Напоминание

"Весенний лес"


Автор: Лялюшкина Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №12" КГО
Населённый пункт: город Камышлов, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка конструкт
Тема: "Весенний лес"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12»

Камышловского городского округа

Конструкт занятия по экологическому воспитанию – экскурсия

«Весенний лес»

Старшая группа

Выполнила:

воспитатель – 1 кв. категория

МАДОУ «Детский сад №12» КГО

Лялюшкина М.С.

Камышлов 2021г

Тема: «Весенний лес» - экскурсия

Форма ОД: экологическое воспитание

Форма организации: коллективная, фронтальная

Учебно-методический комплект: ООП «От рождения до школы» Н.Е. Веракса

Средства

Наглядные: наблюдение за природой в ходе экскурсии

Мультимедийные: ---

Литературные: загадка, стихотворение (Ф. Тютчев)

Музыкальные: музыкальное сопровождение

Цель ОД: формировать у детей интерес природе в целом; продолжать учить определять

состояние погоды, знакомить с характерными особенностями весны.

Задачи ОД:

Образовательные: уточнить и расширить представления детей о весне, диких животных,

птицах, насекомых, цветах;

Развивающие: развивать речь, воображение, творческие способности, интерес к

познавательной деятельности;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание видеть прекрасное.

Этапы

деятельности

Содержание

деятельности

Совместная

деятельность

(методы,

приемы,

формы)

Деятельност

ь детей

Планируемый

результат

Организационн

ый этап

перед отправлением на

экскурсию

в

группе.

(шум леса)

Воспитатель: - Ребята,

где живут сказки?..

Я тоже считаю,

что

сказки

могут

поселиться

в

самых

разных

местах.

И,

наверное,

многие

из

них

живут

в

лесу.

Сегодня мы пойдем в

лес, в гости

к сказке.

Послушайте

стихотворение:

Еще

природа

не

проснулась,

Но сквозь редеющего

сна

Весну прослышала она

И

ей

невольно

улыбнулась.

(Ф.Тютчев)

Я

предлагаю

вам,

ребята, по дороге в лес,

на лесной поляне быть

очень

внимательными

и постараться заметить

улыбки весны.

Словесный –

беседа;

Чтение

художественн

ой

литературы.

Отвечают на

вопросы

воспитателя;

Ведут

и

поддерживаю

т беседу;

Слушают

воспитателя и

художествен

ное

произведение

;

Проявляют

интерес.

Умение

слушать

и

слышать;

Умеют вести и

поддерживать

беседу;

Проявляют

интерес

к

деятельности.

По

дороге

в

лес

определить

с

детьми

Интригующи

й момент;

Дети

открывают

Узнают,

запоминают

Основной этап

состояние

погоды

(тепло

-

холодно,

солнечно-пасмурно,

тихо-ветрено),

рассмотреть

во

что

одеты дети. Поощрять

детей,

замечающих

приметы

-

улыбки

весны (капель с крыш,

гомон

птиц,

проталины у дороги,

яркое солнце)

Ход мероприятия: 1

часть

В лесу:

Воспитатель:

-

Здравствуй,

лес!

Здравствуй, сказка!

Как легко и приятно

здесь

дышится!

Как

чист

и

свеж

лесной

воздух!

Давайте

подышим

чистым

воздухом, ароматом

сосен

и

елей,

послушаем

тишину,

постоим тихо – тихо и

прислушаемся

к

природе.

Воспитатель:

-

Из-за

гор, из-за морей

Мчатся

стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И

подснежники цветут.

- Скажите, когда это

бывает? (Весной)

-Ребята, мы пришли в

лес

наблюдать

признаки весны.

2

часть.

Коллективное

наблюдение

Вместе

с

детьми

выбрать

удобную

поляну.

Остановиться,

чтобы

показать

детям

изменения

в

лесу

с

Словесный;

Словесный –

загадка;

Наглядный –

наблюдение

за лесом;

Словесный –

беседа;

Беседа;

Практический

ощущают

снег

на

ощупь;

для

себя

много новых

знаний;

Здороваются,

проявляют

интерес;

Отгадывают

загадку;

Внимательно

наблюдают;

Акцентируют

свое

внимание;

Ведут

с

воспитателем

беседу

отвечая

на

вопросы;

Рассуждают;

что-либо новое;

Проявляют

интерес

к

деятельности;

Умеют

отгадывать

загадки;

Наблюдают

и

на

основе

наблюдения

делают выводы;

Умеют

акцентировать

свое

внимание

на что-то одно;

Умеют

высказать

собственное

мнение

и

поддержать

беседу;

Рассуждают;

приходом

весны.

Предложить

детям

полюбоваться красотой

леса,

замечает,

как

хороши сосны, ели на

фоне голубого неба и

еще белого снега.

Воспитатель: - Ребята,

послушаем лес ... Что

вы слышите?

(слышен

шелест

ветвей, голоса птиц -

каких?)

(спросить

каждого

ребенка,

положительно

оценить и обобщить

ответы детей).

Подметить еще раз, как

в

лесу

светло

и

красиво, как

чист

и

свеж лесной воздух!

Воспитатель: - Ребята,

а

видны

ли

в

лесу

признаки весны?

Посмотрите, снег

покрыт

твердой

корочкой

-

настом,

значит

сюда

уже

заглядывало

солнце,

пригревало

снег

своими лучиками.

На что похож сейчас

снег?

(рассуждения

детей)

-Он

как

ледяное

кружево.

Возьмите

осторожно

кусочки

наста

и

посмотрите

сквозь него на небо, на

солнце, только близко

к лицу не подносите.

Чуть дальше, осталась

и

примета

зимы,

посмотрите, там лежит

глубокий

снег,

в

то

место

солнышко

заглядывало мало, и он

еще не растаял.

Словесный –

рассказ;

Открытие

нового;

Беседа;

Создание

ситуации

столкновение

мнениями;

Наблюдают

за

ветками

сосны и ели,

сравнивают

их и делают

выводы;

Закрепляют

знания

о

хвое;

Рассуждают,

отвечают

на

вопросы;

Сравнивают;

Умеют

сравнить

и

проанализирова

ть;

Через

наглядный

метод

могут

Воспитатель:

-

Ребята, что не пускает

в лес солнце?

(Ветки

деревьев.)

Воспитатель: - Давайте

наблюдать за ветками

сосны и ветками ели.

Сравним

их.

Сосны

очень высокие деревья,

тянутся высоко к небу,

и ветви у этого дерева

большие

и

крепкие.

Посмотрите,

у

ели

ветки

покороче.

На

ветвях

сосны

и

ели

иголки,

они

называются

хвоя,

у

сосны хвоя длиннее. А

вот,

пахнут

они

одинаково,

почувствуйте

аромат

сосны и ели.

Как называются иголки

этих деревьев? (хвоя)

Воспитатель: - Ребята,

на нашей поляне много

солнца.

Как можно узнать, что

весеннее солнце стало

пригревать

сильнее?

(помочь с ответом)

-

Можно

потрогать

стволы

деревьев,

нагретые

солнцем.

Давайте

подойдем

к

сосне

и

убедимся

в

этом.

- А еще можно увидеть

проталины,

это

дорожки,

где

уже

растаял

снег

от

весеннего

солнышка.

Вот эта тропинка, на

которой

уже

мало

снега.

Как

она

называется?

(Проталина)

Воспитатель: - Вот мы

Создание

ситуации

новизны;

Эвристически

й метод;

Игровой «Кто

внимательнее

»;

Вспоминают,

закрепляют

знания;

Совместно

с

воспитателем

выполняют

задание;

Принимают

участие

в

игре

«Кто

внимательнее

»

ответить

на

вопрос

воспитателя;

Выполняют

задание;

Принимают

активное

участие в игре.

слушали,

что

лес

рассказывает,

а

ведь

лесную книгу можно

еще

и

прочитать.

Посмотрите

на

снег,

что вы видите? (Следы

птиц, людей, тонкие и

толстые

веточки,

кусочки коры, местами

снег

почернел

от

еловых

иголок

-

опадает сухая хвоя с

деревьев)

(воспитатель

конкретизирует,

помогает с ответами).

Воспитатель: - А это

что?

Похожи

на

маленькие крылышки.

Постарайтесь

и

вы,

ребята найти такие же

крылышки,

а

я

расскажу еще об одной

примете весны.

Продолжить

после

того,

как

дети

соберутся

возле

воспитателя.

-

Эти

крылышки

-

семена

ели.

Рассмотрите

их

внимательно,

какие

они?

Ранней весной семена

ели

высыпаются

из

шишек и разлетаются

по всему лесу.

- Ребята, что помогает

им перелетать?

- Давайте посмотрим

вокруг, а вдруг нам

удастся

увидеть,

как

летят семена-вертушки.

- А вы знаете, в лесу до

еловых

семян

много

охотников.

- Кто бы это мог быть?

Это и белки, и дятлы, и

клесты. Прислушаемся

еще раз к голосам птиц.

Конечно,

как

и

в

городе,

птицы

стали

оживленнее,

больше

поют.

Воспитатель: - Ребята,

ель или сосну вы в

любое время узнаете,

ни с чем не спутаете. А

другие

деревья

вы

узнать

можете?

Назовите,

что

еще

растет

вокруг

нашей

поляны.

(Березы,

Рябина и т.д.)

-Кустарники

узнать

еще трудно. Вот это -

молодая рябинка. Она

похожа на кустарник.

Мы

ее

внимательно

рассмотрим,

веточки,

почки,

из

которых

скоро

появятся

зеленые

листочки.

Воспитатель: - Ребята,

сейчас, понаблюдайте,

что у нас растет под

ногами.

- Это мох (показать,

дать

возможность

потрогать,

определить

цвет)

Самостоятельное

наблюдение

«Что

находится

под

землёй».

Задание:

(совместная

деятельность

воспитателя с детьми)

-

Ребята, осторожно

отогните

мох,

посмотрите корни трав,

кустарников;

посмотрите, корни

некоторых

деревьев

глубоко в земле; затем

осторожно

прикрыть

мхом землю.

При

возможности

показать

детям,

что

корни

деревьев

сплетены между собой,

поэтому

деревья

в

сильный ветер стоят в

лесу крепко, не падают,

а

опавшая

листва

с

лиственных

деревьев

будет

хорошей

подкормкой земле.

Воспитатель:

-

Мы

наблюдали

за

деревьями

и

растениями

леса,

а

сейчас поиграем.

Подвижные игры: «Раз,

два, три - к дереву

беги!»;

«Кто внимательнее».

(Трава

присесть,

кустарник

встать,

дерево

встать

на

носочки и потянуться.)

Цель: Воспитывать

внимание,

развивать

двигательную

активность всех детей;

Закреплять

знания

детей о разнообразии

деревьев в лесу.

Заключительн

ый этап

Сбор шишек, кусочков

опавших

веточек,

сосновых иголок, мха

для

коллекции

«Чудесный лес».

Собранный

материал

сортируется,

раскладывается

по

папкам, корзинкам.

Игра:

««Узнай

по

запаху».

Цель:

Закрепить

название

деревьев,

умение детей находить

отличительные

особенности деревьев,

кустарников, растений

леса.

Воспитывать

память, трудолюбие.

Подводится

итог

мероприятия

Воспитатель: - Ребята,

мы

совершили

Практический

сбор

материалов;

Игровой;

Беседа;

Игровой;

Собирают

необходимые

материалы

для

коллекции;

Принимают

активное

участие

в

игре;

Ведут

активную

беседу;

Сформированы

навыки

трудовой

деятельности;

Активные

участники

в

игре;

Умеют

участвовать

в

диалоге;

экскурсию

в

сказочный,

весенний

лес.

Наблюдали, за

пробуждением

природы

с

наступлением весны, за

деревьями

и

растениями, любовалис

ь красотой весеннего

леса, дышали свежим,

весенним воздухом.

А

сейчас

мы

попрощаемся

с

весенним

лесом.

Оглянитесь

вокруг.

Постарайтесь

запомнить,

что

вы

увидели. А в группе

все,

кто

хочет,

нарисуют

лесную

сказку.

До

свидания, лес, до новой

встречи!

Работа

после

экскурсии

Изготовление поделок

из

природного

материала

Экологические

игры:

«Кто

где

живёт»,

«Угадай по описанию»

Чтение

художественной

литературы

«Разговор

деревьев» М. Пришвин

Свои чувства, любовь к

природе

дети

выражают в рисунках и

поделках

из

природного материала.

Чтение

художественн

ой

литературы;

Практическая

деятельность

Игра;

Слушают

художествен

ное

произведение

;

Выполняют

рисунки,

поделки.

Умение

слушать

и

слышать;

Умение

анализировать,

делать выводы;

Умение

по

образцу делать

какие

либо

поделки,

рисунки.

Список литературы

1.

Моисеева, Л.В., Зебзеева, В.А. Экологическая депривация личности в

современной субкультуре детства // Педагогическое образование в России. – 2011;

2.

Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.//

Педагогика. - 2007.



В раздел образования