Автор: Восковская Ольга Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ 2 им. М.С.Вишнякова
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта логопедического занятия на тему: "Суффиксальный способ образования слов"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 2-го класса с нарушением письма и чтения
Учитель-логопед: Восковская Ольга Михайловна
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная
школа с углублённым изучением отдельных предметов №2
Логопедическое заключение: нарушение письма и чтения, обусловленное фонематическим недоразвитием
Форма работы: групповое занятие
Количество обучающихся: 6 человек
Продолжительность занятия: 40 минут
Образовательные технологии:
- Игровые технологии (Т1)
- Коррекционно-развивающие технологии (Т2)
Этап:лексический
Задачи:
1. Образовательные:
- учить выделять морфологические части слова;
- развивать грамматический строй;
- обогащать и активизировать словарь.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать пространственную ориентировку;
- развивать внимание, мышление, память.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу словообразования;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать навык самостоятельной работы.
4. Здоровьесберегающие:
- проведение физминутки;
- смена видов деятельности.
Используемые методы и приёмы обучения и воспитания
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: (М1)
- словесные: беседа, рассказ;
- наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ;
- практические: упражнения, дидактические игры.
- методы самостоятельной работы и работы под руководством взрослого.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование, организация, поощрение. (М2)
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный контроль и
самоконтроль, взаимоконтроль. (М3)
Предварительная работа: логопедическое обследование письменной речи.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся овладеют способами словообразования, что является условием уточнения и
обогащения словарного запаса.
Список литературы:
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2015. – 128 с.
- Ястребова А.В. Коррекция общего недоразвития у учащихся общеобразовательных школ. – М.: Издательство Педагогика,
2014. – 96 с.
.
Тема
Состав слова. Суффиксальный способ образования слов.
Цель темы
Овладение обучающимися способами словообразования.
Задачи
Обучающие:
-
закреплять
у детей понятие о предлоге ;
-
формировать умение подбирать подходящие по смыслу предлоги;
-
упражнять учащихся в навыке фонетического письма;
Коррекционно-развивающие:
-
развивать умение грамотно, точно и четко выражать свои мысли;
-
уточнять и активизировать словарный запас;
-
корригировать и совершенствовать грамматический строй;
-
корригировать и развивать внимание, слуховую память, мышление.
Воспитательные:
- создание положительного интереса к изучаемой теме;
-
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
-
воспитывать навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты
Коммуникативные УД
Личностные УД
Познавательные и регулятивные УД
- участвовать в учебном диалоге и
строить монологические
высказывания;
- осуществлять совместную
деятельность с учителем-
логопедом, с обучающимися;
- проявлять доброжелательное
отношение друг
к другу;
-проводить самооценку учебной
деятельности;
- использовать приобретённые знания при
выполнении учебного задания;
-
устанавливать отношения между значением и
формой слова;
-определять тему и цель учебной деятельности с
помощью учителя- логопеда;
Организация пространства
Ресурсы
Информационный материал
Демонстрационный материал:
презентация "Суффикс»; карточки- фразы «жил- был…», карточки со словами- названиями музыкальных инструментов, карточки
с шуточными словами, корень «рыб» (6 шт.)..
Раздаточный материал: схемы- домики; перфокарты « Заселяем лес»; тетради; мишени.
Этапы занятия
I этап. Мотивация и самоопределение к деятельности
Задачи
Методы и
формы работы
Деятельность учителя- логопеда
Деятельность обучающихся
Обеспечить
мотивацию
учащихся к
изучению
темы
Орг. момент .
.
Фронтальная
Взаимное приветствие учителя-логопеда и учащихся.
Проверка внешней готовности учеников к работе
Организация внимания( М2):
- По картинкам составьте план работы.
-Какие действия мы будем выполнять на занятии?
Обучающиеся называют
последовательность работы.
-Мы будем писать, читать ,говорить,
объяснять.
II этап. Коррекционный
Задачи:
развитие
общей
моторики,
межполушар
ного
взаимодейст
вия.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия :
1.«Горизонтальная восьмёрка»: вытягиваем руку, которой пишем и напишем ею в воздухе большие лежащие
восьмёрки. Потом другой рукой, теперь двумя руками. Важно: место пересечения восьмёрки должно находиться
перед тобой- -между глазами. Следить глазами за линией движения кончиков пальцев!
2.»Думающая шапочка»:массируем мочки ушей, затем- всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши
руками.
III этап. Актуализации знаний по теме
Задачи
Методы и
формы работы
Деятельность учителя - логопеда
Деятельность обучающихся
Актуализиро
вать
имеющиеся
знания
обучающихся
Беседа
Наглядно-
демонстрационный
(слайды)
Фронтальная
- Демонстрация персонажа: Волшебник-суффикс
( Т1,М1).
-Кто это? (слайд1)
-Что будем делать с помощью суффикса?
Формулирование совместно с учениками темы
занятия: будем образовывать новые слова( М2)
-Послушайте сказочную историю:»В одном городе
жил был дом (слайд 2). Он захотел стать
высоким.Позвал Волшебника – ищ-. Какое слово
получится?
- А потом захотел дом стать маленьким.Как теперь
мы скажем о доме?
- Какой Волшебник в этом слове?
Запишем слова: дом, домище, домик.
-Какая у этих слов общая часть?
-Наденьте во всех словах на Крепыша ( корень) «
шапочку».
-В каких словах есть Волшебники?Как их зовут?
Составление подобных историй: « Жил- был
мост…» , « Жил- был куст…».
-Где стоит суффикс в слове?
- Для чего нужен суффикс?
Вывод (совместно с детьми) : суффикс служит для
-Волшебник- суффикс
Запись темы в тетрадь.
-Домище
-Домик
-ик-
Запись слов в тетрадь.
-Дом.
Выделяют корни.
- ищ-, - ик-
Запись слов в тетрадь: мост,
мостище, мостик; куст,
кустище,кустик.
-После корня.
образования новых слов.
IV этап. Практическая деятельность
Задачи
Методы и формы
работы
Деятельность учителя- логопеда
Деятельность обучающихся
П Учить
выделять
суффикс в
словах.
Воспитывать
интерес к
процессу
словообразов
ания.
Беседа ,
наглядно-
демонстра-
ционный,
практический.
И Индивидуальная,
фронтальная.
упражнять уч 1. Игра « Найди лишнее слово»: найдите слово без
суффикса( Т1,М1,М3):а) столовый,стол, столик; б)
нос, носовой, носик; в) дворик, дворовый, двор.-
Назовите Волшебников в словах.
2. Игра «Назови имя Волшебника».
–Слушайте загадку, пишите отгадку,называйте
суффикс: а) Рос шар бел, дунул ветер- шар улетел
( одуванчик); б) На соломинке дом, сто ребяток в
нём ( колосок) ; в) Под сосною у дорожки кто стоит
среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, шляпка
есть- нет головы ( грибок); г) Я- длинный и зелёный,
вкусный и солёный, вкусный и сырой. Кто же я
такой?( огурчик) ; д) Меня найдёшь на дереве, на
клумбе и на грядке, в журнале и в альбоме, и в
книге, и в тетрадке( листок).-Прочитайте слова с
Волшебником – чик, с Волшебником –ок.
Физ.минутка.
Упражнения на развитие межполушарного
взаимодействия:
1) упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой
возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо
и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение
рук «с точностью до наоборот».)
2)упражнение «Кулак – ребро – ладонь» (Три
Дети устно дают ответы: стол, нос,
двор.
-ов- , -ик-
Слушают
загадки,записывают
отгадки.
-Одуванчик, огурчик;
колосок,грибок, листок
Выполняют упражнения
положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на
плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на
плоскости стола, распрямленная ладонь на
плоскости стола. Выполняется сначала правой
рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.
Количество повторений по 8-10раз).
3) упражнение «Змейка»( Скрестите руки ладонями
друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните
руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет
ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не
допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя.
Последовательно в упражнении должны участвовать
все пальцы обеих рук (М1).
3.Игра- упражнение «Помоги Волшебнику найти
свои слова»
-Однажды Волшебник –еньк- решил погулять.
Гулял-гулял и заблудился. Назовите, в каких словах
живёт Волшебник- суффикс –еньк-(М2).
4. Игра «Заселяем дома».
На слайде 3- слова: школьница, школьник,
лыжник, лыжница, охотница, охотник
(Т1).Расселяем слова в домики (в
домик.расположенный слева- слова с суффиксом –
ник; в домик справа- с суффиксом –ниц- ).
-Прочитайте слова из домика слева, справа.
5. Игра «Прочитай « зашифрованное» слово .
На слайде 4- ребусы:барабанщик, зубок, шкафчик,
лесочек, шарик (М1).
-Где стоит суффикс в слове?
6. Игра «Создаём оркестр».
-Есть много музыкальных инструментов( слайд 5).
Назовите их.
-Музыкантов называют по- разному, в зависимости
от того, на каком инструменте они играют. Давайте
создадим свой оркестр.В этом нам помогут
-Беленький,жёлтенький, синенький
и т.д.
В схематические изображения
домиков записывают слова
Читают слова.
-После корня.
-Пианино, скрипка, труба, гитара,
саксофон, кларнет.
Волшебники –ач, -ист. –щик(слайд)
-Назовите музыкантов(Т 2).
Волшебник –щик остался без работы. В названии
какого музыканта может быть суффикс –щик?
-Какую роль играет суффикс?
7. Игра- упражнение «Волшебники шутят»
-Волшебники решили пошутить и поменялись
местами в словах: цвет ец, корм инка, мороз ок, снеж
ушка, крас кий, глад ный.
-Составьте слово, назовите суффикс (М3).
-После какой части слова стоит суффикс?
8. Игра «Из слов сбежали Волшебники»
На доске в разных местах написан один и тот же
корень рыб-( по количеству детей в группе).
-Из слов сбежали Волшебники. Надо вернуть их в
слова (Т2, М1).
-Что помогло составить новые слова?
9. Упражнение «Заселяем лес».
-Прочитаем текст: Жил в лесу лось. Вместе с ним
жила … . У них был маленький … . Рядом жила ещё
одна л… семья.
-Прочитаем новый текст. Как зовут Волшебников в
новых словах? (Т2)
-Пианист, скрипач, трубач,
гитарист, саксофонист, кларнетист.
-Барабанщик.
Записывают названия музыкантов,
выделяют суффиксы.
-Суффикс образует новые слова.
-Цветок, кормушка, морозец,
снежинка, красный, гладкий( -ок, -
ушк-, -ец, -инк-, -н-, -к-).
-После корня.
Дети дописывают слова, объясняют
их смысл: рыб-к-а, рыб-ак, рыб-н-
ый, рыб-ёшк-а, рыб-оньк-а, рыб-ач-
ий.
-Суффиксы.
Работают с перфокартами:
вписывают пропущенные слова:
лосиха, лосёнок, лосиная.
-их-, -ёнок, -ин-.
V этап. Итоговая и рефлексивная деятельность
Задачи
Методы и формы
работы
Деятельность учителя- логопеда
Деятельность обучающихся
Научить:
- соотносить
результаты с
поставленной
целью;
- оценивать
результаты
деятельности;
подвести итоги
занятия.
Беседа
Фронтальная
Индивидуальная
Самоанализ
ученика.
Самооценка
ученика.
Оценка работы
учеников
педагогом.
- С какой частью слова мы работали?
- Где в слове стоит суффикс?
- Что образуется с помощью суффикса?
- На мишенях поставьте цифру от 2 до5:
- активно участвовал;
- было интересно;
- узнал новое;
-было понятно.
-Спасибо за занятие! Молодцы! (М2), (слайд 6)
Ответы на вопросы
Оценивание своей работы.