Напоминание

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза


Автор: Мария Георгиевна Веклич
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 5"
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 5»

Консультация

для родителей

Тема: «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»

Учитель – логопед:

Веклич М.Г.

г. Магадан – 2022г.

Уважаемые родители!

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи

(дисграфии и дислексии) у детей в настоящее время является одной из самых

актуальных задач логопедии. Количество детей с нарушением письма (дисграфией)

увеличивается год от года. К сожалению, то является серьезным препятствием в

овладении будущим учеником грамотой.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза,

проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова,

словосочетания, предложения и текста.

Это:

Пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения

слов: персеверация (циклические повторения) и антиципации (замены

предшествующих букв последующими);

Раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов,

самостоятельных и служебных слов, контаминации (смещение элементов слов),

вставки, перестановки, пропуск и повторы слов;

Нарушение количественного и качественного состава предложения, нарушение

или отсутствие границ предложений;

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение

качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за

обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида

специфических ошибок необходима планомерная и последовательная

коррекционная работа.

Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И.Н.

Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью

языкового анализа и синтеза, выделяются 3 основных группы специфических

ошибок.

К ним относятся:

Ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез);

Ошибки на уровне слова (слоговой морфологический анализ и синтез);

Ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковый анализ и

синтез).

Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

1.

Простые формы звукового анализа:

Выделение первого ударного гласного в слове;

Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове;

Выделение гласного из середины слова;

Определение места звука в слове.

2.

Сложные формы звукового анализа:

Определение последнего звука в слове;

Определение количества звуков в слове;

Определение места звука относительно других звуков.

Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза

также включает в себя:

Работа по интеллектуальному развитию

(развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);

Развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по

обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание

контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными

штрихами, упражнения с ножницами);

Развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся

инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции,

расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-

семантическими темами);

Развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при

помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых

предложений.

К концу обучения дети должны знать:

Гласные и согласные звуки и буквы.

Определение понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение,

текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог.

Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги,

слова, словосочетания, предложение и текст.

Графическое обозначение слогов, звуков, слов, границ предложения, предлогов

и приставок.

Правописание предлогов.

Упражнения для выявления предпосылок дисграфии:

Узнавание звука на фоне слова например: Ребенок, владеющий этим видом

анализа, должен уметь ответить на такой вопрос: «есть ли звук Р в слове Р-Р-Р

РОЗА? В слове ШУБА? ЛУНА? ШАР-Р-Р?

Определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в

середине или в конце слова находится заданный звук.

Выделение звука из начала и конца:

- какой первый звук в слове И-И-ИВА?

- какой последний звук в слове МАК?

Если ребенок 6-7 летнего возраста окажется не в состоянии справиться с

приведенными здесь видами достаточно простых заданий, то есть, если он не имеет

даже самого элементарного представления о звуковой структуре слов, «не слышит» в

них никаких отдельных звуков, а воспринимает их лишь как нерасчленимое целое, то

это следует считать явной предпосылкой рассматриваемого здесь вида дисграфии.



В раздел образования