Автор: Татьяна Николаевна Журавлева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ 138
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Олимпиада "АБВГДейка" для старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Олимпиада «АБВГДейка»
для старших дошкольников
Выполнила: Журавлева Т.Н.
Киров, 2022
Общие положения
1.
Настоящее
положение
о
муниципальной
олимпиаде
дошкольников "АБВГДейка" (далее – Олимпиада) определяет статус, цели,
задачи, порядок организации и проведения олимпиады, ее организационно-
методическое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде дошкольников и
порядок определения победителей и призеров.
2. Основной целью Олимпиады является создание условий для выявления и
содействия развитию познавательных способностей дошкольников, их
любознательности и активности.
3. Основные задачи Олимпиады:
формировать познавательные интересы и действия, предпосылки
учебной деятельности детей дошкольного возраста;
развивать в детях самостоятельность, ответственность,
инициативность, желание обучаться, уверенность в своих силах,
умение сотрудничать, доброжелательность;
создавать условия для применения детьми собственных знаний и
умений.
4. Оценка выполнения работ. За каждый правильный ответ команда получает
по 1 баллу.
Ход сценария
(Звучит музыка «АБВГДейка»)
С Древней Греции, с Эллады
Взял пример и новый век,
Возродил олимпиады
Современный человек.
И для тех, кто в мире знаний
Ум, смышленость показал –
Олимпийские медали,
Олимпийский пьедестал.
Добрый
день,
дорогие
друзья!
Сегодня
мы
открываем интеллектуальную олимпиаду для дошкольников! Олимпиада
- это соревнование не только самых спортивных, но и самых умных. Дорогие
ребята! И хотя Вам придется сегодня пройти много нелегких, но интересных
испытаний. Чтобы показать свою смекалку и знания, мы желаем Вам пройти
их с радостью и улыбкой!
Сегодня в нашей олимпиаде участвуют две команды:
1. Команда "Знайки".
Мы команда "Знайки" всегда идем вперед,
И скажем без утайки победа лишь нас ждет!
2. Команда "Умники":
Мы умные детишки, детишки – шалунишки
Любим ум мы упражнять и, конечно, побеждать!
Начинаем наш конкурс.
1 СТАНЦИЯ: «Разминка» - каждой команде будет заданы
вопросы, один правильный ответ - один балл.
Вопросы для команды "Знайки":
1.
Как называется зимняя квартира медведя? (берлога)
2.
Сколько дней в недели? (7)
3.
Курица в детстве? (цыпленок)
4.
Вредная старуха из русских народных сказок? (Баба - Яга)
5.
Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
6.
Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
7.
Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
8.
Висит груша нельзя скушать? (лампа)
9.
В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
10.Что значит «бить баклуши»? (бездельничать)
11.Первый месяц года? (январь)
12.Как звали маленького деревянного человека, который очень не хотел учиться
и даже продал свою "Азбуку" за несколько золотых? (Буратино)
13.Сапоги, туфли, ботинки это... (обувь)
14.Кто быстрее плавает: цыпленок или утенок?
15.Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (кормушка)
Вопросы для команды "Умники":
1.
В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
2.
Колобок, обросший иглами? (еж)
3.
Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)
4.
Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
5.
Кто всю зиму спит? (Медведь)
6.
Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
7.
Зимой и летом одним цветом? (елка)
8.
Самый короткий месяц в году? (Февраль)
9.
В какое время года появляются подснежники? (весной)
10.Что значит "прикусить язык"? (замолчать)
11.Какой первый день недели? (понедельник)
12.Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
13.Пальто, платье, свитер это... (одежда)
14.Какое дерево боится ветра и всегда дрожит? (Осина)
15.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
2 СТАНЦИЯ: «Математическая». Первый этап: "Задачи на
удачу".
1. На веревке завязали шесть узлов, - на сколько частей эти узлы разделили
веревку? ( 7 )
2. Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Получилось 10
лап. Сколько кур и сколько собак во дворе? (2 собаки и 1 курица, или 1
собака и 3 курицы)
3. Курица весит на одной ноге 2 кг. Сколько будет весить курица на 2-х
ногах? ( столько же).
4. Шла бабка в Москву, навстречу ей 3 старика, а у стариков по мешку, а в
каждом мешке по коту, сколько всего шло в Москву? (одна бабка, все
остальные шли в обратную сторону).
5. У стула 4 ножки. Сколько ножек у двух стульев? (8)
6. Три яблока из сада ёжик притащил,
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке. (2)
7. Четыре спелых ягодки
На веточке качались.
Две снять успел в корзинку я.
А сколько же осталось? (2)
8. На полянке у реки
Жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать
Помоги их сосчитать (4 ) .
9. Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят? (4)
10. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок – сосед.
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (4)
Второй этап.
1.
Сосчитай предметы и выполни задание.
Раскрась пятый по счету гриб (считать слева направо).
Раскрась седьмую по счету грушу (считать слева направо).
Раскрась третью по счету вазу (считать слева направо).
1.
Нарисуй справа предметов больше, чем слева.
3.
Нарисуй справа предметов больше, чем слева.
4.
Посмотрите внимательно на карточки. Сравните множества и расставьте в
кругах знаки
Путь на другую станцию лежит через лес. Идем друг за
другом по узкой дорожке, приставным шагом. Девочек пропускаем
вперед. Перешагиваем через поваленные деревья. Добрались
благополучно
до
станции
«АБВГДейка».
Все
справились
с
заданием.
3 СТАНЦИЯ АБВГДейка.
Обведи картинки – слова, где есть звук – о-
Обведи только те картинки, названия которых начинаются со звука -У-
Составь слова по первым буквам.
Под картинкой закрасьте круг, предмет который отвечает на вопрос
Что? – красным цветом
Кто? – зеленым цветом
4 СТАНЦИЯ
: «Сказочная».
"Вспомним сказки"
Сказки просят:
А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!
1. А дорога далека, и корзина – нелегка
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)
2. По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра! (По щучьему велению)
3. Ах ты, Петя – простота, сплоховал немножко
Не послушался кота, выглянул в окошко (Кот, петух, лиса)
4. Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка (Снегурочка)
5. Нет ни речки, ни пруда - где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца (Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка)
6. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов (Теремок)
7. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Три стола там и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадали, без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя)
8. Бабусю знает целый свет ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках, дом её на курьих ножках. (Баба Яга)
9. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна Лягушка)
10. Отворили дверь козлята, и... пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)
Путешествие по сказкам (конкурс капитанов).
Чтобы попасть на станцию « Сказочная» нужно изобразить Медведя,
лису.
Вопросы для капитана команды «Знайки»:
1. Назовите летательный аппарат Бабы Яги
Вертолет;
Зонтик;
Пылесос;
Ступа.
2. Что принадлежит фее?
Посох;
Волшебная палочка;
Помело;
Шапка-невидимка.
3. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?
Колобок;
Кашу;
Пирожок;
Машу.
4. Кого наградил подарками Дед Мороз из сказки Морозко?
Ленивицу;
Мачеху;
Рукодельницу;
Собачку Жучку.
5. Кто выгнал лису из Заюшкиной избушки?
Петух;
Заяц;
Собаки;
Иван – царевич.
6. Куда упала стрела Ивана – Царевича?
На купеческий двор;
На базар;
На боярский двор;
На болото.
Вопросы для капитана команды «Умники»:
1. Что хранилось в сундуке Кощея?
Драгоценные камни;
Смерть;
Деньги;
Лекарства.
2. Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?
Козьи;
Слоновьи;
Курьи;
В сапогах.
3. В кого превратился Иванушка, попив воды из копытца?
Теленочка;
Красну девицу;
Козленочка;
Чудо – Юдо.
4. Кого Колобок встретил первым, когда укатился от бабушки и дедушки?
Волка;
Лису;
Зайца;
Медведя.
5. Кого поймал Емеля?
Карася;
Рака;
Щуку;
Кита.
6. Кому залезала в ухо девочка из сказки Хаврошечка?
Коту;
Сестрам;
Корове;
Бабе – Яге.
Помогите детям убежать от гусей-лебедей. Закрась дорожку, по
которой брат и сестра доберутся до дома.
Догадайся, какой всем известный сказочный герой здесь зашифрован.
Запиши имя этого героя в бланк ответов.
5 СТАНЦИЯ «Окружающий мир»
Посмотрите внимательно на картинки. Что было раньше, а что потом?
В кружке напишите -1- под горшком, с чего начиналось. 2- что потом было.
3- чем закончилось.
Найдите в каждом квадрате лишний предмет и зачеркните его.
Какие предметы нужны в разные времена года? Соедини предмет с
соответствующим временем года.
Кто чем питается? Проведите линиями.
6 СТАНЦИЯ «Безопасность»
1 команда / 2 команда
1. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?
1. Какие сигналы светофора вы знаете?
2. Ты подошел к переходу, когда горит желтый сигнал. Можно ли
начинать переход проезжей части?
2. Для чего необходим элемент в одежде как светоотражатель?
3. На каком светофоре есть изображение фигуры человека?
3. Где нужно ждать троллейбус, автобус?
4. Кто поможет вам перейти через дорогу? (Зебра)
4. Сколько колес у автомобиля? (5 колес – запасное колесо; 4 колеса)
7 СТАНЦИЯ «Творческая» / («Вообразилия»)
Разрезные картинки / Из геометрической мозаики составить … / Конструктор
Лего.
Это была последняя станция знаний. Прежде чем мы узнаем, кто стал побе-
дителем в нашей игре, я прошу команды построиться.
- Вы сегодня были участниками олимпиады знаний.
- Чем занимаются на олимпиаде знаний?
- Вы хотели бы еще участвовать в олимпиаде знаний?
- Что показалось трудным?
- Какое настроение у вас?
«Олимпиада удалась на славу! Я думаю, пришлась она всем по нраву».
Пришло время подвести итоги. Слово предоставляется жюри.
Награждение победителей.
Награждение медалями.
Спасибо за увлекательную игру.