Напоминание

" Практикум по решению задач"


Автор: Климчук Ульяна Михайловна
Должность: учитель физики математики
Учебное заведение: МБОУСОШ №2 им С.М. Валеева
Населённый пункт: с. Черниговка Приморский край
Наименование материала: спец курс по физике
Тема: " Практикум по решению задач"
Раздел: полное образование





Назад




Программа спецкурса по физике

«Практикум по решению задач» (10-11 класс)

Пояснительная записка

Цель курса: расширение теоретических и практических знаний по физике через решение

задач повышенной сложности.

Задачи курса:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

- овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;

- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств веществ,

решения

физических

задач,

самостоятельного

приобретения

и

оценки

новой

информации физического содержания, использования современных информационных

технологий;

-

использование

приобретенных

знаний

и

умений

для

решения

практических,

жизненных задач.

Курс разработан для учащихся 10, 11 класса профильной школы с расширенным

изучением физики: 60 часов (10 класс – 30часов, 11 класс – 30 часов), 1 час в неделю.

Программа учитывает, что физика изучается как самостоятельный курс, но успешное

освоение содержания данного предмета и достижение более высокого уровня владения

навыками

требует

межпредметного

взаимодействия

с

курсом

математики,

химии,

астрономии, ОБЖ.

I.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и

объяснимости на основе достижений науки.

Учиться

признавать

противоречивость

и

незавершённость

своих

взглядов

на

мир,

возможность их изменения.

Оценивать

экологический

риск

взаимоотношений

человека

и

природы. Формировать

экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей

с точки зрения сохранения окружающей среды.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной

учебной деятельности.

Выдвигать

версии

решения

проблемы,

осознавать

конечный

результат,

выбирать

из

предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать

наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические

приборы, компьютер.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить

логичное

рассуждение,

включающее

установление

причинно-следственных

связей.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя

форму фиксации и представления информации.

Использовать

различные

виды

чтения

(изучающее,

просмотровое,

ознакомительное,

поисковое), приемы слушания.

Самому

создавать

источники

информации

разного

типа

и

для

разных

аудиторий,

соблюдать правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для

достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные

средства и сервисы.

Применение полученных знаний и умений для решения задач.

II Содержание учебного курса

10 класс

Тема №1 (2часа) Учебные физические задачи и их решения.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу

решения. Примеры задач всех видов. Общие требования при решении физических задач.

Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение

плана

решения

задач.

Числовой

расчет.

Использование

вычислительной

техники для

расчетов. Анализ решения. Технические недостатки при решении и его оформлении.

Различные

способы

и

приемы

решения

физических

задач:

алгоритмы,

аналогии,

геометрические приемы.

Тема №2 Кинематика – 5 часов

Кинематика материальной точки. Скорость и ускорение как векторы. Построение и чтение

графиков законов движения. Кинематические характеристики движения тел в различных

системах отсчета. Относительность движения. Классический закон сложения скоростей и

границы его применимости.

Тема№3. Динамика – 5 часов

Движения тел с переменной массой. Законы Ньютона

Силы

в

механике.

Центростремительное

ускорение.

Закон

Гука.

Закон

всемирного

тяготения. Силы инерции.

Тема №4 Механика жидкостей и газов – 5 часов.

Плотность

вещества.

Закон

Паскаля.

Гидростатическое

давление.

Закон

Архимеда.

Основные параметры, характеризующие состояние молекул. Число степеней свободы.

Закон

о

равномерном

распределении

энергии.

Основное

уравнение МКТ.

Уравнение

состояния идеального газа. Свойства газов. Изопроцессы. Закон Дальтона.

Тема №5 Тепловые явления – 5 часов.

Внутренняя энергия. Работа и теплота. Первый и второй закон термодинамики. Кипение.

Плавление. Работа при изотермическом и адиабатическом расширении газа. Цикл Карно.

КПД. Обратимые и необратимые процессы. Энтропия состояния.

Тема №6 Электростатика – 4 часов

Сохранение

заряда,

закон

Кулона.

Электрическое

поле.

Потенциал.

Закон

Гаусса

применительно

к

простым

симметрическим

системам,

таким

как

сфера,

цилиндр,

плоскость

и

т.д.

Электрический

дипольный

момент.

Конденсаторы,

емкость,

диэлектрическая проницаемость. Плотность энергии электрического поля.

Тема №7 Постоянный ток – 4 часов.

Ток. Сопротивление. Внутреннее сопротивление источников тока. Закон Ома. Законы

Кирхгофа. Работа и мощность постоянного тока. Законы постоянного тока.

11 класс

Тема №8 Электромагнетизм – 5 часов

Закон

электромагнитной

индукции.

Магнитный

моток.

Закон

электромагнитной

индукции.

Закон

Ленца.

Самоиндукция,

индуктивность,

магнитная

проницаемость,

плотность энергии магнитного поля.

Тема №9 Колебания и волны (механические) - 5 часов.

Механические

колебания

и

волны

в

природе.

Гармонические

колебания.

Уравнение

гармонических колебаний и его решение. Затухание и резонанс. Волны. Распространение

волн.

Продольные

и

поперечные

волны.

Линейная

поляризация.

Графическое

представление волн. Звуковые волны. Эффект Доплера. Измерение скорости звуковых

волн. Суперпозиция гармонических волн. Когерентность. Интерференция. Стоячие волны.

Дифракция.

Тема №10Электромагнитные колебания и волны – 5 часов.

Колебательный

контур, частота

колебаний.

Генерация

с

помощью

обратной

связи

и

резонанса.

Тема №11 Оптика -5 часов

Геометрическая оптика. Волновая оптика.

Тема №11 Микрофизика – 5 часов.

Фотоэлектрический

эффект.

Энергия

и

импульс

фотона.

Длина

волны

де

Бройля.

Энергетические

уровни

атомов

и

молекул.

Излучение

и

поглощение

энергии.

Энергетические уровни ядер. Альфа, - бета,- и гамма – распад. Закон радиоактивного

распада и период полураспада. Состав атомных ядер. Дефект масс, ядерные реакции.

Тема №12. Обобщение материала – 5 часов.

III Тематическое планирование

10 класс

Название темы

Количество часов

1.

Учебные физические задачи и их решения.

2

2.

Кинематика

5

3.

Динамика

5

4.

Механика жидкостей и газов

5

5.

Тепловые явления

5

6.

Электростатика

4

7.

Постоянный ток

4

11 класс

8.

Электромагнетизм

5

9.

Колебания и волны (механические)

5

10.

Электромагнитные колебания и волны

5

11.

Оптика

5

12.

Микрофизика

5

13.

Обобщение материала

5

всего

60



В раздел образования