Автор: Лялюшкина Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №12" КГО
Населённый пункт: город Камышлов, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка конструкт
Тема: "Весенний лес"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
Камышловского городского округа
Конструкт занятия по экологическому воспитанию – экскурсия
«Весенний лес»
Старшая группа
Выполнила:
воспитатель – 1 кв. категория
МАДОУ «Детский сад №12» КГО
Лялюшкина М.С.
Камышлов 2021г
Тема: «Весенний лес» - экскурсия
Форма ОД: экологическое воспитание
Форма организации: коллективная, фронтальная
Учебно-методический комплект: ООП «От рождения до школы» Н.Е. Веракса
Средства
Наглядные: наблюдение за природой в ходе экскурсии
Мультимедийные: ---
Литературные: загадка, стихотворение (Ф. Тютчев)
Музыкальные: музыкальное сопровождение
Цель ОД: формировать у детей интерес природе в целом; продолжать учить определять
состояние погоды, знакомить с характерными особенностями весны.
Задачи ОД:
Образовательные: уточнить и расширить представления детей о весне, диких животных,
птицах, насекомых, цветах;
Развивающие: развивать речь, воображение, творческие способности, интерес к
познавательной деятельности;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание видеть прекрасное.
Этапы
деятельности
Содержание
деятельности
Совместная
деятельность
(методы,
приемы,
формы)
Деятельност
ь детей
Планируемый
результат
Организационн
ый этап
перед отправлением на
экскурсию
в
группе.
(шум леса)
Воспитатель: - Ребята,
где живут сказки?..
Я тоже считаю,
что
сказки
могут
поселиться
в
самых
разных
местах.
И,
наверное,
многие
из
них
живут
в
лесу.
Сегодня мы пойдем в
лес, в гости
к сказке.
Послушайте
стихотворение:
Еще
природа
не
проснулась,
Но сквозь редеющего
сна
Весну прослышала она
И
ей
невольно
улыбнулась.
(Ф.Тютчев)
Я
предлагаю
вам,
ребята, по дороге в лес,
на лесной поляне быть
очень
внимательными
и постараться заметить
улыбки весны.
Словесный –
беседа;
Чтение
художественн
ой
литературы.
Отвечают на
вопросы
воспитателя;
Ведут
и
поддерживаю
т беседу;
Слушают
воспитателя и
художествен
ное
произведение
;
Проявляют
интерес.
Умение
слушать
и
слышать;
Умеют вести и
поддерживать
беседу;
Проявляют
интерес
к
деятельности.
По
дороге
в
лес
определить
с
детьми
Интригующи
й момент;
Дети
открывают
Узнают,
запоминают
Основной этап
состояние
погоды
(тепло
-
холодно,
солнечно-пасмурно,
тихо-ветрено),
рассмотреть
во
что
одеты дети. Поощрять
детей,
замечающих
приметы
-
улыбки
весны (капель с крыш,
гомон
птиц,
проталины у дороги,
яркое солнце)
Ход мероприятия: 1
часть
В лесу:
Воспитатель:
-
Здравствуй,
лес!
Здравствуй, сказка!
Как легко и приятно
здесь
дышится!
Как
чист
и
свеж
лесной
воздух!
Давайте
подышим
чистым
воздухом, ароматом
сосен
и
елей,
послушаем
тишину,
постоим тихо – тихо и
прислушаемся
к
природе.
Воспитатель:
-
Из-за
гор, из-за морей
Мчатся
стаи журавлей
Ручейки в лесу поют
И
подснежники цветут.
- Скажите, когда это
бывает? (Весной)
-Ребята, мы пришли в
лес
наблюдать
признаки весны.
2
часть.
Коллективное
наблюдение
Вместе
с
детьми
выбрать
удобную
поляну.
Остановиться,
чтобы
показать
детям
изменения
в
лесу
с
Словесный;
Словесный –
загадка;
Наглядный –
наблюдение
за лесом;
Словесный –
беседа;
Беседа;
Практический
–
ощущают
снег
на
ощупь;
для
себя
много новых
знаний;
Здороваются,
проявляют
интерес;
Отгадывают
загадку;
Внимательно
наблюдают;
Акцентируют
свое
внимание;
Ведут
с
воспитателем
беседу
отвечая
на
вопросы;
Рассуждают;
что-либо новое;
Проявляют
интерес
к
деятельности;
Умеют
отгадывать
загадки;
Наблюдают
и
на
основе
наблюдения
делают выводы;
Умеют
акцентировать
свое
внимание
на что-то одно;
Умеют
высказать
собственное
мнение
и
поддержать
беседу;
Рассуждают;
приходом
весны.
Предложить
детям
полюбоваться красотой
леса,
замечает,
как
хороши сосны, ели на
фоне голубого неба и
еще белого снега.
Воспитатель: - Ребята,
послушаем лес ... Что
вы слышите?
(слышен
шелест
ветвей, голоса птиц -
каких?)
(спросить
каждого
ребенка,
положительно
оценить и обобщить
ответы детей).
Подметить еще раз, как
в
лесу
светло
и
красиво, как
чист
и
свеж лесной воздух!
Воспитатель: - Ребята,
а
видны
ли
в
лесу
признаки весны?
Посмотрите, снег
покрыт
твердой
корочкой
-
настом,
значит
сюда
уже
заглядывало
солнце,
пригревало
снег
своими лучиками.
На что похож сейчас
снег?
(рассуждения
детей)
-Он
как
ледяное
кружево.
Возьмите
осторожно
кусочки
наста
и
посмотрите
сквозь него на небо, на
солнце, только близко
к лицу не подносите.
Чуть дальше, осталась
и
примета
зимы,
посмотрите, там лежит
глубокий
снег,
в
то
место
солнышко
заглядывало мало, и он
еще не растаял.
Словесный –
рассказ;
Открытие
нового;
Беседа;
Создание
ситуации
столкновение
мнениями;
Наблюдают
за
ветками
сосны и ели,
сравнивают
их и делают
выводы;
Закрепляют
знания
о
хвое;
Рассуждают,
отвечают
на
вопросы;
Сравнивают;
Умеют
сравнить
и
проанализирова
ть;
Через
наглядный
метод
могут
Воспитатель:
-
Ребята, что не пускает
в лес солнце?
(Ветки
деревьев.)
Воспитатель: - Давайте
наблюдать за ветками
сосны и ветками ели.
Сравним
их.
Сосны
очень высокие деревья,
тянутся высоко к небу,
и ветви у этого дерева
большие
и
крепкие.
Посмотрите,
у
ели
ветки
покороче.
На
ветвях
сосны
и
ели
иголки,
они
называются
хвоя,
у
сосны хвоя длиннее. А
вот,
пахнут
они
одинаково,
почувствуйте
аромат
сосны и ели.
Как называются иголки
этих деревьев? (хвоя)
Воспитатель: - Ребята,
на нашей поляне много
солнца.
Как можно узнать, что
весеннее солнце стало
пригревать
сильнее?
(помочь с ответом)
-
Можно
потрогать
стволы
деревьев,
нагретые
солнцем.
Давайте
подойдем
к
сосне
и
убедимся
в
этом.
- А еще можно увидеть
проталины,
это
дорожки,
где
уже
растаял
снег
от
весеннего
солнышка.
Вот эта тропинка, на
которой
уже
мало
снега.
Как
она
называется?
(Проталина)
Воспитатель: - Вот мы
Создание
ситуации
новизны;
Эвристически
й метод;
Игровой «Кто
внимательнее
»;
Вспоминают,
закрепляют
знания;
Совместно
с
воспитателем
выполняют
задание;
Принимают
участие
в
игре
«Кто
внимательнее
»
ответить
на
вопрос
воспитателя;
Выполняют
задание;
Принимают
активное
участие в игре.
слушали,
что
лес
рассказывает,
а
ведь
лесную книгу можно
еще
и
прочитать.
Посмотрите
на
снег,
что вы видите? (Следы
птиц, людей, тонкие и
толстые
веточки,
кусочки коры, местами
снег
почернел
от
еловых
иголок
-
опадает сухая хвоя с
деревьев)
(воспитатель
конкретизирует,
помогает с ответами).
Воспитатель: - А это
что?
Похожи
на
маленькие крылышки.
Постарайтесь
и
вы,
ребята найти такие же
крылышки,
а
я
расскажу еще об одной
примете весны.
Продолжить
после
того,
как
дети
соберутся
возле
воспитателя.
-
Эти
крылышки
-
семена
ели.
Рассмотрите
их
внимательно,
какие
они?
Ранней весной семена
ели
высыпаются
из
шишек и разлетаются
по всему лесу.
- Ребята, что помогает
им перелетать?
- Давайте посмотрим
вокруг, а вдруг нам
удастся
увидеть,
как
летят семена-вертушки.
- А вы знаете, в лесу до
еловых
семян
много
охотников.
- Кто бы это мог быть?
Это и белки, и дятлы, и
клесты. Прислушаемся
еще раз к голосам птиц.
Конечно,
как
и
в
городе,
птицы
стали
оживленнее,
больше
поют.
Воспитатель: - Ребята,
ель или сосну вы в
любое время узнаете,
ни с чем не спутаете. А
другие
деревья
вы
узнать
можете?
Назовите,
что
еще
растет
вокруг
нашей
поляны.
(Березы,
Рябина и т.д.)
-Кустарники
узнать
еще трудно. Вот это -
молодая рябинка. Она
похожа на кустарник.
Мы
ее
внимательно
рассмотрим,
веточки,
почки,
из
которых
скоро
появятся
зеленые
листочки.
Воспитатель: - Ребята,
сейчас, понаблюдайте,
что у нас растет под
ногами.
- Это мох (показать,
дать
возможность
потрогать,
определить
цвет)
Самостоятельное
наблюдение
«Что
находится
под
землёй».
Задание:
(совместная
деятельность
воспитателя с детьми)
-
Ребята, осторожно
отогните
мох,
посмотрите корни трав,
кустарников;
посмотрите, корни
некоторых
деревьев
глубоко в земле; затем
осторожно
прикрыть
мхом землю.
При
возможности
показать
детям,
что
корни
деревьев
сплетены между собой,
поэтому
деревья
в
сильный ветер стоят в
лесу крепко, не падают,
а
опавшая
листва
с
лиственных
деревьев
будет
хорошей
подкормкой земле.
Воспитатель:
-
Мы
наблюдали
за
деревьями
и
растениями
леса,
а
сейчас поиграем.
Подвижные игры: «Раз,
два, три - к дереву
беги!»;
«Кто внимательнее».
(Трава
–
присесть,
кустарник
–
встать,
дерево
–
встать
на
носочки и потянуться.)
Цель: Воспитывать
внимание,
развивать
двигательную
активность всех детей;
Закреплять
знания
детей о разнообразии
деревьев в лесу.
Заключительн
ый этап
Сбор шишек, кусочков
опавших
веточек,
сосновых иголок, мха
для
коллекции
«Чудесный лес».
Собранный
материал
сортируется,
раскладывается
по
папкам, корзинкам.
Игра:
««Узнай
по
запаху».
Цель:
Закрепить
название
деревьев,
умение детей находить
отличительные
особенности деревьев,
кустарников, растений
леса.
Воспитывать
память, трудолюбие.
Подводится
итог
мероприятия
Воспитатель: - Ребята,
мы
совершили
Практический
–
сбор
материалов;
Игровой;
Беседа;
Игровой;
Собирают
необходимые
материалы
для
коллекции;
Принимают
активное
участие
в
игре;
Ведут
активную
беседу;
Сформированы
навыки
трудовой
деятельности;
Активные
участники
в
игре;
Умеют
участвовать
в
диалоге;
экскурсию
в
сказочный,
весенний
лес.
Наблюдали, за
пробуждением
природы
с
наступлением весны, за
деревьями
и
растениями, любовалис
ь красотой весеннего
леса, дышали свежим,
весенним воздухом.
А
сейчас
мы
попрощаемся
с
весенним
лесом.
Оглянитесь
вокруг.
Постарайтесь
запомнить,
что
вы
увидели. А в группе
все,
кто
хочет,
нарисуют
лесную
сказку.
До
свидания, лес, до новой
встречи!
Работа
после
экскурсии
Изготовление поделок
из
природного
материала
Экологические
игры:
«Кто
где
живёт»,
«Угадай по описанию»
Чтение
художественной
литературы
«Разговор
деревьев» М. Пришвин
Свои чувства, любовь к
природе
дети
выражают в рисунках и
поделках
из
природного материала.
Чтение
художественн
ой
литературы;
Практическая
деятельность
Игра;
Слушают
художествен
ное
произведение
;
Выполняют
рисунки,
поделки.
Умение
слушать
и
слышать;
Умение
анализировать,
делать выводы;
Умение
по
образцу делать
какие
–
либо
поделки,
рисунки.
Список литературы
1.
Моисеева, Л.В., Зебзеева, В.А. Экологическая депривация личности в
современной субкультуре детства // Педагогическое образование в России. – 2011;
2.
Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.//
Педагогика. - 2007.