Автор: Батова Оксана Анатольевна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Населённый пункт: город Узловая, Тульская область
Наименование материала: Урок-создания лэпбука по географии в 10 классе
Тема: "Неисчерпаемые ресурсы"
Раздел: полное образование
Тема урока «Неисчерпаемые ресурсы»
Тип урока Урок-проект. Урок открытия нового знания.
Учитель: Батова Оксана Анатольевна, учитель географии
Цель урока: изучить особенности неисчерпаемых ресурсов
Задачи:
образовательные:
помочь учащимся в формировании системы географических знаний как компонента научной
картины мира;
помочь раскрыть основные закономерности размещения неисчерпаемых ресурсов:
энергия солнца, энергия ветра, геотермальная энергетика, выделить районы их концентрации;
помочь оценить перспективы использования неисчерпаемых ресурсов;
совершенствовании знаний об альтернативных источниках энергии, умений объяснять и
применять эти знания;
совершенствовать работу над формированием умений работать с различными источниками
географической информации (выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать);
способствовать формированию навыков составлять и читать таблицы, графики, диаграммы,
инфографики, опорные конспекты;
развивающие:
расширять опыт творческой деятельности учащихся;
развивать умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике;
развивать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;
развивать познавательный интерес к предмету, информационной культуре;
воспитательные:
способствовать развитию чувства товарищества, толерантности, взаимопомощи; осознанию
личностного вклада в решение поставленной проблемы;
продолжить формирование умений взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых
группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя и группу; презентовать свою
работу;
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях
размещения и использования неисчерпаемых ресурсов;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
процессе
образовательной,
учебно-
исследовательской и творческой деятельности;
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и
умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности;
владение основами контроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способности к самостоятельному
приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью.
Основные понятия
Неисчерпаемые природные ресурсы, альтернативные источники энергии, энергия Солнца, Энергия
ветра, геотермальная энергия.
Межпредметные связи - география, информатика, искусство, экономика, литература
Ресурсы урока – географические карты различного содержания, статистический материал,
презентация, схемы, диаграммы, инфографика, контурные карты, таблицы, опорные конспекты,
фотоматериал.
Технологии - активные методы обучения , проектные технологии, технология сотрудничества,
критического мышления, здоровьесберегающие технологии, технология создания лепбука, кейс –
технологии, частично-поисковый, исследовательский, деятельностный подход, игровые технологии,
групповые, коммуникативное обучение.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Сл. Сегодняшний урок хотелось бы начать со слов героя знаменитого романа Ивана Сергеевича
Тургенева «Отцы и дети», который утверждал…
«Природа не храм, а мастерская»
Как вы понимаете это высказывание?
Человечество ни одного дня не сможет прожить без того, что даёт ему природа, всё, что необходимо
человеку в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. И относиться к ним
нужно как настоящий мастер, как человек разумный – бережно и с любовью.
2. Определение темы урока
Сл.Скажите, какой раздел географии мы сейчас изучаем? (Природные ресурсы мира)
Что такое природные ресурсы – Сл.природные богатства, которые используются или могут быть
использованы в хозяйственной деятельности человека.
Сл.Предлагаю заполнить схему классификации природных ресурсов, используя слова для справок
Слова
для
справок:
природные
ресурсы,
исчерпаемые,
неисчерпаемые,
невозобновимые,
возобновимые, энергия сил природы, минеральные, лесные, водные, почвенные, биологические,
минеральные, энергия ветра, энергия Солнца, энергия движущейся воды, внутреннего тепла Земли,
строительные камень.
Сл.Проверка фронтально, правильная схема высвечивается полностью, по ходу объяснения.
Сл.Перед вами на столах лежит лист самоконтроля. Оцените вашу работу.
Сл.Мы с вами изучали группу природных ресурсов? (исчерпаемые).
Эти природные ресурсы когда-нибудь закончатся, и человечество задумалось о том, что же делать?
Нужна альтернатива.
Почему же наблюдается тенденция к освоению альтернативных видов энергии?
Во-первых, непрерывный рост промышленности, как основного потребителя энергетической
отрасли. Существует точка зрения, что при нынешней ситуации запасов угля хватит примерно на 270
лет, нефти на 35-40 лет, газа на 50 лет.
Природные ресурсы
Исчерпаемые
Неисчерпаемые
Невозобновимые
Возобновимые
Энергия сил
природы
Минеральные
Минеральные
Лесные
Почвенные
Водные
Биологические
Энергия ветра,
движущейся
воды,
внутреннего
тепла Земли,
энергия Солнца,
…
Строительный
камень
Во-вторых, необходимость значительных финансовых затрат на разведку новых месторождений,
так как часто эти работы связаны с организацией глубокого бурения и другими сложными и
наукоемкими технологиями.
И, в-третьих, экологические проблемы, связанные с добычей энергетических ресурсов. Не менее
важной причиной необходимости освоения альтернативных источников энергии является проблема
глобального потепления.
Так о чем же мы сегодня будем говорить?
Сл.Будем говорить
об альтернативных нетрадиционных неисчерпаемых источниках энергии.
3. Изучение нового материала. Создание лепбука
Задание: (работают всем классом с презентацией, проверяем фронтально, в итоге
высвечивается на слайде презентации)
Сл.Используя рисунок с диаграммой, проранжируйте виды возобновимых источников энергии,
подписав их долю (%) в общем производстве электроэнергии в мире
1 группа называет долю ветроэнергетики в общем производстве электроэнергии в мире - 5,5
2 группа называет долю солнечной энергетики в общем производстве электроэнергии в мире – 2
3 группа называет долю геотермальной энергетики в общем производстве электроэнергии в мире-
0,4) Сл.
Учитель - Возобновляемая энергетика обеспечивает более четверти (26%) мирового производства
электроэнергии. С 2000 года, за исключением гидроэнергетики, выработка электроэнергии на основе
ВИЭ выросла более чем в 10 раз, и на первом месте стоят ветровая и солнечная энергия.
Задание
Сл.Используя карту, определите страны-лидеры в производстве возобновляемой энергии
Учащиеся у себя в картах подписывают страны в условных обозначениях.
5,5
2
0,4
Используя рисунок «Выработка электроэнергии в мире на основе ВИЭ»,
в контурной карте отметьте
1 группа красный цветом количество выработанной электроэнергии на солнечных ЭС,
2 группа синим цветом – количество выработанной электроэнергии на ветровых ЭС.
3 группа зеленым цветом - количество выработанной электроэнергии, используя ВИЭ в России
Проверка результатов через вебкамеру.
Оцените вашу работу в листах самооценки.
Учитель. Подводим итог. Основными странами лидерами по производству и вводу мощностей
ВИЭ и инвестированию в новые энерготехнологии на протяжении последних трех лет являются Китай,
США, Бразилия, Индия, Германия. К слову, Россия в 2019 году занимала в международном рейтинге
по данному показателю 59 место.
Задание. Фронтально для всех.
Сл.Используя рисунок, оцените изменения в энергопотреблении нетрадиционных источников
за 19 лет.
1
2
3
4
5
Вывод: В 2001 году на альтернативные источники энергии приходится 1 %, в 2020 году на
альтернативные источники приходится уже 29 %. Причем из них 15% приходится на ветряную
энергию, 19% приходится на Солнечную энергию.
Сл.Работа в группах.
Мы с вами продолжаем работать в группах.
Каждая группа выбирает для себя вид неисчерпаемого ресурса, получает кейс с заданиями, при
выполнении которых мы составим лепбук, который и будет результатом нашей с вами работы.
1 группа Энергия солнца
2 группа Энергия ветра
3 группа Геотермальная энергия
1 группа. Энергия солнца
Сл . Задание 1. Работа с картами, инфографикой и таблицам.
Изучив инфографику, использующую данные Международного агентства по возобновляемым
источникам энергии (IRENA) для отображения мощности солнечной энергии по странам в 2021 году,
и таблицу лидеров стран по использованию и мощностям солнечной энергии,
Ответьте на вопросы, вставив необходимую информацию в представленный текст.
Страна
Установленная
мощность, мегаватт
Ватт * на душу
населения
% от
всего
Китай
254355
147
35.6
США
75572
231
10.6
Япония
67000
498
9.4
Германия
53783
593
7.5
Индия
39211
32
5.5
Италия
21600
345
3
Австралия
17627
637
2.5
Вьетнам
16504
60
2.3
Южная Корея
14575
217
2
Испания
14089
186
2
Великобритания
13563
200
1.9
Страна
Установленная
мощность, мегаватт
Ватт * на душу
населения
% от
всего
Франция
11733
148
1.6
Нидерланды
10213
396
1.4
Бразилия
7881
22
1.1
Турция
6668
73
0.9
Южная Африка
5990
44
0.8
Тайвань
5817
172
0.8
Бельгия
5646
394
0.8
Мексика
5644
35
0.8
Украина
5360
114
0.8
А. Вставьте необходимую информацию:
Китай является бесспорным лидером в области солнечных установок, на его долю приходится
более 35% мировой мощности.
Второе место занимает США, которые недавно превысили 75572 МВт мощности солнечной
энергии.
Третье место в производстве солнечной энергии принадлежит Японии, отличающейся от мощности
страны лидера в 3,8 раза.
Единственная страна Европы, мощность солнечной энергетики которой превышает более чем в 2
раза мощность любой другой страны – это Германия.
Австралия – страна, занимающая целый континент, возглавляет рейтинг по количеству солнечной
радиации на душу населения из-за относительно небольшого населения в 26 миллионов человек, с
показателем 637 ватт. Поэтому более 30% австралийских семей теперь имеют солнечные
фотоэлектрические системы на крышах.
2 группа. Энергия ветра.
Задание 1. Используя диаграмму, сделайте вывод, выбрав необходимые слова в тексте.
В период с 1996 по 2019 годы ветровая энергетика демонстрирует (стабильное или нестабильное)
(уменьшение или усиление) своих позиций в глобальном энергобалансе. За 26 лет совокупная
мощность глобальной ветроэнергетики увеличилась в 107 раз.
Совокупная мощность (гигаватты) – по вертикали
Задание. Используя картограмму, заполните таблицу, вписав название стран, лидирующих по
доле первичной энергии от ветра
,
сделайте вывод.
Доля первичной
энергии от ветра
Страны
Вывод
От 4% до 5 %
Для получения электроэнергии
нужен не сильный ветер, а
постоянный, ровный. Такой,
например, как на границе суши
и моря. Все страны, выделенные
в карте, как раз и располагаются
на побережьях морей.
От 3% до 4 %
Вывод: все страны-лидеры расположены (на побережье или внутри материка).
Численность населения данных стран (велика или невелика).
Лидеры относятся к (экономически развитым или развивающимся) странам, имеющим
необходимость и возможность в установлении ВЭС.
3 группа Геотермальная энергетика.
Задание. Используя картограмму, заполните таблицу, вписав название стран мира с
установленной и развивающейся геотермальной энергетикой.
Доля первичной
энергии от ветра
Страны
Вывод (сравните с картой
сейсмических поясов)
Более 10 млрд кВт/
ч
Геотермальная энергетика основана на
использовании тепловой энергии недр
Земли, т.е. использовать эту энергию
могут страны, расположенные в
районах сейсмических поясов, на
месте стыков литосферных плит. На
этих территориях магма близко
подходит к поверхности земли,
прогревая верхние слои земной коры.
От 5 до 10 млрд
кВт/ч
Карта стран мира с установленной и развивающейся геотермальной энергетикой.
Карта сейсмических поясов мира
Задание: Используя таблицу «Геотермальные страны на конец 2020 года», оформите
картограмму, подписав название страны и количество выработанной энергии.
Лучшие геотермальные страны. (на конец 2020 года)
Страна
Количество выработанной энергии на ГеоТЭС
Мексика
962,7 МВт
Италия
944 МВт
Кения
861 МВт
Исландия
755 МВт
Япония
603 МВт
Сл . Задание 2.
Используя текст, заполните таблицу.
Альтернативный
источник энергии
Районы, в которых
наиболее благоприятно
размещение (причины,
объяснить)
Проблемы
1 группа Энергия солнца:
О том, чтобы использовать солнечную энергию в своих целях, человек начал задумываться сравнительно
недавно, хотя на практике пользовался ей на протяжении всей своей истории. Можно с уверенностью сказать,
что через пару десятков лет на вопрос: «Где используется энергия Солнца на Земле?» можно будет услышать
ответ: «Везде». Свет и тепло Солнца используются с помощью различных технологических методик. Как
правило, выработка электроэнергии имеет целью питание отдельных или массовых потребителей, а тепловая
энергия служит для обогрева жилья, теплиц, промышленных и общественных помещений. Использование
солнечной энергии на Земле ведется по двум направлениям: пассивное и активное. Оба способа имеют свои
особенности и возможности. Пассивные системы — это различные сооружения или строения, в
которых использование энергии Солнца происходит путем потребления. Активные солнечные системы
получают энергию и преобразуют ее тем или иным способом. В данном случае используются специально
изготовленные приспособления и устройства, для которых получение, преобразование и передача
энергии является основной и единственной задачей, а не дополнительной функцией, как у пассивных
гелиосистем. Страны тропического пояса – это наиболее благоприятный районы, которые могут использовать
этот альтернативный источник энергии, так как там сухой воздух, много солнечных дней в году - более 300.
Солнечные батареи большой мощности очень дороги, поэтому бедным странам не по карману.
Альтернативный
источник энергии
Районы, в которых
наиболее благоприятно
размещение (причины,
объяснить)
Проблемы
Энергия Солнца -
гелеоэнергетика
Страны тропического пояса,
так как там сухой воздух,
много солнечных дней в
году - более 300
Солнечные батареи большой
мощности очень дороги,
бедным странам не по
карману.
2 группа Энергия ветра:
Задание 2.
Используя текст, заполните таблицу.
Альтернативный
источник энергии
Районы, в которых
наиболее благоприятно
размещение (причины,
объяснить)
Проблемы
Уже очень давно, видя, какие разрушения могут приносить бури и ураганы, человек задумывался над
тем, нельзя ли использовать энергию ветра.
Ветряные мельницы с крыльями-парусами из ткани первыми начали сооружать древние персы свыше
1,5 тыс. лет назад. В дальнейшем ветряные мельницы совершенствовались. В Европе они не только
мололи муку, но и откачивали воду, сбивали масло, как, например в Голландии. Первый
электрогенератор был сконструирован в Дании в 1890 г. Через 20 лет в стране работали уже сотни
подобных установок.
Энергия ветра очень велика. Ее запасы по оценкам Всемирной метеорологической организации,
составляют 170 трлн кВт-ч в год. Эту энергию можно получать, не загрязняя окружающую среду. Но у
ветра есть два существенных недостатка: его энергия сильно рассеяна в пространстве и он
непредсказуем - часто меняет направление, вдруг затихает даже в самых ветреных районах земного
шара, а иногда достигает такой силы, что ломают ветряки.
Для получения энергии нужен не сильный ветер, а постоянный, ровный, то есть на границе суши и
моря.
Строительство, содержание, ремонт ветроустановок, круглосуточно работающих в любую погоду под
открытым небом, стоит недешево. К тому же ветроэлектростанции небезвредны: они мешают полетам
птиц и насекомых, шумят.
Альтернативный
источник энергии
Районы, в которых
наиболее благоприятно
Проблемы
размещение (причины,
объяснить)
Энергия ветра –
ветроэнергетика
Районы, где дует
постоянный и ровный
ветер, то есть на границе
суши и моря.
Энергия ветра сильно рассеяна в
пространстве и он непредсказуем – часто
меняет направление, вдруг затихает даже
в самых ветреных районах земного шара,
а иногда достигает такой силы, что
ломают ветряки.
Строительство, содержание, ремонт
ветроустановок стоит недешево.
Ветроэлектростанции небезвредны: они
мешают полетам птиц и насекомых,
шумят.
3 группа Геотермальная энергия:
Задание 2.
Используя текст, заполните таблицу.
Альтернативный
источник энергии
Районы, в которых
наиболее благоприятно
размещение (причины,
объяснить)
Проблемы
Люди научились использовать глубинное тепло Земли в хозяйственных целях. В странах, где
термальные воды подходят близко к поверхности, сооружают геотермальные электростанции
(геоТЭС). Они преобразуют тепловую энергию подземных источников в электрическую. Нагреваются
подземные озера и реки в результате радиоактивных процессов и химических реакций, протекающих в
недрах Земли. В районах вулканической деятельности на глубине 500-1000 м встречаются бассейны с
температурой 150-250 °С; вода в них находится под большим давлением и, поэтому не кипит. В
горных областях термальные воды нередко выходят на поверхность в виде горячих источников с
температурой до 90 °С. В России первая геоТЭС мощностью 5 МВт была построена в 1966 г. на юге
Камчатки, в долине реки Паужетка, в районе вулканов Кошелева и Кабального. В 1980 г. ее мощность
составляла уже 11 МВт.
Используют в вулканических районах, где много горячих источников. Таких районов на земле много.
Плотность населения в таких районах мала, поэтому и потребность небольшая. Геотермальные станции
устроены относительно просто: здесь нет котельной, оборудования для подачи топлива и многих других
приспособлений, необходимых для обычных тепловых электростанций. Постольку топливо у геоТЭС
бесплатное, то и себестоимость вырабатываемой электроэнергии в несколько раз ниже.
Благодаря геотермальной энергии, которая идет на отопление теплиц, Исландия полностью
обеспечивает себя яблоками, помидорами и даже дынями и бананами. Применять геотермальную
энергию можно путем строительства геотермальных станций. Самые крупные из них построены в
США, на Филиппинах, в Мексике, Италии; Японии, Новой Зеландии, России (в Долине Гейзеров
на
Камчатке).
Альтернативный
источник энергии
Районы, в которых
наиболее благоприятно
размещение (причины,
объяснить)
Проблемы
Энергия внутреннего тепла
Земли (геотермальная
энергия)
Районы, где подземное
тепло подходит близко к
поверхности Земли, т.е. в
вулканических районах, где
много горячих источников
В вулканической области
мало населения, поэтому
мала потребность в энергии
Сл.Задание 3. Определите достоинства и недостатки данных электростанций
Прочитайте характеристику, определите к какой категории она относится (достоинство или
недостаток. В соответствующем столбике поставьте знак ˅)
Ветряная энергетика
Характеристики
Достоинства
Недостатки
Экологически чистый вид энергии.
Производство энергии из ветра не приводит к
выбросам вредных веществ в атмосферу или
образованию отходов
˅
Относительно невысокий выход электроэнергии.
Возможно использовать только в качестве
вспомогательного источника
˅
Ветроэнергетика производит электроэнергию гораздо
ближе к потребителю, что снижает ее потери и
стоимость строительства линий электропередач
˅
Ветряные электростанции занимают мало места, легко
вписываются в любой ландшафт, сочетаются с
другими видами хозяйственного использования
территорий
˅
Ветер дует почти всегда неравномерно, поэтому и
ветрогенераторы работают неравномерно
˅
Нестабильность (на некоторых участках суши силы
ветра может оказаться недостаточно для выработки
необходимого количества электроэнергии)
˅
Ветровая энергия изобильна, чиста, безопасна и
надежда в качестве ресурса для производства
электроэнергии.
˅
Ее использование позволяет экономить на топливе, на
процессе добычи и транспортировки
˅
Высокая стоимость установки
˅
Шумовое загрязнение может причинять беспокойство
людям и животным
˅
Установка ветровых электрогенераторов – лучшее и
наиболее дешёвое решение для удалённых и
труднодоступных мест
˅
Задание 3. Определите достоинства и недостатки данных электростанций
Прочитайте характеристику, определите к какой категории она относится (достоинство или
недостаток. В соответствующем столбике поставьте знак ˅)
Солнечная энергетика
Характеристики
Достоинства
Недостатки
Для установки солнечных батарей требуются большие
участки.
˅
Стабильность, общедоступность и неисчерпаемость
солнечной энергии.
˅
Полная безопасность для окружающей среды не
только от использования, но и производства, перевозки
и установки солнечных батарей.
˅
Высокая стоимость конструкции, связанная с
применением редких элементов
˅
Отсутствие шумов из-за отсутствия движущихся узлов
на самом ресурсе.
˅
Непостоянство, зависимость от погоды и времени
суток и как следствие необходимость аккумуляции
(запасания) энергии.
˅
Необходимость периодической очистки отражающей
˅
поверхности от пыли.
Солнечные батареи большой мощности очень дороги,
бедным странам не по карману.
˅
Задание 3. Определите достоинства и недостатки данных электростанций
Прочитайте характеристику, определите к какой категории она относится (достоинство или
недостаток. В соответствующем столбике поставьте знак ˅)
Геотермальная энергетика
Характеристики
Достоинства
Недостатки
Найти подходящее место для строительства
геотермальной электростанции и получить разрешение
местных властей и согласие жителей на ее возведение
может быть проблематичным
˅
Иногда действующая геотермальная электростанция
может остановиться в результате естественных
изменений в земной коре, плохого выбора места или
чрезмерной закачки воды в породу через
нагнетательную скважину
˅
Геотермальная электростанция для работы не требует
поставок топлива из внешних источников
˅
Через эксплуатационную скважину могут выделяться
горючие или токсичные газы или минералы,
содержащиеся в породах земной коры. Избавиться от
них достаточно сложно
˅
Возобновляемый источник энергии
˅
Эксплуатация геотермальной электростанции не
требует дополнительных расходов
˅
Не зависит от времени года и времени суток
˅
Стоимость установки геотермальной электростанции
велика
˅
Постольку топливо у геоТЭС бесплатное, то и
себестоимость вырабатываемой электроэнергии в
несколько раз ниже.
˅
Геотермальные электростанции не портят пейзаж и не
требуют значительного землеотвода
˅
Сл. Задание 4. Сфера применения. Установите соответствие между картинкой со сферой
применения альтернативных источников энергии и их названиями.
Энергия солнца
Для уличного
освещения в
городах.
В жилых домах:
для их отопления,
электроснабжения,
и снабжение
горячей водой.
Космонавтика.
Космические
спутники и
космические
станции с синими
крыльями – это не
что иное, как
солнечные панели.
Маяки.
Рекламные щиты,
остановки,
велодорожки,
лавочки и тротуары
В быту - фонарики,
калькуляторы,
мобильные
телефоны, внешние
аккумуляторы.
Самолеты.
Благодаря
использованию
солнечных батарей
в
самолетостроении,
они могут
достаточно долго
находится в
воздухе и не
использовать
топливо.
Автомобили.
Работа двигателя
обеспечивается за
счет солнечных
генераторов.
Задание 5. Сфера применения. Установите соответствие между картинкой со сферой
применения альтернативных источников энергии и их названиями.
Энергия ветра
Служат для
автономного
обслуживания
ферм и
поселков
Используют для
зарядки
мобильного
телефона
Использование
для
обслуживания
дома
Парусники
Ветряные
мельницы для
преобразования
в механическую
энергию
Ветрогенераторы
используют для
преобразования
энергии ветра в
электрическую
Судно с
ветрогенератором
Воздушные шары
Параплан
Летающий
ветрогенератор
на высоте 600м
Задание 4. Сфера применения. Установите соответствие между картинкой со сферой
применения альтернативных источников энергии и их названиями.
Геотермальная энергия
Геотермальные
электростанци
и
Создание
курортов и
лечебниц
Геотермальные
теплицы и
оранжереи
Для обогрева
прудов
Для нужд
сельского
хозяйства
Для
стерилизации,
пастеризации и
сушки
пищевых
продуктов
Для прогрева
почв
В
бальнеологии
4. Первичное закрепление.
Сл. Задание 5 на закрепление.
Вам представлен текст, вы должны выбрать только предложения относящиеся к вашему виду
альтернативной энергии.
Солнечная
Ветровая
Геотермальная
3,5,8,9, 15
1,4,7,10,12
2,6,11,13,14
1. Уже очень давно, видя, какие разрушения могут приносить бури и ураганы, человек задумывался
над тем, нельзя ли использовать эту энергию для своих целей. Энергия этого ресурса очень велика. Ее
запасы по оценкам Всемирной метеорологической организации, составляют 170 трлн кВт-ч в год. Эту
энергию можно получать, не загрязняя окружающую среду.
2. Данный вид ресурса используют там, где подземное тепло ближе к поверхности. Это
вулканические районы, которых на земле много.
3. Страны тропического пояса – являются активными пользователями этого альтернативного
источника энергии, так как там более 300 дней в году – солнечные.
4. У этого неисчерпаемого ресурса есть два существенных недостатка: его энергия сильно рассеяна
в пространстве и он непредсказуем - часто меняет направление, вдруг затихает, а иногда достигает
такой силы, что ломают ветряки.
5. Этот вид энергии начали использовать в космонавтике. Космические спутники и космические
станции с синими крыльями – это не что иное, как солнечные панели.
6. Этот вид энергии ИСЛАНДИЯ используется для отопления теплиц и жилья, полностью
обеспечивает себя фруктами и овощами.
7. Строительство, содержание, ремонт данных установок, круглосуточно работающих в любую
погоду под открытым небом, стоит недешево.
8. Одним из недостатков этого вида энергии является непостоянство, зависимость от погоды и
времени суток и как следствие необходимость аккумуляции (запасания) энергии.
9. Отсутствие шумов из-за отсутствия движущихся узлов на самом ресурсе относит этот вид
ресурсов к общедоступным.
10. Недостатком данного вида ресурса является относительно невысокий выход электроэнергии.
Возможно использовать только в качестве вспомогательного источника.
11. В странах, где термальные воды подходят близко к поверхности, сооружают геоТЭС. Они
преобразуют тепловую энергию подземных источников в электрическую.
12. Эти электростанции занимают мало места, легко вписываются в любой ландшафт, сочетаются с
другими видами хозяйственного использования территорий.
13. Самые крупные электростанции, работающие на этом неисчерпаемом ресурсе, построены в США,
на Филиппинах, в Мексике, Италии; Японии, Новой Зеландии, России (в Долине Гейзеров на Камчатке).
14. Иногда действующая электростанция может остановиться в результате естественных изменений
в земной коре, плохого выбора места или чрезмерной закачки воды в породу через нагнетательную
скважину
15. Батареи большой мощности очень дороги, поэтому бедным странам данные электростанции
будут не по карману.
Поверка – высвечиваются ответы, группы проверяют, ставят баллы
5. Подведение итога игры
Итог урока
Мы сегодня на уроке создали лепбук по теме «Неисчерпаемые ресурсы»
6.Рефлексия
СЛ. Предлагаю подвести итог с помощью написания синквейна. На столах лежат правила
написания. Каждая группа создает свой синквейн.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – тема (обычно существительное);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно
соединять союзами и предлогами);
3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой
строчке;
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой
строчке, обычно существительное.
СЛ. Закончить урок я хочу такой фразой:
«И вечно вперед, как бы трудно не сталось!
Чтоб уйма заданий вам на радость досталась!
Чтоб гордость и счастье в сердцах бы зажглись,
когда «осенит вас решением» мысль!»