Автор: Яншаева Ирина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 4
Населённый пункт: г.Аша, Челябинская область
Наименование материала: Проект
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей 1 младшей группы "Маленькие патриоты своей страны"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 4" г. Аши Челябинской области
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 1 младшей
группы «Маленькие патриоты своей страны»
Выполнила:
Воспитатель
Яншаева И.Г.
2020 год
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию в первой
младшей группе «Маленькие патриоты своей страны!»
Тип проекта: познавательно-речевой, информационно-творческий.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: дети первой младшей
группы «Ромашка», воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный (1октября-30 ноября 2020 г.)
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование
его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и
привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество,
без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в
себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к
семье, к родному краю, уважительного отношения к своим родителям.
Актуальность: В основе нравственно-патриотического
воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Одним
из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей
является воспитание любви к самым близким людям – семье. Это
корни, которые связывают его с родным домом, ближайшим окружением,
а пример близких людей имеет огромное значение в становлении
личности ребенка.
Проблемная ситуация:
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают
родственные связи, уходят в прошлое традиционное
семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций,
обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает
лучшие качества людей. Ознакомление детей с
понятием «семья» невозможно без поддержки самой «семьи».
Современные родители из-за нехватки времени, занятости,
недостаточной компетентности в вопросах педагогики и психологии все
меньше занимаются воспитанием детей. Дети все больше чувствуют
дефицит общения.
Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни
каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных
условиях. Работа над проектом имеет большое значение для
формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско –
родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что
он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители,
должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей
любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к
семье, дому, родному краю.
Цель: Формирование предпосылок нравственно-патриотического
воспитания детей раннего возраста через знакомство с семьей,
традициями, родным городом.
Задачи:
• развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за семью;
• формировать у детей представление о семье;
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи,
формировать умение проявлять заботу о родных людях;
• расширять представление детей о семейных ценностях, традициях,
праздниках;
• формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
• развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;
• способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
• повысить педагогическую компетентность родителей в
вопросах нравственного становления и воспитания личности
ребенка;
• воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать
красоту Родного края.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое
развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: В результате проекта сформируются социально значимые
чувства, желания, прививаются социальные навыки, чувство гордости за
свою семью.
Расширяются знания детей о членах семьи, традициях, праздниках, о
родном крае. Появляется интерес к выполнению общественно значимых
заданий, добрых дел для семьи и детского сада. У детей развивается
любознательность, творческие способности, познавательная активность,
коммуникативные навыки.
Родители: Повышение педагогической культуры родителей.
Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
• выбор темы.
• планирование реализации проекта.
• подготовительные работы педагога.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
• взаимодействие педагогов, детей и родителей.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
• итоговые мероприятия
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Сроки проведения: 1 октября – 10 октября
1. Изучение литературы по теме.
2. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
3. Подбор информации для консультаций с родителями.
4. Подбор наглядно-дидактических пособий.
5. Подбор стихов, потешек, пальчиковых, дидактических игр.
6. Подбор предметных и сюжетных картинок на тему «Семья»,
«Мамин праздник», «Ашинский метзавод», « Достопримечательности
Аши»
7. Пополнение книжного уголка.
8.Анкетирование родителей с целью лучше познакомится с семьями
воспитанников и особенностями самих детей.
9. Сбор фотографий на тему «Моя семья», «Наш любимый детский
сад», «Мой город Аша».
10. Создание нравственно-патриотического уголка.
2.ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Работа с детьми:
Сроки проведения: 10 октября – 27 ноября
Тема: «Я и моя семья»
1. Беседа «Что такое семья?», «Семейные ценности».
2. Рассматривание семейных фотографий (фотоальбом «Моя
семья»).
3. Рассказы детей о членах своей семьи.
4. Чтение и разгадывание загадок о семье; сказки «Три
медведя», «Волк и семеро козлят», чтение стихотворения Е.
Благининой «Посидим в тишине».
5. С/р. Игра «Семья», «Дочки-матери».
6. Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…», «Наш
малыш», «Дружная семья».
7. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи, «Как я
помогаю дома».
8. Д/и «Назови ласково», «Назови по имени», «Подбери предмет», «У
кого какая мама?»
9.Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Вечер в семье»,
Экскурсия «Поедем к маме, папе на работу»
10. Организация коллективного рисунка «Для милой мамочки моей»
12. Итоговое НОД «Я и моя Семья»
Чувство Родина- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство
Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,
чему он радуется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении
личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у
детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей
улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
«Вместе дружная семья»
В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к
самому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с
детьми о мамах. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо
всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит,
стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только
восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи
— сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Воспитатель
объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами, тем
больше смогут помочь маме. В течение года воспитатель расспрашивает
детей о других членах семьи — папе, бабушке, дедушке, младших
братишках и сестренках; предлагает принести семейные фотографии,
рассказать о членах семьи. И таким образом постепенно подводит детей
к пониманию того, что такое семья.
Фото, как дети помогают что-то делать по дому
«Детский сад»
Большинство детей в младшей группе приходят в детский сад из
семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с
детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их
назначением; с предметами, находящимися в группе; с помещениями, с
участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа
проходит вне занятий — это посещение помещений, беседы с детьми,
дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые
прогулки. Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё
сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся
сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др.
Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с
территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее
украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными
постройками. Воспитатель рассказывает о том, что взрослые многое
сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает,
необходимо беречь.
Фото с кухни в детском саду
«Труд взрослых»
Детей младшей группы прежде всего знакомят с трудом сотрудников
детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях.
В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с
которым дети сталкиваются каждый день. Детей младшей
группы знакомят также с трудом медицинской сестры, повара. Кроме
этого, в течение года следует познакомить детей с трудом шофера,
дворника. Основной метод ознакомления с трудом взрослых —
наблюдение. Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет
медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают
предметы, необходимые взрослым для
работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе
детям. За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время
прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при
чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная
задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание помочь
близким людям.
«Родной город»
Воспитание любви к родному городу — одна из задач
патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно
еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим
понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц,
домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории
детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно
возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают
дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они
расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы
свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому
люди легко находят свои дома и квартиры. Воспитатель, подключая
родителей, старается, чтобы в течение года все дети запомнили свой
домашний адрес. В течение трех месяцев воспитатель приносит в
патриотический уголок иллюстрации самых главных
достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство
детей могли уже побывать с родителями. Беседует с детьми после
праздников, обращает их внимание на красиво украшенный город. К
концу реализации проекта дети запоминают название родного города,
название главной улицы и что на ней находится.