Напоминание

"Значение музыкально-теоретических предметов в ДШИ"


Автор: Борисова Светлана Ионасовна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин и хорового класса
Учебное заведение: МБУ ДО "Судская школа искусств"
Населённый пункт: поселок Суда Череповецкого муниципального района Вологодской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение музыкально-теоретических предметов в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Значение музыкально-теоретических предметов в ДШИ»

Борисова Светлана Ионасовна, преподаватель МБУ ДО

«Судская школа искусств» п. Суда

Череповецкого муниципального района

Вологодской области

Музыкальное обучение и развитие обучающихся в детской школе

искусств – это многогранный, сложный и весьма насыщенный процесс,

который складывается из многих факторов: развитие интеллекта, логики,

аналитических качеств, артистизма, воли, самодисциплины и творческих

способностей.

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся происходит

абсолютно на всех занятиях в школе искусств. Предметы теоретического

цикла – сольфеджио, элементарная теория музыки, музыкальная грамота,

слушание

музыки

и

музыкальная

литература

-

позволяют

вносить

существенную лепту в процесс интеллектуальной «прокачки» обучающихся.

По сути, ученик начинает «наращивать интеллектуальные мыщцы» с первого

дня занятия музыкой. Так, на уроках сольфеджио, в-первую очередь, дети

изучают нотную грамоту, расположение нот на нотном стане в разных

октавах. А что такое «нотная грамота»? Это - символика, такой иностранный

язык для ребенка, выраженный нотами (символами). Все мы знаем, как порой

непросто дается не только детям, но и взрослым изучение иностранного

языка. Разница обучения нотной грамоте в школе искусств от уроков

иностранного языка – это игровые технологии, инновационные методы

обучения, поэтому все проходит достаточно быстро и легко. Но, развитие

интеллекта на этом не прекращается, а наоборот, продолжается, но теперь

уже на другом уровне. В процесс включаются все выразительные средства

музыкального языка, с которыми

ребята так же знакомятся на уроках

слушания музыки и музыкальной литературы – ритм, динамика, гармония,

фактура, лад.

Аналитические качества учащихся развиваются по мере освоения

теоретического материала опять же на занятиях сольфеджио, слушания

музыки и музыкальной литературы. Овладев даже минимальным багажом

теории, поняв ее, ребенок включается в процесс анализа музыки. Даже самый

простой анализ музыкального произведения – определение лада (настроения

музыки), регистра (высоты мелодии), фактуры (гармоническое звучание

аккордов или мелодическое) помогают определять характер сочинения.

Становясь чуть старше и познакомившись с интервалами, аккордами дети

научаются их слышать в произведении, применяя анализ и логику связывать

получившийся музыкальный образ и характер музыки, общий замысел

сочинения.

Развитие творческих способностей детей, эмоциональной сферы

невозможно без связи музыкального искусства с литературой, историей,

изобразительным искусством, хореографией,

мультипликацией, кино.

Поэтому, на уроках музыкально-теоретического цикла следует активно

использовать

иллюстрации,

цитировать

отрывки

из

литературных

произведений, читать стихи, показывать тематические мультипликационные

и кинофильмы, обсуждать все с детьми, вести диалоги, споры, но так же и

констатировать сухие факты истории. Ребенок на таких уроках не считает

минутки до его окончания, а становится частью происходящего, спорит,

ищет ответы на вопросы и высказывает свою точку зрения. Он увлечен, он

развивается, он вовлечен в процесс! Это опора на межпредметные связи.

Заинтересовать, увлечь, замотивировать – значит приучать ребенка

работать, трудиться над собой, над своим развитием и интеллектом, над

своей душой. Делать душу более восприимчивой, тонкой, отзывчивой. На

начальном этапе это довольно сложно, потому что ребенок мало что еще

умеет и совершенно ничего не знает из теории музыки. Но отзывчивость и

восприимчивость появляются у детей раньше, особенно эти качества хорошо

развиваются на занятиях коллективным музицированием – в хоре, ансамбле,

оркестре. Здесь тоже требуются теоретические знания, интеллектуальная

работа, самодисциплина.

Немаловажную роль играет и внеклассная деятельность – концерты,

экскурсии, работа над проектами и их презентация, участие в конкурсах и

фестивалях.

Мир музыки ребенок может постигать тремя основными

способами: слушая и воспринимая окружающую музыку; исполняя, или

воспроизводя известную музыку и, наконец, занимаясь музыкальным

творчеством. Все эти пути и способы используются и развиваются с

помощью музыкально-теоретического цикла учебных предметов в детской

школе искусств.



В раздел образования