. Выготский). Детское
воображение в своём развитии подчинено тем же самым законам, каким
следуют другие психические процессы. Главным видом деятельности, где
проявляется творческое воображение детей, совершенствуются познавательные
процессы, становятся сюжетно-ролевые игры. Исходя из данного определения,
целью программы является развитие воображения обучающихся дошкольно