Напоминание

Теоретические аспекты к вопросу о развитии патриотических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения


Автор: Дельмамбетова Сабина Курбановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 20
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические аспекты к вопросу о развитии патриотических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Теоретические аспекты к вопросу о развитии патриотических чувств у детей

младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.

Theoretical aspects to the question of the development of patriotic feelings in

primary school children in literary reading lessons.С.К. Дельмамбетова

S.K.Delmambetova

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Аннотация:

Данная

статья

раскрывает

теоретические

аспекты

развития патриотических чувств детей младшего школьного возраста на

уроках литературного чтения.

Annotation: This article reveals the theoretical aspects of the development

of patriotic feelings of primary school children in literary reading lessons.

Ключевые

слова:

патриот,

патриотизм,

патриотическое

чувство,

патриотическое воспитание.

Keywords: patriot, patriotism, patriotic feeling, patriotic education.

Проблема формирования развития патриотических чувств у младших

школьников

является

одной

из

актуальных

проблем

современной

педагогики. Развитие

патриотических

чувств

ребенка

в

процессе

его

обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности

учения.

В последнее время много говорится о патриотизме. И если воспитывать

патриота, то обязательно с малых лет. Начальная школа является одной из

ступенек долгого и кропотливого труда по воспитанию гражданственности и

патриотизма у учащихся. Поэтому развитие патриотических чувств

у

младших школьников нужно формировать и развивать.

Эта тема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей

страны зависит от подрастающего поколения и перед нами, педагогами,

стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые

качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности

современных школьников.

Развивать чувство патриотизма возможно на любом уроке, но именно

на

уроках

литературного

чтения,

через

прочтение

художественных

произведений, мы можем привести младшего школьника вместе с автором к

нужному выводу, чтобы способствовать адекватному восприятию младшими

школьниками произведений в патриотическом направлении.

Необходимо с младшего школьного возраста, воспитывать такие

качества личности как:

- доброту,

- ответственность,

- чувство собственного достоинства,

- гордость за свою страну,

- уважительное отношение к истории России.

Ещё в младшем возрасте любовь к природе, дому, месту, где ты

живешь,

пробудившийся

патриотизм

наполняется

гражданской

верой,

складывается по жизни в гражданскую позицию. Ребенок с возрастом учится

любить не только отчий дом и окружающую его природу, и местность, но и

большую родину - Россию.

Сущность

патриотического

воспитания

в

начальной

школе

заключается в том, что патриотизм не навязывается «вслепую», просто

потому, что так надо – любить Родину, в том, что дети узнают, какая она –

наша Родина, что они могут для неё сделать, за что могут ценить, уважать и

любить её. Одним из средств решения задачи развития патриотических

чувств у младших школьников на уроках литературного чтения являются

творческие работы учащихся иллюстрации к прочитанным произведениям.

Синтез

психолого-педагогической

литературы

по

проблеме

патриотического развития младших школьников показал, что важнейшими

понятиями патриотической направленности являются взаимозаменяемые

суждения

«патриотизм»

и

«патриотическое

чувство»,

которые

рассматривают

как основополагающие понятия становления личности

младшего школьника в целом.

И.Ф.

Харламов

подвергает

рассмотрению

патриотизм

как

«взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения

гражданина

своего

Отечества»

[3,

с.

123].

Патриотические

чувства

устанавливают не только как любовь к Родине, но и как деятельный труд на

её благо, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям

родной страны, привязанность к родным местам, готовность и умение

защищать ее, уважение обычаев и культуры других стран и народов,

стремление к сотрудничеству с ними.

Г.И.

Ефремова,

утверждает

патриотизм

«сложное

явление,

неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности» [1,

с. 17]. Это определено следующим. Во-первых, потому что они знакомят

учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа

и человечества в целом. Во-вторых, потому что в процессе восприятия

художественного

текста

участвуют

разум,

чувства

и

воля,

значит

параллельно

проходит

развитие

личности

ребёнка,

его

нравственное

воспитание.

У младших школьников должно формироваться чувство гордости за

свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным

страницам прошлого. Психологи установили, что дети младшего школьного

возраста

характеризуются

повышенной

восприимчивостью

внешнего

влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и

необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не

почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких,

беречь природу, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется

значительно больших душевных и физических затрат.

Для младшего школьника Родина - это место, где каждый из нас

родился и вырос, где живут наши родные и друзья, где находится школа,

учителя, одноклассники, окружает родная природа

Для развития чувства патриотизма в образовательной системе школы

нужно знать не только его сущность и содержание, но и внутренние

психолого-педагогические компоненты, которые выдвигаются как носители

указанного

качества.

Такими

компонентами,

по

определению

И.Ф.

Харламова [3, с. 123].

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется,

прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы

на основе идей и сюжетов художественной литературы.

Когнитивно-интеллектуальный

компонент

включает

в

себя

углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в

различных

видах

деятельности

детей:

в

беседах,

сообщениях

на

патриотическую тему, проведении литературно-музыкальных гостиных и т.д.

Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у

детей патриотических чувств,

взглядов и убеждений. Важно, чтобы

полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл,

прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие

принципы их деятельности и поведения. Необходимо, чтобы задания при

работе над художественным текстом включали элементы дискуссий, в

результате чего складывается собственная позиция школьника.

Поведенческий

(деятельностный)

и

волевой

компоненты

-

это

формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области

патриотизма

и

культуры

межнациональных

отношений.

Богатство

национальной художественной литературы позволяет создать благоприятный

фон для этого.

Рефлексивно-оценочный

компонент

направлен

на

осознание

пройденного материала, на сбор в общую копилку понятого, замеченного,

обдуманного. Его цель выстроить смысловую цепочку, зафиксировать

результат.

Стоит выделить, что для развития патриотических чувств можно

использовать детскую литературу по темам: «О Родине, ее красоте и

величии», «О подвиге русского народа во времена войны», «Великие русские

писатели», «Жить по совести, любя друг друга» и др. - во всём её жанровом

разнообразии.

По

мнению

Т.М.

Масловой,

младший

школьник

овладевает

нравственно-патриотическими

представлениями,

«подражая

конкретным

образцам» [2, с. 12], поэтому необходимо точно продумать работу над

произведением, чтобы вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Для

наилучшего

воспитательного

эффекта

учителю

необходимо

организовать

работу

в

подходящей

форме.

Наиболее

эффективными

методами патриотического воспитания на уроке считаются такие методы как

беседа, рассказ, создание и анализ ситуаций, пример.

Предмет «Литературное чтение» обладает большими возможностями

для формирования основ патриотизма младших школьников. Материал,

изучаемый на литературном чтении, оказывает сильное воспитательное

воздействие на учеников.

Хотелось бы заметить, что работа над развитием у младших

школьников любви к Родине как основы патриотизма на уроке литературного

чтения – это лишь одна из важных составляющих патриотического

воспитания в целом. Если подходить к решению этой проблемы комплексно

и заниматься ей и на других предметах, а также на внеурочной деятельности,

то результаты будут значительно выше.

Таким образом, развитие патриотических чувств у учащихся является

основной задачей воспитательного процесса в школе, который включает в

себя воспитание любви и уважения к близким людям, к родному городу, к

стране, их культуре и традициям. В младшем школьном возрасте развитие

патриотических чувств имеет свои особенности. Патриотическое развитие

как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при

наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным,

творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса

Библиографический список:

1) Ефремова, Г.И. Патриотическое воспитание школьников./ Ефремова Г.И//

Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С.17.

2) Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников/ Т.М.

Маслова// Начальная школа. – 2007. – № 4. С. 11-12.

3) Павлова И. И., Павлов В. И. Воспитание патриотизма у учащихся //

Народная школа. - 2016. -№ 1. - С. 73-75.

4)

Стрельцов

Е.В.,

Алешкино

М.Г.

Гражданско-патриотические

воспитаннике младших школьников на уроках литературного чтению //

Научный форум: педагогике и психология: сб. ст. по материалом II 55

междунар. науч.-практик. коне. — № 2(2). — М., изд. «МНО», 2016. — с. 51-

54.

5) Харламов,И.Ф. Педагогика./ И.Ф. Харламов. – М.: Педагогика, 1999. –

520с.



В раздел образования