Автор: Николаева Светлана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"Теремок"
Населённый пункт: Чувашская република город Алатырь
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Комнатные растения" средняя группа
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Детский сад №1 «Теремок»
ПРОЕКТ
«Комнатные растения»
(в младшей группе)
Воспитатель: Николаева С.В.
Сроки реализации:
с 11.04.16. по 15.04.16.).
Алатырь 2021
Актуальность
Становление первоначальных основ экологической культуры – это
накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях
природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе
является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его
принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование
элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участие в
деятельности по созданию для них нужных условий. Ознакомление с
объектами природы, их частями, основными свойствами – это и есть
формирование первоначальных экологических представлений, которые
являются основой правильного отношения к живым существам, правильного
взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки
дифференцированного видения объектов природы и возможности
действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое
является конечным результатом, показателем экологической воспитанности,
проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей
в совместной со взрослым деятельности, направленной на поддержание
необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними.
Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями
малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает
воспитатель.
Проблема:
Необходимость развивать интерес детей к объектам
растительного мира, учить быть любознательными и наблюдательными.
Прививать любовь и уважительное отношение ко всему живому, в том числе
и через заботу о растениях.
Цель проекта:
Развитие интереса к развитию и росту комнатных растений,
наблюдательности и любознательности, наглядно – действенного мышления.
Задачи проекта:
Образовательные: активизировать и расширить представление о
многообразии и пользе комнатных растений; познакомить с такими
комнатными растениями как: кактус, герань, бегония, фиалка; учить рисовать
и лепить растение в соответствии с действительностью.
Развивающие: развивать связную речь детей через составление
описательных рассказов,; формировать умение вести диалог с педагогом:
слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, развивать
интерес к строению, развитию и росту растений, наблюдательность,
любознательность, умения передавать в рисунке знакомый образ комнатных
растений; развивать эстетическое восприятие; развивать мелкую моторику
рук через изобразительную деятельность: лепку, рисование.
Воспитательные: закреплять навыки организованного поведения в детском
саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать
интерес друг к другу, формировать эмоциональную отзывчивость на
совместную деятельность.
Тип проекта по доминирующей деятельности – исследовательский
Тип проекта по количеству участников – коллективный.
Тип проекта по продолжительности – краткосрочный (с 11.04.16. по
15.04.16.).
Тип проекта по характеру контактов – внутригрупповой.
Участники проекта: воспитатель, дети мл. группы.
1 этап проекта – проблематизация.
Мы столкнулись с такой проблемой, что дети не знают названия комнатных
растений, которые их окружают. Дети видят вокруг себя, и дома и в детском
саду, комнатные растения, но не задумываются о том, какую пользу они
приносят, как называются и какой уход необходим для роста и развития
растений.
2 этап – целеполагание.
Цель детей: расширить свои знания о комнатных растениях.
Предположения детей: все растения одинаковы и не требуют ухода.
Решение: узнать больше о комнатных растениях.
Задачи:
Рассмотреть комнатные растения группы, узнать их строение.
Познакомиться с названиями некоторых растений: кактус, герань, бегония,
папоротник, фиалка.
Узнать, какие условия необходимы для роста растений.
Научиться уходу за комнатными растениями.
3 этап – планирование деятельности.
Узнать, какие комнатные растения есть в группе.
Сбор литературы по данной теме
Разработка плана реализации проекта
Разработка дидактических игр, пособий
Подборка иллюстративного материала.
Подборка стихотворений, загадок, песен по теме.
Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
Пополнение развивающей среды:
-Пополнение уголка природы необходимым оборудованием (лейки,
тряпочки, тазы, фартуки и т.д.);
- Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями;
-Изготовление «Паспорта комнатных растений»;
-карточки – схемы ухода за комнатным растением;
-иллюстрации;
- картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
4 этап – реализация проекта.
Понедельник 11.04.
1п.д.
НОД Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: «Комнатные растения - наши друзья»
З-чи: Обогащать знания детей о комнатных растениях их строении и
правилах ухода за ними. Воспитывать бережное отношение к цветам, умение
заботится о них. Пополнять словарный запас детей.
ОЭД Тема «С водой и без воды»
З-чи: Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы
внешней среды для роста и развития растений (вода).
Наблюдение «Комнатные растения, украшающие нашу группу»
З-чи: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные
признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не
могут жить на улице. Дать представление об одном из назначении комнатных
растений: они красивые, украшают комнату
Разучивание пальчиковой гимнастики «Цветок»
З-чи: развивать мелкую моторику рук
Наблюдение за поливом комнатных растений
З-чи: Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями –
поливом, предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать
растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под
растение).
Вторник 12.04.
2 п.д.
Расматривание «Строение цветов»
З-чи: учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень,
стебель, лист, цветок)
С.Р «Магазин цветов»
З-чи: закрепить знания детей о растениях: их названиях, отличительных
особенностях внешнего вида
Д/игра «Большие и маленькие»
З-чи: Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида
комнатных растений, их названия. Закрепить понятия «большие» –
«маленькие». (Найти растения с большими и маленькими листочками,
большое и маленькое растение, растения в большом и маленьком горшочке и
т.п.)
Трудовое поручение «Помоем листочки»
З-чи:
Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями,
инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие
листья растений.
Среда 13.04.
1п.д.
НОД
ФЭМП (Е.В. Колесникова) повтор занятия 14
Конструктивно- модельная деятельность
Тема: «Заборчик для сада»
З-чи: развивать конструктивные навыки
«Составление рассказа о комнатном растении»
З-чи: учить детей составлять короткий описательный рассказ о растении;
развитие связной речи.
Д/игра «Узнай растение»
З-чи: Закрепить знания детей о комнатных растениях. Учить находить
растение по названию, по описанию-загадке.
Д.И «Собери цветочек»
З-чи: закреплять знания о строении цветов.
Раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные растения»
Четверг 14.04.
2п.д.
НАБЛЮДЕНИЕ «Надо ли поливать растения?»
З-чи: Формировать избирательный подход к поливу растений. Учить
различать политые и не политые растения по состоянию земли (липкая –
сыпучая, светлая – темная). Развивать сенсорный опыт.
Д/игра «Цветовод»
З-чи: Закреплять знания детей о строении и характерных особенностях
внешнего вида растений, их названия. Учить составлять модели комнатных
растений.
Ситуативный разговор «Мои зелёные друзья»
З-чи:Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения, их
части (стебель, цветок, лист). Учить уметь замечать изменения в развитии
знакомых комнатных растении. Продолжать формировать интерес и любовь
к растениям, желание ухаживать за ними.
И.У. «Где спряталась матрешка»
З-чи: закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность,
находчивость.
Пятница 15.04.
1п.д.
НОД лепка
Тема: «Кактус»
З-чи: Закреплять умение доводить изделие до нужного образца с помощью
природного материала. Познакомить детей с комнатным растением –
кактусом.
Итоговая деятельность «Комнатные растения»
З-чи: закреплять знания детей о комнатных растениях, их строении и
правилах ухода.
Д/игра «Найди такой же»
З-чи: Закреплять знания детей о комнатных растениях. Учить узнавать
растения по фотографии, картинке, модели. Учить объяснять свой выбор,
сравнивая фото и объект.
Трудовое поручение «Почистим листочки у цветочка»
З-чи: познакомить с правилами ухода за растениями с шершавыми
листочками(фиалка)
Подведение итогов ОЭД «С водой и без воды»
З-чи: учить замечать различия между растениями с водой и без воды,
показать, что без воды растение погибнет.
Работа с родителями:
-Консультация для родителей «Комнатные растения»
-Изготовление комнатных цветов из бумаги для групповой выставки
«Бумажная оранжерея»
-Предложить родителям закрепить названия комнатных растений: фиалка,
кактус, герань, бегония, папоротник, особенности их внешнего вида и
правила ухода.
Итоговое мероприятие – «Комнатные растения»
Форма продукта: Выставка работ детей по теме проекта.
Оценка результатов.
Проделанная работа достигла своей цели. У детей появился интерес к
окружающему миру, к родной природе. Возникло и укрепилось желание
проявлять заботу о «зелёных питомцах». Научились находить различия
между растениями, знают названия (фиалка, бегония, бальзамин, папоротник,
кактус, щучий хвост).Усвоили какие условия необходимы растениям для
роста.
5 этап – рефлексия.
Использование
детьми
своих
знаний
и
умений
в
самостоятельной
деятельности.
6 этап – перспективы.
Продолжить расширять и обогащать знания детей по теме.
Использованная литература:
1. Гербова В.В. "Занятия по развитию речи: вторая младшая группа", 2010г.
2. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4лет.
3. Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий во второй младшей
группе детского сада» 2009г.
4. Комратова Н.Г. «Мир, в котором я живу» 2006г.
5. Воронкевич «Экологическое воспитание в детском саду»
6. «Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного
образования
«От рождения
до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. .
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/Пособие для
руководителей и практикующих работников ДОУ/Авторы-составители: Л. С.
Киселёва, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова/Издательство Аркти
Москва 2006.
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского
сада. Для работы с детьми 2-4 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010