Напоминание

"Цветочная история"


Автор: Силюк Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №3 г. Медвежьегорска"
Населённый пункт: г. Медвежьегорск
Наименование материала: Проект
Тема: "Цветочная история"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Цветочная история»

Воспитатель:

Ольга Николаевна Силюк

\\

Проект «Мир цветов».

Актуальность.

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими

сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо

открывать и показывать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой

положительно влияет на человека и будит в нем лучшие чувства. Особенно

велика ее роль в воспитании детей. Правильные представления о природе,

полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее

познания, любви и бережного отношения к ней. Дети дошкольного возраста

проявляют огромный интерес к окружающему миру. Нет ни одного объекта

или явления, к которому они остались бы равнодушными. Удовлетворить

любознательность, не подавив при этом интерес к познанию мира,

формировать

необходимые

представления

о

нем,

прививать

навыки

активности и самостоятельности мышления – есть важная задача работы с

детьми.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе

образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды

и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они

учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша

планета не сможет существовать без растений. Одним из объектов живой

природы являются цветы, которые надо знать, любить и охранять. Сорвать

цветок может каждый, а вот назвать его – далеко не все. Ребенок в силу своих

психологических особенностей не видит всего изящества и красоты

цветущих растений, которое видит взрослый. Педагог может помочь ребенку

увидеть эту красоту, понять, что каждое растение – это чудо природы,

каждый цветок красив по-своему.

В связи с этим возникла идея создать проект, направленный на ознакомление

детей с разнообразием цветов.

Проблемный вопрос: «Все ли мы знаем о цветах?».

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разнообразием

цветущих травянистых растений.

Задачи:

Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

Учить классифицировать цветы по месту их произрастания (лес, поле,

сад, дом).

Отметить значение, роль цветов в жизни и деятельности человека,

животных.

Обогащать словарный запас детей по теме «Цветы».

Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в

художественной

деятельности;

развивать

конструктивные,

изобразительные

способности,

путем

применения

различных

материалов и технологий.

Развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор.

Развивать творческое воображение, мышление в процессе наблюдения

и исследования природных объектов.

Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность.

Воспитывать

любовь

к

красоте

окружающего

мира,

бережное

отношение к природе, формирование умения заботиться о ней.

Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Тип

проекта:

познавательно-

исследовательский,

творческий,

долгосрочный, коллективный.

Участники проекта:

Воспитанники подготовительной к школе группы.

Воспитатель.

Учитель-логопед.

Родители.

Сроки реализации проекта: рассчитан на учебный год.

Этапы проекта:

I.

Подготовительный.

Определение уровня знаний по теме проекта.

Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

Разработка плана реализации проекта.

Разработка содержания образовательной деятельности по данной теме.

Создание

предметно-развивающей

среды

в

группе:

подбор

дидактических

игр,

пособий,

демонстрационного

материала,

подготовка семян и луковиц цветов.

Создание презентаций.

Подбор дополнительной художественной литературы по теме.

Планирование содержания работы с родителями по теме проекта.

II.

Основной этап.

Реализация поставленных задач в разнообразных видах деятельности

детей.

III.

Заключительный.

Анализ и обобщение результатов познавательно-исследовательской

деятельности детей.

Оформление

альбомов:

«Лекарственные

растения»,

«Комнатные

растения», «Садовые цветы», «Загадки и стихи о цветах».

Создание «Цветочной азбуки».

Методы проекта:

Исследовательские: опыты, наблюдения.

Методы технологии проблемного обучения (проблемные вопросы,

создание проблемных ситуаций).

объяснение,

указание,

словесные

инструкции,

проведение

консультаций для родителей.

Методы технологии моделирования.

Элементы здоровьесберегающих технологий.

Наглядные

методы:

иллюстрации,

фото,

репродукции

картин

художников, живые объекты.

Интеграция образовательных областей.

Информационно-компьютерные технологии.

Формы реализации проекта:

Игровая деятельность.

Детское экспериментирование.

Художественно-творческая деятельность детей.

Трудовая деятельность.

Образовательная деятельность (ООД по образовательным областям,

экскурсии, беседы).

Ресурсное обеспечение проекта:

Уголок природы в группе, цветники на участке и на территории

детского сада.

Материально-техническое

оснащение:

компьютер,

фотоаппарат,

Наглядный

материал:

комнатные,

садовые,

полевые

растения,

настольно-печатные игры.

Оснащение природным и бросовым материалом.

Ожидаемый результат:

Развитие познавательного интереса детей.

Расширение кругозора и представлений детей о разнообразии цветов.

Ознакомление детей с экологическими факторами среды обитания

растений.

Формирование растениеводческих умений и навыков воспитанников.

Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе,

готовность

участвовать

в

практических

делах

по

улучшению

природной среды (посадка, уход за цветами).

Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к

природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом

значении для человека.

Формирование поликультурных представлений детей.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Вывод:

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что

использование

разнообразных

форм

и

методов

работы

по

экологическому

воспитанию

способствуют

расширению

и

обогащению

знаний

детей

о

разнообразии

представителей

растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в

природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических

чувств, любви и бережного отношения к природе.

В ходе проекта был обобщен и обогащен опыт воспитанников в сфере

экологического воспитания путем применения исследовательских

методов и приемов, собран разнообразный материал о цветах. У детей

появился

устойчивый

интерес

к

изучению

природы,

желание

самостоятельно ухаживать за растениями, сформировались навыки

самостоятельного наблюдения за растениями, экспериментирования.

Родители

стали

активными участниками создания условий по

развитию творческих и познавательных способностей детей.

Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и

живому и прекрасному, что нас окружает!

Литература:

Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду.-М.,

2012.

Вохринцева С.В. Окружающий мир. Комнатные цветы. Страна

фантазий. Екатеринбург, 2009.

Вохринцева С.В. Окружающий мир. Полевые цветы. Страна

фантазий. Екатеринбург, 2009.

Вохринцева С.В. Окружающий мир. Садовые цветы. Страна

фантазий. Екатеринбург, 2009.

Конспекты

занятий

по

формированию

у

дошкольников

естественнонаучных

представлений

в

разных

возрастных

группах детского сада. – М., 2006.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. –

М., 2005.

Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших

дошкольников. – М., 2005.

Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. – М.,

2006.

Скоролупова О.А. Цветущая весна. Травы. – М., 2006.

Реализация основного этапа проекта.

Чтение художественной литературы:

Г.Х. Андерсен Дюймовочка.

В. Бианки Неизвестный цветок (сказка-быль).

У. Благинина Ромашка.

С. Караулис Фея с волшебной поляны.

В. Катаев Цветик-семицветик.

С. Красикова Белый пух лета.

С. Маршак Двенадцать месяцев.

А. Платонов Золотые ключики.

М. Пришвин Золотой луг.

А. Толстой Колокольчики.

Е. Трутнева Цветы.

М. Шаповалов Цветы (сказка).

Пословицы и поговорки по теме проекта:

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок», -

говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Где цветок, там и медок.

Где цветы, там и бабочки.

Если человек захочет, и на голой вершине цветы зацветут.

Живой цветок – великий учитель.

Кто любит цветы, тот не может быть злым.

Луну закрывают облака, цветы осыпает ветер.

Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.

Найти в цветках лишний лепесток – к счастью.

Один цветок не делает весны.

С другом и в пустыне проживешь, а без друга и в цветущей

степи пропадешь.

Цветы что дети, уход любят.

Беседы с детьми.

«Цветы бывают разные».

Цель:

Ознакомление

детей

с

разнообразием

цветов,

их

классификацией

по

месту

произрастания.

Обогащение

представлений детей об окружающем мире.

«Природные барометры»

Цель: Ознакомление детей с приметами погоды, связанными с

цветами.

Цикл бесед «Легенды о цветах».

Цель: Ознакомление детей с многообразием цветов и легендами

об их происхождении.

Познавательное развитие. Мир природы.

ООД «В мире цветов».

Цель:

Закрепление

и

систематизация

знаний

детей

о

разнообразии

цветов,

их

классификации

по

месту

произрастания, о строении и размножении. Развитие лексико-

грамматического

строя

речи,

фонематических

процессов,

связной речи. Формирование интереса к миру цветов.

ООД «Комнатные растения».

Цель:

Ознакомление

детей

с

многообразием

комнатных

растений.

Формирование

умения

сравнивать

растения,

находить сходство и различия во внешних признаках.

ООД «Красная книга Карелии».

Цель: Ознакомление детей с редкими цветами, занесенными в

Красную книгу Карелии.

ООД «Цветочные часы».

Цель: Ознакомление детей с особенностями растений, лепестки

цветов которых раскрываются и закрываются в определенное

время. Создание цветочных часов. Развитие понавательного

интереса детей.

ООД «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения».

Цель:

Формирование

представлений

о

влаголюбивых

и

засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге

связана с разным строением растений). Формирование умения,

рассматривая

особенности

внешнего

строения

растений,

определять, к какому типу они относятся. Воспитание у детей

желания создавать благоприятные условия.

ООД «Цветы, которые лечат».

Цель: Ознакомление детей с комнатными растениями-лекарями

(каланхоэ, алоэ, герань душистая и т. д.). Расширение знаний

детей о лекарственных растениях, их лечебных свойствах.

Обогащение словарного запаса и совершенствование навыков

монологической речи детей.

ООД «К первоцветам в гости».

Цель: Формирование представлений о первоцветах, умения

находить взаимосвязь между цветением растений и появлением

насекомых.

Экскурсия по территории детского сада по теме «Садовые

цветы».

Цель: Закрепление знаний детей о садовых цветах.

Познавательное развитие. Математика.

ООД «Цветик – многоцветик».

Цель: Формирование навыков количественного счета в пределах

20. Закрепление знания состава числа 9. Формирование навыков

сложения

и

вычитания

чисел

в

пределах

10.

Развитие

логического мышления.

Речевое развитие.

ООД «Расскажи о любимом комнатном растении своего дома».

Цель:

Обогащение

словарного

запаса,

совершенствование

навыков

монологической

речи.

Формирование

умения

составлять рассказ по плану. Формирование представлений о

разнообразии комнатных растений.

Предварительная работа: подготовка совместно с родителями

сообщений о комнатных растениях.

ООД «Составление описательного рассказа о цветке».

Цель: Развитие связной речи, совершенствование лексико-

грамматического строя речи.

ООД «Если бы ты был… (любой цветок по выбору ребенка).

Составление творческих рассказов о цветах.

Цель: Формирование умения составлять рассказ от имени

цветка. Развитие творческого воображения, эмпатии, связной

речи детей.

ООД «Сочинение загадок о цветах».

Цель:

Подготовка к обучению грамоте. Создание «Цветочной азбуки».

Цель: Развитие фонематического слуха, закрепление знания

букв.

Дети

совместно

с

родителями

и

педагогом

подбирают

иллюстрации

цветов,

название

которых

начинается

с

определенного звука. Изображение буквы украшается цветами.

Работа с родителями:

Подготовка совместно с детьми рассказов о цветах.

Создание «Цветочной азбуки».

Проведение акции «Подари комнатное растение группе».

Консультации и рекомендации для родителей.

«Ребенок и природа».

«Природа

источник

большого

количества

открытий

и

находок».

«Оздоровление воздуха с помощью комнатных растений».

Трудовая деятельность в уголке природы.

В

детях

необходимо

воспитывать

желание

ежедневно

ухаживать

за

комнатными растениями, объяснять, почему это надо делать. Поддерживая

жизнь растений, дети учатся сохранять красоту, продлевать цветение, жизнь,

а в итоге – пользу и радость окружающим и себе.

Цель:

Обобщение представлений об уходе за комнатными растениями.

Закрепление знаний детей об основных потребностях комнатных

растений.

Развитие умения описывать растение и узнавать его по описанию.

Воспитание

бережного

отношения

к

комнатным

растениям,

ответственности за их жизнь.

Мероприятия (выбор способов ухода, ориентируясь на сигнальные признаки

растений):

Полив, рыхление земли и мытье, обрезка комнатных растений.

Черенкование комнатных растений.

Подкормка комнатных растений.

Пересадка комнатных растений.

Посадка семян и луковиц цветов, уход за рассадой.

Трудовая деятельность в природе.

Цель: закрепление навыков ухода за растениями, формирование желания

выращивать растения самостоятельно, умножать красоту окружающего мира.

Перекопка земли на клумбе.

Высадка рассады цветов на клумбу.

Уход за цветами на клумбе: полив, рыхление, подкормка.

Сбор ранних семян в цветнике.

Перенос цветущих растений с участка в группу

Социально – коммуникативное развитие.

ООД

«Профессии

людей,

занятых

в

цветоводстве:

цветовод,

селекционер, флорист, фитодизайнер».

Цель: Обогащение знаниями о профессиях, связанных с уходом за

цветами. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Воспитание заботливого и внимательного отношения к растениям,

развитие желания помогать взрослым в уходе за ними.

ООД «Путешествие по миру с цветами. Цветы – символы стран.

Цель: Ознакомление с цветами – символами стран. Формирование

общих представлений о разных странах. Формирование умения

работать с картой и глобусом.

ООД «Ядовитые цветы».

Цель: Ознакомление детей с ядовитыми растениями, закрепление

знаний о правилах поведения в природе.

Художественно – эстетическое развитие.

Полученные

в

процессе

организованной

образовательной

деятельности,

экспериментирования,

наблюдений,

впечатления

и

эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности.

Художественное творчество (Рисование):

ООД «Фантастические цветы» (рисование по замыслу).

Цели: Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам

экзотических

растений.

Показать

приемы

видоизменения

и

декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов.

Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими,

рассматривать

и

переносить

полученные

представления

в

художественной деятельности.

ООД «Букет цветов» (рисование с натуры).

Цель: Формирование умения наиболее точно передавать форму и

колорит цветов в букете.

ООД «Мимоза».

Цель: Учить детей получать изображение с помощью ватных палочек.

Развивать чувство композиции, учить гармонично располагать рисунок

на всей площади листа.

ООД «Одуванчики».

Цель:

ООД «Необыкновенные цветы».

Цель: Учить детей получать изображение с помощью нити, обмакнутой

в тушь. Учить украшать полученное изображение, добавляя в него

детали, используя цвет. Развивать понимание того, что изображение

можно получить разными способами.

Художественное творчество (лепка).

ООД «Маргаритки».

Цель:

Развивать

навыки

выполнения

фона

из

пластилина

на

пластиковой или картонной основе. Развивать навыки выполнения

композиции из пластилина с применением бросового материала

(соломинки для коктейлей).

ООД Лепка рельефная декоративная (изразцы) «Чудо – цветок».

Цель: Создание декоративных цветов по мотивам народного искусства.

Продолжение освоения рельефной лепки.

ООД лепка «Гвоздика».

Цель: Учить детей выполнять поделку из бросового материала

(материал, остающийся после затачивания карандашей) и пластилина.

Уточнить и дополнить знания детей о цветке гвоздика.

Художественное творчество (аппликация).

ООД Аппликация декоративная «Наша клумба».

Цель:

Создание

композиций

разной

формы

из

розетковых

полихромных цветов с лепестками разной формы.

ООД «Цветущий луг».

Цель: Учить детей работе в новой технике выполнения объемной

аппликации – создание изображения с помощью скрученных полос

бумаги.

ООД «Астра из ниток».

Цель: Учить детей новой технике выполнения аппликации – создание

изображения с помощью ниток.

ООД «Цветы луговые» (панорамная композиция).

Цель: Продолжать учить детей вырезать розетковые цветы из

бумажных квадратов. Обогатить аппликативную технику. Воспитывать

интерес к сотворчеству.

Конструирование из природного материала.

«Букет».

Цель: Учить видеть и понимать красоту всех цветов. Воспитывать

желание создавать красивые композиции из засушенных цветов.

Развивать

творческое

воображение

и

эстетическое

восприятие

окружающего мира.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

«Герань».

Цель: Продолжать знакомить детей с комнатными растениями. Учить

складывать из бумаги фигуры способом оригами. Развивать мелкую

мускулатуру, аккуратность, внимание.

«Хризантема».

«Тюльпан».

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

Цель: Продолжать учить детей понимать жанровые особенности

сказки. Учить понимать особенности характера действующих лиц,

изображать их эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Развивать навыки пересказа литературного текста. Учить применять в

речи образные выражения, сравнения.

Интегрированная образовательная деятельность по художественной

литературе и родной природе по теме «Золотой луг» М. Пришвин.

Цель: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом

«Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.

Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и

содержание

литературного

произведения.

Воспитывать

основы

экологического мировоззрения.

Музыка.

Слушание совместно с детьми отрывков из музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Вальс цветов».

В. Моцарт «Цветы».

Шопен «Вальс цветов».

Разучивание совместно с музыкальным руководителем песен, танцев

по теме проекта.

Экспериментальная деятельность.

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество

открытий, в своей работе стараюсь побуждать детей к наблюдениям в

природе, совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Опытно-экспериментальная работа по теме «Определяем погоду по

цветам».

Цель: Ознакомление детей с растениями-барометрами. Развитие

познавательного

интереса,

наблюдательности,

расширение

кругозора.

Картотека дыхательной гимнастики по теме проекта.

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за

интенсивностью движения лепестков.)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

Картотека физминуток.

«Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Картотека загадок.

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик).

Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприятен его вид.

(Подорожник.)

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак.)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчик.)

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш.)

Голова на ножке,

В голове горошки.

(Мак.)

Что в поле родится,

А есть не годится?

(Василёк.)

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое –

Что это такое?

(Василёк.)

Колосится в поле рожь,

Там, во ржи, цветок найдёшь –

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василёк.)

У заснеженных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой.

Нашли мы аленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник.)

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Лежит у речки голубой,

И жёлт, и синь, и ал.

(Луг.)

Мёртвым в землю упал,

Живым из земли встал.

Красну шапку уронил

И людей усыпил.

(Мак.)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми…. (гвоздиками.)

На зелёном на шнурочке

Белые звоночки.

(Ландыши).

Картотека стихов для чтения и заучивания наизусть.

Гвоздика.

Погляди-ка,

Погляди-ка,

Что за красный огонек?

Это дикая гвоздика

Новый празднует денек.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернет цветок:

– До утра! До новой встречи! –

И погасит огонек.

(Е. Серова).

Если я сорву цветок...

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты –

Если мы сорвем цветы…

(Т. Собакин)

Легенды о цветах.

Вы задумывались когда-нибудь, почему о времени года лето говорят: "лето

красное"?

"Красным" в Древней Руси называлось красивое. Чем же красиво

лето?

А красиво оно бесчисленными множествами цветов, распускающихся в

это время года.

Цветы – символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь

богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему

прекрасному. С древнейших времён цветы сопровождали торжественные

события

в

жизни

человека,

который,

кроме

того,

приписывал

им

таинственную силу.

В Индии считали: если человек увидит, как раскрывается лотос, то он

будет всю жизнь счастлив.

В Древней Руси верили, что цветок папоротника в ночь Ивана Купалы

даёт человеку власть и открывает клады, а цветок кувшинки (одолень-трава)

– защищает от всякой нечисти.

У всех цветов есть свои легенды, истории.

Как появились цветы на Земле?

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста

нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой радуга

дивная, он и переехал по ней на другой берег.

Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким

мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому

мосточку, добралась до середины, а он возьми да и обломись! Рассыпалась

радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы

были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – это там, где

Баба-Яга ступала.

ПИОН

В Греции жил лекарь-целитель по имени Пион. Он лечил людей от

разных заболеваний цветущей травой. Цветок травы был большой, красивый,

пахучий. В лечении целитель использовал и корни. Корни выкапывают

ночью, т.к. в них меньше яда. В честь этого лекаря и был назван

чудодейственный цветок – Пион.

Дом, в котором есть пион, не поразит молния. Пион помогает роженицам

при родах. Помогает людям от бессонницы. Ложный пион – Марьин корень

обладает такими же свойствами.

МАК

Древние греки рассказывали миф о боге сновидений Мардие. Вокруг его

жилища росли маки, в цветах которых покоились сны. Когда наступала ночь,

Мардий срывал один из цветков и облетал Землю, усыпляя им утомившихся

людей.

РОЗА

Роза – бесспорная царица цветов! Испокон веков ей поклонялись, её

воспевали и любили. По количеству посвящённых ей стихов, песен,

поэтических легенд и преданий царица цветов занимает исключительное

место. Самые первые сведения о розе встречаются уже в древнеиндийских

сказаниях, согласно которым она пользовалась в Древней Индии таким

почётом, что даже существовал закон, по которому каждый, принесший царю

розу, мог просить у него всё, что он только пожелает.

Даром богов считали розу и древние греки. Титул царицы цветов она

получила от знаменитой Сафо. А появление её греческие поэты облекли в

целый ряд чудесных сказаний: родилась роза из белоснежной пены,

покрывавшей тело Афродиты, когда та выходила из моря. Увидев цветок, по

красоте своей не уступающий самой богине, очарованные боги обрызгали его

нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако из-за зависти

некоторых богов нектар этот не дал розе бессмертия, и она осталась такой же

смертной, как и всё, что рождается на Земле.

Согласно персидской мифологии, раньше все розы были белыми. Но вот

соловей влюбился в розу и не смог перенести неразделённой любви. Он

бросился грудью на шипы и умер, а роза с тех пор стала алой от его крови.

ВАСИЛЁК

Кто не знает прекрасный, синий как южное небо, полевой василёк.

Старинная легенда рассказывает: однажды небо упрекало колосья хлебного

поля в неблагодарности: "Всё, что населяет землю, благодарит меня, -

сказало оно, - цветы посылают мне своё благоуханье, леса - таинственный

шёпот, птицы – пение, только вы не выражаете мне признательности, хотя ни

кто иной, как я наполняю ваши корни освежающим дождём и зреть

заставляю полновесные зёрна в ваших золотых колосьях".

"Наоборот, мы благодарны, - возразили колосья, - мы украшаем землю

вечно волнующимся и качающимся морем зелени. По-другому мы не в

состоянии

выразить

свою

признательность.

У

нас

нет

возможности

вознестись к тебе. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить

о любви".

"Хорошо, - сказало небо, - если вы не можете подняться ко мне, так я

сойду к вам".

И вот небо приказало земле вырастить среди колосьев чудесные синие

цветы – частицы самого себя.

Когда-то очень давно, гласит миф, на земле жили кентавры –

полулошади,

полулюди.

Мудрейшим

среди

них

считался

Хирон,

прославившийся знаниями в медицине. Однажды разгорелась жестокая

битва, и отравленная стрела, пущенная Гераклом, случайно тяжело ранила

Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось разыскать растение,

которое облегчило его страдания – это был цветок голубого цвета – василёк.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

Трудно пройти мимо этих цветов. Смотришь на них, а они будто на тебя

смотрят. Интересно, что немцы анютины глазки называют "мачехой",

объясняя это тем, что нижний самый круглый и красивый лепесток, - это

мачеха, а находящиеся выше и не менее красиво окрашенные лепестки – её

родные дочери, два верхних беленьких, как, будто полинявших с лиловым

оттенком – её бедно одетые падчерицы. Есть предание, что анютины глазки –

это девушка Анюта, обращённая в цветок за любопытство к чужой жизни и

подглядывание.

Анютины глазки – думай обо мне.

ГВОЗДИКА

Символ

революционной

борьбы

гвоздика.

Луговая

гвоздика

встречается на сухих, сильно освещённых солнцем местах. Цветы гвоздики

привлекают к себе большое количество бабочек, потому что она выше других

растений и имеет яркую окраску. Гвоздика является большой любимицей

человека. Великолепный запах её цветов напоминает запах известной

пряности – гвоздики, поэтому её так и назвали.

В прошлом французские девушки деревенские, провожая своих парней

на войну, дарили им букеты гвоздик,

выражая пожелание быстрее

возвращаться

победителями

и

невредимыми.

Молодые

верили

в

чудодейственную силу гвоздики и бережно хранили, считая талисманом.

Понятие о храбрости было настолько связано с этим цветком, что Наполеон

I, утверждая орден Почётного легиона, избрал цвет гвоздики цветом ленты

этого высшего знака отличия, чем и увековечил роль гвоздики в истории

Франции.

Однажды возвращалась домой с неудачной охоты злая богиня. Она

увидела маленького пастушка, играющего на свирели.

- А, это ты распугал всех зверей и птиц? – закричала богиня.

- Что вы? Что вы? Я только забавляюсь, - оправдывался мальчик, - ведь

голос моей свирели так тих, что слышен только цветам.

Не поверила пастушку богиня, набросилась на него и стала его бить.

Там, где упали слёзы пастушка, неожиданно выросли цветы, похожие на

покрасневшие от слёз глаза.

ФИАЛКА

Среди весенних цветов особенно выделяются скромные душистые

фиалки. Чудный, ни с чем не сравнимый по своей нежности запах фиалки и

приятное сочетание фиолетовой окраски цветка с яркой зеленью листьев

сделали её любимицей человека.

Легенда рассказывает, что однажды бог света Апполон преследовал

своими яркими лучами одну из дочерей – красавиц Атласа. Бедная девушка

обратилась к Зевсу с просьбой укрыть и защитить её. Великий громовержец,

вняв просьбе, превратил её в чудную фиалку и укрыл её в тенистой зелени

кустов. С тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханьем

фиалка окрестные места.

Дочь Зевса однажды отправилась в лес за цветами и была похищена

Плутоном как раз в то время, когда рвала фиалки. Она выронила из рук

собранные цветы на землю, эти фиалки и цветут у нас поныне.

Фиалка – символ застенчивости.

В христианской традиции символизирует смирение.

ИРИСЫ

Ирисы, или петушки, являются непременными спутниками наших

дворовых цветников. За пёстрые по окраске цветы, покрытые как бы

радужной сеточкой, растение названо именем греческой богини радуги

Ириды. В переводе с греческого "ирис" означает радуга. В народе этот

цветок получил ласковое прозвище – "касатик".

Этот цветок хранит легенду о большой любви двух юных сердец –

рыбака и рыбачки.

Рано дети лишились родителей. Сирот воспитывало всё рыбацкое

селение. С детства они были как брат и сестра, а когда стали взрослыми,

полюбили друг друга и решили пожениться. Но у них не было денег, чтобы

сыграть свадьбу, а юноше так хотелось подарить своей невесте свадебный

подарок. И вот однажды он на своей старой лодке уплыл далеко от дома,

чтобы наловить много рыбы. Долго ждала своего любимого молодая

рыбачка, но не дождалась. Она ходила по берегу реки и нашла сети

любимого с рыбой. И когда стала разделывать рыбу, в одной, самой большой

рыбе она увидела драгоценный камень – сапфир. Он горел голубым

пламенем – это был подарок свадебный молодого рыбака. В этот же вечер

местные рыбаки увидели, как по берегам реки горят жёлтые огоньки. Это

цветы выросли из слёз молодой вдовы, прекрасные ирисы-петушки. И теперь

каждой весной на берегах рек, озёр, проток, где в тоске и печали, убитая

горем рыбачка, искала своего любимого мужа, расцветают ирисы.

ТЮЛЬПАН

В золотистом бутоне жёлтого тюльпана было заключено счастье. До

этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая могла

бы открыть бутон тюльпана. Однажды по лугу шла женщина с ребёнком.

Мальчик вырвался из рук матери и со звонким смехом побежал к цветку – и

золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего

не смогла сделать никакая сила.

Тюльпан – символ гордости у славян.

ЛАНДЫШ

Ландыш является лучшим цветком майского леса. Весна наделила

ландыш любовью к жизни, и он всегда благодарит её тёплыми ласковыми

лучами. После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков

появляются крупные красные ягоды. Легенда уверяет, что это не ягодка

вовсе, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.

Весна хоть и полюбила ландыш, но недолго. И ландыш поник от горя,

маленькие цветочки его опали, и на их месте вылились огненно-красные

слёзы – ягоды.

А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу

Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная

Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки

царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви!

С маленьким серебристым цветком связаны не только легенды, стихи,

сказания, но и многие праздники. В период цветения ландышей проводились

народные гулянья.

В Древней Германии на некоторых парнях и девушках были веночки из

цветов ландышей. Они собирались на околицах, разжигали костры и

танцевали до тех пор, пока цветы не увядали, тогда они бросали их в костёр,

принося в жертву богине зари и весны – Остаре.

А во Франции день первого мая называется днём Ландышей, которые

символизируют солидарность трудящихся.

АДОНИС

С приходом весны светлее, красочнее становится сотканный природой

живой ковёр.

Золотистыми угольками горят на изумрудной зелени крупные жёлтые

цветки адониса весеннего. В народе он известен как горицвет или

стародубка. Существует легенда об этом цветке. Назван он по имени

ассирийского и финикийского бога природы, умиравшего осенью и

воскресшего весной. В последствие греки дали это имя сыну царя Кипра –

красивому и сильному юноше, которого полюбила богиня любви Афродита.

Юная красавица оберегала своего любимого во время охоты на диких зверей,

своевременно предупреждала о грозящей опасности. Она просила Адониса

остерегаться зверей, особенно в её отсутствие. Но увлечение охотой у

Адониса было столь велико, что он пренебрёг мудрыми советами своей

возлюбленной. И вот однажды на охоте его ранил смертельно дикий кабан.

Много слёз пролила Афродита над телом любимого и в память о своей любви

она вырастила из крови Адониса прекрасный цветок, который распускался

весной.

Печаль и горе Афродиты растрогали властителя царства мёртвых, и он

стал отпускать Адониса на землю. С тех пор Адонис полгода проводит с

Афродитой, а половину – среди теней умерших.

С первыми весенними цветами, с лучами солнца приходит юноша на

землю и вся природа с его появлением оживает, распускается в степи

золотисто-жёлтый цветок горицвета.

КОЛОКОЛЬЧИК

В давние времена люди ездили на лошадях. Лошадьми управляли

ямщики. На дугу лошади вешали колокольчики, весело звеня, они не давали

ямщику заснуть в дороге и заблудится, особенно в зимнее время, во время

буранов, метелей, снегопадов. Местонахождение лошади в такое время

можно было определить по звуку колокольчика. В степи растут цветы, они

звенят от дуновения ветерка, только звон у них не такой громкий, как у

металлических колокольчиков.

И если в ветреную погоду прислушаться, то можно услышать тихий

звон. Шапочка этих цветов напоминает колокола, вот поэтому и назвали эти

цветы колокольчиками.

Колокольчики любят солнце, как и все цветы, свои нераскрывшиеся

бутоны тянут к солнышку. Как только они раскрываются, то опускают

бутоны вниз, чтобы защитить пестики и тычинки от дождя. Цветы

колокольчика защищают насекомых от плохой погоды, потому что опущены

головкой вниз.

НЕЗАБУДКИ

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать

цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела

удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок: - "Не забудь меня,

Флора! Дай мне, пожалуйста, какое-нибудь имя!"

Оглянулась Флора – никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок

повторился:

- Не забудь меня, Флора! Дай и мне имя!

И только тут заметила Флора в разнотравье маленький голубой цветок.

- Хорошо, - сказала богиня, - будь незабудкой.

Вместе с именем я наделю тебя чудесной силой – ты будешь возвращать

память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.

Хоть и мала незабудка, да почитаема веками. Во многих странах в честь неё

устраивались праздники. В Германии в "день незабудки" школьники

занимались неполный день, чтобы сходить в лес, попеть песни, поиграть, а

затем вернуться домой с букетом незабудок.

По прибалтийской легенде, незабудки проросли из слёз Элге – невесты

пастушка Ликоса, при разлуке её с любимым, и с тех пор являются символом

памяти, дружбы и вечной любви.

Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня.

И шепнёт мне: "Не забудь

Про родимые края!"

Голубой цветочек хрупкий

Он зовётся незабудкой.

КУВШИНКА

У всех народов с глубокой древности сохранились предания и

легенды, связанные с водяной лилией – кувшинкой.

В Древней Греции цветок кувшинка был символом красоты и

красноречия. В средние века в Европе родились сказки об эльфах -

маленьких

лесных

человечках,

катающихся,

как

на

корабликах,

в

чашелистиках

кувшинки.

Кувшинку

называли

лебединым

цветком.

Североамериканские индейцы создали красивое сказание: водяная лилия

образовалась из искр, упавших с Полярной и "Вечерней" звезды, когда они

столкнулись между собой, споря из-за обладания стрелой, которую в минуту

смерти выпустил индийский вождь.

У славянских народов красивый белый цветок с пятнистым, как змеиный

или рыбий хвост, корневищем был превращён народной фантазией в русалку

– прекрасную девушку с рыбьим хвостом.

Древние славяне считали, что кувшинка помогает путешественникам.

Отправляясь в путь, они зашивали в ладанку кусок корневища кувшинки и

вешали себе на шею, произнося заклинание: "Одолень – трава! Одолей ты

злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты

чародея-ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие,

озёра синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки и колоды. Спрячу я тебя,

одолень-трава, у ретивого сердца во всём пути и во всей дороженьке".

ПОДСНЕЖНИК

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая,

шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим

вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева

повеселела, у неё появилась надежда, потому подснежник и стал символом

надежды.

По другой легенде, богиня Флора раздаривала цветкам костюмы для

карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый наряд. Но снег тоже

захотел принять участие в празднике, хотя костюма ему не полагалось. Тогда

он стал упрашивать растения поделиться с ним одеянием. Однако цветы,

боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его

своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг

к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Русские легенды уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками

Стужей и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались

и поникли. Но подснежник выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки.

Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех

пор подснежник считается первой песней весны.

АСТРА

Астра – слово греческое, означает "звезда". Согласно легенде астра

выросла из пылинки, упавшей со звезды. Эти цветы, действительно, похожи

на звёзды. Существует поверье, если ночью стать среди астр и внимательно

прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – так

астры общаются со звёздами-сёстрами.

Астра – древнейшее растение. Изображение цветка нашли в царской

гробнице. По мнению учёных, гробнице было 2000 лет. Она была украшена

узорами из растений, среди которых была и астра.

ГЕРАНЬ

В народе герань зовут журавлиной травой. На Воргольских скалах, в

устье реки, прежде селилось множество журавлей. Но однажды браконьер

подстрелил из ружья самку журавля. Осиротевший журавль три дня

кружил над тем местом, где погибла его подруга, и жалобно кричал. А

потом бросился с размаху на острые скалы. Другие же журавли поднялись

с места и улетели туда, где бы злые люди их не тревожили.

А на том месте, где разбился журавль, выросли душистые цветы и

покрыли собой горные склоны. Плодики этих цветов напоминают

журавлиные клювики…"

БАЛЬЗАМИН

Бальзамин, или Ваньку мокрого, называют ещё Огоньком.

Рассказывают, будто много лет назад провожала, красна девица Лада

своего милого на битву с половцами в дикие степи.

"Я вернусь к тебе, девица, - говорил молодец. – А чтобы мне легче

было отыскать тебя, засвети огонёк на окошке". Засветила Лада огонёк на

окошке. Только не помог он милому найти её: погиб в бою добрый

молодец. Только верить в это девушка не хотела. Так и ждала юношу до

самой смерти. Так и горел на окошке огонёк. А когда умерла Лада от

тоски да от старости, огонёк превратился в красивый цветок. Его цветочки

так и светятся, так и зовут домой усталого путника…"

МОНСТЕРА

Монстера получила своё название от слов "монстр", "чудовище".

Европейские путешественники, впервые попавшие в Южную Америку,

рассказывали, будто в тропических лесах под большими лианами находили

скелеты

людей.

"Отчего

эти

люди

погибли?

строго

спрашивали

журналисты. И сами же отвечали: - Не иначе, как растение, под которым

уснули путники, задушило их своими страшными, свисающими наподобие

плетей воздушными корнями! А потом выпило из них всю кровь".

Скоро выяснилось, что растения были совершенно неповинны в смерти

людей: те умирали по другим причинам. Одной из причин была война между

людьми. Но страшное имя за лианой с воздушными корнями сохранилось.

Хотя сегодня её уже никто не боится.

Подвижные игры.

Живая клумба

Все играющие разбиваются на три команды: золотые шары, ноготки,

бархатцы. Дети – это цветы на клумбе. В центре растут золотые шары

(дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя). Второй круг –

ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг –

бархатцы (приседают). Подул ветер, цветы ожили: золотые шары –

кружатся, ноготки и бархатцы идут по кругу.



В раздел образования