Авторы: Казьмина Светлана Николаевна, Светлана Николаевна Казьмина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад Умка"
Населённый пункт: г Тамбов
Наименование материала: Паспорт проекта
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через
организацию детского экспериментирования
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию
детского экспериментирования.
Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность,
постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о
мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская
деятельность вызывает огромный интерес. Исследования предоставляют возможность
ребёнку самому найти ответы на вопросы "как" и "почему". Исследовательская
активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира, он хочет всё
знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная
возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное
самовыражаться. Важными целями экспериментирования являются: поддерживать
интерес детей к окружающей среде, развивать познавательные способности, мышление,
речь, воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к
экспериментальной деятельности в группе мы создали «Уголок экспериментирования»,
«Уголок природы», «Клумбу на участке» . Уголи постоянно пополняются новыми
материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Вашему вниманию я хочу
предложить посмотреть проект эколого-валеологической направленности.
Паспорт проекта
Автор проекта: воспитатель I категории Казьмина С.Н
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
«Умка»
Тема проекта: «В единстве с природой» в номинации «Эколого – валеологический
проект».
Вид
проекта
: познавательно-исследовательский
Участники: воспитатели, воспитанники группы общеразвивающей направленности №5,
родители (законные представители).
Срок реализации проекта: 7 месяцев (с марта по сентябрь 2017г.)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека
именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к
общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Базой для реализации
проекта является осуществление задачи укрепления физического и психического
здоровья ребенка.
Актуальность: Здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа.
Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы
растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его
очень и очень трудно. Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье, вести
здоровый образ жизни — это такой способ жизни людей, который обеспечивает им
сохранение и укрепление здоровья и первые помощники в этом: солнце, воздух и вода. А
общение с растениями не заменит ничто.
Цель
проекта
:
Формирование элементарных естественнонаучных представлений о
полезных растениях, о пользе солнца, воздуха и воды для здоровья человека у детей
дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
На подготовительном этапе - изучить методическую литературу и информационные
источники по теме проекта.
На практическом этапе - создать представления о растениях, как объектах живой
природы, их значимости в жизни человека, способах применения для оздоровления
организма человека; о пользе солнца, воздуха и воды, а также контакта с землей.
Развивать любознательность, познавательную активность, навыки моделирования и
экспериментирования с применением полученных знаний в повседневной жизни.
Воспитывать эстетическое восприятие окружающего природного мира, бережное
отношение к природе.
Разработать диагностический инструментарий и применить его на заключительном этапе.
На заключительном этапе - проанализировать результаты проекта, обобщить опыт и
представить его в виде тематической выставки.
Реализация проекта решается в совместной деятельности взрослых и детей, в
самостоятельной деятельности воспитанников, в проведении режимных моментов, а
также в рамках организованной образовательной деятельности. При построении системы
работы над проектом мы обратили особое внимание на следующие направления.
Познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с
компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти
компоненты в игровой занимательной форме. Практическое направление – изучение
растительного мира, связанное с практическими делами. Исследовательское направление
осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Формы и методы:
Наблюдения
Опыты и исследования
Беседы
Дидактические игры
Чтение художественной литературы
Художественно-творческая деятельность
Реализация проекта
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1 неделя (1-10 марта)
Подбор методического обеспечения
Изучение методической литературы
Подготовка оборудования
Проведение первоначальной диагностики
Деятельность воспитателей:
- создание условий для исследовательской деятельности и систематических наблюдений;
подготовка контейнеров и грунта;
- подготовка семян для исследования и посадки;
- подбор иллюстраций по теме проекта;
- подбор художественной литературы по теме;
- создание картотеки дидактических игр;
2 этап – ОСНОВНОЙ
Опытно-экспериментальная деятельность. Наблюдение
Цикл мероприятий по познавательному развитию
Художественно-творческая деятельность
Работа с родителями
Совместная деятельность воспитателей и воспитанников:
- опыты с водой, эксперименты с луком, тыквой;
- посадка семян томата, тыквы, фасоль, петунии в грунт (для рассады, наблюдение за
ростом, экспериментирование);
- оформление мини - огорода на окне, по заранее разработанным эскизам;
- высадка рассады цветов на участке;
- развлечения, беседы с игровыми элементами;
- художественно-творческая деятельность (аппликация, лепка, рисование).
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей:
Составление плана работы по реализации проекта «В единстве с природой» на летние
месяцы (июнь, июль, август). Родители создают настоящий огород, где в дальнейшем
организуется трудовая и практическая деятельность воспитанников, дети совместно с
родителями высаживают рассаду, выращенную в детском саду на своем огороде, где
пропалывают, поливают грядки с овощными культурами, наблюдают за происходящими
изменениями (проводятся наблюдения, опыты и эксперименты). В конце лета - совместно
с педагогами, родителями и детьми, сбор урожая. Завершается проект общим праздником
- «Праздник овощей», выставка - «Полезные овощи», «Детские поделки из овощей»,
угощение – «Скатерть самобранка».
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
На этом этапе проводится аналитическая деятельность.
Диагностика сформированности представлений о полезных растениях
Анализ результатов проекта
Продукт проекта:
-Презентация о проделанной работе - фотоматериалы;
- Мини-фильм.
Полученные результаты
Эксперименты, опыты проводимые детьми способствовали развитию познавательного
интереса по данной теме
Мотивация «хотим узнать» на начальной стадии реализации проекта, к его окончанию
сменилась на мотивацию «хотим рассказать другим» и помочь сберечь здоровье
Дети в процессе экспериментов и опытов постоянно общались с природой. Находились
под благотворным влиянием солнца, воздуха и воды. А непосредственный контакт с
землей (высадка рассады) была своего рода релаксацией
ВЫВОДЫ: Проведение опытов и экспериментов, мероприятий способствовали
формированию у детей знаний о полезных овощах и осознанному их применению в
повседневной жизни с пользой для здоровья
Таким образом, выдвинутая гипотеза верна.
Перспектива дальнейшего развития проекта: Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем
необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое
отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать
индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к
исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески
осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных
группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых
организмах, об условиях , необходимых для роста и развития, развилось эстетическое
чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережней относится к растительному миру, правильно
взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети,
воспитатели, родители) получили положительные эмоции от проделанной работы.