Напоминание

"ПРОЕКТНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ"


Автор: Шевляк Ирина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ СОШ №11
Населённый пункт: Село Красногвардейское Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "ПРОЕКТНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ"
Раздел: среднее образование





Назад




Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями,

сколько

умеющий

добывать

знания,

применять

их

на

практике

и

делать

это

целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее

динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение

всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме. Возникает необходимость

выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем

к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной

на развитие критического и творческого мышления школьника. Задача учителя – помочь

ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.

Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи,

поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует

умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит

обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и

учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществлении

проектно-исследовательской деятельности и систематизировать свою работу.

В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится

интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы

образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к

определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и

через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих

проблем, умение практически применять полученные знания.

Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном

самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как

значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и

личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность

участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового

взаимодействия.

В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность

и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного

опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и

смыслотворчества

В соответствии с реальной ситуацией можно выделить наиболее значимые позиции:

1. активная мыслительная деятельность,

2. самостоятельное приобретение знаний,

3. умение работы с источниками информации,

4. поиск рациональных способов решения задач,

5. сотрудничество,

6. поэтапное формирование навыков.

Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе общеучебных

умений. Поэтому важно определить на каком уровне первоначально находятся учащиеся.

Традиционная классификация умений: организационные умения; информационные

умения; коммуникативные умения; интеллектуальные умения. Последние включают

мыслительные

операции;

специальные

математические

умения,

проектно-

исследовательские умения: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов

решения, построение обобщений и выводов, анализ результатов деятельности. Процесс

обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных

особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской

культуры школьника.

Этапы формирования проектно-исследовательских умений.

1-й этап. Диагностический.

Цель первого этапа - соблюдение принципа добровольности выбора области и темы

исследования. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень готовности

учебных навыков и умений учащихся. Этот уровень готовности определяется умением

работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное,

систематизировать материал; умением работать в группе, планировать и анализировать

свою деятельность.

2-й этап. Практический.

Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача

познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению

учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся

в форме консультации. Можно дать теоретические знания, привести образцы примеров,

соответствующих данному уровню самостоятельности

. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных

проектов. Чаще всего это домашние задания в нестандартной интерпретации: сообщение

по теме с использованием дополнительной литературы в виде презентации, поиск

информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной

информации и представление ее в виде таблиц, диаграмм, тезисов.

Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности.

1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под

непосредственным

руководством

учителя

на

конкретном

математическом

или

историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит

глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический

информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников,

иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях,

интересных фактах.

Например, в 5–6-й классе: «Великие Математики Древнего мира».

Цель: знакомство с великими математиками Древнего Мира. «Число». Учащиеся изучают

популярную литературу и готовят сообщение по темам: «История счета», «Римская

нумерация», «Магические числа», другие.

2-й уровень. 7 класс. Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема

проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору

коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания

урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся

в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке

обобщения, систематизации знаний. Создается презентация.

8-й

класс

«Замечательные

числа».

Обобщение

понятия

числа.

Знакомство

с

иррациональными числами. «Площадь плоских фигур». Применение формул площадей

многоугольников

для

решения

практических

задач,

связанных

с

выполнением

строительных работ. «Теорема Пифагора – источник великих открытий и математических

идей». Разнообразие способов доказательства теоремы.

10-й класс «Функция». Изучение и обобщение свойств функций (без применения

производной). «Модуль». Повторение и обобщение модуля числа, функции. Решение

уравнений, неравенств с модулем.

Одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме.

3-й уровень. Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком

уровне

самостоятельности:

постановка

цели,

планирование,

поиск

и

обработка

информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности

и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно

выполнить индивидуальную исследовательскую работы по математике или в другой

области знаний. 10-й класс «Функции и графики».

Исследование функций, расширенное изучение свойств различных функций. По

геометрии: «Сечения в многогранниках». 11-й класс «Неевклидова геометрия». «Общие

способы решения уравнений». Обобщающее повторение решения уравнений при

повторении к итоговой аттестации.

Для развития исследовательских способностей детей на уроках математики, я

использую методический материал, направленный на развитие умений видеть проблему,

выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, умений наблюдать

и классифицировать, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

В частности

Развитие умений видеть проблемы.

Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиций:

а) учителя;

б) одноклассника;

в) случайного прохожего.

Развитие умений выдвигать гипотезы.

Задание «Найди возможную причину события»

ученица победила в конкурсе;

ученик не решил задачу;

учитель не доказал теорему или забыл формулу. Ваши действия…;

Задание «Самое логичное и нелогичное объяснения»

Придумать два самых логичных объяснения следующим событиям:

Катя не подготовила сообщение о математике;

Задание станет интереснее, если придумать фантастические и неправдоподобные

объяснения:

представьте, что учитель математики забыл таблицу умножения и т.д.

Специфика проектно-исследовательской деятельности определяет многообразие

форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-

исследовательская

деятельность

может

приобретать

разные

формы.

Об

урочной

деятельности я уже говорила, теперь – о внеурочной.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных

занятиях могут быть следующими:

исследовательская практика обучающихся;

факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают

большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности

обучающихся;

ученическое

научно-исследовательское

общество

форма

внеурочной

деятельности,

которая

сочетает

в

себе

работу

над

учебными

исследованиями,

коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы,

организацию интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также

встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и

образования.

участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе

дистанционных,

предметных

неделях,

интеллектуальных

марафонах

предполагает

выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не

столько предметные

результаты,

сколько интеллектуальное,

личностное

развитие

школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере,

формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение

сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается

как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

В

последнее

время

организация

исследовательской

деятельности

занимает

главенствующее место в процессе познания. Формирование элементов исследовательской

деятельности способствует овладению математической культурой, и, как следствие,

повышению уровня математического развития учащихся.

Какую же роль предстоит прожить учителю в ходе руководства проектом? На разных

этапах выполнения заданий проекта, роль учителя различна.

Энтузиаст

- повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя

и

направляя их в направлении достижения цели

Специалист

- компетентен в нескольких (не во всех!) областях

Консультант

- может организовать доступ к ресурсам, в том числе к

другим специалистам

Руководитель

- может четко спланировать и реализовать проект

«Человек, который задает

вопросы»

- организует обсуждение способов преодоления

возникающих трудностей путем косвенных, наводящих

вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает

обратную

связь

Координатор

- поддерживает групповой процесс решения проблем

Эксперт

- дает четкий анализ результатов как выполненного

проекта

в целом, так и отдельных его этапов

Учитель и ученик, мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что

нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, а у учителя – свои),

но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша. Первое, в чем

надо убедить ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое

худшее, хуже – не пытаться.

Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая шаг за шагом.

При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся отметками, можно

использовать разнообразные формы поощрения, включая самое обычное: «Все

правильно» или «Надо бы еще подумать». В творческих проектах трудно оценить

промежуточные результаты. Тем не менее, учителю необходимо отслеживать работу,

чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется. Главная задача учителя состоит

в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на

преподавание, а на учение. Самое сложное для учителя в ходе исследования – это роль

независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог

видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только

отвечать на возникающие у школьника вопросы. Возможно проведение семинара-

консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у

значительного количества школьников.

Такое сопровождение позволяет учитывать интересы каждого из учеников, помогать

осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.

Ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он

занят со стороны учителя. Учителю необходимо каждый урок показывать своим

ученикам, что они неповторимая личность, имеющая право на ошибку, собственное

мнение и способность к саморазвитию.

Даже неудачно выполненный проект или

исследование также имеет большое положительное педагогическое значение.

Таким образом, использование исследовательской и проектной деятельности в

обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при

помощи

исследования

или

проекта

можно

реализовать

все

воспитательные,

образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Эти методы позволяют

интегрировать

различные

виды

деятельности,

делая

процесс

обучения

более

увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным; дают педагогу

возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Они активно

влияют на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Практика моей работы по использованию исследовательской деятельности учащихся на

уроках математики показала, что исследовательский метод позволяет активизировать

мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес, и приводит к хорошему

усвоению материала, к развитию мышления и способностей учащихся.



В раздел образования