Автор: Борисова Светлана Ионасовна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин и хорового класса
Учебное заведение: МБУ ДО "Судская школа искусств"
Населённый пункт: поселок Суда Череповецкого муниципального района Вологодской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение музыкально-теоретических предметов в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
«Значение музыкально-теоретических предметов в ДШИ»
Борисова Светлана Ионасовна, преподаватель МБУ ДО
«Судская школа искусств» п. Суда
Череповецкого муниципального района
Вологодской области
Музыкальное обучение и развитие обучающихся в детской школе
искусств – это многогранный, сложный и весьма насыщенный процесс,
который складывается из многих факторов: развитие интеллекта, логики,
аналитических качеств, артистизма, воли, самодисциплины и творческих
способностей.
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся происходит
абсолютно на всех занятиях в школе искусств. Предметы теоретического
цикла – сольфеджио, элементарная теория музыки, музыкальная грамота,
слушание
музыки
и
музыкальная
литература
-
позволяют
вносить
существенную лепту в процесс интеллектуальной «прокачки» обучающихся.
По сути, ученик начинает «наращивать интеллектуальные мыщцы» с первого
дня занятия музыкой. Так, на уроках сольфеджио, в-первую очередь, дети
изучают нотную грамоту, расположение нот на нотном стане в разных
октавах. А что такое «нотная грамота»? Это - символика, такой иностранный
язык для ребенка, выраженный нотами (символами). Все мы знаем, как порой
непросто дается не только детям, но и взрослым изучение иностранного
языка. Разница обучения нотной грамоте в школе искусств от уроков
иностранного языка – это игровые технологии, инновационные методы
обучения, поэтому все проходит достаточно быстро и легко. Но, развитие
интеллекта на этом не прекращается, а наоборот, продолжается, но теперь
уже на другом уровне. В процесс включаются все выразительные средства
музыкального языка, с которыми
ребята так же знакомятся на уроках
слушания музыки и музыкальной литературы – ритм, динамика, гармония,
фактура, лад.
Аналитические качества учащихся развиваются по мере освоения
теоретического материала опять же на занятиях сольфеджио, слушания
музыки и музыкальной литературы. Овладев даже минимальным багажом
теории, поняв ее, ребенок включается в процесс анализа музыки. Даже самый
простой анализ музыкального произведения – определение лада (настроения
музыки), регистра (высоты мелодии), фактуры (гармоническое звучание
аккордов или мелодическое) помогают определять характер сочинения.
Становясь чуть старше и познакомившись с интервалами, аккордами дети
научаются их слышать в произведении, применяя анализ и логику связывать
получившийся музыкальный образ и характер музыки, общий замысел
сочинения.
Развитие творческих способностей детей, эмоциональной сферы
невозможно без связи музыкального искусства с литературой, историей,
изобразительным искусством, хореографией,
мультипликацией, кино.
Поэтому, на уроках музыкально-теоретического цикла следует активно
использовать
иллюстрации,
цитировать
отрывки
из
литературных
произведений, читать стихи, показывать тематические мультипликационные
и кинофильмы, обсуждать все с детьми, вести диалоги, споры, но так же и
констатировать сухие факты истории. Ребенок на таких уроках не считает
минутки до его окончания, а становится частью происходящего, спорит,
ищет ответы на вопросы и высказывает свою точку зрения. Он увлечен, он
развивается, он вовлечен в процесс! Это опора на межпредметные связи.
Заинтересовать, увлечь, замотивировать – значит приучать ребенка
работать, трудиться над собой, над своим развитием и интеллектом, над
своей душой. Делать душу более восприимчивой, тонкой, отзывчивой. На
начальном этапе это довольно сложно, потому что ребенок мало что еще
умеет и совершенно ничего не знает из теории музыки. Но отзывчивость и
восприимчивость появляются у детей раньше, особенно эти качества хорошо
развиваются на занятиях коллективным музицированием – в хоре, ансамбле,
оркестре. Здесь тоже требуются теоретические знания, интеллектуальная
работа, самодисциплина.
Немаловажную роль играет и внеклассная деятельность – концерты,
экскурсии, работа над проектами и их презентация, участие в конкурсах и
фестивалях.
Мир музыки ребенок может постигать тремя основными
способами: слушая и воспринимая окружающую музыку; исполняя, или
воспроизводя известную музыку и, наконец, занимаясь музыкальным
творчеством. Все эти пути и способы используются и развиваются с
помощью музыкально-теоретического цикла учебных предметов в детской
школе искусств.