Напоминание

Сотрудничество семьи и школы


Автор: Черемина Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа №161"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: «Сотрудничество семьи и школы - залог успешного всестороннего развития ребёнка», или точнее «Индивидуальный образовательный маршрут»
Тема: Сотрудничество семьи и школы
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Сотрудничество семьи и школы - залог успешного

всестороннего развития ребёнка»,

или точнее

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную

деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и

самореализации.

«Никто не знает, каковы его силы,

пока их не использует»

И.Гёте

Я, Черемина Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов в

обычной общеобразовательной школе г. Нижнего Новгорода.

Стаж педагогической работы 30лет, имею высшую квалификационную

категорию.

Работаю в школе с 1990 года. Очень люблю свою профессию.

Набирая класс, начинаю с того, что стараюсь полюбить этих детей.

В наборе всегда есть и сильные ребята и слабые, но они все

замечательные по- своему. Нам нужно вместе еще многому учиться и многое

открыть. Я считаю, очень ценным, если предложения о работе идут от детей,

значит им интересно и урок принесёт удовольствие.

Наша жизнь-путешествие, идея-путеводитель.

Нет путеводителя, и все остановилось.

Цель утрачена, и сил как не бывало.

В.Гюго

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что

традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся

способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им

учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.

Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но,

сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить

эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая

показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также

применять

их

для

получения

новых

знаний,

объясняющих

явления

окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить

людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития

новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для

человека одним из самых важных умений будет умение найти её,

переработать

и

использовать

в

определенных

целях.

Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в

начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность

ученика, его мировоззрение, желание учиться.

За это время познакомилась со многими и разными детьми. Стараюсь

каждого вовлечь в работу, кого-то через игры, кого-то через интересный

материал, кого-то через проектную деятельность, эта технология мне очень

нравиться.

Всегда поддерживаю участие в различных конкурсах, будь это

школьный конкурс рисунков или фотографий, или районные предметные

олимпиады и НОУ. Всегда тесно работаю с родителями, они главные

«двигатели» и помощники.

В 2019 году взяла очередной первый класс. Тридцать один ученик.

По мнению А.Дистерверга «Воспитывать – значит побуждать».

И вот с 1 сентября началась работа над побуждением к деятельности,

развитием интереса к учебе, над формированием детского коллектива и

развитием самостоятельности.

Этот класс оказался «тяжелый» на подъем, как в обучении, так и

внеклассной работе. Принимали участие в жизни класса и конкурсах

единицы и очень редко. Мало, что могло заинтересовать деток и вовлечь в

работу и сотрудничество.

Но в этом наборе есть одна, самая обычная девочка. Я расскажу о

работе с ней, вернее о формировании любознательности и активности у всех

детей класса, через работу с ней и ее родителями. Зовут девочку Арина.

На уроках она четко выполняет задания учителя, поднимает руку и

отвечает, но так же любит поговорить с соседом и пошалить на перемене.

У девочки была родовая травма, родители

много сил и времени

потратила, чтобы поставить девочку на ноги, и очень заинтересованы в ее

развитии.

Мама сказала, что

дома Арина всегда анализирует допущенные

ошибки именно словами, которые в классе сказал учитель.

Девочка хочет учиться, работать над своими ошибками, учиться делать

выводы. С первого дня Арина и родители откликаются на все мои

предложения участия в конкурсах

Знакомимся ближе.

Арина увлекается ментальной математикой, любит решать задачи,

готова к сотрудничеству и экспериментам.

(Признаюсь, что я впервые услышала про ментальную математику и

Арина вместе со своей мамой познакомили меня с абакусом и даже начали

меня обучать на нем считать, и это оказалось очень интересно.)

Но вернемся к теме. Начинаю работу с одного ученика, что бы

подтянуть и зажечь остальных.

Работа с любопытными, творческими и одаренными детьми диктует

определенные требования к личности педагога:

-желание работать не стандартно

- постоянный рост мастерства

- педагогическая гибкость

-тесное сотрудничество с учеником, его родителями, другими учителями.

Одной из задач для нас является создание благоприятных условий для

разностороннего

развития

личности

учащегося,

в

том

числе

путем

удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении

дополнительного образования.

Изучаем ученика (его способности, интересы и т.д.).

Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний,

оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление

динамики, тенденций, прогнозировании е дальнейшего развития.

Способов диагностирования у нас, у каждого учителя, наработано

много:

наблюдение

за

повседневной

работой

учащихся,

проверка

выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего

задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие

работы, тестирование.

Выбор индивидуального образовательного маршрута.

Под

выбором

индивидуального

образовательного

маршрута

мы

понимаем создание специальных педагогических условий для возможности

выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать

различные образовательные интересы учащихся при обучении.

Развитие

школьника

может

осуществляться

по

нескольким

образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или

последовательно.

Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся

спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного

индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом

факторов:

особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его

родителей в достижении необходимого образовательного результата;

профессионализмом педагогического коллектива;

возможностями школы удовлетворить образовательные потребности

учащихся;

возможностями материально-технической базы школы.

Индивидуальный образовательный маршрут

— это индивидуальная

программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая

конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки.

Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного

потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану

(маршруту).

Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что

он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки,

активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и

формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие

ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой

технологии деятельности.

ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в

целях социальной самореализации личности .

Основные

условия

осуществления

образовательной

деятельности

с

помощью ИОМ в следующем:

открытость обязательных результатов обучения;

возможность выбора учащимся уровня сложности;

целесообразность сочетания различных форм организации учебной

деятельности;

организация дифференцированной помощи со стороны учителя;

обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной

деятельностью учащихся;

создание

психологического

комфорта

ученика,

учет

его

индивидуальных особенностей.

Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в

соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить

развитие сильного ученика и корректировать и подтянуть в обучение

среднего. Дает возможность заинтересовать основную массу класса.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает

следующие компоненты:

- Диагностика

-Проектирование

-Осмысление

-Реализация

-Оценка и корректировка

Достигается это путем:

-структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей,

образовательных

потребностей,

а,

следовательно,

и

индивидуального

образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

-сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и

реализации индивидуального образовательного маршрута);

-регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного

маршрута через использование адекватных форм деятельности);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Обучение

школьников

по

индивидуальным

траекториям

образовательного маршрута позволяет:

усилить

поисково-исследовательский,

проблемный

характер

предметного содержания обучения, связанный с апробированием,

моделированием, экспериментированием в рамках образовательных

областей;

создать условия для формирования Портфолио учащегося;

сосредоточить

контрольно-оценочную

деятельность

учащихся

на

анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной

работы;

перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на

помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на

фиксацию исключительно достижений учащихся;

Пробую

спланировать

этапы

индивидуального

образовательного

маршрута.

Диагностика

Задачи учителя:

-обеспечить

вариативность

урочной

и

внеурочной

деятельности обучающегося

-составить

индивидуальный

маршрут участия и развития

-развивать навыки проектной и

исследовательской деятельности

-совершенствовать

творческий

потенциал обучающегося

-поддерживать

и

развивать

интерес к учебе

Сентябрь-октябрь

1 класс

Проектирование

Виды

деятельности

обучающегося:

-участие

в

предметных

конкурсах,

олимпиадах,

викторинах любого уровня( в том

числе и онлайн)

-участие в творческих конкурсах,

фестивалях, проектах ( в том

По желанию круглый

год

По желанию круглый

год

числе и онлайн)

-объяснение

одноклассникам,

детям других классов, в том

числе и старше, на классных

часах и кружке

-научно

исследовательская

работа

Ноябрь-май 1 класс

Сентябрь-май

2-4

класс

Февраль , начинаем со

2 класса, а также

в 3 и 4

Осмысление

«Что я уже могу?»

В

процессе

всей

работы

Реализация

Успехи

ученика,

портфолио

личных достижений

1-4 класс

Оценка

и

корректировка

Рефлексия «Чему я могу еще

научиться

и

что

мне

нужно

доработать»

В

процессе

всей

работы

С

Ариной оказалось очень интересно работать. У нее всегда есть

желание, неиссякаемая энергия и, что не маловажно, поддержка и помощь

родителей.

В 1 классе начали с того, что на переменах Арина знакомила детей со

счетом на абакусе, собирали танграм, решали загадки и ребусы, играли в

настольные логические игры.

У современных детей проблема с устным счетом. Арина делилась

своим умением с учащимися 1б и 4б классов. Такие минутки счета стали

очень полезны и заинтересовали многих одноклассников и детей постарше.

На классных часах в 1б и 4б классах Арина знакомила и помогала

попробовать самим собирать фигуры из танграма с закрытыми глазами. Это

был восторг, и возникало желание так же уметь.

На неделе Иностранных языков среди учащихся 4-х классов Арина

первоклашка, была приглашена, чтобы поделиться своими знаниями языка.

В апреле месяце 2019 года планировался педсовет по теме « Работа с

одаренными детьми». Мы с Ариной готовились поделиться ее умениями с

учителями школы, но, к сожалению, из-за карантина педсовет не состоялся.

Весной

2019

года

проходила

Открытая

всероссийский

интеллектуальная олимпиада

«Наше наследие» «Великая отечественная

война». Глядя на Арину в этом конкурсе приняли участие пять человек из

класса и все получили хорошие результаты.

В акции "Окна Победы" принимает участие все больше и больше

наших учеников.

В онлайн-акции «Мы – наследники Победы» вместе с Ариной приняли

участие еще два одноклассника.

В онлайн –конкурсах на платформе «Учи.ру» все больше и больше

победителей и призеров.

Дети с удовольствием пополняют свои Портфолио.

Во втором классе Арина стала помогать учителю в организации работы

кружка. Она готовила материал, знакомила тетей с решением задач на

упорядочивание. Показала систему работы с подобными задачами и у детей

совершенно не возникает трудностей при решении логических задач

подобного типа.

Помимо учебных занятий, Арина продолжает принимать участие в

онлайн конкурсах, предметных онлайн-олимпиадах и творческих конкурсах.

Сейчас готовит работу на НОУ(научного общества учащихся) .В школе

и районе подобное мероприятие проводится для обучающихся 4- х классов,

но мы будем пробовать свои силы уже со второго.

Глядя на нее в классе многие дети стали активнее принимать участие в

жизни класса. Если в прошлом году, в 1 классе, в конкурсе по ПДД принял

участие всего один ученик, то в этом году, 2 класс, на конкурс семейных

работ по ПДД желающих уже шесть.

В классе много творческих и развитых деток, нужно только развить

желание работать. Общаясь с Ариной, у детей развивается интерес. На

уроках повысились темп работы и работоспособность.

В Приложении можно увидеть Аринины работы и достижения.

Я очень рада, что имею возможность работать с такими детьми и их

родителями, они не дают сидеть на месте, общение с ними требует движения

вперед и саморазвития.

Вот что говорит мама Арины, Лилия Олеговна.

«Арине очень нравится принимать участие в различных конкурсах и

олимпиадах, для нее всегда это новые впечатления, ценный опыт, ну а

победы - приятный бонус и мотивация к дальнейшему участию и

саморазвитию. Ей нравится познавать новое, разбираться самостоятельно в

новом материале и с гордостью показывать свои достижения одноклассникам

и всем родственникам. Конкурсы – это ее маленький сказочный мир, в

котором она реализует свои идеи и мысли. Олимпиады – очень сильный

стимул для роста. Своеобразная школа, которая позволяет определять Арине,

на сколько она продвинулась и где находится по сравнению с предыдущими

турами олимпиад, наблюдать за личностным ростом, анализировать и

пытаться выстраивать дальнейшую траекторию саморазвития. Кроме того,

участие в олимпиадах позволяет достигать определенного уровня знаний,

развивать мышление, что здорово облегчает изучение школьной программы.

Публичные выступления на различных школьных мероприятиях

формирует уверенность в себе, в своих силах, ответственность за начатое и

умение доводить дело до конца»

Мне, как учителю, нужно стараться не разочаровать и идти в ногу с

потребностями детей и их родителей. Работать и продолжать развиваться

вместе.

Р.S.

В планах Арины, до окончания обучения в начальной школе научить

меня считать на абакусе.



В раздел образования