Автор: Боева Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3 имени К.А.Москаленко"
Населённый пункт: г. Липецка
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций"
Раздел: начальное образование
Боева Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №3 имени К.А.Москаленко» г. Липецка
Проектная деятельность школьников как один из методов формирования
ключевых компетенций
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны
учеников,
расширяет
сферу
субъективности
в
процессе
самоопределения,
творчества и конкретного участия »
В. Гузеев
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного
образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного
развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей
творчеству,
воспитывать
в
каждом
ребенке
самостоятельную
личность,
владеющую
инструментарием
саморазвития
и
самосовершенствования,
умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять
поиск
нужной
информации,
критически
мыслить,
вступать
в
дискуссию,
коммуникацию.
В настоящее время широко внедряется в учебно-воспитательный процесс
технологии проектной деятельности учащихся.
Для
более
эффективного
результата
своей
работы
я
использую
индивидуальные
проекты, где учащиеся делают первые шаги в познании
нового,
приобретают
навыки
творческой
деятельности
и
приобщаются
к
нравственному образу жизни.
Проектная
деятельность
–
деятельность
творческая,
способствующая
развитию творческих черт личности. Если с раннего возраста детей включать в
творческую деятельность, то у них развиваются гибкость мышления, память,
способность
к
оценке,
видение
проблемы,
способность
предвидения
хода
деятельности, способность к глубокому пониманию причинно- следственных
связей и другие качества, характерные для творческой личности.
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное
исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких
учебных
предметов
с
целью
приобретения
навыков
в
самостоятельном
освоении
содержания
и
методов
избранных
областей
знаний
или
видов
деятельности,
или
самостоятельном
применении
приобретенных
знаний
и
способов
действий
при
решении
практических
задач,
а
также
развития
способности
проектирования
и
осуществления
целесообразной
и
результативной деятельности: познавательной, конструкторской, социальной,
художественно-творческой, иной.
Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля
учащихся,
которому
придаётся
огромное
значение
в
рамках
учебного
процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является
1
показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
знания
проявляются
в
нестандартной,
новой
ситуации
с
использованием
умений
детей
из
разных
образовательных
областей;
выявляется
уровень
личностного
отношения
учащихся
к
учебному
труду,
проявляется
умение
работать
в
коллективе
и
способность
брать
на
себя
ответственность
за
качество
выполненной
работы;
детьми
проявляется
учебная
инициатива
и
самостоятельность,
происходит
их
становление
как
личностей,
способных
активно действовать в современной жизни.
Проектная
деятельность,
не
вызывает
напряжения
и
спада
мыслительных
процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими
технологиями.
Однако
начинать вовлекать школьников в проектную деятельность нужно
обязательно в младшем школьном возрасте. Дело в том, что именно в этом
возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и
отношений.
Плюсы индивидуальной проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности
Индивидуальный
творческий
проект
с
моей
точки
зрения –
это
дидактическое
средство,
позволяющее
обучать
проектированию,
т.е.
целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы
путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в
определенной ситуации.
Элементы
проектной
деятельности
помогают
развивать
у
детей:
сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, умение осуществлять
сопоставительный анализ, формирование понятий : род – вид, вид – род,
часть – целое, последовательность, причина – следствие и установление
характера их взаимосвязи, образное мышление, гибкость мышления, речь,
умение давать определение понятиям, умение осуществлять классификацию
и
находить
соотношение
целого
предмета
и
его
части,
способность
устанавливать
логическую
последовательность
между
предметами
и
явлениями
в о
времени
и
пространстве,
прослеживать
причинно-
следственные связи между предметами и явлениями. Отвечая на вопросы,
учась ставить вопросы, устанавливая простейшие связи между словами,
находить
главные
и
второстепенные
члены
предложения,
строить
предложения со словами, отвечающими на те или иные вопросы, ученики 1
класса приобретают важнейшие знания и умения, которые им нужны
будут в дальнейшем. При организации проектной деятельности в начальной
школе
необходимо
учитывать
возрастные
и
психолого-физиологические
особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных
предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач.
2
Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-
значимая
проблема,
знакомая
младшим
школьникам
и
значимая
для
них.
Понятно,
что
круг
социально
значимых
проблем,
с
которыми
могли
встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких
проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения
школьников
в
самостоятельную
работу,
должна
быть
в
области
познавательных
интересов
учащихся
и
находиться
в
зоне
их
ближайшего
развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком
(может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме
урочно - внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели
по
овладению
приёмами
проектирования
как
общеучебными
умениями.
Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся
для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной
мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы
сможете впоследствии применять такие умения?
Б о л ь ш о г о
в н и м а н и я
о т
у ч и т е л я
т р е б у е т
и
п р о ц е с с
осмысления, целенаправленного
приобретения
и
применения
школьниками
знаний,
необходимых
в
том
или
ином
проекте.
От
учителя
при
этом
потребуется
особый
такт,
деликатность,
чтобы
не
«навязать»
ученикам
информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы
знаете,
чтобы
выполнить
данный
проект?
Какую
информацию
вам
надо
получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет,
справочники, художественная литература, учебники)?»
Целесообразно
в
процессе
работы
над
проектом
проводить
с
младшими
школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом
контексте
представляют
интерес
опросы,
интервьюирование
учащимися
отдельных
лиц,
для
которых
предназначен
детский
проект.
Например,
ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов,
как
«Сувенир
в
подарок»,
«Концерт
в
подарок»,
«Путешествие
в
семьи
народов нашей страны».
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной
деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем
нужно
помочь
учащимся
оценить
процесс
проектирования
с
помощью
вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации.
Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда
учащиеся
докладывают
о
проделанной
ими
работе.
Как
правило,
защита
проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали.
Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое
выступление с рассказом о своем проекте.
3
После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи
потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский
сад.
Важно,
чтобы
дети
ощутили
потребность
в
тех
изделиях,
которые
они
изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили
радость людям.
Весьма
важный
вопрос
–
оценка
выполненных
проектов,
которая
должна
носить
стимулирующий
характер.
Школьников,
добившихся
особых
результатов
в
выполнении
проекта,
можно
отметить
дипломами
или
памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен
каждый
ученик,
участвовавший
в
выполнении
проектов.
Не
следует
превращать
презентацию
в
соревнование
проектов
с
присуждением
мест.
Лучше
выделить
несколько
номинаций
и
постараться
так,
чтобы
каждый
проект
«победил»
в
«какой-либо»
номинации.
Например,
могут
быть
следующие
номинации:
«Познавательный
проект»,
«Нужный
проект»,
«Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо
личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное
завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на
экскурсию и т.п.
Но главной проблемой у детей начальных классов при написании проектов
является отсутствие умения поисковой деятельности.
Но мы должны помнить о том, что то, что сегодня ребенок может сделать
с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно.
Список литературы:
Безрукова
В.С.
Педагогика.
Проективная
педагогика.
–
Екатеринбург:
Деловая книга, 1996.-344 с.
Беспалько
В.П.
Педагогика
и
прогрессивные
технологии
обучения
.-М.:Педагогика, 1989.-192 с.
Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: учебное пособие
.-М.:Синтег-ГЕО,1997.-188с.
Вы любите проекты?/ А. Данюкова//Обруч.2001.№4.-С.16-17.
Монахов В.Т. Технологические основы проектирования и конструирования
учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.
Новиков
А.М.,
Новиков
Д.А.
Образовательный
процесс
(методология
образовательной деятельности). – М.: Эгвес, 2004.- 120 с. АРКТИ,2003.-112
О р л о в а И . Е . Формирование навыков исследовательской работы//
«Начальная школа», 2003, №10.
Поливанова К . Н . Проектная деятельность школьников. –
М.:
Просвещение. – 2008.
Проект как мотивация к познанию/Л. Сазонова// Начальная школа. – 2012.-
№3.-С.20-24.
4