Напоминание

"Программа кружка "Логоритмика" для детей 3-4 лет"


Автор: Желязкова Юлия Валерьевна
Должность: Воспитатель 1 категории
Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад № 154" МО РФ
Населённый пункт: Оленегорск 2
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Программа кружка "Логоритмика" для детей 3-4 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №154»

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принято:

решением МО

№ протокол от

_____________

Заместитель заведующего

_______ Беликова И. А.

Утверждено:

заведующим ФГКДОУ

«Детский сад №154» МО РФ

____________

Семёнова Е. А.

Программа кружка

«ЛОГОРИТМИКА»

(для детей 3 – 4 лет)

Руководитель:

Воспитатель 1 категории

Желязкова Юлия Валерьевна

г. Оленегорск – 2

2022

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

.................................................................................................................................. 3

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

...................................................................................................................... 6

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

.................................................................................................................................................... 7

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

....................................................................................................................... 7

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

............................................................................................................ 8

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

............................................................................................................................ 10

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

................................................................................................... 10

Возраст детей

.................................................................................................................................................... 13

Срок реализации

................................................................................................................................................. 13

Форма занятий

.................................................................................................................................................. 13

Ожидаемые результаты

.................................................................................................................................. 14

Способы проверки знаний, умений и навыков детей

.................................................................................... 14

Оборудование и техническое оснащение

........................................................................................................ 14

СТРУКТУРА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

................................................................................................. 15

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

......................................................................................................................... 15

Сентябрь

............................................................................................................................................................. 15

Октябрь

............................................................................................................................................................... 16

Ноябрь

................................................................................................................................................................. 17

Декабрь

............................................................................................................................................................... 17

Январь

................................................................................................................................................................. 18

Февраль

............................................................................................................................................................... 19

Март

..................................................................................................................................................................... 19

Апрель

................................................................................................................................................................. 20

Май

...................................................................................................................................................................... 21

ЛИТЕРАТУРА

............................................................................................................................................................. 22

ПРИЛОЖЕНИЕ

........................................................................................................................................................... 25

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

......................................................................................................... 25

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возможно, самое лучшее, самое радостное

что есть в жизни — это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина.

Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Речь – чудесный дар природы –

не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, что-

бы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него пра-

вильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и

взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых

ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие

связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также

было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что

вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем

звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстети-

ческом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма

рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошколь-

ников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воз-

действуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает

детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая

способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и

время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или

мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием про-

3

странственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление

речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотво-

рения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо

проводить занятия логоритмикой.

Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имею-

щим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки рече-

вого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстрой-

ства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым

негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к

речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логопедическая

ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нару-

шения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также совершенствование и раз-

витие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы (общей,

мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, фор-

мирование двигательных навыков и умений, понятия о пространственной органи-

зации тела.

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма му-

зыкального произведения и особенного ритма движения, воспитание способности

ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и

речи.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совер-

шенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентиро-

ваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способ-

ность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика

с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влия-

ние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных си-

стем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с

большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения,

4

игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход заня-

тий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музы-

ки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и

коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики,

песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, неслож-

ные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа

по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые со-

зданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать дви-

жения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чув-

ствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенци-

альные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познаватель-

ных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построе-

ние занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего заня-

тия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно

не выучивается.

Направленность программы: тематическая направленность и организационная

вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого ин-

тереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмо-

циональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помога-

ют достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов,

средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных осо-

бенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены эле-

менты, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражне-

ния, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа,

гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-рече-

5

вые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или

музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

Педагогическая целесообразность

программы объясняется тем, что она разра-

ботана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое

отражение в:

– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение вы-

полняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность прове-

дения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современ-

ной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.

– формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы, звуко-

подражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при

воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности

движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практиче-

ские – выполнение работы.

– методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуаль-

ные консультации родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

На занятиях все дети занимаются одновременно, благодаря чему повыша-

ется плотность занятия и физическая нагрузка на организм ребёнка.

Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20

до 30 минут в зависимости от возраста детей (Один раз в неделю во второй полови-

не дня)

Занятия по логоритмике составляются с опорой на лексические темы.

Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимо-

сти от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных

писателей, русские народные сказки, потешки, прибаутки, которые подбираются в

соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игро-

вой форме.

6

Координированная работа всех составляющих. Только тогда речь будет

красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отраба-

тывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их сла-

женность.

Одно из самых необходимых условий для получения хороших результатов

– взаимодействие педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар ра-

зучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамиче-

ские паузы используется на занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаются ро-

дителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привле-

чение внимания детей и пробуждения у них интереса к выполнению упражнений.

Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребёнку – это залог

успешной работы.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде

всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,

музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь,

музыка и движение. Поэтому цель данной программы - развитие музыкально-рече-

вых способностей у детей 3-4 лет; преодоление речевых нарушений путем разви-

тия и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку

и движение; воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребенка.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

оптимизировать

образовательные задачи:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой.

воспитательные задачи:

7

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, дви-

жениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмич-

но и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

коррекционные задачи:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

содержание воспитания, обучения и коррекции детей с речевыми недо-

статками;

создать условия для организации логоритмических занятий с использова-

нием здоровьесберегающих технологий;

внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нару-

шений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и

укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более вы-

соких результатов воспитания, обучения, коррекции;

разработать перспективный план проведения логоритмических занятий,

дидактические пособия;

создать пакет диагностики развития неречевых психических функций де-

тей.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных

мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методика-

ми.

2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать фор-

мированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых еди-

ниц.

8

3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений лого-

ритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выде-

лять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития

(самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального разви-

тия (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педаго-

га), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с

помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание

должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и

этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторе-

ний вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лин-

гвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррек-

ции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встреча-

ются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель

образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивиду-

альные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются ак-

тивные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания,

импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития

и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения,

связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его

9

гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного

ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску

новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим пробле-

мы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление

нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в

последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться при-

чиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышле-

ние, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражаю-

щийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произноше-

ния поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Перед педагогами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача

поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возмож-

ностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания

такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладе-

ние навыками нормативного произношения.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже суще-

ствующих в этой области заключается в том, что позволяет уже на раннем этапе

дошкольного детства начать формирование у детей целостного

представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о

здоровье, развитии коммуникативных способностей.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса

развивают

умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети

лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения

полезны в любом возрасте, так как четкая

артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с

нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артику-

10

ляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие

ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком

письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизноше-

ние, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика

корректирует нарушения речевого дыхания, по-

могает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и

правильное распределение выдоха.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла

развивают

основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холод-

ное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики

простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения

по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие пев-

ческие навыки дошкольников.

Упражнения на развитие внимания и памяти

развивают все виды памяти:

зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность

быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки

обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизи-

руются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается

четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонемати-

ческий слух и слуховое внимание.

Речевые игры

могут быть представлены в различных видах: ритмодеклама-

ции без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жеста-

ми и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды,

игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские на-

родные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстро-

му запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры

развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку

лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов

развивает память, внимание, мышление, эмоцио-

нальную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребен-

11

ка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих

способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формиро-

вание их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыха-

ния.

Пальчиковые игры и сказки.

Науке давно известно, что развитие подвиж-

ности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую

моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчи-

ковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку

– тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать леп-

ку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под про-

говаривание текста игры.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах

раз-

вивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, па-

мять, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение му-

зыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на заня-

тии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструмен-

тах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различ-

ной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных

палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофа-

на.

Театральные этюды.

Очень часто у детей с речевыми нарушениями мало-

выразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть

вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мими-

ческую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и

выразительность движений детей,

их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство

уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно

передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными

переживаниями.

12

Коммуникативные игры

формируют у детей умение увидеть в другом че-

ловеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обу-

чают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки

тренируют детей в координации

слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движе-

ний. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственно-

сти, приучают детей выполнять правила игры.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной програм-

мы: от 3 до 4 лет.

Срок реализации образовательной программы - 1 год.

Форма занятий – групповая. Формой проведения логоритмических занятий яв-

ляется игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как

средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в

том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различ-

ных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительно-

сти. При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются сле-

дующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, нагляд-

ность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к

каждому ребенку.

Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю. Продолжи-

тельность занятия 15 – 20 минут. Тема берется на одно-два занятия в зависимости

от сложности материала и психофизиологических особенностей детей.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому раз-

витию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой,

учит общению со сверстниками.

Ожидаемые результаты

Воспитанник будет уметь:

- ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно пере-

давая заданный характер, образ;

- правильно выполнять артикуляции звуков;

13

- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, петь про-

тяжно, подвижно, передавая характер музыки;

- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

- подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.

Воспитанник способен проявлять бережное отношение к природе и живот-

ным; уважение к культуре и традициям родного края, труду людей; также будет

сформировано правильное речевое и физиологическое дыхание.

Способы проверки знаний, умений и навыков детей

1. Вводная диагностика - октябрь.

2. Итоговая диагностика - май.

Форма подведения итогов: 1 раз в квартал итоговое занятие.

Оборудование и техническое оснащение

Набор музыкальных инструментов для ритмических игр: колокольчики,

бубны, барабан, треугольники, палочки.

Материал для дидактических игр: фланелеграф, геометрические фигуры

разных цветов и размеров, ритмо-схемы, фигурки различных героев.

Музыкальный центр с набором аудиокассет и дисков («Музыка для релак-

сации» пение птиц, шум моря; «Топ-хлоп» - подвижные игры и «Весёлая логорит-

мика» автор Е. Железнова)

Атрибуты к танцам и играм – ленты, листочки, снежинки, звёздочки,

юбочки.

Демонстрационный материал по лексическим темам. Элементы костюмов.

СТРУКТУРА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения, которые

дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражне-

ния, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регу-

лировку мышечного тонуса.

14

2. Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки для

снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных

инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыха-

ния, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие

координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пе-

ния с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, об-

щей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения

на регуляцию мышечного тонуса.

3. Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление ды-

хания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упраж-

нения, упражнения на развитие дыхания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Сентябрь

Занятие 1. Цыпленок и его семья.

Задачи: продолжать учить координировать движения со словами, добиваться

четкого произнесения чистоговорки [ж], развивать мелкую мускулатуру рук.

Занятие 2. История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали.

Задачи: Развитие мелкой моторики и координации движений. Провести логопе-

дическую гимнастику, чистоговорку [c – c’]. Разучить игру «Кошка и цыплята».

Занятие 3. Белая козочка.

Цель: развивать внимание, укреплять мышцы губ и развивать подвижность. Ра-

ботать над четким произнесением звука [к-к’].

Занятие 4. У кошки день рождения.

Задачи: развитие координации речи и движения, мелкой мускулатуры рук.

Укреплять мышцы губ, мускулатуру языка и щек, развивать произвольные движе-

ния языка. Работать над четким произнесением звука [д-д’], разучить скороговорку

«Щенок».

15

Октябрь

Занятие 5. Лесные звезды.

Задачи: развивать координацию речи и движения, чувство ритма. Провести фо-

нопедическое упражнение «Осенние листья». Способствовать преодолению утом-

ляемости жевательной мускулатуры, укреплять мускулатуру языка и щек, разви-

вать подвижность языка. Продолжать работать над звуком [д-д’]. Разучить стихо-

творение «Надо умываться».

Занятие 6. Зайка-огородник.

Задачи: продолжать четко произносить звук [д-д’] c движениями, развивать

мелкую моторику рук. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность, укреп-

лять мышцы шеи, вырабатывать движение губ вперед, способствовать развитию

зубочелюстной системы в акте речеобразования.

Занятие 7. Любимое кушанье

Задачи: развивать мелкую мускулатуру рук, координацию движений. Развивать

подвижность языка и укреплять мышцы щек. Способствовать развитию подвижно-

сти нижней челюсти. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении,

необходимое для звука [р], растягивать подъязычную связку. Упражняться в

произнесении скороговорки и чистоговорки. Упражняться на увеличение продол-

жительности выдоха. Развивать внимание.

Занятие 8. Дорога на мельницу.

Задачи: развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание. Упражняться в

произнесении чистоговорки на звук [ш]. Развивать подвижность нижней челюсти.

Ноябрь

Занятие 9. Верные друзья.

Задачи: закреплять знания детей о лесе. Упражняться в произнесении чистого-

ворки [ц]. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить образовывать прила-

гательные. Развивать мышечную силу и подвижность губ, способствовать растяж-

ке подъязычной связки, укреплять мускулатуру щек.

Занятие 10. Сказка про зайцев.

16

Задачи: развивать координацию движений и чувство ритма. Учить выполнять

самомассаж мышц губ. Укреплять жевательную мускулатуру, укреплять круговую

мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.

Упражняться в произнесении звука [б-б’]. Развивать внимание.

Занятие 11. Круглый год.

Задачи: развивать внимание. Работать над чувством ритма и координацией дви-

жений. Продолжать работать над четким произношением звука [б-б’]. Укреплять

мышцы шеи, способствовать укреплению мышц гортани, тренировать способность

к переключению с одной позиции на другую. Развивать мелкую моторику рук. Ра-

зучить упражнение на напряжение и расслабление мышц «Деревья».

Занятие 12. Времена года.

Задачи: закреплять знания детей о временах года. Упражняться в произнесении

звука [н-н’]. Укреплять круговую мышцу рта. Развивать умение округлять губы и

удерживать их в таком положении. Работать над ритмом и координацией.

Декабрь

Занятие 13. Про Мурочку – Мурысоньку.

Задачи: развивать моторику рук. Упражняться в произнесении чистоговорки на

звук [к-к’]. Способствовать динамике движений кончика языка внутри рта, улуч-

шать нервную проводимость, усиливать кровоснабжение мышц языка. Разучить

стихотворение с движениями «Мурочка-Снегурочка».

Занятие 14. Мурка в город собирается.

Задачи: развивать моторику рук. Упражняться в произнесении чистоговорки на

звук [к-к’]. Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.

Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения пози-

ций губ. Работать над координацией движений, учить играть в игры народов мира.

Занятие 15. Как Мурочка Деда Мороза будила.

Задачи: развивать координацию движений и ритм. Вырабатывать подъем языка,

гибкость и подвижность его кончика. Разучить игру «Догонялки с мишкой»,

упражняться в произнесении чистоговорки на звук [р-р’]. Развивать моторику рук.

Занятие16. Дед Мороз

17

Задачи: развивать мелкую моторику рук. Разучить стихотворение с движениями

«Как на горке снег». Вырабатывать подъем языка, укреплять его мышцы. Работать

над четким произношением звука [ц]. Развивать динамическую сторону общения.

Январь

Занятие 17. Снегурочка на новогодней елке в лесу.

Задачи: развивать выразительность речи. Укреплять мышцы губ и формировать

навык равномерного продолжительного выдоха. Упражняться в произнесении чи-

стоговорки [к-к’]. Координировать движения языка, губ и выдоха. Развивать па-

мять.

Занятие 18. Волчья песня.

Задачи: рассказать детям о рождественских колядках. Учить произносить скоро-

говорку «Наш Полкан» в быстром темпе. Развивать мелкую моторику рук. Разви-

вать дыхание в упражнении «Кукареша». Развивать мышечную силу губ и гортани.

Способствовать развитию подвижности губ и нижней челюсти.

Занятие 19. Петушок

Задачи: развивать мелкую моторику рук. Развивать динамическую сторону об-

щения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Раз-

вивать память, внимание. Стимулировать движения нижней челюсти. Автоматизи-

ровать звук [ч] в чистоговорке. Знакомить с играми народов мира.

Занятие 20. Лисичка со скалочкой

Задачи: знакомить детей с устным народным творчеством. Развивать дыхание.

Развивать мелкую моторику рук. Автоматизировать звук [c-c’] в чистоговорке. Раз-

вивать мимико-артикуляционные мышцы, стимулировать движения нижней челю-

сти. Развивать слуховое внимание.

Февраль

Занятие 21. Петух да собака.

Задачи: упражняться в координации речи и движений. Развивать тонике движе-

ния пальцев рук. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Тренировать

18

подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Способ-

ствовать улучшению иннервации (нервной проводимости).

Занятие 22. Бременские музыканты.

Задачи: упражняться в развитии дыхания на гласные звуки. Учить делать само-

массаж языка, укреплять круговую мышцу рта. Развивать координацию речи и

движений. Развивать динамическую сторону общения через коммуникативную

игру «Оладушки».

Занятие 23. Возьми меня с собой.

Задачи: закреплять представления детей о Празднике 23 февраля – День защит-

ника Отечества. Развивать внимание, дыхание. Вырабатывать гибкость и подвиж-

ность, упругость кончика языка. Развивать динамическую сторону общения через

коммуникативную игру «Оладушки».

Занятии 24. А что у вас?

Задачи: развивать гибкость и подвижность языка, научить держать язык распла-

станным, широким. Развивать дыхание. Развивать мелкую моторику рук, общую

моторику.

Март

Занятие 25. Вот так мастера

Задачи: закрепить знания детей о празднике 8 Марта. Развивать динамическую

сторону общения через коммуникативную игру «Оладушки». Разучить диалог «Са-

пожник». Развивать дыхание, внимание.

Занятие 26. Как стать большим

Задачи: разучить стихотворение с движениями «Тик-так». Развивать тонкие дви-

жения пальцев рук. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность. Учить удер-

живать губы и язык в заданном положении. Развивать общую моторику. Автомати-

зировать звук [в-в’] в чистоговорке.

Занятие 27. Даша и Маша.

Задачи: развивать динамическую сторону общения. Развивать мелкую моторику

рук. Учить делать язык узким и удерживать его в таком положении. Разучить рус-

скую народную закличку «Солнышко». Дифференцировать звуки [н-н’], [д-д’].

19

Занятие 28. Горшочек каши

Задачи: развивать память, внимание. Развивать координацию движений и речи.

Развивать гибкость языка, тренировать в умении направлять воздушную струю по

середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Упраж-

няться в произнесении звука [ш]. Учить играть в игры народов мира.

Апрель

Занятие 29. Как мышонок стал трудолюбивым

Задачи: упражняться в произнесении шипящих звуков. Развивать общую мото-

рику, мелкую моторику рук. Способствовать укреплению жевательно-артикулятор-

ных мышц. Отрабатывать произвольные движения языка, укреплять кончик языка.

Занятие 30. Сказка про бурого мишку и мышку-вертушку.

Задачи: укреплять мышцы губ. Упражняться в произнесении звука [ж] в чисто-

говорке. Стимулировать движения нижней челюсти. Развивать динамическую сто-

рону общения.

Занятие 31. Чьи это ушки?

Задачи: автоматизировать звук [н-н’]. Развивать координацию движений и речи.

Развивать гибкость языка, его подвижность, укреплять мышцы языка.. Закреплять

умение играть в подвижные игры, поднимать эмоциональный настрой.

Занятие 32. История о том, как мышата помогли зайчонку найти свой дом.

Задачи: развивать мелкую моторику рук. Активизировать мышц губ и зева. Сти-

мулировать движения нижней челюсти. Дифференцировать звуки [ч –ш]. Разви-

вать координацию движений и речи.

Май

Занятие 33. Красный фонарик

Задачи: развивать общую и мелкую моторику. Активизировать в речи звуки [л-

л’]. Укреплять мимико-артикуляторные мышцы лица. Работать над выразительно-

стью речи.

Занятие 34. Колесо

20

Задачи: развивать внимание, мелкую моторику рук. Активизировать в речи зву-

ки [в-в’]. Развивать координацию движений и речи. Укреплять мускулатуру губ и

щек. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки).

Занятие 35. Бычок – смоляной бочок.

Задачи: развивать мелкую моторику рук. Автоматизировать в речи звук [ч].

Стимулировать мимико-артикуляторные мышцы лица. Продолжать знакомить де-

тей с устным народным творчеством.

Занятие 36. Коза – обманщица

Задачи: разучить русскую народную потешку «Козонька рогатая». Развивать

тонкую мускулатуру пальцев рук. Отрабатывать подъем языка. Развивать подвиж-

ность кончика языка. Автоматизировать в речи звуки [л-л’]. Развивать динамику и

ритм. Развивать внимание.

21

ЛИТЕРАТУРА

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА-

ПРЕСС,1993;

Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной про-

граммы предшкольного образования. - СПб.: ЛОИРО, 2007;

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое

пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;

Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школь-

ников. СПб.: Речь, 2007;

Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и

лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным пара-

личом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. –

М.: Издательство «Гном и Д», 2001;

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической рабо-

ты в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2001;

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. /Автор-сост. Н. И. Еременко. –

Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;

Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр

физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного

возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;

Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. /Авт.-сост. Т. С. Ника-

норова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления до-

школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;

Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми

3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методиче-

ское пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;

22

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические

разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и

подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Изда-

тельство ГНОМ и Д», 2000;

Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей

с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;

Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими

специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. По-

собие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,

2005;

Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.:

Линка-Пересс, 2000;

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе

для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для сту-

дентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспи-

тателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.:

Просвещение Владос, 1994;

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и

Д», 2003;

Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - №

9, с. 115-119;

Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. -

1998. - №2, с. 141-144;

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.:

ООО «Издательство АСТ», 2004;

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного

возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;

23

Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;

Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.:

Издательство «Лань», 2002;

Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Вла-

дос, 1995;

Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н.

Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

.

Тема: «Зимушка-зима».

Цель: 1. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений,

пространственные представления.

2. Воспитывать умение определять характер музыки, согласовывать её

с движениями.

3. Формировать навыки словообразования путём подбора родственных слов.

4. Активизировать словарь по теме: «Зима».

Оборудование: снежок из ваты, 2 обруча, 2 снежинки на нитках, спускающихся с

потолка, простыня, бумажные снежинки по количеству детей.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети под музыку заходят в зал и садятся на стульчики.

Педагог:

- Когда вы вошли в зал, вас встретила музыка. Сегодня музыка всё время будет ря-

дом с вами. Она будет помогать вам, а иногда и подсказывать. Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

2. Согласование движения с музыкой.

Педагог:

- Сейчас зима. Назовите зимние месяцы. Послушайте музыку и выделите музы-

кальные акценты – хлопните в ладоши.

Звучит музыка. На музыкальный акцент дети по порядку называют зимние месяцы

и хлопают в ладоши. Затем, называя месяцы, топают ногой.

3. Пальчиковая гимнастика.

Дети по-туркцки садятся на ковёр.

Педагог:

25

- На улице холодно, и у меня замёрзли пальчики. Давайте поиграем с пальчиками и

согреем их.

Наступила зима. Стало холодно (дрожат). Дует холодный пронизывающий

ветер (дуют). Солнце (упражнение «Солнышко») почти не показывается на небе.

Ветер крутит лёгкие, блестящие снежинки (упражнение «Снежинки»). Снег, как

тёплое одеяло, накрывает дома (упражнение «Домик»), сосны (упражнение «Сос-

на»), голые деревья (упражнение «Дерево») и землю (проводят ладонями над по-

лом). На снегу видны следы (упражнение «Шагающие человечки»), а по хмурому

небу летают и сердито каркают вороны (упражнение «Птички»). Они ищут корм и

жадно клюют крошки (упражнение «Птичка клюёт зёрнышки»). Рано наступает

ночь и всё засыпает (дети закрывают глаза).

4. Предметный словарь.

Педагог:

- А что ещё бывает зимой? (Снег, мороз, лёд, оттепель, метель, сугробы, вьюга, ве-

тер, узоры на окнах, позёмка, наст, снегопад, снежки, снежинки, снеговики, снегу-

рочка...).

5. Подбор родственных слов.

Педагог:

- Вы назвали много разных слов. Теперь назовите только те слова, которые похожи

на слово «снег» (снежок, снежинка, снегопад, снеговик, снегурочка, снежный, сне-

гоход).

6. Ориентация в пространстве. Употребление предлогов.

Игра «Закрутим снежный ком».

Педагог:

- Снежинок так много, что из них можно скатать снежный ком.

Дети под музыку двигаются за педагогом, закручиваются «спиралькой», образуя

«снежный ком».

- За кем ты стоишь? Перед кем? Между кем?

7. Развитие зрительного внимания.

Игра «Кто спрятался?»

26

Дети закрывают глаза и слушают музыку. Педагог накрывает одного ребёнка про-

стынёй. Музыка прерывается, дети открывают глаза и угадывают, кто спрятался

под простынёй.

8. Развитие пантомимики.

Игра «Слепим снеговика».

Педагог:

- Мы скатали снежный ком. А что можно из него сделать? (снеговика). Чего нам не

хватает для того, чтобы получился снеговик? (ещё два кома).

Дети под музыку «катают» комья и ставят их друг на друга.

- Что у снеговика будет на голове? (ведро). Давайте его поставим.

- Из чего сделаем нос, глаза, рот?

Дети отвечают и доделывают воображаемого снеговика.

9. Релаксационная пауза «Снеговик тает».

Педагог:

- Вокруг себя вы повернитесь

И в снеговиков превратитесь!

- Зимой случаются и оттепели. Вот пригрело солнышко, и наш снеговик начал та-

ять. Поднимите руки вверх, напрягитесь! Затем расслабьте кисти рук, согните руки

в локтях, опустите руки. Расслабьте плечи, спинку, согните колени, присядьте, ло-

житесь.

Движения выполняются на акцент в конце музыкальной фразы.

10. Игра «Передай снежок».

Педагог:

- Снеговик растаял, но немного снега осталось. Давайте слепим из него снежок.

Снежок холодный. Мы не будем долго держать его в руках, а на музыкальный ак-

цент передадим его друг другу.

Дети передают снежок из ваты по кругу.

11. Инсценировка песни «Снежинки» (Музыка Н.Метлова, слова В.Антоно-

вой).

Педагог:

27

- Опять ударил мороз, и в воздухе закружились снежинки. А мы вместе со снежин-

ками станцуем их танец.

Музыкальный руководитель поёт песню «Снежинки», дети её инсценируют.

12. Подбор глаголов к слову «снежинки».

Педагог:

- Вы были замечательными снежинками. Скажите, что делали ваши снежинки?

(Кружились, порхали, падали, блестели, искрились, танцевали, сверкали, ложи-

лись, спали...).

13. Подбор прилагательных к слову «снежинки».

Педагог:

- А какие бывают снежинки? (Белые, пушистые, лёгкие, холодные, колючие, кра-

сивые, мокрые, блестящие...).

14. Слушание музыки.

Дети садятся на ковёр, закрывают глаза и слушают музыку А.Вивальди «Зима».

Педагог:

- Что вы почувствовали, когда слушали музыку? Какие картины появились в ва-

шем воображении, когда звучала эта чудесная музыка?

Дети рассказывают.

15. Подвижная игра «Подуй на снежинку».

Дети делятся на две команды. Звучит бодрая музыка. Дети бегут, встают на стуль-

чики, спрыгивают с них, пролазят через обруч, подбегают к снежинке, спускаю-

щейся с потолка на длинной нитке, и сильно дуют на снежинку.

16. Восстановление дыхания.

Дети стоят в кругу. Под музыку на вдох поднимают руки вверх и двигаются к цен-

тру круга, сжимая его. Выдох – опускают руки и увеличивают круг.

17. Подведение итогов занятия.

Педагог:

- О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? На память об этом за-

нятии я подарю вам эти снежинки.

Звучит «Лунная соната» Бетховена. Логопед раздаёт детям бумажные снежинки, и

дети уходят из зала.

28

Тема: «Весна. Дикие птицы»

Цель: 1. Развивать импровизацию и пантомимику.

2. Формировать направленный ротовой выдох.

3. Воспитывать умение определять характер музыки, согласовывать её

с движением.

4. Развивать фонематический слух.

5. Закреплять знания грамматических категорий слов.

6. Обобщать знания детей по темам: «Весна», «Дикие птицы».

Оборудование: картинки с изображением диких птиц, декорации деревьев, ко-

стюм ёжика, 2 бумажных кораблика, карточки со словами, в-которых пропущена

буква, бумажные цветы, маркеры.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.

Педагог:

- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. На чём можно отправится на прогул-

ку? (на лыжах, на санках, на машине, на велосипеде...). Давайте мы поедем на ве-

лосипедах.

Дети ложатся на спину на ковёр.

2. Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с дви-

жением.

Педагог:

- Под громкую музыку вы будете ехать на велосипедах, под тихую – остановитесь,

сядете и отгадаете мои загадки.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт. (Весна).

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко сильнее греет,

29

Снег худеет, мокнет, тает.

Что за месяц, кто узнает? (Март).

Яростно река ревёт

И разламывает лёд,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель).

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май).

Дети садятся на стульчики.

Педагог:

- Вы правильно отгадали загадки. Сейчас весна. Назовите ещё раз по порядку ве-

сенние месяцы (дети называют). Теперь первый месяц назовите тихо, второй –

громче, а третий – громко.

3. Приметы весны.

Педагог:

- Лучше всего весна видна в лесу. Что можно увидеть в весеннем лесу? Какие жи-

вотные просыпаются после зимней спячки? (дети отвечают).

4. Развитие импровизации и пантомимики.

Под ёлкой спрятался ребёнок в костюме ёжика.

Педагог:

- Кто это возится под ёлкой? Это проснулся ёжик! Ёжик вылез из норки, посмотрел

влево, вправо, понюхал воздух. Воздух свежий, но кругом очень сыро. Ёжик осто-

рожно сделал несколько шагов, наступил в лужу и намочил лапки. Он остановился

и стал трясти лапками, отряхивая с них воду (дети выполняют движения вместе с

ёжиком).

30

5. Релаксационная пауза.

Педагог:

- Но вот хрустнула ветка под чьей-то лапой! Ёжик испугался, сжался в комочек,

подобрал под себя лапки и выставил иголки. Ой, как страшно ёжику! Но вот стало

тихо. Ёжик высунул из колючек носик, посмотрел по сторонам, развернулся, рас-

правил спинку. Как хорошо ёжику! Как приятно расправить шею, лапки, спинку и

погреться после долгой зимы на солнышке! Вдруг за деревом мелькнул лисий

хвост! Сворачивайся скорее, ёжик, спрячь свой носик и лапки, выставляй иголки!

Лиса не заметила ёжика и пробежала мимо. Зато лучик солнышка нашёл ёжика, он

стал пригревать ежиную спинку. Разворачивайся, ёжик, пусть отдыхают твои лап-

ки и туловище. Грейся, ёжик, под первыми весенними солнечными лучами!

6. Дикие птицы.

На магнитофоне звучит запись голосов диких птиц.

Педагог:

- Чьи голоса слышны повсюду? Да это же птицы! Они прилетели из тёплых краёв,

вьют новые гнёзда или обновляют старые. Назовите диких птиц. (дети называют).

7. Игра «Зимующие – перелётные».

Педагог:

- Вы знаете, что дикие птицы бывают зимующие и перелётные. Почему они так на-

зываются? (дети отвечают).

Педагог называет различных птиц. Если названа зимующая птица – дети садятся на

корточки, если перелётная – летают.

8. Подвижная игра «Стайка».

Педагог:

- Среди птиц есть и хищники, которые питаются другими птицами и животными.

Назовите хищных птиц (дети называют). Давайте выберем коршуна и поиграем с

ним.

Ну-ка с нами посчитай-ка, Эта птичка – свиристель,

Десять птичек – это стайка. Эта птичка – коростель,

Эта птичка – воробей, Эта птичка – скворушка

Эта птичка – соловей, Серенькое пёрышко,

31

Эта птичка – совушка Эта – зяблик, эта – чиж,

Сонная головушка, Эта – развесёлый стриж,

Эта птица – коршун злой.

Птички, птички, все домой!

Когда педагог выпускает коршуна, все птички убегают за декорации деревьев.

9. Практическое усвоение различных предлогов.

Игра «Куда спрятались птички?»

Дети садятся на стульчики, закрывают глаза и слушают пение птиц (на магнитофо-

не). Педагог прячет картинки с изображением птиц среди декораций. По сигналу

дети открывают глаза.

Педагог:

- Вы так расшумелись, что птицы испугались и спрятались. Куда спрятались птич-

ки? (воробей – за берёзой, синица - на ёлке, соловей – около пенька...).

10. Игра «Кто как голос подаёт?».

Педагог:

- У каждой птицы свой голос, каждая по-своему кричит.

Педагог показывает картинки с изображением птиц, а дети говорят, как эта птица

подаёт голос:

Кукушка – кукует сорока - стрекочет

синица – тренькает сова - ухает

ворона – каркает ласточка – щебечет.

Воробей - чирикает

11. Пение песни «Веснянка».

Педагог:

- А мы весной тоже особые песни поём, которые называются веснянками. (дети

поют песню «Веснянка»).

12. Развитие направленного ротового выдоха.

Эстафета «Кораблики».

Педагог:

- Чем занимаются дети весной? Во что можно поиграть, когда пригревает солныш-

ко и бегут ручьи? (можно пускать кораблики).

32

Дети делятся на две команды. Педагог даёт каждой команде по бумажному кора-

блику. Дети вместе дуют на кораблики, двигая их к «берегу», обозначенному лини-

ей. Побеждает та команда, которая быстрее «доплывёт» до берега.

13. Восстановление дыхания.

Игра «Понюхаем цветы».

Педагог:

- Не только ручьи потекли от весеннего солнышка, но и появились первые весен-

ние цветы. Какие цветы первыми можно найти в весеннем лесу? Давайте соберём

подснежники и вдохнём тонкий и нежный аромат этого весеннего чуда.

Дети берут бумажные подснежники и под музыку делают глубокий вдох и выдох

(3-4 раза).

14. Подведение итогов занятия.

Педагог:

- Где мы сегодня были? (в весеннем лесу). Что мы там видели? Что вам запомни-

лось? Весна дарит вам на память об этой прогулке подснежники.

33

34



В раздел образования