Напоминание

"Экологическое воспитание дошкольников"


Автор: Фролова Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 220
Населённый пункт: Башкортостан г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание дошкольников

Цель

экологического

воспитания

формирование

в

ребенке

положительно-эмоционального

отношения к

живому,

понимание

его

самоценности, признание его права на существование, принятие его на себя

ответственности за него по праву более умного и сильного, стремление

защитить (потому что «люблю и сопереживаю»).

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслима вне мира

живого.

Знания

о

живом

организме

позволяют

ребенку

в

дальнейшем

осознать себя человеком, творением космическим, частью природы. Через

познание

живого

происходит

одухотворение

бытия,

эстетического

восприятия природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Именно при эмоциональном общении с животным, тактильном контакте,

прямом

взаимодействии

ребенок

получает

знания

о

внешнем

виде,

особенностях строения и поведения, и возможность для общения и игр.

Специфические

качества

животных

(теплота,

мягкость,

упругость,

пушистость, определенного тембра и ритма звуки, наличие «лица» и др.)

вызывают положительную реакцию у детей; способность к общению создает

оптимальные условия для удержания внимания. Животные – прекрасные

«тренажеры» для развития восприятия и моторики, партнеры для игр. Кроме

того,

они

активно

принимают

и

отдают

любовь

и

ласку,

не

судят

и

не

оценивают действия ребенка.

Поэтому

средства

формирования

экологического

сознания

непосредственное общение с живой природой, в первую очередь с животным.

Чем младше ребенок, тем больше доля его прямого контакта с ними и

включенность

животного

в

непосредственную

деятельность

детей.

Желательно содержать таких животных и птиц, которых можно брать в руки,

общаться с ними, кормить из рук. Первое знакомство – наблюдение ребенка

за тем, как общается с животным взрослый. Ребенок рассматривает животное

и наблюдает взаимодействие окружающих его людей с этим животным. В

контакт с животным ребенок вступает только по своей инициативе. Задача

взрослого – следить за животным, дабы избежать его активной реакции на

ребенка. Тогда первые контакты позволяют ребенку сосредоточиться на тех

простых, в основном тактильных и зрительных ощущениях, которые сами по

себе

вызовут

в

нем

положительные

эмоции.

От

этого

будет

зависеть

дальнейшее отношение ребенка к животному. Внешний вид животного, его

строение,

«образ»

жизни,

связь

с

окружающей

средой,

деятельностью

человека

все

эти

знания

усваиваются

детьми

легче

и

естественней

в

процессе ухода за животными.

«Внутренний мир» животного, т.е. умение по внешнему виду (позе,

реакциям, движениям, мимике, звукам) определить его состояние. Зная его

ребенок учиться сопереживать, учится понимать эмоциональное состояние

животного, относиться к нему как к субъекту, имеющему такое же право на

жизнь, как и он.

Тогда в дальнейшем ребенок сможет самостоятельно контролировать

процесс

взаимодействия,

игры

с

животным.

Участие

детей

в

кормлении

животных, уборке клетки, расчесывании, чистке животных, т.е. постоянном

уходе

за

животными

приучает

детей

к

труду

и

развивает

чувство

ответственности. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии

(сочувствия,

сострадания,

сопереживания

живым

существам),

позволяет

ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость

дружеских контактов с миром природы. Это совершенствует эмоционально-

волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии

адаптационных механизмов его психики.

Играя с растениями и животными, дошкольник учиться распознавать

настроение

живого

существа,

его

своеобразие,

что

способствует

формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

Художественно-творческая

деятельность,

слушание,

чтение

и

рассматривание

книг

с

рисунками

о

природе

помогают

детям

закрепить

полученные

знания,

умения,

навыки,

расширяют

их

продуктивные,

созидательные возможности в мире.

Итак,

экологически

ориентированная

активность

позволяет

дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в

природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к

миру, что придает его деятельности гуманный характер. Повышается уровень

экологической воспитанности. Ведущим личностным достижением ребенка

становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.



В раздел образования