Автор: Дрыкина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 389
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА. РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Правильная речь является важнейшим условием для
успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше
развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет
овладеть чтением и письмом.
У
многих
детей
нередко
наблюдается
некоторое
отставание в речевом развитии, которое в дошкольном
возрасте
обычно
не
привлекает
к
себе
особого
внимания, но в дальнейшем оно может помешать
хорошей учебе и привести к появлению специфических
ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые
незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его
обучения грамоте.
До поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее:
1. Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести – семи годам должен четко произносить все звуки.
2. Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком,
владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и
последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество
звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул
- стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист,
экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса
В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе которых
представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не
нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам:
«Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Животные дикие и домашние»
и т.п. (т.е. всё то, что проходил ребенок в детском саду).
6. Состояние связной речи
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или
пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на
улице, картине, др.
7. Развитие мелкой моторики
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы
избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно
руки.
Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста;
игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц;
раскрашивание, штриховка, рисование (фломастеры не рекомендуются) и др.
8. Состояние пространственных функций
Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение
узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные
наложенные друг на друга и пр.).
9. Развитие коммуникативных функций
Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное
общение с детьми, взрослыми. Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять
инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.
10. Развитие процессов внимания, памяти.
Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и
памяти. Их можно купить, можно найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух
практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали;
запомнить ряд слов или предметов; и т.д.
11. Развитие мышления.
Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или предметы («назови
одним
словом»:
например,
стол,
стул,
кровать,
шкаф
–
это
мебель);
умение
классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша,
персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).
Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно
дать следующие рекомендации:
Больше читайте! Читайте вслух ребенку,
рассматривайте
с
ним
иллюстрации
в
книге, пусть пробует читать сам (хотя бы
коротенькие знакомые слова).
Развивайте общую и мелкую моторику
ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте,
лепите из пластилина, собирайте бусы.
Работайте над развитием познавательных
способностей ребенка: разучивайте стихи,
придумывайте рассказы.
Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую,
стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей
деятельности и умению действовать по инструкции.
Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому,
что многое не будет получаться сразу.
Самое главное, что Вы должны оставаться для Вашего ребёнка любящим и
понимающим родителем и
не берите на себя роль учителя.
Успехов!