Напоминание

"Проектная деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций"


Автор: Боева Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3 имени К.А.Москаленко"
Населённый пункт: г. Липецка
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций"
Раздел: начальное образование





Назад




Боева Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №3 имени К.А.Москаленко» г. Липецка

Проектная деятельность школьников как один из методов формирования

ключевых компетенций

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны

учеников,

расширяет

сферу

субъективности

в

процессе

самоопределения,

творчества и конкретного участия »

В. Гузеев

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного

образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного

развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей

творчеству,

воспитывать

в

каждом

ребенке

самостоятельную

личность,

владеющую

инструментарием

саморазвития

и

самосовершенствования,

умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять

поиск

нужной

информации,

критически

мыслить,

вступать

в

дискуссию,

коммуникацию.

В настоящее время широко внедряется в учебно-воспитательный процесс

технологии проектной деятельности учащихся.

Для

более

эффективного

результата

своей

работы

я

использую

индивидуальные

проекты, где учащиеся делают первые шаги в познании

нового,

приобретают

навыки

творческой

деятельности

и

приобщаются

к

нравственному образу жизни.

Проектная

деятельность

деятельность

творческая,

способствующая

развитию творческих черт личности. Если с раннего возраста детей включать в

творческую деятельность, то у них развиваются гибкость мышления, память,

способность

к

оценке,

видение

проблемы,

способность

предвидения

хода

деятельности, способность к глубокому пониманию причинно- следственных

связей и другие качества, характерные для творческой личности.

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное

исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких

учебных

предметов

с

целью

приобретения

навыков

в

самостоятельном

освоении

содержания

и

методов

избранных

областей

знаний

или

видов

деятельности,

или

самостоятельном

применении

приобретенных

знаний

и

способов

действий

при

решении

практических

задач,

а

также

развития

способности

проектирования

и

осуществления

целесообразной

и

результативной деятельности: познавательной, конструкторской, социальной,

художественно-творческой, иной.

Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля

учащихся,

которому

придаётся

огромное

значение

в

рамках

учебного

процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является

1

показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

знания

проявляются

в

нестандартной,

новой

ситуации

с

использованием

умений

детей

из

разных

образовательных

областей;

выявляется

уровень

личностного

отношения

учащихся

к

учебному

труду,

проявляется

умение

работать

в

коллективе

и

способность

брать

на

себя

ответственность

за

качество

выполненной

работы;

детьми

проявляется

учебная

инициатива

и

самостоятельность,

происходит

их

становление

как

личностей,

способных

активно действовать в современной жизни.

Проектная

деятельность,

не

вызывает

напряжения

и

спада

мыслительных

процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими

технологиями.

Однако

начинать вовлекать школьников в проектную деятельность нужно

обязательно в младшем школьном возрасте. Дело в том, что именно в этом

возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и

отношений.

Плюсы индивидуальной проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности

Индивидуальный

творческий

проект

с

моей

точки

зрения –

это

дидактическое

средство,

позволяющее

обучать

проектированию,

т.е.

целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы

путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в

определенной ситуации.

Элементы

проектной

деятельности

помогают

развивать

у

детей:

сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, умение осуществлять

сопоставительный анализ, формирование понятий : род – вид, вид – род,

часть – целое, последовательность, причина – следствие и установление

характера их взаимосвязи, образное мышление, гибкость мышления, речь,

умение давать определение понятиям, умение осуществлять классификацию

и

находить

соотношение

целого

предмета

и

его

части,

способность

устанавливать

логическую

последовательность

между

предметами

и

явлениями

в о

времени

и

пространстве,

прослеживать

причинно-

следственные связи между предметами и явлениями. Отвечая на вопросы,

учась ставить вопросы, устанавливая простейшие связи между словами,

находить

главные

и

второстепенные

члены

предложения,

строить

предложения со словами, отвечающими на те или иные вопросы, ученики 1

класса приобретают важнейшие знания и умения, которые им нужны

будут в дальнейшем. При организации проектной деятельности в начальной

школе

необходимо

учитывать

возрастные

и

психолого-физиологические

особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных

предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач.

2

Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-

значимая

проблема,

знакомая

младшим

школьникам

и

значимая

для

них.

Понятно,

что

круг

социально

значимых

проблем,

с

которыми

могли

встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких

проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения

школьников

в

самостоятельную

работу,

должна

быть

в

области

познавательных

интересов

учащихся

и

находиться

в

зоне

их

ближайшего

развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком

(может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме

урочно - внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели

по

овладению

приёмами

проектирования

как

общеучебными

умениями.

Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся

для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной

мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы

сможете впоследствии применять такие умения?

Б о л ь ш о г о

в н и м а н и я

о т

у ч и т е л я

т р е б у е т

и

п р о ц е с с

осмысления, целенаправленного

приобретения

и

применения

школьниками

знаний,

необходимых

в

том

или

ином

проекте.

От

учителя

при

этом

потребуется

особый

такт,

деликатность,

чтобы

не

«навязать»

ученикам

информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы

знаете,

чтобы

выполнить

данный

проект?

Какую

информацию

вам

надо

получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет,

справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно

в

процессе

работы

над

проектом

проводить

с

младшими

школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом

контексте

представляют

интерес

опросы,

интервьюирование

учащимися

отдельных

лиц,

для

которых

предназначен

детский

проект.

Например,

ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов,

как

«Сувенир

в

подарок»,

«Концерт

в

подарок»,

«Путешествие

в

семьи

народов нашей страны».

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной

деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем

нужно

помочь

учащимся

оценить

процесс

проектирования

с

помощью

вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации.

Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда

учащиеся

докладывают

о

проделанной

ими

работе.

Как

правило,

защита

проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали.

Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое

выступление с рассказом о своем проекте.

3

После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи

потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский

сад.

Важно,

чтобы

дети

ощутили

потребность

в

тех

изделиях,

которые

они

изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили

радость людям.

Весьма

важный

вопрос

оценка

выполненных

проектов,

которая

должна

носить

стимулирующий

характер.

Школьников,

добившихся

особых

результатов

в

выполнении

проекта,

можно

отметить

дипломами

или

памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен

каждый

ученик,

участвовавший

в

выполнении

проектов.

Не

следует

превращать

презентацию

в

соревнование

проектов

с

присуждением

мест.

Лучше

выделить

несколько

номинаций

и

постараться

так,

чтобы

каждый

проект

«победил»

в

«какой-либо»

номинации.

Например,

могут

быть

следующие

номинации:

«Познавательный

проект»,

«Нужный

проект»,

«Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо

личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное

завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на

экскурсию и т.п.

Но главной проблемой у детей начальных классов при написании проектов

является отсутствие умения поисковой деятельности.

Но мы должны помнить о том, что то, что сегодня ребенок может сделать

с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно.

Список литературы:

Безрукова

В.С.

Педагогика.

Проективная

педагогика.

Екатеринбург:

Деловая книга, 1996.-344 с.

Беспалько

В.П.

Педагогика

и

прогрессивные

технологии

обучения

.-М.:Педагогика, 1989.-192 с.

Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: учебное пособие

.-М.:Синтег-ГЕО,1997.-188с.

Вы любите проекты?/ А. Данюкова//Обруч.2001.№4.-С.16-17.

Монахов В.Т. Технологические основы проектирования и конструирования

учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.

Новиков

А.М.,

Новиков

Д.А.

Образовательный

процесс

(методология

образовательной деятельности). – М.: Эгвес, 2004.- 120 с. АРКТИ,2003.-112

О р л о в а И . Е . Формирование навыков исследовательской работы//

«Начальная школа», 2003, №10.

Поливанова К . Н . Проектная деятельность школьников. –

М.:

Просвещение. – 2008.

Проект как мотивация к познанию/Л. Сазонова// Начальная школа. – 2012.-

№3.-С.20-24.

4



В раздел образования