Автор: Климчук Ульяна Михайловна
Должность: учитель физики математики
Учебное заведение: МБОУСОШ №2 им С.М. Валеева
Населённый пункт: с. Черниговка Приморский край
Наименование материала: спец курс по физике
Тема: " Практикум по решению задач"
Раздел: полное образование
Программа спецкурса по физике
«Практикум по решению задач» (10-11 класс)
Пояснительная записка
Цель курса: расширение теоретических и практических знаний по физике через решение
задач повышенной сложности.
Задачи курса:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
- овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств веществ,
решения
физических
задач,
самостоятельного
приобретения
и
оценки
новой
информации физического содержания, использования современных информационных
технологий;
-
использование
приобретенных
знаний
и
умений
для
решения
практических,
жизненных задач.
Курс разработан для учащихся 10, 11 класса профильной школы с расширенным
изучением физики: 60 часов (10 класс – 30часов, 11 класс – 30 часов), 1 час в неделю.
Программа учитывает, что физика изучается как самостоятельный курс, но успешное
освоение содержания данного предмета и достижение более высокого уровня владения
навыками
требует
межпредметного
взаимодействия
с
курсом
математики,
химии,
астрономии, ОБЖ.
I.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
Учиться
признавать
противоречивость
и
незавершённость
своих
взглядов
на
мир,
возможность их изменения.
Оценивать
экологический
риск
взаимоотношений
человека
и
природы. Формировать
экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей
с точки зрения сохранения окружающей среды.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
конечный
результат,
выбирать
из
предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические
приборы, компьютер.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить
логичное
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных
связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации.
Использовать
различные
виды
чтения
(изучающее,
просмотровое,
ознакомительное,
поисковое), приемы слушания.
Самому
создавать
источники
информации
разного
типа
и
для
разных
аудиторий,
соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные
средства и сервисы.
Применение полученных знаний и умений для решения задач.
II Содержание учебного курса
10 класс
Тема №1 (2часа) Учебные физические задачи и их решения.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу
решения. Примеры задач всех видов. Общие требования при решении физических задач.
Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение
плана
решения
задач.
Числовой
расчет.
Использование
вычислительной
техники для
расчетов. Анализ решения. Технические недостатки при решении и его оформлении.
Различные
способы
и
приемы
решения
физических
задач:
алгоритмы,
аналогии,
геометрические приемы.
Тема №2 Кинематика – 5 часов
Кинематика материальной точки. Скорость и ускорение как векторы. Построение и чтение
графиков законов движения. Кинематические характеристики движения тел в различных
системах отсчета. Относительность движения. Классический закон сложения скоростей и
границы его применимости.
Тема№3. Динамика – 5 часов
Движения тел с переменной массой. Законы Ньютона
Силы
в
механике.
Центростремительное
ускорение.
Закон
Гука.
Закон
всемирного
тяготения. Силы инерции.
Тема №4 Механика жидкостей и газов – 5 часов.
Плотность
вещества.
Закон
Паскаля.
Гидростатическое
давление.
Закон
Архимеда.
Основные параметры, характеризующие состояние молекул. Число степеней свободы.
Закон
о
равномерном
распределении
энергии.
Основное
уравнение МКТ.
Уравнение
состояния идеального газа. Свойства газов. Изопроцессы. Закон Дальтона.
Тема №5 Тепловые явления – 5 часов.
Внутренняя энергия. Работа и теплота. Первый и второй закон термодинамики. Кипение.
Плавление. Работа при изотермическом и адиабатическом расширении газа. Цикл Карно.
КПД. Обратимые и необратимые процессы. Энтропия состояния.
Тема №6 Электростатика – 4 часов
Сохранение
заряда,
закон
Кулона.
Электрическое
поле.
Потенциал.
Закон
Гаусса
применительно
к
простым
симметрическим
системам,
таким
как
сфера,
цилиндр,
плоскость
и
т.д.
Электрический
дипольный
момент.
Конденсаторы,
емкость,
диэлектрическая проницаемость. Плотность энергии электрического поля.
Тема №7 Постоянный ток – 4 часов.
Ток. Сопротивление. Внутреннее сопротивление источников тока. Закон Ома. Законы
Кирхгофа. Работа и мощность постоянного тока. Законы постоянного тока.
11 класс
Тема №8 Электромагнетизм – 5 часов
Закон
электромагнитной
индукции.
Магнитный
моток.
Закон
электромагнитной
индукции.
Закон
Ленца.
Самоиндукция,
индуктивность,
магнитная
проницаемость,
плотность энергии магнитного поля.
Тема №9 Колебания и волны (механические) - 5 часов.
Механические
колебания
и
волны
в
природе.
Гармонические
колебания.
Уравнение
гармонических колебаний и его решение. Затухание и резонанс. Волны. Распространение
волн.
Продольные
и
поперечные
волны.
Линейная
поляризация.
Графическое
представление волн. Звуковые волны. Эффект Доплера. Измерение скорости звуковых
волн. Суперпозиция гармонических волн. Когерентность. Интерференция. Стоячие волны.
Дифракция.
Тема №10Электромагнитные колебания и волны – 5 часов.
Колебательный
контур, частота
колебаний.
Генерация
с
помощью
обратной
связи
и
резонанса.
Тема №11 Оптика -5 часов
Геометрическая оптика. Волновая оптика.
Тема №11 Микрофизика – 5 часов.
Фотоэлектрический
эффект.
Энергия
и
импульс
фотона.
Длина
волны
де
Бройля.
Энергетические
уровни
атомов
и
молекул.
Излучение
и
поглощение
энергии.
Энергетические уровни ядер. Альфа, - бета,- и гамма – распад. Закон радиоактивного
распада и период полураспада. Состав атомных ядер. Дефект масс, ядерные реакции.
Тема №12. Обобщение материала – 5 часов.
III Тематическое планирование
10 класс
№
Название темы
Количество часов
1.
Учебные физические задачи и их решения.
2
2.
Кинематика
5
3.
Динамика
5
4.
Механика жидкостей и газов
5
5.
Тепловые явления
5
6.
Электростатика
4
7.
Постоянный ток
4
11 класс
8.
Электромагнетизм
5
9.
Колебания и волны (механические)
5
10.
Электромагнитные колебания и волны
5
11.
Оптика
5
12.
Микрофизика
5
13.
Обобщение материала
5
всего
60