Автор: Морочек Елена Александровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 1 "Ромашка"
Населённый пункт: с. Спасское Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Су – Джок терапия, как один из методов оздоровления дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
«Су – Джок терапия, как один из методов оздоровления
дошкольников».
Цель: Воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок.
Задачи:
1.
Научить детей делать самомассаж и массаж друг другу.
2.
Формировать навыки самомассажа и массажа.
3.
Мастер - класс для родителей (оформление стенда с фотографиями и
описанием игровых упражнений, картотека оздоровительных
упражнений по методу Су – Джок).
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента
физического и психического здоровья ребенка. Это период интенсивного развития
органов и становления функциональных систем организма. В последние годы в детские
сады зачисляются дети, физически ослабленные с хроническими заболеваниями и с
тяжелыми нарушениями речи.
Поэтому одной из основных задач дошкольного образования, является процесс
формирования навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста. В своей работе с детьми наряду с традиционными методами
физкультурно – оздоровительной работы я использую и нетрадиционную - методику - Су-
Джок-терапию.
Эту методику разработал южно-корейский учёный, профессор Пак Чже Ву. Метод
базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине, но по эффективности
превосходит многие другие методы. Доступен для большинства людей так как, чтобы им
овладеть не обязательно знать медицину, достаточно понять принцип.
Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определённых
зонах, являющихся отражением внутренних органов, болезненных точек соответствия
указывающих на ту или иную патологию. Находя эти точки, Су-Джок может помочь
справиться с заболеванием путём их стимуляции.
Стимуляция точек приводит к излечению самых различных болезней, эффективен при
простудных заболеваниях, гриппе, болезнях уха, горла, носа и др.
Свои занятия с применением Су-Джок терапии я начала когда дети были в младшей
группе. Мы используем тренажеры в виде массажных шариков (мячиков) и колечек на
пальцы. Занятия ведутся на протяжении трех лет.
Образовательная деятельность с детьми ведется в форме игровых упражнений, что
вызывает повышенный интерес.
Начинать и заканчивать массаж необходимо с легкого поглаживания рук ребенка.
1)
Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
2)
Разминаем каждый палиц от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый
сустав.
Мышь полезла в первый раз (второй, третий…),
Посмотреть который час.
Вдруг часы пробили «Бом!»
Мышь слетела кувырком…
(движение от запястья к ногтю); и так прорабатывать каждый палец.
3) Пощипывание боковых краев кистей рук.
4) Разминаем подушечки пальцев (надавливание):
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот только ел,
Оттого и потолстел.
5) Разминаем бугор под большим пальцем.
6) Разминаем бугор под четырьмя пальцами на ладони.
7) Ребром руки разминаем ладошку в различных направлениях .
8) Разминаем ладонь кулаком.
Моя черепашка в коробке живет,
Купается в ванне, по полу ползет.
Ее на ладошке я буду носить,
Она не захочет меня укусить.
9) Разминаем запястье руки круговыми движениями, захватив его большим и
указательными пальцами другой руки (кольцо).
10) Загибаем пальцы внутрь, и затем разгибаем наружу, потряхиваем ими.
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются. (Загибаем пальцы)
Значит, клещи надо взять,
Я тянул, тянул, тянул. (Потряхиваем, разгибаем и потягиваем пальцы).
11) Разминаем руку от запястья до локтя.
12) Сцепить пальцы «Домиком» и потереть ими друг об друга:
Сцепим пальцы мы в замок,
Чтоб чужой войти не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
13) Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
1.
Вот помощники мои
Цель: Учить выполнять упражнение с
мячиком.
Вот помощники мои (показать пальцы)
Их, как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. ( шариком
провести по руке, до локтя)
Цок, цок, цок, цок, цок, цок – скачет резвый
табунок. (повторить с другой рукой).
2.
На лужок.
Цель: Учить выполнять упражнение с колечком.
На лужок пришли зайчата, медвежата, барсучата, лягушата и енот. (поочередно
надеваем кольцо на каждый пальчик).
На зеленый на лужок приходи и ты дружок! (катаем шарик по ладошке).
3.
Я гуляю.
Цель: Учить правильно
использовать мячик – массажер.
Я гуляю, я гуляю, всюду в доме
побываю.
Я иду, иду, иду, скоро город обойду.
( катаем шарик между ладошек.
4.
Пять пальцев на руке твоей.
Цель: Учить детей пользоваться массажным колечком.
Пять пальцев на руке твоей, назвать по имени сумей,
Первый палец - боковой- называется БОЛЬШОЙ.
Третий твой палец – как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя.
Палец второй – указательный старательный, -
Не зря называет его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Палец четвертый зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимец,
По счету он пятый, зовется МИЗИНЕЦ.
5.
Весна - красна.
Цель: Воздействие на биологически активные точки с помощью колечка.
- Весна красна,
Ты с чем пришла?
- С сохой, бороной,
С лошадкой вороной,
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С травой шелковою,
С водою ключевою,
С калиной, малиной,
С красной рябиной! (одеваем
колечко поочередно на каждый пальчик).
6.
Жирафы и слоны
Цель: Учить детей делать массаж друг другу.
У жирафов пятна, пятна, пятна,
Пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шеях, на спинах.
На носах, на животах, на коленях.
( дети делают массаж друг другу).
7.
Сказка «Ежик на прогулке»
Цель: Воздействовать на биологически активные точки по системе Су Джок,
стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Оборудование: массажер Су-Джок.
Жил- да был ежик в лесу, в своем домике-норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул
ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.
Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил
прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по
ладошке раскатывать шарик), катился-катился и прибежал на красивую, круглую
полянку (ладошки соединить в форме круга).
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между
ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца
и делать глубокий вдох).
Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и
закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам
шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и
спрятать шарик под ней) и укрылся от дождя закончился дождик, то на полянке
выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый
гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много:
как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки
(каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой
(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
8.
Сказка «Ежик»
Цель: Учить делать массаж ног.
Оборудование: массажер Су-Джок.
Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.
По ножке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (движения шариком по ногам).
Мне по
пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да (движения шариком по пальцам) .
Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь!
Для того чтобы массаж не был скучен и утомителен для детей предлагаются
специально подобранные словесные игры (потешки, короткие стишки сказки), которые
помогают детям с наибольшим интересом проводить данную процедуру.
Наблюдая и анализируя результаты работы я обратила внимание , что проявляя интерес
к занятиям с тренажерами ребенок становится крепче физически обогащает и
активизирует свой словарь (обогатился словарный запас при пересказах, описательных
рассказах, при составлении собственных рассказов), развивает пальчиковую моторику,
ловкость и коррекцию движений , развивает чувство ритма. Снизился процент
хронических и простудных заболеваний. Нормализовалась нервная регуляция.
Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. В
процессе работы можно наблюдать эффект закрепления в сознании ребенка этической
нормы мышления и поведения, содержащейся в играх и упражнениях ( помогать другим,
быть настойчивым, ловким, выносливым), а это, в свою очередь, является основой для
формирования духовно – нравственного и физического здоровья.
Преимущество этого метода в том, что я могу работать, как с группой детей, подгруппой,
а также даю возможность использовать его индивидуально, как игру и как
самостоятельную деятельность (самомассаж).
Высокая эффективность Су-Джок-терапии в том что:
- не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный
эффект;
- безопасность использования многократно в течении дня, включая самомассаж в
различные режимные моменты в условиях ДОУ;
- включение самомассажа в любую образовательную деятельность (физкультминутки);
- легок в выполнении;
- проводится в игровой форме, что вызывает интерес детей.
Су – Джок – терапия также направлена на активизацию зон коры головного мозга с
целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция
биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному
функционированию.
Данные многих исследований говорят о том, что речевая область формируется под
влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно поэтому в коррекционной
работе логопеды и воспитатели ДОУ большое внимание уделяют развитию мелкой
моторики: пальчиковым играм, вырезанию, играм с мозаикой, с песком, играм с
манипулированием мелкими предметами и т. д.
В нашем случае воздействие на речевые зоны коры головного мозга заключается в
использовании Су – Джок – тренажеров – шариков для кистей и стоп, которые
способствуют речевой активности у дошкольников.
Установка на сохранение здоровья детей привели воспитателей ДОУ к необходимости
искать новые здоровьесберегающие методы формы и подходы в работе, а также учить
детей понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, устанавливать
связь между отношением к своему организму и возможным заболеваниям. Усвоить и
понять, какие привычки представляют вред для здоровья. Правильно вести себя в
обществе в случае заболевания.