Напоминание

"Развитие связной речи через дидактические игры"


Автор: Шакирова Вазиля Гайфутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида№30 "Улыбка"
Населённый пункт: республика Татарстан, г.Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие связной речи через дидактические игры»

Каждый ребенок в детском саду должен научиться содержательно,

связно излагать свои мысли. Но умение связно говорить развивается лишь

при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического

обучения через образовательную деятельность. Поэтому задача воспитателя

в воспитании и обучении детей дошкольного возраста является развитие

связной речи.

Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений -

это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены

точными словами в правильно поставленных предложениях. В дошкольном

возрасте развитие речи осуществляется через игровую деятельность, которая

помогает детям лучше усваивать знания, навыки, полученные в

образовательной деятельности. Ведь недаром говорят: «Игра - обучение, игра

- воспитание». Ребенок может не уметь ещё чисто произносить, не владеть

большим объёмом словаря, но работа по развитию речи уже должна

начаться.

Правильная речь помогает ребенку стать общительным, преодолевать

застенчивость, развивает уверенность в своих силах, умение общаться с

взрослыми и сверстниками. И когда к нам приходят дети, то некоторым из

них действительно трудно вступить в разговорную речь. Или они зачастую

молчат, или отвечают одним словом. А о составлении рассказа они не имеют

представления. Поэтому нам приходится индивидуально работать с каждым.

В методическом отношении дошкольное обучение характеризуется

привлечением дидактических материалов и пособий, разработанных с учётом

задач и возрастных особенностей детей. Дидактические игры, игровые

задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят

учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность. Развитие игровой

деятельности зависит от нас воспитателей. Иногда и дети вносят свои

предложения. Так игра становится дидактической, если имеются основные

компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Дидактические игры создают интерес к решению умственных задач,

развивают любознательность, речь, мышление, память, воображение и

самостоятельность. Я их использую для того чтобы закрепить,

активизировать и привести в систему знания детей. Все дидактические игры

способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а

именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь,

формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь,

умение правильно выражать свои мысли. Задача многих дидактических игр и

состоит в том, чтобы через дидактическую игру научить детей составлять

рассказы о предметах, явлениях природы и т д. Но для того чтобы дети

самостоятельно справлялись с поставленными задачами в организованной

деятельности и в общении со сверстниками мы проводим большую работу.

Во первых в начале учебного года проводим мониторинги выявляем какие

ошибки в речи допускают дети, как излагают свои мысли. Во время

организации образовательной деятельности используем следующие игры:

«Чего не стало?», «»Я начну, а ты закончи», «Где зайчишка?», «Что где

растёт?», «Сколько их?» и другие.

Для описания игрушки или картинки используем игру: «Магазин», «

Чудесный листочек», «Волшебный сундучок», «Почта» и др.

Для развития пространственных представлений использовать игры:

«Где спрятался зайчик?», «Путешествие по комнате», «Прятки» и др.

Игры на описание по памяти игры - загадки:

«Угадай, что за зверь?», «Угадай, кто это?». Аналогично игры в которых дети

описывают отсутствующие предметы: «Угадай, что мы задумали?», «Когда

это бывает?», «Где был Саша?» и др.

Словестные дидактические игры, включающие рассказы детей по

памяти: «Радио», «Телевизор», «Что я видел», «Когда это бывает?», «Ёлка в

детском саду», «Телефон», «Как мы готовим подарок маме» и др.

Чтобы дети правильно употребляли существительные в роде,

множественно числа: «Чего не стало?», «Магазин», «Парные картинки» и др.

Для закрепления разных видов окончаний имен существительных в

винительном падеже, множественного числа: «Угадай, где я был?» и др.

Игры для обучения правильному употреблению имен существительных

в именительном падеже, множественного числа: «Кто пришёл и кто ушёл?».

Большую роль в процессе подготовке детей к овладению пересказом

играют разные зрелища. Хорошо организованный кукольный, теневой театр,

драматизация литературного произведения, настольный театр.

В продолжение работы по развитию связной речи

нужно включать

составление рассказа картине, по серии сюжетных картин (не более трех).

Сначала рассматриваем

и описываем каждую картину из серии, а затем

объединяем в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. В процессе

рассматривания выделяем: начало, середину, конец рассказа.

Благодаря систематическому использованию в работе дидактических

игр, направленных на развитие связной речи, у ребят расширяется

словарный запас, в речи становится значительно меньше аграмматизмов.

Высказывания дошкольников обретают логичность и последовательность.



В раздел образования