Напоминание

Технологическая карта логопедического занятия на тему: "Суффиксальный способ образования слов"


Автор: Восковская Ольга Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ 2 им. М.С.Вишнякова
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта логопедического занятия на тему: "Суффиксальный способ образования слов"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 2-го класса с нарушением письма и чтения

Учитель-логопед: Восковская Ольга Михайловна

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная

школа с углублённым изучением отдельных предметов №2

Логопедическое заключение: нарушение письма и чтения, обусловленное фонематическим недоразвитием

Форма работы: групповое занятие

Количество обучающихся: 6 человек

Продолжительность занятия: 40 минут

Образовательные технологии:

- Игровые технологии (Т1)

- Коррекционно-развивающие технологии (Т2)

Этап:лексический

Задачи:

1. Образовательные:

- учить выделять морфологические части слова;

- развивать грамматический строй;

- обогащать и активизировать словарь.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать пространственную ориентировку;

- развивать внимание, мышление, память.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу словообразования;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать навык самостоятельной работы.

4. Здоровьесберегающие:

- проведение физминутки;

- смена видов деятельности.

Используемые методы и приёмы обучения и воспитания

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: (М1)

- словесные: беседа, рассказ;

- наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ;

- практические: упражнения, дидактические игры.

- методы самостоятельной работы и работы под руководством взрослого.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование, организация, поощрение. (М2)

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный контроль и

самоконтроль, взаимоконтроль. (М3)

Предварительная работа: логопедическое обследование письменной речи.

Ожидаемые результаты:

обучающиеся овладеют способами словообразования, что является условием уточнения и

обогащения словарного запаса.

Список литературы:

- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2015. – 128 с.

- Ястребова А.В. Коррекция общего недоразвития у учащихся общеобразовательных школ. – М.: Издательство Педагогика,

2014. – 96 с.

.

Тема

Состав слова. Суффиксальный способ образования слов.

Цель темы

Овладение обучающимися способами словообразования.

Задачи

Обучающие:

-

закреплять

у детей понятие о предлоге ;

-

формировать умение подбирать подходящие по смыслу предлоги;

-

упражнять учащихся в навыке фонетического письма;

Коррекционно-развивающие:

-

развивать умение грамотно, точно и четко выражать свои мысли;

-

уточнять и активизировать словарный запас;

-

корригировать и совершенствовать грамматический строй;

-

корригировать и развивать внимание, слуховую память, мышление.

Воспитательные:

- создание положительного интереса к изучаемой теме;

-

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

-

воспитывать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты

Коммуникативные УД

Личностные УД

Познавательные и регулятивные УД

- участвовать в учебном диалоге и

строить монологические

высказывания;

- осуществлять совместную

деятельность с учителем-

логопедом, с обучающимися;

- проявлять доброжелательное

отношение друг

к другу;

-проводить самооценку учебной

деятельности;

- использовать приобретённые знания при

выполнении учебного задания;

-

устанавливать отношения между значением и

формой слова;

-определять тему и цель учебной деятельности с

помощью учителя- логопеда;

Организация пространства

Ресурсы

Информационный материал

Демонстрационный материал:

презентация "Суффикс»; карточки- фразы «жил- был…», карточки со словами- названиями музыкальных инструментов, карточки

с шуточными словами, корень «рыб» (6 шт.)..

Раздаточный материал: схемы- домики; перфокарты « Заселяем лес»; тетради; мишени.

Этапы занятия

I этап. Мотивация и самоопределение к деятельности

Задачи

Методы и

формы работы

Деятельность учителя- логопеда

Деятельность обучающихся

Обеспечить

мотивацию

учащихся к

изучению

темы

Орг. момент .

.

Фронтальная

Взаимное приветствие учителя-логопеда и учащихся.

Проверка внешней готовности учеников к работе

Организация внимания( М2):

- По картинкам составьте план работы.

-Какие действия мы будем выполнять на занятии?

Обучающиеся называют

последовательность работы.

-Мы будем писать, читать ,говорить,

объяснять.

II этап. Коррекционный

Задачи:

развитие

общей

моторики,

межполушар

ного

взаимодейст

вия.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия :

1.«Горизонтальная восьмёрка»: вытягиваем руку, которой пишем и напишем ею в воздухе большие лежащие

восьмёрки. Потом другой рукой, теперь двумя руками. Важно: место пересечения восьмёрки должно находиться

перед тобой- -между глазами. Следить глазами за линией движения кончиков пальцев!

2.»Думающая шапочка»:массируем мочки ушей, затем- всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши

руками.

III этап. Актуализации знаний по теме

Задачи

Методы и

формы работы

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность обучающихся

Актуализиро

вать

имеющиеся

знания

обучающихся

Беседа

Наглядно-

демонстрационный

(слайды)

Фронтальная

- Демонстрация персонажа: Волшебник-суффикс

( Т1,М1).

-Кто это? (слайд1)

-Что будем делать с помощью суффикса?

Формулирование совместно с учениками темы

занятия: будем образовывать новые слова( М2)

-Послушайте сказочную историю:»В одном городе

жил был дом (слайд 2). Он захотел стать

высоким.Позвал Волшебника – ищ-. Какое слово

получится?

- А потом захотел дом стать маленьким.Как теперь

мы скажем о доме?

- Какой Волшебник в этом слове?

Запишем слова: дом, домище, домик.

-Какая у этих слов общая часть?

-Наденьте во всех словах на Крепыша ( корень) «

шапочку».

-В каких словах есть Волшебники?Как их зовут?

Составление подобных историй: « Жил- был

мост…» , « Жил- был куст…».

-Где стоит суффикс в слове?

- Для чего нужен суффикс?

Вывод (совместно с детьми) : суффикс служит для

-Волшебник- суффикс

Запись темы в тетрадь.

-Домище

-Домик

-ик-

Запись слов в тетрадь.

-Дом.

Выделяют корни.

- ищ-, - ик-

Запись слов в тетрадь: мост,

мостище, мостик; куст,

кустище,кустик.

-После корня.

образования новых слов.

IV этап. Практическая деятельность

Задачи

Методы и формы

работы

Деятельность учителя- логопеда

Деятельность обучающихся

П Учить

выделять

суффикс в

словах.

Воспитывать

интерес к

процессу

словообразов

ания.

Беседа ,

наглядно-

демонстра-

ционный,

практический.

И Индивидуальная,

фронтальная.

упражнять уч 1. Игра « Найди лишнее слово»: найдите слово без

суффикса( Т1,М1,М3):а) столовый,стол, столик; б)

нос, носовой, носик; в) дворик, дворовый, двор.-

Назовите Волшебников в словах.

2. Игра «Назови имя Волшебника».

–Слушайте загадку, пишите отгадку,называйте

суффикс: а) Рос шар бел, дунул ветер- шар улетел

( одуванчик); б) На соломинке дом, сто ребяток в

нём ( колосок) ; в) Под сосною у дорожки кто стоит

среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, шляпка

есть- нет головы ( грибок); г) Я- длинный и зелёный,

вкусный и солёный, вкусный и сырой. Кто же я

такой?( огурчик) ; д) Меня найдёшь на дереве, на

клумбе и на грядке, в журнале и в альбоме, и в

книге, и в тетрадке( листок).-Прочитайте слова с

Волшебником – чик, с Волшебником –ок.

Физ.минутка.

Упражнения на развитие межполушарного

взаимодействия:

1) упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой

возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо

и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение

рук «с точностью до наоборот».)

2)упражнение «Кулак – ребро – ладонь» (Три

Дети устно дают ответы: стол, нос,

двор.

-ов- , -ик-

Слушают

загадки,записывают

отгадки.

-Одуванчик, огурчик;

колосок,грибок, листок

Выполняют упражнения

положения руки на плоскости стола,

последовательно сменяют друг друга. Ладонь на

плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на

плоскости стола, распрямленная ладонь на

плоскости стола. Выполняется сначала правой

рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.

Количество повторений по 8-10раз).

3) упражнение «Змейка»( Скрестите руки ладонями

друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните

руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет

ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не

допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя.

Последовательно в упражнении должны участвовать

все пальцы обеих рук (М1).

3.Игра- упражнение «Помоги Волшебнику найти

свои слова»

-Однажды Волшебник –еньк- решил погулять.

Гулял-гулял и заблудился. Назовите, в каких словах

живёт Волшебник- суффикс –еньк-(М2).

4. Игра «Заселяем дома».

На слайде 3- слова: школьница, школьник,

лыжник, лыжница, охотница, охотник

(Т1).Расселяем слова в домики (в

домик.расположенный слева- слова с суффиксом –

ник; в домик справа- с суффиксом –ниц- ).

-Прочитайте слова из домика слева, справа.

5. Игра «Прочитай « зашифрованное» слово .

На слайде 4- ребусы:барабанщик, зубок, шкафчик,

лесочек, шарик (М1).

-Где стоит суффикс в слове?

6. Игра «Создаём оркестр».

-Есть много музыкальных инструментов( слайд 5).

Назовите их.

-Музыкантов называют по- разному, в зависимости

от того, на каком инструменте они играют. Давайте

создадим свой оркестр.В этом нам помогут

-Беленький,жёлтенький, синенький

и т.д.

В схематические изображения

домиков записывают слова

Читают слова.

-После корня.

-Пианино, скрипка, труба, гитара,

саксофон, кларнет.

Волшебники –ач, -ист. –щик(слайд)

-Назовите музыкантов(Т 2).

Волшебник –щик остался без работы. В названии

какого музыканта может быть суффикс –щик?

-Какую роль играет суффикс?

7. Игра- упражнение «Волшебники шутят»

-Волшебники решили пошутить и поменялись

местами в словах: цвет ец, корм инка, мороз ок, снеж

ушка, крас кий, глад ный.

-Составьте слово, назовите суффикс (М3).

-После какой части слова стоит суффикс?

8. Игра «Из слов сбежали Волшебники»

На доске в разных местах написан один и тот же

корень рыб-( по количеству детей в группе).

-Из слов сбежали Волшебники. Надо вернуть их в

слова (Т2, М1).

-Что помогло составить новые слова?

9. Упражнение «Заселяем лес».

-Прочитаем текст: Жил в лесу лось. Вместе с ним

жила … . У них был маленький … . Рядом жила ещё

одна л… семья.

-Прочитаем новый текст. Как зовут Волшебников в

новых словах? (Т2)

-Пианист, скрипач, трубач,

гитарист, саксофонист, кларнетист.

-Барабанщик.

Записывают названия музыкантов,

выделяют суффиксы.

-Суффикс образует новые слова.

-Цветок, кормушка, морозец,

снежинка, красный, гладкий( -ок, -

ушк-, -ец, -инк-, -н-, -к-).

-После корня.

Дети дописывают слова, объясняют

их смысл: рыб-к-а, рыб-ак, рыб-н-

ый, рыб-ёшк-а, рыб-оньк-а, рыб-ач-

ий.

-Суффиксы.

Работают с перфокартами:

вписывают пропущенные слова:

лосиха, лосёнок, лосиная.

-их-, -ёнок, -ин-.

V этап. Итоговая и рефлексивная деятельность

Задачи

Методы и формы

работы

Деятельность учителя- логопеда

Деятельность обучающихся

Научить:

- соотносить

результаты с

поставленной

целью;

- оценивать

результаты

деятельности;

подвести итоги

занятия.

Беседа

Фронтальная

Индивидуальная

Самоанализ

ученика.

Самооценка

ученика.

Оценка работы

учеников

педагогом.

- С какой частью слова мы работали?

- Где в слове стоит суффикс?

- Что образуется с помощью суффикса?

- На мишенях поставьте цифру от 2 до5:

- активно участвовал;

- было интересно;

- узнал новое;

-было понятно.

-Спасибо за занятие! Молодцы! (М2), (слайд 6)

Ответы на вопросы

Оценивание своей работы.



В раздел образования