Напоминание

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА. РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


Автор: Дрыкина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 389
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА. РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Правильная речь является важнейшим условием для

успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше

развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет

овладеть чтением и письмом.

У

многих

детей

нередко

наблюдается

некоторое

отставание в речевом развитии, которое в дошкольном

возрасте

обычно

не

привлекает

к

себе

особого

внимания, но в дальнейшем оно может помешать

хорошей учебе и привести к появлению специфических

ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые

незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его

обучения грамоте.

До поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее:

1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести – семи годам должен четко произносить все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком,

владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и

последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество

звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул

- стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист,

экскурсовод и т.п.

5. Состояние словарного запаса

В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе которых

представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не

нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам:

«Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Животные дикие и домашние»

и т.п. (т.е. всё то, что проходил ребенок в детском саду).

6. Состояние связной речи

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или

пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на

улице, картине, др.

7. Развитие мелкой моторики

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы

избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно

руки.

Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста;

игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц;

раскрашивание, штриховка, рисование (фломастеры не рекомендуются) и др.

8. Состояние пространственных функций

Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение

узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные

наложенные друг на друга и пр.).

9. Развитие коммуникативных функций

Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное

общение с детьми, взрослыми. Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять

инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.

10. Развитие процессов внимания, памяти.

Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и

памяти. Их можно купить, можно найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух

практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали;

запомнить ряд слов или предметов; и т.д.

11. Развитие мышления.

Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или предметы («назови

одним

словом»:

например,

стол,

стул,

кровать,

шкаф

это

мебель);

умение

классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша,

персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).

Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно

дать следующие рекомендации:

Больше читайте! Читайте вслух ребенку,

рассматривайте

с

ним

иллюстрации

в

книге, пусть пробует читать сам (хотя бы

коротенькие знакомые слова).

Развивайте общую и мелкую моторику

ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте,

лепите из пластилина, собирайте бусы.

Работайте над развитием познавательных

способностей ребенка: разучивайте стихи,

придумывайте рассказы.

Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую,

стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей

деятельности и умению действовать по инструкции.

Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому,

что многое не будет получаться сразу.

Самое главное, что Вы должны оставаться для Вашего ребёнка любящим и

понимающим родителем и

не берите на себя роль учителя.

Успехов!



В раздел образования