Авторы: Яковлева Любовь Валерьевна, Журавлёва Светлана Анатольевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: ГБДОУ №60 Калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Проект
Тема: "Я и моя безопасность"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Я и моя безопасность» (тема «Один дома»)
(для детей старшей группы)
Вид проекта: информационный, познавательно-игровой, семейно-творческий.
Длительность проекта: 1 неделя
Участники: дети, воспитатели, родители детей
Цель проекта: формирование осознанного правильного поведения, позволяющего избежать
опасные ситуации дома и на улице.
Задачи:
-формировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, встречающихся
в быту;
-уточнить знания детей об электрическом токе;
-отработать защитное поведение ребёнка в случае насильственных действий путём тренинга;
-объяснить причины категорических запретов, уточнить понятия «можно», «нельзя», «опасно» и
т.д.
-формировать понимание причинно-следственных связей;
-формировать коммуникативные способности детей;
-обогатить словарный запас детей; развивать разговорную речь;
-формировать способности к словотворчеству;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
Материалы к проекту: см. на каждый день недели
1 этап (подготовительный)
Предварительная работа:
-работа с родителями (анкетирование по темам «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации
в жизни детей»);
-сбор информации по теме проекта; сбор литературы и иллюстраций по теме проекта.
2 этап (основной)
-Образовательная деятельность ( в течении недели)
-просмотр м/ф по теме проекта (серия «Уроки тётушки Совы» - на выбор)
-чтение сказок и рассказов; игры, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций.
3 этап (завершающий)
-выставка рисунков по теме проекта (тематика на выбор детей)
-рекомендация для родителей «Один дома»
Планируемый результат:
Воспитанники знают и соблюдают правила безопасного поведения дома, умеют действовать в
различных ситуациях.
Реализация проекта (2 этап)
Пояснение
ко второму этапу проекта
:
Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.
Каждый день имеет свою общую структуру: тема и цель дня, в конце дня подводятся итоги.
Понедельник
Тема дня «Спички – не игрушка»
Цель: разъяснить детям, какие ситуации могут возникать дома, как правильно действовать в этих
ситуациях, как их можно избежать.
Материалы: коробок спичек «Охотничьи», репродукция «Пожар»; картинки с номерами
«Пожарная помощь», «Скорая помощь», «Спасение 911»; покрывало; оранжевые ленточки по
числу детей в двойном размере; листы А4 по числу детей, фломастеры.
Беседа «Спички не тронь, в спичках огонь!»
Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Расширить представления детей о
предметах противопожарной безопасности.
Ход беседы:
В: Я хочу начать нашу беседу с загадки. Слушайте внимательно.
Из темницы сто сестер,
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой об стенку трут.
Чиркнут ловко раз и два —
Загорится голова.
Правильно! Это спички.
И сегодня мы поговорим о том, какую пользу они приносят и чем опасны.
В дальние времена, люди согревались у огня от холода, готовили себе пищу, он давал им свет.
Шло время, и люди «приручили» огонь и «поселили» в свои дома. Ребята, а у вас есть дома огонь?
А где он живет? Как он нам помогает? (Ответы детей)
А еще есть заводы, где также в печах живет огонь. В пекарне в печах пекут хлеб. Ест такие печи, в
которых «варят» металл. Потом из него делают машины, самолеты. Огонь помогает работать
таким заводам.
Как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? (Может)
Когда огонь становится врагом для человека? (Когда люди о нём забывают, оставляют без
присмотра; когда дети играют со спичками; если забывают выключить утюг, чайник и т.д.)
Что случается в этом случае? (Пожар).
Совершенно верно. От неосторожного обращения с огнём может возникнуть пожар. Огонь очень
опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее. Разгораются,
бушуют, сжигают всё на своём пути (Показ репродукции «Пожар»).
В: Огонь может принести большие бедствия, если допустить пожар. Он уничтожает дома,
постройки, лесные угодья.
От чего происходят пожары? (Возможные ответы детей)
От молнии, от искры, от костра, от не затушенной сигареты; когда дети играют со спичками; когда
забывают выключить утюг, чайник и т.д.).
Посмотрите на эту картину (репродукция «Пожар). Что вы на ней видите? (Ответы детей)
Здесь нарисован пожар. Горит дом. А как вы думаете, почему случился пожар? Может, кто-то из
детей брал спички и пытался зажигать их?
А вы умеете зажигать спички? (Акцентировать ответы детей на том, что
детям спички брать нельзя)
Правильно, это может привести к пожару.
Ребята, а что нужно делать, если в комнате все же что-то загорелось? (Выслушать возможные
ответы детей).
А вы знали, что огонь можно тушить не только водой, но и песком, и мокрым одеялом. Даже
просто накинув что либо на пламя, если оно небольшое, можно сбить огонь.
А вот если в комнате случился пожар, то ни в коем случае нельзя прятаться под диван или в шкаф.
Как вы думаете, почему? (Возможные ответы детей)
Потому что спасатели не заметят в дыму ни диван, ни шкаф. Наоборот, надо стараться выбраться
из помещения или позвать на помощь взрослых, например, соседей. Кто умеет звонить, позвонить
в пожарную часть. Кто знает, по какому номеру нужно звонить? (Варианты ответов детей).
В: Ребята, вот эти телефоны, постарайтесь их запомнить: 101 – Пожарная помощь, 102 – Полиция,
103 – Скорая помощь, 104 – Служба газа (выставляются картинки с номерами «пожарной»,
«скорой», «полиции», «газа»).
Физкультурная пауза
Упражнение «Огоньки»
В: Давайте представим, что у нас в руках коробок со спичками (Воспитатель имитирует
чирканье по большому коробку). Садимся на корточки. Зажигаем спички (чиркают по
вымышленному коробку). Берём наши огонёчки в обе руки (оранжевые ленточки) и начинаем
расти из маленьких огоньков, в большие. Сначала огоньки слабо горели, потом огонь стал
разгораться больше и больше, выше и выше (встали на носочки). Мы становимся всё больше и
больше! (потихоньку встают в полный рост). А теперь берёмся за руки, делаем круг и кружимся
(дети двигаются по кругу). Собираемся все вместе (имитируют огромное пламя, размахивая над
головой ленточками). Вот какой ужасный огонь разгорелся! (Затем воспитатель берёт большое
покрывало и набрасывает на детей, имитируя, что огонь потушен).
В: А сейчас, я проверю, как вы усвоили правила поведения с опасными предметами
Игра «Топаем-хлопаем»
Правила игры: если дети поступают правильно - хлопать, если не правильно - топать.
Дети стоят в кругу.
В:
«Знаем мы теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя (хлопают)
Спички весело горят,
Будем с ними мы играть (топают)
Мальчик убежал за дом,
Там играет он с огнем (топают)
Он опасен, все мы знаем,
Утюг больше не включаем (хлопают)
Дети весело играют,
Газ на плите зажигают (топают)
Все теперь ребята знают,
Что с огнем играть нельзя? (да)
В: Помните, ребята, эти правила, что нельзя играть со спичками, иначе может случиться не
поправимая беда. Нашу беседу я хочу закончить вот таким стихотворением.
Чтоб пожаров избежать,
Нужно много детям знать.
Деревянные сестрички,
В коробочке — это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя!
Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон — 101.
В: Молодцы, ребята, вы все сегодня поработали очень хорошо! Мне очень понравилось, как вы
отвечали на вопросы. Теперь я знаю, что вы никогда сами не будете брать спички и родителям
расскажете, как со спичками нужно обращаться! Будьте внимательными, думайте о безопасности!
Давайте закончим наше занятие рисунками по теме «Пожар» (Дети рисуют по теме «Пожар»).
Вторник
Тема дня «Незнакомец на пороге»
Цель: дать знания детям о том, как правильно вести себя, если остались дома одни.
Задачи: развивать речь, мышление, интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа: разучить стихи с некоторыми детьми по теме дня.
Материалы: иллюстрации по теме «Не открывай дверь незнакомцам», «Не разговаривай с незнакомцем»,
В: Ребята, часто ли вы остаётесь дома одни? (Возможные ответы детей)
Надеюсь, что ваши родители не оставляют вас в одиночестве. Ведь вы ещё маленькие для того, чтобы
сидеть дома одним. Но иногда случаются такие обстоятельства, что вашим родителям очень-очень нужно
куда то выйти! В магазин или ещё куда-то, срочно надо отойти. В нашей жизни такое случается. И иногда,
с детьми случаются неприятные, а порой и трагические происшествия. Давайте поговорим об этом.
(На доске висят иллюстрации по теме «Не открывай дверь незнакомцам», «Не разговаривай с
незнакомцем»).
В: Обратите внимание на наши иллюстрации. Что вы видите? (Дети рассуждают).
В нашей жизни встречаются очень опасные люди, их называют преступниками. Они могут воровать,
обманным путём отбирать вещи у людей, они могут даже убивать из за ценных и дорогих вещей. Иногда
вот такие преступники приходят в дом, звонят и представляются разными профессиями: врачом,
строителем, дворником и разными другими. И очень часто такие люди приходят именно в ту квартиру, где
остались дети одни. Войдя в квартиру, скорей всего они её ограбят или похитят ребёнка.
Наши некоторые ребята приготовили стихи по этой важной теме. Давайте послушаем их.
1) К незнакомцам не ходи!
Незнакомцев обходи!
Даже, если обещают,
Что тебе весь мир подарят:
Шоколад, конфет мешок,
Куклу, мячик, вкусный сок.
Дверь незнакомым не открывай,
Словам и подаркам не доверяй!
2) Если в дверь стучится кто-то.
Ты тихонько подойди
И в глазок ты посмотри!
Ты увидел незнакомца!
Дверь ему не открывай
И на звонок не отвечай!
Должен правила ты знать
Дверь чужим не открывать!
Скажи: «Скоро мама с работы придет,
Сама, если надо, вам дверь отопрет».
3) Не открывай чужому дверь,
Любым словам его не верь.
Тебе он скажет: «Я от мамы,
Она забыла взять помаду».
Ты незнакомца пустишь в дом,
А он к тебе придет с ружьем.
Тебя он может напугать,
И шубу мамину забрать.
4) Если в дверь звонит звонок –
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришел, всегда узнай,
Никому дверь не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать -
Дверь не вздумай открывать.
Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей в полицию!
В: Ещё, ребята, на прогулке вас может кто либо позвать на площадке. Это может быть кто угодно:
мужчина, женщина, мальчик или девочка. Вы должны запомнить, что ни с кем нельзя уходить никуда,
чтобы вам не говорили эти люди! Были у вас такие случаи? Надеюсь, что нет! (Ответы детей).
В:
Сейчас я вам прочитаю стихотворение про Диму и мы подведём итог нашей темы. Вы,
внимательно слушайте, чтобы потом ответить на вопросы.
(Воспитатель с выражением и «в ролях» читает стихотворение)
«Находчивый Дима» (М.Тамбовцева-Широкова)
Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон,
Зазвенел, заголосил:
Трубку снять скорей просил.
В трубке – голос незнакомый:
«Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома, позови!
Своё имя назови!»
«Папы с мамой дома нет!» -
Дима произнёс в ответ.-
А зовут меня Димон!»
Засмеялся телефон.
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошёл, потом второй…
В дверь звонок: «Димон, открой!»
Прибегает Дима к двери:
«Кто там?» - «Папа!» - «Нет, не верю:
Папа мой в командировке.
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не буду открывать!»
«Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик –
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка – Буратино!
Может рядом есть Мальвина?
Так держись – достану вас:
Я – ужасный Карабас!»
Но находчивый Димон
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
«Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифры 01,
А ещё 02, 03!
Оглянись-ка, посмотри –
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар,
Ждёт со «скорой» санитар!
А захочешь смыться, -
Ждёт тебя полиция!»
Телефон быть другом может:
Если надо, он поможет!
В:
Вот такое стихотворение. Понравилось вам? Но я бы не советовала, всё же, угрожать
постороннему человеку, как Дима. Просто сказать, дома никого нет, открыть не могу. И сразу
звонить родителям.
Расскажите мне, как находчивый Дима пытался отпугнуть незнакомца?
(Дети отвечают).
Среда
Тема дня «Опасные предметы»
Цель: формирование знаний об опасных предметах, встречающихся в окружающем пространстве;
закреплять у детей представление о предметах, с которыми они встречаются в быту, об их
назначении; учить классифицировать предметы: опасные и безопасные; развивать речь,
мышление, интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа:
- с одним из детей провести небольшую репетицию к роли Незнайка.
- разучить стихи с некоторыми детьми по теме дня.
Материалы: шапка Незнайки; коробка с бытовыми принадлежностями: спички, скрепки, иголки,
нож, вилка, фен (игр.), утюг (игр.), молоток, гвозди, чайник (игр.); картинки со всеми
изображениями (см.выше).
Слышится стук в дверь.
В: Ребята, к нам кто-то пришёл. Мы с вами уже знаем, что надо сказать, когда слышим стук или
звонок в дверь? (Ответы детей).
Дверь открывает Незнайка.
Н: Ребята, здравствуйте. Это я, Незнайка. Мне скучно, и я пришёл поиграть с вами. Я уже знаю,
что надо спросить разрешения войти. Можно к вам зайти? (Дети приглашают Незнайку зайти)
В: Ну, заходи к нам. А что у тебя за коробочка в руках, покажешь?
Н: Конечно покажу! Мне так понравились все эти предметы, что я всё собрал и принёс сюда,
поиграть с ребятами. Давайте играть!
В: Нет, нет, Незнайка. Я вот смотрю, в этой коробочке то не совсем безопасные предметы.
Давайте вместе разберём все эти предметы и поговорим про них.
(Дети, Незнайка и воспитатель начинают разбирать коробку и называть предметы: спички,
скрепки, свеча, ножницы, градусник, иголки, нож, вилка, фен, утюг, молоток, гвозди, чайник).
В: Незнайка, а зачем ты взял все эти предметы из дома?
Н: Я хочу поиграть в них с ребятами.
В: Ребята, а как вы считаете, для чего предназначены эти предметы, и можно ли в них вот так
просто играть?
Н: Подумаешь, чего в них такого опасного то?
В: Ты, Незнайка, послушай и отгадай наши загадки. И узнаешь, чем они опасны.
(Дети загадывают загадки про опасные предметы в коробке. На каждую загадку вывешивается
картинка отгаданного предмета)
1) Он и острый, и опасный,
Но на кухне нужен он –
Им легко намазать масло,
Сыр нарезать и батон (Нож)
2) Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт (Ножницы)
3) Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве – верный друг
Мы зовём его… (Утюг)
4) Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода скипела!» (Чайник)
5) Это – тесный-тесный дом.
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр (Спички)
6) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё тук, да тук (Гвоздь)
7) Таять может, а не лёд
Не фонарь, а свет даёт (Свеча)
8) Чтоб сосиску съесть, котлету.
Мы берем «железку» эту (Вилка)
9) Я под мышкой посижу
И что делать укажу.
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать (Градусник)
10) Угадай, кто ветром дует,
Над волосами он колдует.
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди… (Фен)
11) Туки-туки – перестуки,
Если взял меня ты в руки,
Так не бей же, как попало,
Чтоб по пальцу не попало (Молоток)
12) Одноглазая старушка
Узоры вышивает.
Что сошьёт –
Не одевает! (Иголка)
В: Ребята, давайте расскажем Незнайке про все эти предметы.
Беседа «Где живут опасные предметы»
Воспитатель ведёт беседу на основе вопросов, о всех названных предметах в загадках детей
(см.выше),
акцентируя
внимание
на
объединение
групп
предметов
по
их
названиям:
«электроприборы», «кухонные принадлежности», «швейные принадлежности», «строительные
принадлежности», «медицинские приборы» и т.д.
В:
Запомнил, Незнайка, чем опасны все эти предметы? Взрослые пользуются ими очень
аккуратно, а потом кладут на место. И конечно же не играют ими просто так, как ты.
Ну, что, ребята, устали? Давайте разомнёмся.
Физкультурная пауза
«Опасные предметы»
Дома острые ножи (пальцы рук соединяют над головой в форме крыши)
В руки вовсе не бери (разводят руки в стороны)
Не раскидывай иголки, убери их всех на полку (руки поднимают вверх)
Если ножницы достал, убери, откуда взял (руки на поясе, повороты вправо-влево)
В рот таблетки не бери, хоть и сладкие они (повороты головой вправо-влево)
Ты игрушками играй, и беды тогда не знай! (прыжки на двух ногах)
В: А теперь, Незнайка, собери все эти предметы и отнеси обратно домой. Разложи их все на свои
места и больше никогда не трогай без разрешения! Согласен с нами?
(Незнайка соглашается и уходит, прощаясь с детьми).
Четверг
Тема дня «Опасная аптечка»
Цель: формировать у детей первичные представления о лекарственных средствах и правильном их
использовании (запрет на использование лекарств без разрешения взрослых).
Задачи: формировать сознательное, ответственное и бережное отношение к своему здоровью.
Материалы: слайды к презентации «Работа доктора»; картинки на тему «Лекарства нашей
аптечки»; аптечка с указанными препаратами; картинки на тему «Бытовая химия»;
Беседа «Таблетки – не конфетки»
В
: Ребята, вы, конечно, знаете, что если человек заболел, он обращается к врачу. Скажите, а что
делает доктор, когда к нему приходят на приём в поликлинику, или, когда ваши родители
вызывают доктора на дом? (Ответы детей)
(Показ слайдов на тему «Работа доктора»)
Да, врач осматривает больного и выписывает ему лекарства: микстуры, мази, порошки и таблетки.
Вы же знаете, как выглядят таблетки? Одни таблетки белые, а другие покрыты твёрдой цветной
оболочкой: розовой, голубой, жёлтой или красной. Они немного похожи на конфеты. И бывают
очень красивые и сладкие.
(Вывешиваются картинки с изображением всех перечисленных препаратов)
Лекарства помогают людям побороть болезнь.
Так, вот, когда вы приходите к доктору в кабинет, у вас нет возможности что-то взять у него без
спроса.
А вот если бы бабушка заболела и стала принимать рекомендованное врачами лекарство.
Однажды она случайно обронила таблетку на пол. Вы нашли эту таблетку. Как вы с ней
поступили бы? (Ответы детей)
А поднять и отдать таблетку бабушке можно? (Ответы детей).
Наверное можно. Но лучше, всё же, если она сама решит, что делать с таблеткой.
Но вот представьте себе, что вы дома одни. И увидели, что на полу валяется вот эта таблетка,
которую бабушка уронила, да не подняла, почему то, забыла.
Что вы сделаете? (Ответы детей).
Надеюсь, вы понимаете, что если случайно нашли таблетку, её ни в коем случае нельзя брать в
рот. Даже если она очень похожа на маленькую конфеточку. Кто мне сможет объяснить, почему?
(Ответы детей).
Конечно, потому что лекарства ядовиты. Доза ядовитого вещества в таблетке очень маленькая.
Взрослому человеку она поможет справиться с болезнью. Но для маленького ребёнка такое
количество ядовитого вещества может оказаться опасным.
У него по другому работают
внутренние органы, по другому происходит обмен веществ, потому что вы ещё маленькие.
Запомните простое, но важное правило: если вы нашли на полу таблетку, пусть даже очень
красивую и похожую на сладкую конфетку, не берите её в рот. Покажите взрослым и пусть они
решают, как поступить с этим лекарством. Таблетки, витамины, лекарственные настойки, мази и
порошки взрослые обычно хранят в специальном подвесном шкафчике. Его называют домашней
аптечкой.
Дети никогда не должны открывать дверцы этого шкафчика и тем более доставать оттуда
лекарства. Даже если вы затеяли игру в больницу и «лечите» свою любимую куклу. Круглые
таблетки для куклы можно вырезать из бумаги или вылепить из пластилина.
Витамины, которые врач прописывает для укрепления здоровья, тоже немного похожи на
разноцветные конфеты драже. Но если лекарственные таблетки, как правило, горькие и
неприятные на вкус, то кисло-сладкие горошинки витаминов могут показаться вам вкусными.
Витамины также относятся к лекарственным препаратам. Их можно принимать только по
назначению врача. Причём, не более 1- 2 драже в день. Если не хотите причинить вред своему
здоровью, никогда не сыпьте витамины горстями в рот. Это лекарства, а не конфеты.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Это глазки-вот, вот, вот!
Это ушки-вот, вот, вот!
Это нос, это-рот,
Там-спина, тут-живот.
Ох, устали, вытрем лоб.
Покрутились, повертелись
И обратно все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем….
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем!
В: Как вы думаете, что ещё представляет опасность в наших квартирах? (Дети отвечают)
Ребята, для того, чтобы ходить чистыми и опрятными, что надо? И чтобы посуда всегда была
чистая? И чтобы мебель всегда была чистая и не пыльная (Ответы детей).
(Выставляются картинки с изображением бытовой химии)
Конечно, для всего этого и существуют специальные средства. И называется это всё «Бытовая
химия». Все эти средства нам необходимы для чистоты в помещениях. И польза от них большая.
Но вот всегда ли так бывает?
Послушайте небольшой рассказ.
«Одна девочка осталась дома одна и решила постирать свои вещи. Хотела она маме помочь.
Налила воды в тазик, насыпала стиральный порошок и начала стирать свою одежду. Но, когда
всё выстирала и вытерла руки, то обнаружила на коже странные прыщики, сыпь. Когда пришла
мама и увидела её руки, сразу повела дочку к врачу. Врач сказал, что это от того, что она
стирала порошком для взрослых. Если уж и решилась постирать, то пользоваться надо детским
мылом или хозяйственным. Но лучше всего, дождаться маму и доверить стирку ей, или
стиральной машине. «У стиральной машины аллергии не бывает», с улыбкой ответил доктор».
В: А ещё от порошка можно начать чихать, потому что при неосторожном обращении он может
попасть в нос и глаза.
Ребята, всё, что вы видите в коробочках, пузырьках, флакончиках, бутылочках и мешочках – это и
есть «Бытовая химия». И трогать её без разрешения родителей нельзя!
Рефлексия:
В: Давайте подведём итоги нашей беседы
1) Не пользуйтесь бытовой химией без разрешения взрослых
2) Будьте внимательны и осторожны при обследовании разных незнакомых предметов: бутылочек,
флакончиков, коробочек, баночек и т.д. Их содержимое может рассыпаться или разлиться на кожу
и обжечь тебя.
3) Не балуйтесь с баллончиками, которые распыляют что либо: дезодоранты, лаки, освежители.
4) Никогда не открывайте бутылки, которые вам не знакомы.
5) А это правило – для взрослых. Напомните родителям, что бытовая химия должна храниться в
отдельном и закрытом шкафу, подальше от деток.
Пятница
Цель: подвести итоги проекта «Я и моя безопасность» (тема: «Один дома»); закрепить знания по
теме проекта.
Задачи: сформировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах,
которые встречаются в быту.
Материалы: подготовка презентации по теме проекта; атрибуты для спектакля «Кот, петух и лиса»
ширма «Дом», шапочки героев: кот, петух, лиса.
Предварительная работа: повторение сказки «Кот, петух и лиса» (по ролям)
1 половина дня
В: Ребята, мы целую неделю обсуждали, как себя вести, если вы остались одни дома. Обсудили
вопросы, связанные с охраной собственного здоровья. Узнали, какие действия можно и нужно
провести, если что-либо случилось. Вы рассказали очень много стихов по этим темам. И я тоже
много вам рассказала. И вот теперь мы посмотрим слайды, а вы мне будете пояснять, что вы
увидели, и как необходимо себя вести в этой ситуации.
(Воспитатель начинает показ презентации, с наводящими вопросами в процессе показа. Дети
отвечают и рассказывают)
Слайд 1 «Спички не игрушка»
Слайд 2 «Незнакомец на пороге»
Слайд 3 «Опасные предметы»
Слайд 4 «Аптечка и бытовая химия»
В: Молодцы, ребята.
Давайте проведём напоследок небольшую игру. Тему игры я выбрала «Никуда не ходи с
незнакомцем»
Игра-тренинг «Никуда не ходи с незнакомцем»
Правила и ход:
1 этап:
Воспитатель предлагает двум детям разыграть ситуацию, где один из них незнакомый человек,
который хватает ребёнка за руку и тащит за собой. Другой ребёнок кричит «На помощь! Я не
знаю этого человека!».
Воспитатель уточняет: «Если тебя пытается увести или взять на руки незнакомый человек, нужно
принять такую позу, когда тебя трудно поднять, например, сесть на землю и поднять руки кверху.
Надо постараться увернуться и сбежать»
2 этап:
После того, как будет разыграна ситуация, дети разбиваются на пары и проигрывают эту
ситуацию друг с другом, меняясь ролями. Важно, чтобы в роли «похищенного» побывал каждый
ребёнок. Закончить ситуацию надо счастливым концом, когда ребёнок вырывается и убегает.
Так же необходимо напомнить детям, что в гардероб группы тоже нельзя выходить без
разрешения, т.к. там могут быть посторонние люди. Это опасно.
Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и напоминает, что во второй половине дня
дети покажут спектакль «Кот, петух и лиса».
2 половина дня
После полдника проводится досуг: Спектакль «Кот, петух и лиса»
(силами детей, на классический сюжет по сказке).
Работа с родителями по проекту «Я и моя безопасность»
- Папка-передвижка «Всё под контролем: «Создаём безопасную среду для детей»»
(см. Приложение)
- Анкета для родителей «Безопасность ребёнка в семье».
Приложение
Всё под
:
контролем
Создаём дома
безопасную
среду для детей
Защитить своего ребёнка – естественное желание любого
родителя. Гораздо чаще мы опасаемся каких-то внешних
обстоятельств, но не менее важно обеспечить безопасность
детей дома. Предлагаем вместе изучить эту серьёзную и
важную
тему,
проанализировать
риски
и
способы
их
избежать, а заодно рассчитать примерные бюджеты на
обустройство безопасной среды для ребёнка дома.
Главные источники опасности для ребёнка дома
Ищем и устраняем
Источник
опасности
Пример
Возможная
травма
Электричество, газ,
горячее
Кухонная плита,
духовка, чайник,
кипяток и горячая
пища, обогреватели,
розетки
Удар электрическим
током, ожоги в
результате касания или
опрокидывания
Бытовая химия
Средства для мытья
посуды/ стирки в
любом виде,
инсектициды
Отравление, удушье из-
за проглатывания
капсул/таблеток
Домашняя аптечка
Любые лекарства и
витамины в форме
таблеток, капсул,
сиропов
Отравление,
передозировка, тяжёлые
побочные эффекты,
механическое удушье
Тяжёлые предметы,
мебель
Незакреплённые
стеллажи, шкафы,
комоды, стулья, вазы
на столах, цветы на
подоконниках,
телевизоры и
мониторы на тумбах
Ушибы и ссадины из-за
ударов об острые углы,
защемление пальцев
ящиками и дверями,
травмы из-за падений
предметов на ребёнка
Мелкие предметы
Батарейки, монеты,
пуговицы, гайки,
детали игрушек,
конструктора
Удушье из-за попадания
и застревания в
дыхательных путях,
проблемы с
внутренними органами
из-за проглатывания
Острые предметы
Иглы, ножи, гвозди,
строительные
инструменты
(отвёртки, свёрла,
пилы, лобзики,
ножовки)
Порезы, проколы,
электротравмы из-за
введения в
розетки/нарушения
целостности проводов
Высота
Окна, подоконники,
лестницы, мебель
(кровати, диваны,
Падения, ушибы,
переломы, сотрясения
столы, стеллажи)
Двери
Межкомнатные,
входные
Защемление пальцев во
время игры или по
неосторожности
Этикет безопасности для детей,
которые остаются дома одни
Когда ребёнок подрастает, усваивает правила
бытовой безопасности и начинает ходить в
школу, а иногда и раньше, наступает момент,
когда его оставляют дома одного — это норма.
Здесь подстерегают угрозы другого рода — внезапные ситуации, на которые
нужно уметь правильно реагировать.
Как обезопасить ребёнка, если он один дома :
обязательно
выучите
и
дополнительно
напишите
на
бумаге
основные телефоны экстренных служб: противопожарной охраны, скорой
помощи и полиции, а также номер 112, аналог американского номера 911.
Чтобы ребёнку было легче разобраться, когда и куда звонить, рядом с
телефоном изобразите визуальную подсказку: огонь у номера 01, рядом с
телефоном 03 — красный крест и т.п.;
ребёнок должен знать телефоны родителей и доверенных взрослых, чтобы в
случае опасности связаться с ними. Их тоже можно записать и оставить на
видном месте дома;
объясните ребёнку, что на звонки с незнакомых номеров отвечать нельзя;
научите ребёнка не отвечать на домофон, не открывать дверь чужим, даже
если это знакомый человек, например, сосед, и не говорить, что он один
дома.
уходя не оставляйте открытыми окна;
если вы живете на первых этажах, запретите ребёнку подходить к окнам,
если в них кто-то стучит, и не разговаривать, даже если люди снаружи
просят ответить;
спички, зажигалки и другие источники открытого огня не должны
оставаться на виду у ребёнка. Даже самый адекватный из детей может
поддаться внезапному желанию тихонько «поэкспериментировать».
Детей старшего дошкольного и школьного возраста можно познакомить с
современными технологиями по детской безопасности, особенно, когда ребёнок
остаётся один дома (по каким либо причинам). Приобретите ему детские смарт-
часы или установите на смартфон приложение «Где мои дети». С этими
комплектами вы сможете быть на связи с ребёнком. А сам ребёнок сможет
отправить вам быстрый сигнал в случае опасности. Обучите этим навыкам своих
подросших детей. Разумеется, детей младшего дошкольного возраста оставлять
одних категорически нельзя.
Памятка для родителей по использованию смарт-часов
Организуем пространство дома
по правилам детской безопасности
Многие семьи с детьми живут в однушках или квартирах-студиях, и в таких
случаях рекомендации в стиле «закрывайте кухню от детей, когда там никого нет»
и «выделите одну комнату и там спрячьте всё
самое опасное» вызывают озадаченную ухмылку.
Что совершенно точно есть в каждом доме — это
окна,
санузлы
и
кухонные зоны.
Про
окна
поговорим отдельно, а пока разберём, как сделать
безопасным
для
маленького
ребёнка
любое
жилище, независимо от метража и количества
комнат.
Кухня
Это одно из самых травмоопасных мест в квартире, потому что здесь
присутствуют бытовая техника, много острых предметов, бытовая химия и едкие
приправы, а также высок риск нарушения пожарных норм.
Четыре «не», которые помогут обезопасить ребёнка в кухне:
1.
Не подпускайте ребёнка к работающей плите, особенно если на ней
готовится еда или кипятится вода.
2.
Не ставьте посуду с горячим содержимым на край стола. Откажитесь от
скатерти, чтобы ребёнок не мог потянуть её на себя и уронить всё стоящее
на столе.
3.
Не оставляйте в доступных местах посуду и столовые принадлежности,
особенно ножи и вилки. Сразу после еды их необходимо убирать.
4.
Не храните в нижних ящиках крупы, макароны, а также бытовую химию,
лекарства и приправы.
Чтобы ребёнок случайно не включил плиту, зайдя в кухню один, на ручки можно
установить фиксаторы, либо, если есть техническая возможность, настроить
режим защиты от детей. Для газовых плит можно использовать стандартную
пьезо-зажигалку. Выработайте привычку ставить любую посуду на стол или плиту
ручками к стенке, а не к краю.
Все мелкие, сыпучие, едкие продукты, а также бытовую химию и лекарства
уберите на верхние полки. Правда, однажды ребёнок догадается подставить стул,
забраться на него и открыть верхние шкафы. К этому надо быть готовым: на
дверцы и ящики установите защитные замки.
Когда нельзя исключить нахождение ребёнка в кухне во время приготовления
пищи, займите его внимание игрой.
Например,
насыпьте
в
миску
макароны
разных
сортов
и
предложите
рассортировать,
или
можно
взглядом
поискать
продукты
и
предметы
определённого цвета/формы, а заодно спросить, съедобное это или нет.
Ванная комната
Это место опасно для ребёнка априори — он может там утонуть. Нельзя оставлять
без присмотра во время мытья ребёнка младше 5-6 лет. Даже на 5 минут — этого
бывает
достаточно
для
трагедии.
Что
касается детей от 2 до 4 лет, они могут
достать до крана, открыть воду, поиграть с
ней
и
устроить
потоп,
а
потом
поскользнуться и упасть на сыром полу,
поэтому лучше там постелить резиновый
коврик на присосках.
Ещё одна опасность ванной – присутствие бытовой химии: от средств для
сантехники до шампуней. По данным МЧС, половина отравлений приходится
именно на отравления чистящим и моющим средством. Особенно опасны капсулы
для стирки, потому что из за яркой расцветки могут показаться съедобными.
Чаще всего их глотают дети 1-3 лет.
Кроме того, в ванной почти всегда находятся электроприборы, такие как фен для
волос, электробритва, и ребёнок может устроить их встречу с водой.
Правила детской безопасности в ванной:
не разрешайте малышам играть с водой, открывать краны;
оборудуйте недоступные для ребёнка места хранения опасных предметов:
герметичные контейнеры, высокие полки, шкафы, которые закрываются на
ключ. Туда необходимо убирать всю бытовую химию, бритвенные станки и
электроприборы;
используйте
стиральные
порошки,
а
не
капсулы,
пока
ребёнку
не
исполнится хотя бы 6 лет;
с ранних лет приучайте детей садиться в ванну с другой стороны от крана,
чтобы случайно не открыть горячую воду и не получить ожог;
не разрешайте детям брать в ванну телефон или планшет, особенно вместе с
зарядным устройством.
Комнаты, прихожие и другие помещения
Независимо от размера и типа жилплощади, в доме всегда присутствует мебель,
некоторое количество техники и разный декор, от занавесок до коллекции ваз. Для
взрослых эти вещи не представляют опасности, но ребёнок — совсем другая
история.
Как обеспечить безопасное пространство дома:
1.
Уберите бьющиеся предметы (цветочные горшки, вазы, статуэтки, фото в
рамках и т.п.), а также любые тяжёлые предметы (книги, часы, картины) с
доступных ребёнку поверхностей.
2.
Наклейте на уголки мебели специальные мягкие силиконовые накладки,
которые помогут избежать ушиба или ссадины при ударе.
3.
Закрепите стеллажи, шкафы и другую мебель, которая может опрокинуться.
4.
Телевизоры и большие мониторы лучше разместить на стене с помощью
кронштейна.
5.
Закройте розетки и выключатели специальными заглушками и накладками.
6.
На дверцы шкафов поместите специальные замки для защиты от детей.
7.
Не оставляйте в свободном доступе электроприборы.
8.
Различные провода нужно сматывать или убрать в кожухи, кабель-каналы,
за мебель, плинтусы.
9.
Зарядные устройства держите повыше и прячьте, когда не используете.
10.Все пакеты, которые есть в доме, храните в труднодоступных местах,
потому что дети могут надеть их на голову себе или другому ребёнку в
процессе игры.
11.Шторы, ниспадающие на пол, укоротите или замените — маленький ребёнок
может в них запутаться и задохнуться, либо обрушить карниз, получив
механическую травму.
12.Стёкла в мебели и зеркала покройте ударопрочной плёнкой.
13.Если в доме живут кошки, дети всё равно доберутся до лотков, поэтому
выбирайте безопасные органические наполнители (древесный, кукурузный,
бумажный), ими сложнее отравиться и они не забьют унитаз.
14.Собачьи поводки и шлейки держите в недоступных местах.
Предусмотреть всё, конечно, нельзя, поэтому по возможности совсем маленьких
деток размещайте в манеже или ограничивайте их перемещение с помощью
специальных барьеров-калиток, которые не дадут покинуть оборудованное
безопасное пространство. Дверь балкона обязательно должна быть закрыта.
Помните,
что
несущие
угрозу
предметы
должны
выглядеть
максимально
неинтересными для ребёнка. При этом можно проявить хитрость и организовать
контролируемое нарушение — оставьте пару нижних ящиков открытыми и держите
там интересные и безопасные для ребёнка предметы — игрушки, пустые баночки,
пластиковую посуду. Это удовлетворит любопытство и отвлечёт от поиска
настоящей опасности.
Ещё один лайфхак, который поощрит
потребность ребёнка познавать мир и
убережёт от бытовых травм — среди
всех «нельзя» должно быть хоть одно
«можно». Например, нельзя брать
блендер, он опасный, но можно взять
деревянный
пресс-толкушку
для
картошки.
Свежий воздух против безопасности.
Как оборудовать окна, чтобы ребёнок не выпал?
С 2020 года МВД России начало вести статистику случаев выпадения детей из
окон многоквартирных домов. Только за первое полугодие прошлого года выпали
644 ребенка, 56 погибли.
Проблема имеет яркий сезонный характер — с наступлением тёплой погоды
количество таких происшествий увеличивается в разы.
Как правило, из окон выпадают дети 2-3 лет. Ребёнок в этом возрасте —
исследователь, он видит за окном интересный мир, и в то же время у него нет
чувства опасности, которое могло бы остановить. Не остановят и москитные сетки.
Это не защита от падения, а её хлипкая иллюзия. В целом оконная фурнитура
должна быть надёжной, чтобы исключить самопроизвольное открытие, особенно в
режиме «микропроветривание».
Как обезопасить ребёнка от выпадения из окна:
1.
Не
оставляйте
ребёнка
одного
в
помещении, где окна полностью открыты,
а доступ на подоконники лёгкий.
2.
Уберите от окон мебель, по которой
ребёнок может забраться на подоконник.
3.
Не показывайте ребёнку, как открыть
окно. Чем позднее он об этом узнает, тем
лучше.
4.
Не учите ребёнка вставать на стул, чтобы
выглянуть в окно.
5.
Не разрешайте ребёнку забираться на
подоконник во время игр.
6.
Сделайте подоконники скучными и неинтересными, уберите с них всё.
7.
Если в вашем доме окна с деревянными рамами, уходя из помещения, где
находится ребёнок, закройте окно на верхний и нижний шпингалет и
откройте форточку.
8.
Металлопластиковые
окна
обязательно
оборудуйте
специальными
блокираторами, например теми, что позволяют перевести створку из
закрытого
положения
в
режим
«вертикальное
проветривание»,
но
препятствует его полному открытию без ключа.
Важно: все защитные приспособления, например, заглушки на розетки и накладки
на углы, должны быть максимально непривлекательными, сливаться с обстановкой,
иначе ребёнок непременно захочет с этим поиграть, а то и попробовать на вкус.
Защити себя сам.
Учим детей основам безопасного поведения дома
С момента рождения и примерно до трёх лет никаким правилам безопасного
поведения ребёнка не научить — нужно всё контролировать самостоятельно.
Однако дети постарше становятся «договороспособными», поэтому можно
начинать объяснять им, что несёт для них угрозу и почему.
Важно научить
ребёнка осознавать причинно-следственные связи и постепенно развить у него
навык думать наперёд о последствиях.
Помогут научить ребёнка безопасному поведению дома тематические книги и
мультфильмы с дальнейшим обсуждением сюжета, ролевые игры, в которых вы
вместе проработаете опасные ситуации и верное поведение, а так же личный
пример. Проработка навыков безопасного поведения должна быть регулярной,
потому что дети неусидчивы и быстро переключаются на другие, более
интересные в моменте темы.
8 «нельзя». Что должен усвоить ребёнок о безопасности в быту
1.
Нельзя
играть
с
легковоспламеняющимися
предметами
и
жидкостями
–
спичками,
зажигалками, аэрозолями и т.д.
2.
Нельзя поворачивать вентили газовой плиты и
колонки.
3.
Нельзя включать электроплиту и трогать другие
электроприборы без взрослых.
4.
Нельзя играть с розетками.
5.
Нельзя самостоятельно открывать окна и сидеть
на подоконнике у открытого окна.
6.
Нельзя трогать и тем более играть острыми
предметами
–
ножами,
ножницами,
иглами,
инструментами и т.д.
7.
Нельзя
пробовать
бытовую
химию
и
парфюмерию.
8.
Нельзя открывать двери посторонним людям,
особенно если один дома.
Подчеркните, что эти правила распространяются не
только на дом, их нужно соблюдать всегда – в гостях, в
школе, в лагере, у бабушки в деревне.
Подведём итог нашей беседы:
Одно из главных условий безопасности ребёнка — его к вам доверие. Он должен
понимать, почему вы устанавливаете те или иные условия, чувствовать заботу и
не
бояться
рассказывать вам
о
любых
ситуациях.
От
вас, как от
старшего,
требуется
продумать
все
правила
безопасности
и
грамотно
донести
их
до
детей.
Однако
не
нагружайте
ребёнка,
особенно
взрослеющего,
необоснованными
ограничениями
–
это может сделать
его неуверенным в
себе
и
негативно
повлияет
на
дальнейшую жизнь.
Что
должны
сделать
родители
для безопасности ребёнка дома:
1.
Предотвратить несчастные случаи и травмы – сначала убрав источники
опасности, а затем обучая ребёнка правилам поведения.
2.
Устанавливать ограничения по возрасту и ослаблять их по мере взросления
детей.
3.
Поддерживать контроль за газовыми и электрическими приборами,
потенциально опасными устройствами и предметами даже если кажется, что
ребёнок давно всё понимает.
4.
Донести до ребёнка, что такие важные данные, как его имя и адрес,
телефоны родителей и т.п. нужны ему для опасных ситуаций, поэтому
нельзя ими делиться со случайным людьми.
5.
Подавать личный пример и придерживаться безопасного поведения в быту.
Обеспечивать безопасную для ребёнка среду в доме, где он живёт – важная задача
родителей. С одной стороны, нужно предотвратить травмы и несчастные случаи, а
с другой стороны – научить ребёнка самостоятельности в этом вопросе и не
«задушить» его контролем. Зная главные источники опасности для детей в доме,
можно свести риски бытовых происшествий к минимуму.
Также необходимо объяснять детям, что несёт для них угрозу и почему. Это
важно, поскольку они не обладают достаточным жизненным опытом. Постоянно
напоминайте детям правила безопасности в быту, но не запугивайте и старайтесь
выстраивать доверительные отношения. Тогда противодействие установленным
ограничениям будет ниже – ребёнок будет чувствовать заботу, а не только
контроль.
Анкета для родителей
«Безопасность ребенка в семье»
Уважаемые родители, будем признательны, если Вы ответите на вопросы данной
анкеты
1.Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности
в быту? Если да, то укажите, с какого возраста?..............................................................................
…………………………………………………………………………………………………………...........................
2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью?
- родители
- воспитатели
- школьные учителя
- медицинские работники
- преподаватели безопасности жизнедеятельности
- другие (укажите)…………………………………………………………………………………………………….
3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы могут встретиться в доме
…………………………………………………………………………………………………………...........................
…………………………………………………………………………………………………………...........................
4. Какие предметы безопасности жизнедеятельности в быту должны знать
дети дошкольного возраста?
- нельзя играть со спичками, зажигалками,
- нельзя трогать электроприборы,
- нельзя брать без разрешения лекарства,
- нельзя при пожаре прятаться, нужно звонить по телефону 01,
- другие варианты …………………………………………………………………….............................
………………………………………………………………………..............................................................
5.Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?
- прячем от детей опасные предметы
- учим пользоваться (уточните чем)
- запрещаем
- назовите свой вариант …………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………..
6. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время один дома? Если да, то что
Вы говорите ему, когда уходите из дома?
- не ешь грязные овощи и фрукты
- никому не открывай двери
- не трогай лекарства
- не включай газовую плиту
- не играй со спичками
- не подходи к телефону
- укажите свой вариант……………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………..
7. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?
- да
- нет
- не знаю
- знает только…. (укажите) ...................................................................................................................
……………………………………………………………………………………………………………………………..
8.Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи
по телефону (скорая помощь, полиция, пожарная служба)
- да
- нет (укажите причины)…………………………………………………………………………………………….
9. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасности в
доме? (По возможности укажите название)
- да (название)…………………………………………………………………………………………………………..
- нет (причины) ……………………………………………………………………………………………..
10. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов дошкольного учреждения при ознакомлении
с правилами безопасного поведения в быту?
………………………………………………………………………………………………………………..
11. Какого рода информацию о процессе формирования безопасности
поведения детей в быту и в
каком виде хотели бы получить от педагогов
дошкольного учреждения?
………………………………………………………………………………..................................................
………………………………………………………………………………………………………………..
12. Какие травмы получал Ваш ребёнок дома? (Обведите ответ).
- порезы
- ожоги
- переломы
- ушибы
- отравления
- электротравмы
- попадание инородных тел
- другие (укажите) ………………………………………………………………………………………
13. Ваши действия при ссадинах и порезах (выберите правильный вариант).
- промыть рану проточной водой
- приложить холодный предмет
- прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом,
- наложить повязку
14. Ваша первая помощь при термических ожогах (выберите правильный
вариант).
- обработать йодом и ли спиртом
- наложить сухую повязку
- вскрыть пузыри
- вызвать скорую помощь (в сложном случае)
Благодарим за сотрудничество!