Автор: Степанян Светлана Албиковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №44
Населённый пункт: Икутская область, г. Иркутск
Наименование материала: Эссе
Тема: “Гуманная педагогика”
Раздел: среднее образование
Эссе на тему: «Гуманный педагог и его путь в образовании».
Любовь - аксиома гуманной педагогики
Выполнила:
Воспитатель: Степанян Светлана Албиковна
МБДОУ г Иркутска детский сад № 44
Каждый ребёнок рождается с определенной миссией.
И у каждого малыша есть душа – его внутренний свет,
который принадлежит только ему.
Задача родителей и педагогов не дать этому свету угаснуть,
помочь ребёнку найти свой жизненный путь.
По словам Амонашвили: « Гуманная педагогика принимает ребёнка
таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребёнке его
безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению
человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребёнке
путём выявления его свободной воли и строит педагогические системы,
процессуальность которых предопределяют учительскую любовь, оптимизм,
высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество
и призывает к педагогическому искусству».Педагог рассматривает детство
как безграничность и неповторимость, как особое предназначение для себя и
для людей. Шалва Александрович считает: «ребёнок со своей миссией – это
значит, что каждый ребёнок есть неповторимость и наделен от Природы
особым, тоже неповторимым сочетанием возможностей, способностей. Что в
каждом ребёнке есть своя изюминка». Эту изюминку он рассматривает как
«зернышко, в котором хранится суть миссии и если помочь этому зернышку
развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребёнок, став
взрослым, принесет окружающим его людям какую-нибудь радость, станет
для кого-то соратником, помощником, надеждой». «Долг педагога помочь
каждому ребёнку выполнить его жизненную миссию».
Шалва
Александрович
в
своей
жизнеутверждающей,
гуманной,
гармоничной педагогической деятельности выделил три основных принципа:
- Любить ребёнка. Педагог должен излучать доброту и любовь, без
которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке.
- Очеловечивать среду, в которой живет ребенок. Это означает
внимание ко всем сферам общения ребенка с целью обеспечения ему
душевного комфорта и равновесия.
- Прожить в ребёнке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы
ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь.
Вопрос – а как любить детей – вечен для педагогики. Но не для
педагогики как академической науки, а педагогики как уникального единства
науки и высокого искусства, как образа жизни, как состояния духа. Обидно,
что педагогическая наука не стремится к синтезу с педагогическим
искусством, с тем, чтобы на этой основе стать мощным двигателем
поступательного развития нашего общества. Но еще обиднее, когда она вовсе
противоречит искусству воспитания, в основе которого лежит безграничная
любовь к детям. Мы не сможем решить наши насущные жизненные
проблемы гуманной педагогики, если тысячекратно не будем возвращаться к
тому, как школе нужно любить детей. Образовательное пространство должно
быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной
любовью воспитателей и учителей к детям, ученикам. Для гуманной
педагогики это аксиома. Но нужно еще понять – к а к, именно как любить
детей и каждого Ребёнка, чтобы любовь стала самой действенной и доброй
силой воспитания. Сколько нас – учителей и воспитателей на Земле, столько
же ответов мы можем получить на этот вопрос – к а к. Если каждый из нас
тысячу раз возвращался бы к осмыслению качества своей любви к детям, я
полагаю, мы бы постигли мудрость педагогической любви. Наверное, это и
стало бы для нас самым высшим профессиональным достижением. «Как
любить детей». И, размышляя над идеями этих мыслителей, я решил
заглянуть в свой внутренний мир и заняться самоанализом
Я Степанян Светлана Албиковна выбрала свою профессию учителя
ещё 30 лет назад. Я учитель начальных классов. Учитель начальных классов-
это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является
фундаментом всем остальным профессиям в мире. 25 лет работала
в
Ереванской школе..5 лет назад мы с семёй приехали в Иркутск. Мне было
очень трудно жить без моих учеников и вообще без детей, не слушать их и не
видеть их загадочных и невинных взглядов. И я чувствовала, что я не смогу
жить, как рыба на суше…Осмелилась поступить на работу в детский сад в
качестве воспитателя.
Теперь для меня ясно одно, что самое главное в нашей работе - это
Любовь. Любить искренне и стать верным другом, партнером… и здесь уже
не обсуждается ни национальность, ни религия.
Я счастлива и горжусь своей профессией. Все трудности можно
преодолеть, если у тебя есть цель и желание быть полезным людям….
Список использованных источников
1. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
2. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. //
Вопросы
психологии,-
1984,-
№
5.
3.читель
света
и
радости
//
Педагогическая
симфония.
Часть
1.-
Екатеринбург:
Изд.
Уральского
ун-та,
1993.
4. "Антология Гуманной Педагогики" - духовный источник Школы Жизни //
Школа Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
5. ведение в Мир по имени Амонашвили // Школа Жизни. - М.: Изд. Дом
Шалвы Амонашвили, 2000.
6. Шалва Амонавили: «Как любить детей».Опыт самоанализа