Автор: Мария Георгиевна Веклич
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 5"
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 5»
Консультация
для родителей
Тема: «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»
Учитель – логопед:
Веклич М.Г.
г. Магадан – 2022г.
Уважаемые родители!
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи
(дисграфии и дислексии) у детей в настоящее время является одной из самых
актуальных задач логопедии. Количество детей с нарушением письма (дисграфией)
увеличивается год от года. К сожалению, то является серьезным препятствием в
овладении будущим учеником грамотой.
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза,
проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова,
словосочетания, предложения и текста.
Это:
Пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения
слов: персеверация (циклические повторения) и антиципации (замены
предшествующих букв последующими);
Раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов,
самостоятельных и служебных слов, контаминации (смещение элементов слов),
вставки, перестановки, пропуск и повторы слов;
Нарушение количественного и качественного состава предложения, нарушение
или отсутствие границ предложений;
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение
качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за
обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида
специфических ошибок необходима планомерная и последовательная
коррекционная работа.
Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И.Н.
Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью
языкового анализа и синтеза, выделяются 3 основных группы специфических
ошибок.
К ним относятся:
Ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез);
Ошибки на уровне слова (слоговой морфологический анализ и синтез);
Ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковый анализ и
синтез).
Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.
1.
Простые формы звукового анализа:
Выделение первого ударного гласного в слове;
Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове;
Выделение гласного из середины слова;
Определение места звука в слове.
2.
Сложные формы звукового анализа:
Определение последнего звука в слове;
Определение количества звуков в слове;
Определение места звука относительно других звуков.
Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза
также включает в себя:
Работа по интеллектуальному развитию
(развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);
Развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по
обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание
контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными
штрихами, упражнения с ножницами);
Развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся
инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции,
расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-
семантическими темами);
Развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при
помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых
предложений.
К концу обучения дети должны знать:
Гласные и согласные звуки и буквы.
Определение понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение,
текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог.
Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги,
слова, словосочетания, предложение и текст.
Графическое обозначение слогов, звуков, слов, границ предложения, предлогов
и приставок.
Правописание предлогов.
Упражнения для выявления предпосылок дисграфии:
Узнавание звука на фоне слова например: Ребенок, владеющий этим видом
анализа, должен уметь ответить на такой вопрос: «есть ли звук Р в слове Р-Р-Р
РОЗА? В слове ШУБА? ЛУНА? ШАР-Р-Р?
Определение примерного места звука в слове по принципу: в начале, в
середине или в конце слова находится заданный звук.
Выделение звука из начала и конца:
- какой первый звук в слове И-И-ИВА?
- какой последний звук в слове МАК?
Если ребенок 6-7 летнего возраста окажется не в состоянии справиться с
приведенными здесь видами достаточно простых заданий, то есть, если он не имеет
даже самого элементарного представления о звуковой структуре слов, «не слышит» в
них никаких отдельных звуков, а воспринимает их лишь как нерасчленимое целое, то
это следует считать явной предпосылкой рассматриваемого здесь вида дисграфии.