Автор: Шакирова Вазиля Гайфутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида№30 "Улыбка"
Населённый пункт: республика Татарстан, г.Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие связной речи через дидактические игры»
Каждый ребенок в детском саду должен научиться содержательно,
связно излагать свои мысли. Но умение связно говорить развивается лишь
при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического
обучения через образовательную деятельность. Поэтому задача воспитателя
в воспитании и обучении детей дошкольного возраста является развитие
связной речи.
Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений -
это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены
точными словами в правильно поставленных предложениях. В дошкольном
возрасте развитие речи осуществляется через игровую деятельность, которая
помогает детям лучше усваивать знания, навыки, полученные в
образовательной деятельности. Ведь недаром говорят: «Игра - обучение, игра
- воспитание». Ребенок может не уметь ещё чисто произносить, не владеть
большим объёмом словаря, но работа по развитию речи уже должна
начаться.
Правильная речь помогает ребенку стать общительным, преодолевать
застенчивость, развивает уверенность в своих силах, умение общаться с
взрослыми и сверстниками. И когда к нам приходят дети, то некоторым из
них действительно трудно вступить в разговорную речь. Или они зачастую
молчат, или отвечают одним словом. А о составлении рассказа они не имеют
представления. Поэтому нам приходится индивидуально работать с каждым.
В методическом отношении дошкольное обучение характеризуется
привлечением дидактических материалов и пособий, разработанных с учётом
задач и возрастных особенностей детей. Дидактические игры, игровые
задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят
учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность. Развитие игровой
деятельности зависит от нас воспитателей. Иногда и дети вносят свои
предложения. Так игра становится дидактической, если имеются основные
компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Дидактические игры создают интерес к решению умственных задач,
развивают любознательность, речь, мышление, память, воображение и
самостоятельность. Я их использую для того чтобы закрепить,
активизировать и привести в систему знания детей. Все дидактические игры
способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а
именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь,
формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь,
умение правильно выражать свои мысли. Задача многих дидактических игр и
состоит в том, чтобы через дидактическую игру научить детей составлять
рассказы о предметах, явлениях природы и т д. Но для того чтобы дети
самостоятельно справлялись с поставленными задачами в организованной
деятельности и в общении со сверстниками мы проводим большую работу.
Во первых в начале учебного года проводим мониторинги выявляем какие
ошибки в речи допускают дети, как излагают свои мысли. Во время
организации образовательной деятельности используем следующие игры:
«Чего не стало?», «»Я начну, а ты закончи», «Где зайчишка?», «Что где
растёт?», «Сколько их?» и другие.
Для описания игрушки или картинки используем игру: «Магазин», «
Чудесный листочек», «Волшебный сундучок», «Почта» и др.
Для развития пространственных представлений использовать игры:
«Где спрятался зайчик?», «Путешествие по комнате», «Прятки» и др.
Игры на описание по памяти игры - загадки:
«Угадай, что за зверь?», «Угадай, кто это?». Аналогично игры в которых дети
описывают отсутствующие предметы: «Угадай, что мы задумали?», «Когда
это бывает?», «Где был Саша?» и др.
Словестные дидактические игры, включающие рассказы детей по
памяти: «Радио», «Телевизор», «Что я видел», «Когда это бывает?», «Ёлка в
детском саду», «Телефон», «Как мы готовим подарок маме» и др.
Чтобы дети правильно употребляли существительные в роде,
множественно числа: «Чего не стало?», «Магазин», «Парные картинки» и др.
Для закрепления разных видов окончаний имен существительных в
винительном падеже, множественного числа: «Угадай, где я был?» и др.
Игры для обучения правильному употреблению имен существительных
в именительном падеже, множественного числа: «Кто пришёл и кто ушёл?».
Большую роль в процессе подготовке детей к овладению пересказом
играют разные зрелища. Хорошо организованный кукольный, теневой театр,
драматизация литературного произведения, настольный театр.
В продолжение работы по развитию связной речи
нужно включать
составление рассказа картине, по серии сюжетных картин (не более трех).
Сначала рассматриваем
и описываем каждую картину из серии, а затем
объединяем в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. В процессе
рассматривания выделяем: начало, середину, конец рассказа.
Благодаря систематическому использованию в работе дидактических
игр, направленных на развитие связной речи, у ребят расширяется
словарный запас, в речи становится значительно меньше аграмматизмов.
Высказывания дошкольников обретают логичность и последовательность.