Напоминание

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования


Авторы: Казьмина Светлана Николаевна, Светлана Николаевна Казьмина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад Умка"
Населённый пункт: г Тамбов
Наименование материала: Паспорт проекта
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через

организацию детского экспериментирования

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию

детского экспериментирования.

Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность,

постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о

мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская

деятельность вызывает огромный интерес. Исследования предоставляют возможность

ребёнку самому найти ответы на вопросы "как" и "почему". Исследовательская

активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира, он хочет всё

знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная

возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное

самовыражаться. Важными целями экспериментирования являются: поддерживать

интерес детей к окружающей среде, развивать познавательные способности, мышление,

речь, воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к

экспериментальной деятельности в группе мы создали «Уголок экспериментирования»,

«Уголок природы», «Клумбу на участке» . Уголи постоянно пополняются новыми

материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Вашему вниманию я хочу

предложить посмотреть проект эколого-валеологической направленности.

Паспорт проекта

Автор проекта: воспитатель I категории Казьмина С.Н

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

«Умка»

Тема проекта: «В единстве с природой» в номинации «Эколого – валеологический

проект».

Вид

проекта

: познавательно-исследовательский

Участники: воспитатели, воспитанники группы общеразвивающей направленности №5,

родители (законные представители).

Срок реализации проекта: 7 месяцев (с марта по сентябрь 2017г.)

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека

именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к

общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Базой для реализации

проекта является осуществление задачи укрепления физического и психического

здоровья ребенка.

Актуальность: Здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа.

Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы

растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его

очень и очень трудно. Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье, вести

здоровый образ жизни — это такой способ жизни людей, который обеспечивает им

сохранение и укрепление здоровья и первые помощники в этом: солнце, воздух и вода. А

общение с растениями не заменит ничто.

Цель

проекта

:

Формирование элементарных естественнонаучных представлений о

полезных растениях, о пользе солнца, воздуха и воды для здоровья человека у детей

дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

На подготовительном этапе - изучить методическую литературу и информационные

источники по теме проекта.

На практическом этапе - создать представления о растениях, как объектах живой

природы, их значимости в жизни человека, способах применения для оздоровления

организма человека; о пользе солнца, воздуха и воды, а также контакта с землей.

Развивать любознательность, познавательную активность, навыки моделирования и

экспериментирования с применением полученных знаний в повседневной жизни.

Воспитывать эстетическое восприятие окружающего природного мира, бережное

отношение к природе.

Разработать диагностический инструментарий и применить его на заключительном этапе.

На заключительном этапе - проанализировать результаты проекта, обобщить опыт и

представить его в виде тематической выставки.

Реализация проекта решается в совместной деятельности взрослых и детей, в

самостоятельной деятельности воспитанников, в проведении режимных моментов, а

также в рамках организованной образовательной деятельности. При построении системы

работы над проектом мы обратили особое внимание на следующие направления.

Познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с

компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти

компоненты в игровой занимательной форме. Практическое направление – изучение

растительного мира, связанное с практическими делами. Исследовательское направление

осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Формы и методы:

Наблюдения

Опыты и исследования

Беседы

Дидактические игры

Чтение художественной литературы

Художественно-творческая деятельность

Реализация проекта

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1 неделя (1-10 марта)

Подбор методического обеспечения

Изучение методической литературы

Подготовка оборудования

Проведение первоначальной диагностики

Деятельность воспитателей:

- создание условий для исследовательской деятельности и систематических наблюдений;

подготовка контейнеров и грунта;

- подготовка семян для исследования и посадки;

- подбор иллюстраций по теме проекта;

- подбор художественной литературы по теме;

- создание картотеки дидактических игр;

2 этап – ОСНОВНОЙ

Опытно-экспериментальная деятельность. Наблюдение

Цикл мероприятий по познавательному развитию

Художественно-творческая деятельность

Работа с родителями

Совместная деятельность воспитателей и воспитанников:

- опыты с водой, эксперименты с луком, тыквой;

- посадка семян томата, тыквы, фасоль, петунии в грунт (для рассады, наблюдение за

ростом, экспериментирование);

- оформление мини - огорода на окне, по заранее разработанным эскизам;

- высадка рассады цветов на участке;

- развлечения, беседы с игровыми элементами;

- художественно-творческая деятельность (аппликация, лепка, рисование).

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей:

Составление плана работы по реализации проекта «В единстве с природой» на летние

месяцы (июнь, июль, август). Родители создают настоящий огород, где в дальнейшем

организуется трудовая и практическая деятельность воспитанников, дети совместно с

родителями высаживают рассаду, выращенную в детском саду на своем огороде, где

пропалывают, поливают грядки с овощными культурами, наблюдают за происходящими

изменениями (проводятся наблюдения, опыты и эксперименты). В конце лета - совместно

с педагогами, родителями и детьми, сбор урожая. Завершается проект общим праздником

- «Праздник овощей», выставка - «Полезные овощи», «Детские поделки из овощей»,

угощение – «Скатерть самобранка».

3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

На этом этапе проводится аналитическая деятельность.

Диагностика сформированности представлений о полезных растениях

Анализ результатов проекта

Продукт проекта:

-Презентация о проделанной работе - фотоматериалы;

- Мини-фильм.

Полученные результаты

Эксперименты, опыты проводимые детьми способствовали развитию познавательного

интереса по данной теме

Мотивация «хотим узнать» на начальной стадии реализации проекта, к его окончанию

сменилась на мотивацию «хотим рассказать другим» и помочь сберечь здоровье

Дети в процессе экспериментов и опытов постоянно общались с природой. Находились

под благотворным влиянием солнца, воздуха и воды. А непосредственный контакт с

землей (высадка рассады) была своего рода релаксацией

ВЫВОДЫ: Проведение опытов и экспериментов, мероприятий способствовали

формированию у детей знаний о полезных овощах и осознанному их применению в

повседневной жизни с пользой для здоровья

Таким образом, выдвинутая гипотеза верна.

Перспектива дальнейшего развития проекта: Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем

необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое

отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать

индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к

исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески

осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных

группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых

организмах, об условиях , необходимых для роста и развития, развилось эстетическое

чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Дети научились наблюдать, стали бережней относится к растительному миру, правильно

взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети,

воспитатели, родители) получили положительные эмоции от проделанной работы.



В раздел образования