Автор: Шевляк Ирина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ СОШ №11
Населённый пункт: Село Красногвардейское Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "ПРОЕКТНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ"
Раздел: среднее образование
Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями,
сколько
умеющий
добывать
знания,
применять
их
на
практике
и
делать
это
целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее
динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение
всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме. Возникает необходимость
выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем
к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной
на развитие критического и творческого мышления школьника. Задача учителя – помочь
ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи,
поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует
умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит
обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и
учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществлении
проектно-исследовательской деятельности и систематизировать свою работу.
В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится
интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы
образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к
определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и
через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих
проблем, умение практически применять полученные знания.
Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном
самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как
значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и
личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность
участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового
взаимодействия.
В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность
и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного
опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и
смыслотворчества
В соответствии с реальной ситуацией можно выделить наиболее значимые позиции:
1. активная мыслительная деятельность,
2. самостоятельное приобретение знаний,
3. умение работы с источниками информации,
4. поиск рациональных способов решения задач,
5. сотрудничество,
6. поэтапное формирование навыков.
Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе общеучебных
умений. Поэтому важно определить на каком уровне первоначально находятся учащиеся.
Традиционная классификация умений: организационные умения; информационные
умения; коммуникативные умения; интеллектуальные умения. Последние включают
мыслительные
операции;
специальные
математические
умения,
проектно-
исследовательские умения: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов
решения, построение обобщений и выводов, анализ результатов деятельности. Процесс
обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных
особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской
культуры школьника.
Этапы формирования проектно-исследовательских умений.
1-й этап. Диагностический.
Цель первого этапа - соблюдение принципа добровольности выбора области и темы
исследования. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень готовности
учебных навыков и умений учащихся. Этот уровень готовности определяется умением
работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное,
систематизировать материал; умением работать в группе, планировать и анализировать
свою деятельность.
2-й этап. Практический.
Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача
познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению
учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся
в форме консультации. Можно дать теоретические знания, привести образцы примеров,
соответствующих данному уровню самостоятельности
. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных
проектов. Чаще всего это домашние задания в нестандартной интерпретации: сообщение
по теме с использованием дополнительной литературы в виде презентации, поиск
информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной
информации и представление ее в виде таблиц, диаграмм, тезисов.
Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности.
1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под
непосредственным
руководством
учителя
на
конкретном
математическом
или
историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит
глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический
информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников,
иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях,
интересных фактах.
Например, в 5–6-й классе: «Великие Математики Древнего мира».
Цель: знакомство с великими математиками Древнего Мира. «Число». Учащиеся изучают
популярную литературу и готовят сообщение по темам: «История счета», «Римская
нумерация», «Магические числа», другие.
2-й уровень. 7 класс. Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема
проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору
коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания
урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся
в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке
обобщения, систематизации знаний. Создается презентация.
8-й
класс
«Замечательные
числа».
Обобщение
понятия
числа.
Знакомство
с
иррациональными числами. «Площадь плоских фигур». Применение формул площадей
многоугольников
для
решения
практических
задач,
связанных
с
выполнением
строительных работ. «Теорема Пифагора – источник великих открытий и математических
идей». Разнообразие способов доказательства теоремы.
10-й класс «Функция». Изучение и обобщение свойств функций (без применения
производной). «Модуль». Повторение и обобщение модуля числа, функции. Решение
уравнений, неравенств с модулем.
Одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме.
3-й уровень. Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком
уровне
самостоятельности:
постановка
цели,
планирование,
поиск
и
обработка
информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности
и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно
выполнить индивидуальную исследовательскую работы по математике или в другой
области знаний. 10-й класс «Функции и графики».
Исследование функций, расширенное изучение свойств различных функций. По
геометрии: «Сечения в многогранниках». 11-й класс «Неевклидова геометрия». «Общие
способы решения уравнений». Обобщающее повторение решения уравнений при
повторении к итоговой аттестации.
Для развития исследовательских способностей детей на уроках математики, я
использую методический материал, направленный на развитие умений видеть проблему,
выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, умений наблюдать
и классифицировать, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
В частности
Развитие умений видеть проблемы.
Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиций:
а) учителя;
б) одноклассника;
в) случайного прохожего.
Развитие умений выдвигать гипотезы.
Задание «Найди возможную причину события»
ученица победила в конкурсе;
ученик не решил задачу;
учитель не доказал теорему или забыл формулу. Ваши действия…;
Задание «Самое логичное и нелогичное объяснения»
Придумать два самых логичных объяснения следующим событиям:
Катя не подготовила сообщение о математике;
Задание станет интереснее, если придумать фантастические и неправдоподобные
объяснения:
представьте, что учитель математики забыл таблицу умножения и т.д.
Специфика проектно-исследовательской деятельности определяет многообразие
форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-
исследовательская
деятельность
может
приобретать
разные
формы.
Об
урочной
деятельности я уже говорила, теперь – о внеурочной.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных
занятиях могут быть следующими:
•
исследовательская практика обучающихся;
•
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают
большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности
обучающихся;
•
ученическое
научно-исследовательское
общество
—
форма
внеурочной
деятельности,
которая
сочетает
в
себе
работу
над
учебными
исследованиями,
коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы,
организацию интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также
встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и
образования.
•
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных,
предметных
неделях,
интеллектуальных
марафонах
предполагает
выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не
столько предметные
результаты,
сколько интеллектуальное,
личностное
развитие
школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере,
формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение
сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается
как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
В
последнее
время
организация
исследовательской
деятельности
занимает
главенствующее место в процессе познания. Формирование элементов исследовательской
деятельности способствует овладению математической культурой, и, как следствие,
повышению уровня математического развития учащихся.
Какую же роль предстоит прожить учителю в ходе руководства проектом? На разных
этапах выполнения заданий проекта, роль учителя различна.
Энтузиаст
- повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя
и
направляя их в направлении достижения цели
Специалист
- компетентен в нескольких (не во всех!) областях
Консультант
- может организовать доступ к ресурсам, в том числе к
другим специалистам
Руководитель
- может четко спланировать и реализовать проект
«Человек, который задает
вопросы»
- организует обсуждение способов преодоления
возникающих трудностей путем косвенных, наводящих
вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает
обратную
связь
Координатор
- поддерживает групповой процесс решения проблем
Эксперт
- дает четкий анализ результатов как выполненного
проекта
в целом, так и отдельных его этапов
Учитель и ученик, мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что
нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, а у учителя – свои),
но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша. Первое, в чем
надо убедить ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое
худшее, хуже – не пытаться.
Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая шаг за шагом.
При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся отметками, можно
использовать разнообразные формы поощрения, включая самое обычное: «Все
правильно» или «Надо бы еще подумать». В творческих проектах трудно оценить
промежуточные результаты. Тем не менее, учителю необходимо отслеживать работу,
чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется. Главная задача учителя состоит
в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на
преподавание, а на учение. Самое сложное для учителя в ходе исследования – это роль
независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог
видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только
отвечать на возникающие у школьника вопросы. Возможно проведение семинара-
консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у
значительного количества школьников.
Такое сопровождение позволяет учитывать интересы каждого из учеников, помогать
осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.
Ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он
занят со стороны учителя. Учителю необходимо каждый урок показывать своим
ученикам, что они неповторимая личность, имеющая право на ошибку, собственное
мнение и способность к саморазвитию.
Даже неудачно выполненный проект или
исследование также имеет большое положительное педагогическое значение.
Таким образом, использование исследовательской и проектной деятельности в
обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при
помощи
исследования
или
проекта
можно
реализовать
все
воспитательные,
образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Эти методы позволяют
интегрировать
различные
виды
деятельности,
делая
процесс
обучения
более
увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным; дают педагогу
возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Они активно
влияют на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Практика моей работы по использованию исследовательской деятельности учащихся на
уроках математики показала, что исследовательский метод позволяет активизировать
мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес, и приводит к хорошему
усвоению материала, к развитию мышления и способностей учащихся.