Автор: Токарев Артем Сергеевич
Должность: преподаватель по классу флейты
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Вдохновение"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Структурированная «Папка флейтиста», как инструмент планирования занятий в современной образовательной среде»
Раздел: дополнительное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Детская школа искусств «Вдохновение»
____________________________________________________________
*
446200, Самарская обл., г. Новокуйбышевск ул. Миронова, д. 11-а,
(
/ факс 35-200; 35-202
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА-ПРЕЗЕНТАЦИИ
по специальности «Флейта»
Тема: «Структурированная «Папка флейтиста», как инструмент планирования
занятий в современной образовательной среде»
Токарев Артем Сергеевич
преподаватель первой категории
по классу духовых
инструментов
2022
Цель: продуктивное освоение учеником учебной программы.
Задачи: - систематизация учебного процесса в классе и дома;
- работа над синтезом творческой деятельности и деятельности
логического мышления каждого ученика.
Тема сообщения: «Структурированная папка флейтиста».
Ход презентации-урока:
В данной работе речь пойдет не только о Папке флейтиста, но так же о
дневнике учащегося и индивидуальном плане.
Весь нотный материал и наглядные пособия, за небольшим
исключением; построение урока и домашних занятий, разработано
ведущими музыкантами - педагогами СССР, России и зарубежья.
В данном сообщении хочу поделиться, как уже сложившиеся система
обучения на духовом инструменте находит воплощение в моём классе
непосредственно в нотной папке, дневнике и в индивидуальном плане.
Урок «Специальность» - содержит в себе основные этапы работы
учащегося и состоит из определенной системы действий. Отработав эту
систему на уроке, ученик сможет повторить и воспроизвести её в домашних
занятиях.
1) Длинные ноты (продолжительные звуки)
2) Гаммы
3) Упражнения
4) Этюды
5) Произведения
6) Ансамбли
Вот полный список того, что ждет ученика - духовика в музыкальной
школе и над чем будет проводиться работа в классе и дома.
Очень важно найти баланс в работе в классе и дома над этими
составляющими и чтобы ничего не оставалось без внимания.
Как я вижу этот баланс, например, в индивидуальных занятиях
1) Длинные ноты 10%
2) Гаммы 10%
3) Упражнения 10%
4) Этюды 10%
5) Ансамбли 10%
6) Произведения 50%
Может ли ученик относится к одному или нескольким пунктам
специальности не с должным вниманием или вообще забросить в своих
индивидуальных занятиях?
Естественно может.
Как поступить в данном случае педагогу?
Преподавателю поможет четко, ясно и кратко записанное домашнее
задание в дневнике. Полное, детальное отражение работы в его
индивидуальном плане. Ноты и наглядные пособия в папке с файлами. И,
что немаловажно, наличие непосредственно в классе педагогического
материала, наглядных пособий и использование средств мультимедиа на
уроке и дома.
Итак – папка флейтиста, дневник, индивидуальный план. Эти три
документа объединены в один педагогический инструмент, о котором
пойдет речь далее.
Важность работы с дневником:
Домашние задание должно быть записано кратко и по пунктам.
Первый пункт – играть каждый день (говорить и записывать в дневник это
необходимо всегда). Второй пункт – длинные ноты (аналогично с первым
пунктом). Третий – «К техническому зачету». То, что нужно к тех. зачету
выписывается в конце дневника: какие гаммы, какие этюды, вопросы по эл.
теории и термины.
Следующие пункты про произведения, ансамбли и упражнения.
Далее обязательные моменты связанные с постановкой корпуса, рук,
головы и т.д. плюс дыхание, постановка губ и положение инструмента.
В конце домашнего задания делаем пометки для себя – с чего начать
следующий урок, на чем сделать акцент.
Бонусом к домашнему заданию можно использовать – на уроке дать
свой смартфон ученику, чтобы он снял, как педагог играет определённое
сложное место или способы проработки сложного места. Важно в таких
видео, если и присутствует речь в конце или начале ролика, то только
тезисно и лаконично и еще желательно, чтобы видео не превышало
минуты. Отснятое видео отправляется в мессенджер родителям или самому
ученику.
Пример домашнего задания
1) Играть каждый день!
2) Длинные ноты – ровный звук, точная атака!
3) К тех. зачёту
4) Анданте – целиком наизусть, дыхание, где написано
5) Аллегро – ровные восьмые, шестнадцатые отдельно с проработкой
(см. видео), до черты наизусть.
6) Упр на верхний регистр 1-4
7) Ансамбли – по нотам без ошибок
8) Голову не наклонять, пальцы строго над клапанами.
Важный момент – когда записывается домашнее задание в конце урока,
ученик должен стоять рядом с педагогом, а педагог, записывая дз,
одновременно давать каждому пункту свой комментарий, даже к 1-3
пункту.
Индивидуальный план для педагога это не только учебный документ,
который он должен вести, это еще история развития, хронология и
планировщик задач плюс, в какой-то мере дневник самого ученика,
который он точно не сможет забыть дома или потерять.
Необходимо вносить в программу по полугодиям в левой части
индивидуального плана не только произведения, этюды, гаммы и ансамбли,
но и освоенные ноты, разделы из пособий с упражнениями, названия новых
отдельных больших упражнений. Одним словом все, что связанно с игрой
на инструменте.
Иногда индивидуальный план заменяет забытый дома дневник или
папку с нотами. Можно не рассчитывать на память ученика и за несколько
минут подготовить все произведения, ансамбли, этюды и упражнения к
уроку.
Но самое главное, как уже упоминалось выше, индивидуальный план -
это инструмент построения развития ученика, он должен быть всегда под
рукой (все индивидуальные планы у меня находятся на рабочем столе),
чтобы можно было в любой момент делать пометки на будущее по
репертуару.
«Структурированная папка флейтиста». Из чего состоит эта папка.
Естественно это произведения, этюды, упражнения, ансамбли. Но и не
менее важной составляющей являются наглядные пособия. Так же в папках
моих учеников иногда присутствуют прописи и чистые нотные листы.
По флейте нотный материал в основном беру из таких замечательных
пособий как:
1) Николай Иванович Платонов – Школа игры на флейте
2) Юрий Николаевич Должиков – Нотная папка флейтиста
3) Юрий Николаевич Должиков – Детский альбом
4) Юрий Николаевич Должиков - Пьесы русских композиторов
5) Юрий Николаевич Должиков - Хрестоматия для флейты 1990
6) Александр Васильевич Корнеев – Хрестоматия 1-3 классы
7) Владимир Николаевич Цыбин – Основы техники игры на флейте
8) Time Pieces for Flute
9) Юлия Гараникова и Кристина Панова – Хочу играть НА ФЛЕЙТЕ!
10) Этюды для флейты 1-5 класс, составитель Юрий Николаевич
Должиков
11) 100 этюдов для флейты
12) Giuseppe Gariboldi – Thirty Easy and Progressiv Studies for Flute
Блокфлейта:
1) Иван Фёдорович Пушечников – Школа игры на блокфлейте
2) Иван Фёдорович Пушечников – Музыкальная мозаика
3) Иван Фёдорович Пушечников – Азбука начинающего
блокфлейтиста
4) Симонова В. И. – Сборник пьес для блок флейты «Кроха»
5) Александр Кискачи – Школа для начинающих
6) Иван Фёдорович Оленчик – Хрестоматия для блокфлейты
7) В.И Фурманов – Репертуар блокфлейтиста
8) А. Покровский – Начальные уроки игры на блокфлейте
9) А. Покровский – В школе и дома
10)
И. В. Станкевич – Легкие этюды для блокфлейты с фортепиано
11)
Х. А. Юрисалу
12)
Том Хорн – 20 легких дуэтов для детей
Сборник «Сделай сложное простым» Егора Тюкина использую на
уроке для чтения нот с листа и для, как написано на самом учебнике,
«преодоления метроритмических трудностей, на первоначальном этапе
обучения»
Хочу заметить, что некоторые блокфлейтовые ансамбли подходят так
же и для флейты. Например, некоторые ансамбли из пособия «Начальные
уроки игры на блокфлейте» А. Покровского очень хорошо подходят для
ансамбля флейт. А некоторые ансамбли из «ХОЧУ ИГРАТЬ НА ФЛЕЙТЕ»
Ю. Гараниковой и К.Пановой так же прекрасно подходят для блокфлейты.
Да и вообще произведения, этюды и ансамбли для 1, 2 класса флейты и
блокфлейты очень схожи по уровню сложности и для флейты можно брать
произведения для блокфлейты и наоборот.
В век высоких технологий можно запросто найти в интернете
интересные наглядные пособия или же из найденных при помощи
элементарных редакторов сделать новое, или же создать новое.
Примеры некоторых наглядных пособий, которые я использую
1) Расположение нот первой и второй октавы
2) Длительности
3) Таблица аппликатуры поперечной флейты
4) Про штрихи
5) Нота с точкой
6) Динамические оттенки
А теперь перейдем непосредственно к тому, как выглядят папки
вживую. (презентация на видео)
Как вы могли заменить, на некоторых произведениях закреплены
листки, а на них выписаны способы проработки произведения это лишнее
напоминание, что обязательно нужно работать по частям и как это нужно
делать.
Таким образом, такая структурированная папка помогает в работе как
ученику, так и педагогу. Все в одном месте – произведения, ансамбли,
упражнения. Есть все ответы на вопросы (наглядные пособия и заметки на
нотах). При помощи дневника педагог выставляет приоритеты в работе, а
индивидуальный план – планировщик на будущее.
Четкая структура и система важны в каждом деле, так же как
дисциплина и преодоление трудностей.