Напоминание

Проблема воспитания и развития «особого» ребенка


Автор: Назарова Надежда Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа 565
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Проблема воспитания и развития «особого» ребенка
Раздел: начальное образование





Назад




Проблема воспитания и развития «особого» ребенка

По мнению отечественных ученых , рождение ребенка с

особенностями здоровья всегда является стрессом для семьи, вследствие

психологической нагрузки семья структурно деформируется, она беспомощна,

ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и

внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные

нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей

ситуации.

Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится

непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной

ситуации. Таким семьям необходима комплексная помощь квалифицированных

специалистов, включая психолого-педагогическое сопровождение.

В последнее время термин «сопровождение» достаточно часто

употребляется педагогами, психологами и другими специалистами в различных

ситуациях и применительно к различным задачам.

С нашей точки зрения, понимание сути психолого-педагогического

сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными

возможностями здоровья, в наибольшей степени предполагает нахождение

рядом, «аккомпанирование» семье в решении проблем. Деятельность

специалистов не должна основываться на жестком директивном ведении и

контроле.

К работе с семьей, имеющей ребенка с особенностями здоровья, следует

подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на

опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение

мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его

развития.

Результативность деятельности по сопровождению данной категории

семей обусловлена способностью специалистов по сопровождению

устанавливать и поддерживать особый тип доверительных отношений, которые

в течение длительного времени гарантируют психологическую и социальную

безопасность, конфиденциальность, доверие, поддержку и помощь в решении

задач, связанных с воспитанием «особого» ребенка.

Процесс психолого-педагогического сопровождения не может быть

ограничен разовой консультацией или советом, а должен представлять собой

долговременную деятельность, которая начинается с момента появления в

семье ребёнка с особенностями в здоровье.

Основными функциями специалистов, участвующих в психологопедагогическом сопровождении

семьи с ребенком ОВЗ являются:

· коррекция эмоционального состояния, формирование «здорового»

отношения особенностям здоровья;

· оказание помощи в адаптации ребёнка и установлении, и расширении

связей с социумом;

· использование ресурсов семьи, оказание помощи в преодолении кризисных

ситуаций.

Следует отметить, что семья, имеющая ребенка с ОВЗ, не обязательно

считается «проблемной семьей», т.е. семьей, где родители не способны

конструктивно решать задачи развития на каждом этапе жизненного цикла. В

первую очередь, для ребенка семья становится проблемной в зависимости от

отношения к нему родителей [2].

Работа специалистов по психологическому сопровождению семьи

осуществляется по нескольким направлениям, что обеспечивает своеобразный

перевод из состояния неблагополучия в состояние психологического комфорта.

Для того чтобы сопровождение семей, воспитывающих детей с

ограниченными возможностями было эффективным, необходимо определить

основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи данной категории в

современном обществе. Все их условно можно разделить на три группы:

· материальные и жилищно-бытовые проблемы;

· психолого-педагогические проблемы;

· медико-социальные проблемы.

В рамках сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ следует уделить особое

внимание психолого-педагогическим проблемам и способам их решения. Одно

из приоритетных направлений помощи семьям детей-инвалидов является

создание доброжелательной среды, психологическая поддержка родителей,

индивидуальное сопровождение семей в сложных жизненных ситуациях,

вовлечение семей детей-инвалидов в коллективные формы взаимодействия:

совместные творческие мероприятия, обмен опытом, моральная поддержка

В статье рассматриваются особенности развития воображения у дошкольников на

примере разработанной психолого-педагогической программы на базе английского языка.

Ключевые слова: воображение, сюжетно-ролевая игра, диагностическая методика.

В первые семь лет жизни закладываются основы многих видов

деятельности ребёнка, психические качества и свойства будущей

самостоятельной личности, именно в этом возрасте необходимо интенсивно

развивать познавательные процессы. Поэтому этот первый этап жизни можно

назвать одним из самых важных в развитии человека. И никто иной, как

взрослый должен помочь ему в этом развитии, так как дошкольник ещё

несамостоятелен в построении внутренней позиции. Любой дошкольник

должен иметь всесторонне развитое воображение для дальнейшего общения и

взаимодействия с окружающим миром и людьми, что говорит об актуальности

развития творческих способностей у дошкольников. Основываясь на этом, была

разработана программа по развитию воображения для

обучающихся дошкольного возраста и апробирована на базе Образовательного

центра .

Воображение – это способность сознания создавать образы,

представления, идеи и манипулировать ими (Л.С. Выготский). Детское

воображение в своём развитии подчинено тем же самым законам, каким

следуют другие психические процессы. Главным видом деятельности, где

проявляется творческое воображение детей, совершенствуются познавательные

процессы, становятся сюжетно-ролевые игры. Исходя из данного определения,

целью программы является развитие воображения обучающихся дошкольно



В раздел образования