Автор: Лелекова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Энтузиастская школа имени Героя Советского Союза В.И.Шибанкова"
Населённый пункт: с.Энтузиаст Юрьев-Польский район Владимирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Энтузиастская школа имени Героя Советского Союза В.И. Шибанкова»
«Активизация познавательной
деятельности младших школьников
на уроках окружающего мира в
рамках реализации ФГОС».
Подготовила:
учитель начальных классов
Лелекова С.Н.
2021г.
«Главная задача учителя –
не просто излагать материал,
а пробудить способности детей,
привлечь их активное внимание».
(К.Д. Ушинский)
Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам начального
образования.
Портрет
выпускника
начальной
школы
говорит
нам
о
том,
что
это
«любознательный, активно и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения
учиться, способный к организации собственной деятельности». В своей статье Т. В. Вальвакова
считает, что именно такой предмет как окружающий мир, является основой для развития
вышеперечисленных личных
качеств,
а так же
познавательной активности
младших
школьников. По ее мнению «познавательная активность – это активное изучение человеком
окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт
законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и
целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать
его».
ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения
должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы
учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно
работают, сознательно
размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или
расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизировать познавательную деятельность – непростая задача. Для активизации
нужно заинтересовать ребенка, добиться того, чтобы учащиеся захотели учиться и изучать
данную тему.
Умение учиться – это умение самостоятельно решать учебную задачу, достигать
поставленной цели на уроке, но, это невозможно без осознанного принятия и творческого
выполнения учебной деятельности с обязательной рефлексией деятельности, самоанализом и
самооценкой степени успешности собственных действий. Исходя из рассмотренных понятий
«учебная
деятельность»
можно
сделать
вывод,
что
учебная
деятельность
–
это
целенаправленная
деятельность,
которая
направлена
на
решение
учебной
задачи
и
приобретение знаний, опыта.
Характеристики развития младшего школьника, формирующиеся при изучении предмета
«Окружающий мир»: 1)умение применять полученные знания, решать задачу наиболее
рациональным способом; 2)стремление к самостоятельности и проявление инициативы при
изучении окружающего мира, умение обобщить, систематизировать и получить информацию;
3)умение осуществлять учебное сотрудничество,
выбирать партнера по деятельности,
приемлемые способы совместной работы; 4)умение оценивать глубину своего незнания,
находить причины, совершённых ошибок и пути их исправления, определять необходимость
добывания новых знаний.
Уроки «Окружающего мира» строятся на конкретном и доступном для понимания детям
учебном материале, в связи с этим, в процессе урока затрагиваются их чувства, учащиеся
сравнивают свой опыт с приобретаемым, имеют свою точку зрения. Правильно организованные
уроки «Окружающего мира» дают возможность для развития важнейших интеллектуальных
качеств младшего школьника: умение сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Применение современных образовательных технологий на уроках окружающего мира
позволяет активизировать познавательную активность; развивать мышление и творческие
способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления
возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные
навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий
осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности учащихся на
уроках окружающего мира являются:
информационно-коммуникативные технологии
технология обучения в сотрудничестве
метод проектов
технология разноуровневого обучения
технология проблемного обучения
технология использования игровых методов
практические методы: наблюдение, опыты, моделирование.
Информационно-коммуникационные
технологии,
часто
применяемые
на
уроках
«Окружающий мир», помогут активизировать у детей познавательный интерес, благодаря чему
они станут лучше понимать предмет и, соответственно, лучше учиться. Систематическое
использование ИКТ на уроках «Окружающий мир» является эффективным средством
активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более
интересными, продуманными, мобильными. Ученики младших классов имеют наглядно-
образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше
качественного иллюстративного материала, вовлекая в процессе восприятия нового не только
зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь как нельзя, кстати, приходится яркость и
занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на
различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного
способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом
учебной деятельности.
Компьютерные технологии позволяют создать благоприятные условия на различных
этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий
осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное
тестирование.
По курсу «Окружающий мир» созданы различные виды мультимедийных программ.
Например, мультимедийный диск «Природа России» - справочно-информационная система с
широкими
возможностями
представления
аудиовизуальной
и
текстовой
информации.
Мультимедийный диск «Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов», «Времена
года», «Природа, человек, общество».
Технология обучения в сотрудничестве
Эффективной
формой
активизации
познавательной
деятельности
обучения
является
сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок
имеет возможность более свободно выражать свои мысли .
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества
детей, так как она позволяет:
•
дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку;
• дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
•
дать каждому ребёнку опыт
выполнения функций контроля и оценки, позже –
целеполагание и планирование;
•
дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание
обучения.
Существуют разновидности групповых технологий, как групповой опрос, смотр знаний,
нетрадиционные уроки.
Задача учителя организовать учебный процесс, в котором главное место отводится
активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной
деятельности школьников.
Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций
личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение
работать в команде. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в
парах. Она ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает
умение слушать и слышать.
Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить
возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность
ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать
других.
Примеры заданий для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:
выполнить задание по "цепочке";
выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по теме
«Береги
природу»;
изготовить бумажные слайды, например, по теме "Времена года";
подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
подготовить доклад;
составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
составить кроссворды по темам;
составить тематические коллажи.
Например, на уроке в 4-м классе (тема «Зона лесов») при изучении нового материала
можно использовать групповую форму работы. Класс разделить на 3 группы. Каждая из групп
самостоятельно изучает часть нового материала и готовит сообщение по этому вопросу всему
классу. Детям предлагаются инструкции.
Интересным и продуктивным способом активизации познавательной деятельности учащихся
является проектная деятельность.
Работа над любым проектом начинается с постановки проблемы. Нет проблемы - нет
деятельности. После того, как проблема окончательно сформулирована, определяем тему проекта.
При этом, тема должна быть интересной для выполняющего проект, материал по данной теме должен
быть полезен другим, результаты проекта должен иметь практическое значение.
Важный признак проектной деятельности - самостоятельность учащегося, умение
творчески
подойти
к
решению
поставленной
проблемы.
Нет
необходимости
жестко
регламентировать действия в поисках доказательства утверждений, сборе информации, ее
обработке, подборе эффективных примеров и фактов, изучении теории. Последний самый важный
этап проектной деятельности - презентация результатов. Ребятам необходимо представить свою
работу, получить публичную оценку, научиться адекватно реагировать на успех или неудачу.
На каждом этапе важна роль учителя. Он по необходимости контролирует, дает новые
задания.
Организует
предварительную
защиту
проекта,
решает
вопросы,
связанные
с
презентацией результатов, стимулированием участников проекта.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении
себя, учит высказывать свое мнение, не входить в конфликт, учит поиску согласия, терпимости,
умению вступать и вести дискуссию.
Учащиеся начальной школы, имеющие возрастную категорию 7–8 лет, слишком малы для
проектирования в полном смысле этого слова, поэтому в системе уроков окружающего мира
используются элементы проектной деятельности.
Первым проектом в 1 классе может быть проект «Моя малая родина». Результатом данного
проекта - фоторассказ о своей малой родине.
Технология разноуровневого обучения(дифференцированный подход).
Нельзя
добиться
успехов
в
обучении,
если
не
использовать
на
уроке
дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах
учебного процесса:
изучение нового материала;
дифференцированная домашняя работа;
учет знаний на уроке;
текущая проверка усвоения пройденного материала;
самостоятельные и контрольные работы;
организация работы над ошибками;
уроки закрепления.
Цель технологии обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в
зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Уровневое
обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы
максимально использовать свои возможности.
Пример разноуровневого задания при изучении нового материала и учете знаний на
уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)
1-й уровень
Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши
названия его органов.
2-й уровень
Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом
растении.
3-й уровень
Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое
растение. Найди его органы, назови их устно.
Технология проблемного обучения.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее
усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с
решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить,
конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации,
привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Главные цели проблемного обучения: 1. Развитие мышления и способностей учащихся,
развитие творческих умений. 2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного
поиска и самостоятельного решения проблем. 3. Воспитание активной творческой личности
учащегося.
Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается
изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание
изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством
учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Технология использования игровых методов.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и
познавательный. Учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации,
выделять главное, обобщать, делать выводы. И для того, чтобы интерес к предмету не угас,
необходимо сделать урок занимательным, творческим. Достичь этого можно, используя
игровые технологии.
Дидактическую ценность для изучения природы на уроках окружающего мира имеют лишь
те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в
реальных природных условиях.
Чтобы организовать интересную познавательную деятельность младшего школьника, учитель
применяет игру.
Игры, применяемые на уроках окружающего мира, многогранны и разнообразны. Это
требует их классификации. Можно выделить пять основных групп:
1) настольные игры
2) дидактические игры
3) подвижные игры
4) деловые игры
5) интеллектуальные игры
I. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В
результате дети учатся быстро и логично рассуждать. Настольная игра - одно из средств
развития способностей учащихся, расширения их кругозора.
а) Кроссворды , как разновидность настольных игр. Более целесообразным представляется
показ его проекции на интерактивной доске. Это дает возможность записывать ответы и тут
же их проверять. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например,
проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом
переключения с одного вида деятельности на другой. Тематика различна.
Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с
помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.
б) Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы
составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила.
в) Чайнворд - разновидность кроссворда, в котором слова-отгадки должны следовать одно за
другим в виде цепочки, причем последняя буква первого слова является первой последующего.
Клеточку для данной буквы желательно выделять цветом. Например, тема «Многообразие
растительного мира».
1.На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
2.Эй, звоночек,
Синий цвет, —
С язычком,
А звона нет!
3.И кисла, и красна
На болоте росла.
4.На бахче у нас растет.
Как разрежешь, сок течет.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется...
II. Дидактические игры природоведческого содержания.
Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников,
развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Эти игры
проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных
объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе.
а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя
к ребенку, очень нравится детям. Например, при изучении темы «Грибы», провести игру
«Съедобный-несъедобный». Или при изучении темы «Дикие и домашние животные»
использовать игру «Кто лишний?».
б) Топографический диктант. Под диктовку учащиеся в тетради, а одни из них на
классной доске вычерчивают план пути (текст составляется, используя изученные условные
знаки плана).
в)
Топографическое
письмо.
Учащиеся
записывают
составленный
ими
текст
(индивидуально или в парах), в котором характеризуют разные участки окружающей
местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в соответствующих местах письма рисуют
условные топографические знаки.
г) Определение природных зон, животных, растений и т.д. по иллюстрациям или по
описанию.
III.
Подвижные игры.
а) Сюжетно-ролевые игры.
Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Сюжетная игра не
занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры
может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся
выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают
различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак,
показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.
б) Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли
экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы.
Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.
IV.
Деловые игры.
Примером таких являются игры-путешествия.
Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно
предложить такие ситуации: 1) Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут
плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы
побывали.
После изучения темы «Природные зоны» можно предложить следующую ситуацию, для
повторения изученного ранее: 2) Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши
наблюдения.
3) Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните,
что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили
муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.
Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на
приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
V.
Интеллектуальные игры.
Важным средством активизации познавательного интереса является занимательность.
Загадки
дают
хороший
повод
для
интересной
беседы,
учат
задумываться
над
закономерностями, происходящими в природе.
а)Загадки как:
1) Занимательное начало перед сообщением темы.
1) В огороде на дорожке
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке. (Подсолнух)
2) Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка)
• Как одним словом можно назвать эти предметы? (Растения)
• К какой природе они относятся?
• Чем они отличаются от предметов неживой природы? Докажите.
2) При постановке проблемной ситуации.
Тема “Как размножаются растения”
1) Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
2) На большой цветной ковёр
Села эскадрилья -
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка)
• К какой группе животных отнесете их? Докажите.
• Относится ли к этой группе шмель? Докажите.
• Существует ли какая-нибудь связь между птицами и насекомыми?
• Насекомых: пчел, шмелей, бабочек называют насекомые-опылители.
Вам надо доказать, верно ли это?
• Какую роль они играют в жизни растений?
б) Шарады, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких
частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю
признаки отдельных слов, частей, а потом - слово, объединенное в одно целое, которое нужно
отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.
Кто играл в горелки летом,
Да еще «горел» при этом,
Называл он раз-другой
Слог и первый и второй.
Если дождь тебя застанет,
По спине забарабанит,
Чтоб насквозь ты не промок,
Раскрываешь третий слог.
Ты о целом слышал в школе
И видал, конечно, в поле,
Там, где линия земли
С небом сходится вдали. (Горизонт)
в) Особая роль на уроке окружающего мира принадлежит работе с викторинами, при
ответе на вопросы которых надо применять полученные знания, как в знакомой “Заморочки из
бочки”, так и в новой ситуации, отличавшейся от привычной.
Более трудные вопросы, требующие поисковой деятельности, даю детям заранее, давая
возможность самим найти ответ в журналах, книгах, в интернете.
• Почему паук называется крестовик? • Зачем он плетёт паутину? • Какую пользу приносит?
Викторины «Знаешь ли ты?»
Растение, которое имеет прозвище ванька-мокрый. (Бальзамин)
Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус)
Все это используется так же на обобщающих уроках в виде игры «КВН», «Кто хочет стать
миллионером», «Звездный час».
Игра «Звездный час» можно провести с целью закрепления знаний по темам: «Воздух»,
«Вода», «Полезные ископаемые», «Почва». Правила игры: в игре 6 туров.
В 1 туре участвуют все желающие: ученики ответившие правильно на 3 вопроса, переходят в
следующий тур. И так после проведения 6 тура победители награждаются.
Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными
элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную
активность учащихся начальных классов.
При изучении некоторых тем окружающего мира используется моделирование. Например,
чтобы сформировать у детей представление о частицах, нужно выполнить схематический
рисунок, а так же готовить объемные модели из пластилина. Таким образом, показываются
различие в расстояниях между частицами в твердом, жидком, газообразном веществе. Важное
место в учебном процессе
занимает моделирование экологических связей и некоторых
природных процессов. Например, создание моделей цепей питания, развитие растения из
семени, развитие бабочки, лягушки, дыхание и питание растений. Для этого используются
изображения растений, животных и т.д. и цветные стрелки. Модели строятся на магнитной
доске как демонстрационные, а так же на столах учащихся при индивидуальной и групповой
работе. На современном этапе обучения моделирование можно строить с использованием
интерактивной доски. Например, заполнив пустые окошки нужным изображением.
Наблюдение, как один из основополагающих методов обучения, известен очень давно,
но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел
все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. Наблюдения
проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных
объектах и явлениях природы.
В процессе наблюдения у учащихся формируются умение видеть, подмечать, объяснять
явления природы. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны
быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую
осведомленность
школьников,
развивает
наблюдательность,
внимание,
мышление,
эстетические чувства. Конечно, в ходе работы опираюсь и на соответствующий жизненный
опыт учащихся.
Наблюдения тесно связаны с различными практическими работами и опытами.
Количество опытов, их объем и сложность увеличивается от класса к классу. Например,
в первом классе – по теме «Распускание почек на ветках растений», во втором – «Развитие
растения из семени», «Снег и лед»; в третьем – «Свойства воды» и т.д.
На уроках окружающего мира учитель показывает детям различные опыты. Содержание,
представленное в учебнике, подсказывает, какие опыты целесообразно провести. Например,
изучение темы «Вещества» связано с целой серией опытов по определению свойств различных
веществ. Дети не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих
продуктов, жидких веществ и могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет,
растворяется, лепится, рассыпается и др.).
Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому, что формирует у
школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, ее определяющие,
позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.
Например, учитель предлагает провести опыты с песком и глиной.
Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики
(выделить их свойства).
Оборудование: стаканчики (из-под йогурта), листы чистой бумаги, лупа, песок, глина,
трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.
Задания.
1) С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и
кусочки глины. Дать им характеристику, используя слова-опоры (они могут быть написаны на
доске): комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.
2) Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое из
этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?
3) В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт
демонстрационный, проводит учитель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками,
движутся ли кусочки глины так же быстро?
4) Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы:
«Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе
можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина?
Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в
землю растение, поливает его?».
5) Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем, пока они
высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства
приобретает изделие после высыхания?».
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время
является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Содержание
уроков
окружающего
мира
в
наибольшей
степени
способствует
поддержанию и развитию интереса к учебно-познавательной деятельности.
Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным
явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте.
Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в
практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается
этого, используя свои приёмы и методы.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу –
это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует
совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации
познавательной
деятельности
у
младших
школьников,
развитие
их
познавательных
способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие учителя.