Автор: Картамышева Юлия Александровна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: Колычевский филиал МКОУ "Большежировская средняя общеобразовательная школа" Фатежского района Курской области
Населённый пункт:
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование межпредметных связей на уроках информатики".
Раздел: среднее образование
Использование межпредметных связей на уроках информатики.
Очень часто у ребенка школьные знания так и остаются разрозненными
сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В
результате этого ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни,
тем более, картину окружающего мира. Потребность преодолеть указанное
противоречие приводит к активному поиску межпредметных связей, к
попыткам их использования в дифференцированном обучении.
Интеграция
в
обучении
позволяет
перейти
от
локального,
изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их
взаимосвязанному, комплексному изучению.
Для формирования такой среды необходим поиск подходов и идей,
использование которых на практике позволило бы создать желаемую среду.
Одним
из
таких
подходов
может
стать
поиск
такой
дисциплины,
методическая система обучения которой была бы, так или иначе, связана с
фрагментами методических систем обучения всем остальным дисциплинам.
В данном случае может оказаться достаточным наличие однотипных
фрагментов в содержании обучения, использование од-них и тех же методов
или средств обучения. С учетом возрастных особенностей школьников при
организации интегрированного обучения появляется возможность показать
мир во всем его многообразии, что способствует эмоциональному развитию.
Интегрированный подход позволяет установить, что изучаемая тема связана
с другими темами учебного предмета, а так же с различными темами других
дисциплин, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные и
межпредметные связи.
Так, например тема «Редактирование текстовых документов» на уроке
информатики может быть интегрирована со многими темами по русскому
языку, математике.
Задания, которые могут быть использованы на таком уроке:
Вставь пропущенные буквы…
Удали слова, написанные неправильно (сколькими способами это
возможно сделать?)…
Попробуй сочинить стихотворение, используя предложенные пары
слов, копируя их…
Восстановите пословицы и поговорки, перемещая фрагменты текста…
Подчеркни главные члены предложения. Вставь пропущенные знаки
препинания…
Удалите в каждой последовательности лишнее число…
Вставьте пропущенное число в последовательность…
При объяснении устройства ПК основой являются сведения из курса
физики, которые пока весьма расплывчаты в силу опережающего изучения
данного материала в рамках курса информатики.
Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в курсах
физики и математики.
Знания о системах счисления представляется целесообразным формировать в
рамках курса математики.
Основу
межпредметных
связей
по
темам
«Алгоритмы»
и
«Программирование»
составляют
типы
задач,
для
которых
строится
алгоритм или создается программа. Алгоритмы вычисления функций
позволяют расширить представление о понятии математической функции. В
теме «Программирование» могут развиваться некоторые представления о
численных
методах,
формируемых
в
курсе
математики.
Разделы,
посвященные роли ЭВМ в современном обществе, смыкаются с вопросами,
изучаемыми в курсах истории, обществоведения. Связи можно реализовать и
с такими предметами как русский язык, география и др.
Многообразие межпредметных связей курса информатики подчеркивает его
значение в формировании у школьников современной картины мира. Одной
из главных функций предмета «Информатика» является мировоззренческая
функция. Отсюда следует и важность реализации межпредметных связей при
формировании содержания курса.
Принцип
единства
учения
и
воспитания
предполагает
целенаправленную
реализацию
во
взаимосвязи
образовательных,
воспитательных и развивающих функций обучения. Развитие умственных
способностей,
мыслительной
активности,
познавательных
интересов
учащихся
создает
субъективные
предпосылки
для
выработки
у
них
самостоятельных суждений, убеждений и мировоззренческих взглядов.
Систематическая
реализация
межпредметных
связей
в
учебно-
воспитательном процессе способствует комплексному решению задач по
воспитанию и формированию личности.
В ходе учебного процесса, основанного на межпредметных связях,
развиваются
обобщенные
интеллектуальные
умения,
характеризующие
определенные
виды
деятельности,
общие
для
ряда
предметов.
Межпредметные связи стимулируют развитие творческой деятельности
(умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию,
умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать
новые свойства объекта изучения и др.).
В
условиях
тотальной
информатизации
образования,
когда
информационные и коммуникационные технологии все шире начинают
применяться в обучении практически всем школьным дисциплинам, меры
здоровьесбережения, вырабатываемые и применяемые при использовании
компьютерной техники на уроках информатики, могут быть с успехом
распространены и на другие дисциплины, преподаваемые с использованием
новейших информационных технологий и средств информатизации.