Автор: Волошина Вера Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Солонцы
Населённый пункт: ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ, УЛЬЧСКИЙ РАЙОН, СОЛОНЦЫ
Наименование материала: Статья
Тема: Способы и инструменты преодоления школьной неуспешности
Раздел: среднее образование
«Способы и инструменты преодоления школьной неуспешности»
Древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину
решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике.
Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн,
Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе
был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с
обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают,
что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.
Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать
тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который
показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них?
Скорее всего, нет.
Основные пути преодоления неуспеваемости
1.
Педагогическая профилактика. Поиски оптимальных педагогических
систем, педагогических технологий, в том числе применение активных
методов и форм обучения.
2.
Педагогическая
диагностика.
Систематический
контроль
и
оценка
результатов обучения, своевременное выявление пробелов в знаниях и
умения.
3.
Педагогическая терапия. Осуществляются меры по устранению отставания
в учении
4.
Воспитательная
работа. Планируется
и
проводится
индивидуальная
воспитательная работа, а также работа с семьей школьника.
Коррекционную работу с детьми и подростками, имеющими отставание в учебной
деятельности, следует начинать с диагностики (наблюдение, беседа, тестирование,
изучение результатов учебной деятельности и другие методы) их познавательных
возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой
сферы. С учетом результатов диагностики педагоги оказывают непосредственную
(оперативную) или опосредованную (длительного действия) помощь. Оперативная
помощь носит единовременный, локальный характер и направлена на устранение
пробелов в знаниях, способах мышления или деятельности (см. таблицу).
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
С психологической точки зрения успех– это переживание состояния радости,
удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей
деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
Главный смысл деятельности учителя – создание ситуации успеха
«Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех,
а сам успех – результат подобной ситуации».
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников
возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить
в себя.
Главное, что должны сделать взрослые при таком "диагнозе ", — это
обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке его работы надо
руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в
коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном
(требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более
успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и
хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. найти хоть
какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать
себя, следует подчеркивать, что раз он что-то научился
делать хорошо, то
постепенно научится и всему остальному.
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает
мотивацию
учения
и
развивает
познавательные
интересы,
позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует
личностные
особенности
такие,
как
тревожность,
неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным
занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом
обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений,
психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция
и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации
успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата
самостоятельно
выполненной
деятельности.
Технологически
эта
помощь
обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической
атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не
вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и
мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как
открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный
психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед
ними задачей
Технологические операции создания ситуаций успеха:
1.
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах,
робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и
ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках
и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая,
этот материал мы с вами проходили”.
2.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою
твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с
поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в
свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не
сомневаюсь в успешном результате”.
3.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения
деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем
намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя
работу, не забудьте о…..”.
4.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается
эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи
твоим товарищам не справиться…”
5.
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в
предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”.
“Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу
обратиться с этой просьбой…”
6.
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к
выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”.
“Так хочется поскорее увидеть…”
7.
Высокая оценка детали
– помогает эмоционально пережить успех не
результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось
то
объяснение”.
“Больше
всего
мне
в
твоей
работе
понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Признаки отставания в учении
Коррекционная помощь
Затрудняется
отвечать
на
вопросы по тексту учебника или
по содержанию рассказа учителя.
Не
может
выделить
главные
теоретические
положения,
неправильно
воспроизводит
определение,
формулировку
закона, не может воспроизвести
схему и т. п.
Повторить
объяснение
материала,
максимально разбив его на части. Задать
вопросы по основным содержательным
частям изученного материала, опустив
детали
Испытывает
затруднения
в
понимании,
запоминании,
воспроизведении правил, формул,
в применении их по образцу, в
знакомой ситуации
Выполнить
несколько
однотипных
заданий, постоянно возвращаясь к тексту
этих
правил
или
формул.
После
тренировки
воспроизвести их. Повторно рассмотреть
и
проанализировать
используемые
на
уроке
схемы,
таблицы,
опоры
с
объяснением
того, что непонятно
Затрудняется
в
творческом
применении
изученного
материала в незнакомой ситуации
Решить
ряд
задач,
в
которых
используется
изучаемый
материал
(понятие,
закон),
рассматривая
альтернативные варианты решения
Не
владеет
общеучебными
умениями и навыками (работа с
учебником,
справочной
литературой,
другими
источниками
учебной
информации, составление плана,
конспекта, выделение главного,
связный пересказ и т. п.)
Разъяснять назначение данных умений;
систематично
и
последовательно
отрабатывать каждое умение; обеспечить
алгоритмизацию
отработки
умений
и
навыков (давать точные предписания по
выполнению элементарных операций и
действий
в
определенной
последовательности)
Способы решения проблемы неуспешности школьников
Урок
Этап урока
Приём
Мотивировани
е на учебную
деятельность
Мягкая
посадка
с
эмоциональным
подкреплением.
Эмоциональное вхождение в урок
1.
« Поделись улыбкою своей».
2.
Мешок настроений.
3.
Аутотренинг.
4.
Музыка в подарок.
5.
«Дерево настроений».
6.
Психологическая установка на урок.
7.
Интегрированная разминка.
8.
Сказка.
9.
Мимические упражнения.
10.Рифмованное начало урока.
11.Игра.
Нетрадиционное начало урока
1.
Рифмованное начало урока
2.
Начало урока с элементами театрализации
3.
Отрывок из рассказа
4.
С эпиграфа к уроку.
5.
С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.
6.
Приём «озадачивания»
7.
«Дерево ожидания»
8.
Прием «Интрига».
Постановка
цели
и
задач
урока.
Мотивация
Совместно с учащимися обсудить задачи урока,
предстоящей деятельности, проанализировать условия
и пути их достижения – это помогает сформировать
атмосферу
сотрудничества
и
психологически
учебной
деятельности
учащихся
настроить на работу.
Постановка учебной задачи, проблемного вопроса,
проблемной ситуации.
Пробудить чувство ответственности за выполнение
самостоятельно поставленных задач
Актуализация
знаний
Указание на необходимость актуализировать то или
иное правило.
Для слабых учеников ответ с опорами на карточки-
информаторы
Задание-разминки с необычным содержанием
Нетрадиционные
проверки
домашнего
задания
–
кроссворды, ребусы, стихи по теме, составленные
ребятами задания, схемы с пропусками и т.д.
Первичное
усвоение
новых знаний
Заранее
подготовленные
сообщения
для
слабоуспевающих ребят, чтобы они могли заранее
отчитать и выучить текст. Чтобы смогли уверенно
рассказывать на класс.
Побуждать самостоятельное обращение учащихся к
словарям, справочникам, энциклопедиям и т.д.
«Даю шанс»
Задания по цепочке
Облегчённый вариант задания для более слабого
ученика или двойное задание для более сильного
ученика
Задания по желанию
Консультирование одноклассников по одному из
разделов темы
Работа в парах
Создание противоречий в процессе изучения нового
материала
Первичная
проверка
понимания
Заканчивать каждый крупный этап урока приемами
стимулирования,
снимающими
наступившее
утомление
школьников:
физкультминутка,
игра,
веселый мини-рассказ и др.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в
сложных заданиях ряда простых.
Первичное
закрепление
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее
рациональной системы упражнений, а не
механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности
выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях,
использование карточек-консультаций, карточек с
направляющим планом действий.
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Упражнения на «редактирование»
Прием «Лови ошибку»
Кластер
Создание проекта
Прием «Круги Венна»
Прием «Один ум – хорошо, а два – лучше».
Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок
и
их
коррекция
Самооценка на уроках позволяет проанализировать
собственную работу, выявить ошибки и определить
пути их ликвидации
Ассистирование учителю
Всегда заранее давать критерии оценивания той или
иной работы
Тихий опрос
Фронтальный опрос без отметок, а в некоторых
случаях и метод хорового ответа
Рецензирование ответа одноклассниками по
алгоритму, в соответствии с критериями оценки
устного ответа
«Спор» с учителем
Дискуссия
Собеседование
Взаимный опрос-диалог
Информация о
домашнем
задании,
инструктаж по
его
выполнению
Контроль
объема
домашнего
задания
с
целью
предупреждения утомляемости учащихся
Дифференциация учебного материала и заданий
Предоставить
возможность
выбора
домашнего
задания в зависимости от склонностей и способностей
(устное, письменное, воспроизводящее, творческое,
дополнительное, повышенного уровня сложности и
т.д.)
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы
для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения
заданий, требованиях к их оформлению.
“Создай паспорт или визитная карточка”
Рефлексия
Стимулирование
самостоятельных
действий
слабоуспевающих.
Более
тщательный
контроль
за
деятельностью
неуспешного
или
слабоуспевающего
ученика,
указание на ошибки, проверка, исправления.
Закончи предложение (я сегодня узнал…, я понял…, я
научился…, я попробовал…, у меня получилось…, на
уроке мне удалось… и т.п.)
Эмоциональная
рефлексия
(понравилось
–
не
понравилось)
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный
желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не
только семью, но и школу, и ее методы обучения. Сможет или не сможет ученик
преодолеть трудности в учебе, зависит от учителя, если учитель заинтересован в
решении проблемы, если он хочет помочь детям, которым трудно учиться, если он
небезразличен
и
постоянно
ищет
новые
приемы
работы,
то
проблема
неуспеваемости будет решена. Необходимо активно вовлекать в учебный процесс
родителей неуспевающих школьников, потому что они являются неотъемлемой
частью школы.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию
для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в
себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод:
успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Таким
образом, ученик
тогда тянется
к
знаниям,
когда
переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес,
подкрепленные успехом.