Автор: Шастина Алина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 22 г. Читы
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: Рабочая программа по русскому языку
Тема: Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы
Раздел: полное образование
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского
края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №22» г.Читы
Рассмотрено на заседании МО
протокол № от
Председатель МО:_________ /Баженова Н. С..
подпись расшифровка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 10-11 классов
на 2020-2022 учебные годы
предметная линия учебников под редакцией Н. Г. Гольцовой и др..
Рекомендовано Министерством Образования и науки РФ.
Программа разработана учителем русского языка
и литературы: Шастиной А. Н..
Чита 2020
Утверждаю
Директор _______ А. А. Родионов
Согласовано
Заместитель
директора
по
УВР:
_________ / Бехтерева Л. Н
.
подпись расшифровка
Пояснительная записка.
Рабочая (учебная) программа по русскому языку для 10-11 классов составлена на
основе:
-
Приказа
Минобрнауки
России
от
17.05.2012
№
413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего
образования».
-
Приказа
Минобрнауки
России
от
29.12.2014
№
1645
О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 года № 413 "Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
среднего
(полного)
общего
образования"
-
Приказа
Минобрнауки
России
от
31.12.2015
№
1578
О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 года № 413 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
-
Примерной основной образовательной программы Основного общего
образования,
одобренной
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
-
Приказа
Минпросвещения
России
от
18.05.2020
N
249
"О внесении
изменений
в
федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 28 декабря 2018 г. N 345"
- Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, №
273;
- Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Читы;
Рабочая
(учебная)
программа
по
русскому
языку
создана
с
учетом
«Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
среднего
общего
образования,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения». В ней также учтены
основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных
действий для среднего (полного) общего образования.
Информация об используемом учебнике
Для реализации данной программы используется линия учебников под редакцией Н. Г
Гольцовой.
Учебник
имеет
гриф
«Рекомендовано
Министерством
образования
Российской
Федерации»
и
включен
в
Перечень
учебников, рекомендованных для
использования в образовательных учреждениях РФ и соответствующих требованиям
ФГОС.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по
русскому языку, полученных в основной школе. Школьное образование в современных
условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию
обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения,
познания,
профессионально-трудового
выбора,
личностного
развития,
ценностных
ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на
формирование
компетентной
личности,
способной
к
жизнедеятельности
и
самоопределению
в
информационном
обществе,
ясно
представляющей
свои
потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного
пути.
Изучение русского языка в 10-11 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как
духовной,
нравственной
и
культурной
ценности
народа;
осознание
национального
своеобразия
русского
языка;
овладение
культурой
межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной
адаптации;
информационных
умений
и
навыков;
навыков
самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к
получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной
развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой
норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка;
нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых
случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать
языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и
ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том
числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование
нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и
ситуациях общения.
Содержание обучения по русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода:
развиваются и совершенствуются языковая и
лингвистическая
(языковедческая),
коммуникативная
и
культуроведческая
компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая)
компетенции – углубление
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах;
овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами
речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков
использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих
опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция
– осознание языка как формы выражения
культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний
о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных
норм речевого общения, культуры межнационального общения, решения проблем,
от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностными результатами освоения школы программы базового уровня по русскому
языку являются: 1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной,
нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание
зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в
изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня
владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации,
самовыражения
личности
в
различных
областях
человеческой
деятельности;
2)
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты
речевого
высказывания;
3)
увеличение
продуктивного,
рецептивного
и
потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы
программы базового уровня по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми
видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: • разными видами
чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное
высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей;
умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-
технической информации; • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с
докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах,
свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме; • умениями
строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию,
договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную
рефлексию; • разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том
числе в совместной деятельности), проводить само-стоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности
(самостоятельной, групповой) в ви- де рефератов, проектов; оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; 2) способность
пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях
современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и
навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) готовность к получению
высшего
образования
по
избранному
профилю,
подготовка
к
формам
учебно-
познавательной деятельности в вузе; 4) овладение социальными нормами речевого
поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного
общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы
базового уровня по русскому (родному) языку являются: 1) представление о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных
функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа; 2) осознание русского
языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; 3) владение всеми видами
речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание содержания устного
и
письменного
высказывания,
основной
и
дополнительной,
явной
и
скрытой
(подтекстовой)
информации;
•
осознанное
использование
разных
видов
чтения
(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи; • способность
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных
информационных
носителях,
официально-деловых
текстов,
справочной
литературы; • владение умениями информационной переработки прочитанных и
прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов; говорение и письмо: • создание устных и письменных монологических и
диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; •
подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта; •
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; использование в
собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на
письме орфографических и пунктуационных норм; • соблюдение норм речевого
поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах
общения,
в
том
числе
в
совместной
учебной
деятельности,
при
обсуждении
дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы; • осуществление
речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении
поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования
текстов; 4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи:
функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая
ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения;
литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный,
коммуникативный и этический аспекты культуры речи; 5) проведение разных видов
языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и
эстетической стороны речевого высказывания.
Планируемые результаты изучения курса (10 класс).
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных
УУД:
осознавать единство и целостность окружающего мира,
возможности
его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
базовые умения использования языка во всех сферах общения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Обучающийся получит возможность для формирования
следующих коммуникативных УУД:
Уметь использовать язык во всех сферах общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы:
понимать: связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально – культурной, учебно – научной, официально –
деловой сферах общения;
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
–
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
–
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
–
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
–
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
–
правильно
использовать
лексические
и
грамматические
средства
связи
предложений при построении текста;
–
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
–
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
–
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
–
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
–
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
–
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
–
выбирать
тему,
определять
цель
и
подбирать
материал
для
публичного
выступления;
–
соблюдать культуру публичной речи;
–
соблюдать
в
речевой
практике
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
–
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
–
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
–
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
–
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
–
отличать
язык
художественной
литературы
от
других
разновидностей
современного русского языка;
–
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
–
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
–
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
–
дифференцировать
главную
и
второстепенную
информацию,
известную
и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
–
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
–
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
–
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
–
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
–
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
–
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-
научной и официально-деловой сферах общения;
–
осуществлять речевой самоконтроль;
–
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
–
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
–
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне научится:
–
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
–
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
–
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
–
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
–
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
–
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
–
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
–
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
–
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
–
дифференцировать
главную
и
второстепенную
информацию,
известную
и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
–
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
–
оценивать стилистические ресурсы языка;
–
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
–
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
–
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
–
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
–
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-
научной и официально-деловой сферах общения;
–
осуществлять речевой самоконтроль;
–
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
–
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
–
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
–
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
–
выделять и описывать социальные функции русского языка;
–
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями
языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
–
анализировать
языковые
явления
и
факты,
допускающие
неоднозначную
интерпретацию;
–
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского
языка;
–
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме;
–
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
–
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический
текст;
–
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
–
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
–
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского
языка;
–
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
–
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
–
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей
и культуры речи.
Содержание учебного предмета. 10 класс. (35 часов)
Введение. (2 ч.)
Слово о русском языке.
Лексика. Фразеология. (4 ч.)
Слово
и
его
значение.
Однозначные
и
многозначные
слова.
Изобразительно-
выразительные средства русского языка. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их
употребление. Работа со словарями. Происхождение лексики современного русского
языка.
Лексика
общеупотребительная
и
лексика,
имеющая
ограниченную
сферу
употребления. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексический
анализ текста с решением тестовых задач.
Фонетика. Графика. (2 ч.)
Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями.
Морфемика и словообразование. (4 ч.)
Состав слова
Состав слова. Система морфем русского языка. Словообразование. Морфологические и
неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор слова.
Формообразование.
Орфография и морфология. (4 ч.)
Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после
шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных.
Правописание
гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-. Правописание
приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных
букв. Правила переноса.
Самостоятельные части речи. (13 ч.)
Имя существительное (2 ч.)
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен
существительных.
Морфологические
нормы имен
существительных.
Гласные
в
суффиксах имен существительных.
Имя прилагательное (2 ч.)
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание Н и НН в суффиксах имен
прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных.
Имя числительное (2 ч.)
Имя числительное как часть речи. Правописание и употребление числительных.
Местоимение (2 ч.)
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.
Глагол и его формы (4 ч.)
Глагол как часть речи.
Правописание личных окончаний глагола. Причастие как
глагольная форма. Правописание суффиксов причастий Н и НН в причастиях и
отглагольных прилагательных. Деепричастие как глагольная форма.
Наречие (1 ч.)
Наречие как часть речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова
категории состояния.
Служебные части речи (4 ч.)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи. Предлог.
Правописание
производных
предлогов.
Союз.
Правописание
союзов.
Частицы.
Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание
частицы НЕс разными частями речи.
Развитие речи. (2 ч.)
Лингвистический
анализ
текста.
Текст
как
речевое
произведение
Смысловая
и
композиционная целостность текста. Текстоведческий анализ.
Анализ
синтаксических
структур
художественного
текста.
Содержательно-
композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.
Сочинение –
рассуждение о книге. Культура речи.
11 класс (34 часа).
Синтаксис и пунктуация. (1 ч.)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание. (2 ч.)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор
словосочетания.
Предложение. (2 ч.)
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. (16 ч.)
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной
окраске.
Предложения
утвердительные
и отрицательные.
Виды предложений
по
структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные
предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов
в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных
и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных
приложениях.
Знаки
препинания
при
однородных
членах,
соединенных
неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных
повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения.
Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные
и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением.
Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных
словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки
препинания
при
междометиях.
Утвердительные,
отрицательные,
вопросительно-
восклицательные слова.
Сложное предложение. (8 ч.)
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический
разбор
сложносочиненного
предложения.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор
сложноподчиненного
предложения
с
одним
придаточным.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор
сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном
предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном
сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. (2 ч.)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания
при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире.
Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и
другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи.
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных
неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового
общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной
речи. Культура письменной речи.
Стилистика. (3 ч.)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также
изобразительно-выразительные
средства.
Функциональные
стили.
Классификация
функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический
стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст.
Закономерности
построения
текста.
Функционально-смысловые
типы
речи:
повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ
текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания.
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В.
Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Тематическое планирование по русскому языку 10-11 класс.
Базовый уровень 10 класс
Количество часов по учебному плану
всего часов: 35; в неделю: 1 час.
№
Наименование разделов
Всего
часов
Количество
часов
К/Р
Р/Р
1
Общие сведения о языке
2
1
1
2
Лексика и фразеология
4
3
1
3
Фонетика. Орфоэпия.
2
1
1
4
Морфемика и
словообразование
4
3
1
5
Морфология и орфография
4
2
1
1
6
Самостоятельные части
речи
13
10
3
1
7
Служебные части речи
4
3
1
8
Развитие речи
2
2
9
Итого
35
8
5
Базовый уровень 11 класс
Количество часов по учебному плану
всего часов 34; в неделю 1 час.
№
Наименование разделов
Всего
часов
Количество
часов
К/Р
Р/Р
1
Введение. Синтаксис и
пунктуация.
1
1
2
Словосочетание
2
1
1
3
Предложение
2
2
4
Простое осложненное
предложение
16
13
2
1
5
Сложное предложение
8
5
3
6
Способы передачи чужой
речи
2
1
1
7
Культура речи. Стилистика
3
2
1
Итого
34
5
4