Автор: Самохина Валентина Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ МО ПЛАВСКИЙ РАЙОН "ПЛАВСКАЯ СОШ № 2"
Населённый пункт: город Плавск, Тульской области
Наименование материала: Доклад по самообразованию
Тема: "Использование исследовательской и проектной деятельности в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Плавский район
«Плавская средняя общеобразовательная школа №2»
Автор: Самохина Валентина Юрьевна
учитель начальных классов
Плавск-2022
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров
Учиться – значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и
владеть умениями самообучения. Современная программа ориентирована на развитие индивидуальных
особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Ведущими методами обучения становятся
совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется
на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и
самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые
начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и
создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность,
самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.
Одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности
ребенка к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и его познавательных
интересов.
Мы должны
*способствовать формированию умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях,
самостоятельности и инициативности детей в выборе необходимых средств, для решения учебной
задачи;
*способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, определять общий способ
построения учебной задачи, инициативности школьника в постановке гипотез, поиске существенных
доказательств, желанию выполнять любую задачу творчески.
Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов
обучения мы и должны использовать исследовательский метод.
Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной
деятельности.
В основе исследовательской деятельности лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Цель исследовательской работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала
младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков
исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной
картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Чтобы исследовательская деятельность учащихся была успешной необходимо учитывать
следующие факторы:
-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
-добровольность выбора темы учащимся;
-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
-уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Формы исследовательской работы с детьми на ступени начального образования:
1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим
школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание
консультационной помощи).
2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).
3. Массовые формы. (Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с
учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях,
походах.)
Организация исследования ориентирована на самостоятельную деятельность учеников, которую они
могут выполнять индивидуально, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от
нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов
постепенно.
1 КЛАСС
В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют
читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включается: творческие
работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся
анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать
вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы и включить сюда не только
рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы,
которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:
«Моё имя» ,«Моя семья», «Мой друг»
2 КЛАСС
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но
и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали исследования
самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут
выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз
модели, сделать выводы о значимости своего исследования. Эта работа проводится в первой четверти
второго класса.
Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.
Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над более объёмным
проектом.
3 КЛАСС
В третьем классе исследовательская работа более расширена и начинается с первой четверти. Дети
могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную
информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
На этом этапе дети могут выполнить небольшой по объему реферат, самостоятельно подготовить
сообщение, провести мини исследование. Долгосрочный проект могут выполнить в группе.
4 КЛАСС
В четвёртом классе исследовательская работа выходит на новый уровень, становится более
аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в
музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект
самостоятельно.
Проведение учебных исследований может быть организовано на уроке, во внеклассной работе, во
внеурочное время.
У людей, имеющих пытливый ум, пожалуй, еще со школьной скамьи возникает желание что-то понять и
разложить по полочкам: анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы. А, впервые
столкнувшись с желанием выполнить научную работу, человек вдруг опускает руки, ибо не
представляет, как технически правильно ее выполнить. Поэтому, к примеру, школьные сочинения, эссе,
рефераты по сути такими часто не являются: они похожи друг на друга, порой отличаются только
оформлением титульного листа. Да и содержание легче всего получить из бесконечных кладовых
Интернета, чем многие, к сожалению, и пользуются. А при такой постановке дела разве сможет
«быстрых разумом Невтонов земля рождать»? Попробуем поправить это дело и подсказать, какие
требования к научным работам существуют на сегодняшний день.
Итак, перед нами начинающий исследователь, ученый, пытающийся организовать свою работу. Сразу
возникает вопрос «С чего начать?»
Выделяют 4 этапа работы над проектом
Первый этап - подготовка к исследованию (проекту)
Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования
(проекта).
определение объекта и предмета исследования (проекта).
Выделение основных понятий темы.
Изучение литературы по теме исследования (проекта).
Уточнение темы, формулировка гипотезы, цели и задач, выбор методов исследования (проекта).
Второй этап - подготовка и проведение исследования (проекта)
Подготовка диагностических материалов по теме исследования (проекту).
Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты), выполнение проекта.
Анализ исследования, выводы по эксперименту.
Третий этап - оформление исследовательской (проектной) работы
Написание основной части работы, ее введения и заключения: определение композиции работы,
выбор стиля и языка исследования, написание выводов, составление заключения, написание введения.
Составление списка литературы.
Составление списка иллюстраций.
Составление приложений.
Оформление титульного листа.
Четвертый период - подготовка и защита работы
Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.
Подготовка текста для публичной защиты.
Более подробно остановимся на основных моментах создания проекта или исследовательской работы.
Работаем с участниками семинара по памятке!!!
Как выбрать тему исследования.
Для начала выберите тему исследовательской работы.
Выбор темы должен осуществляться совместно с учеником, чтобы ему было интересно работать над
заданием. Выбрать тему несложно. Нужно знать, что интересует ребенка в данный момент, какая
проблема волнует его больше других. Если невозможно сразу понять, о чём хотелось бы узнать
побольше, попробуйте задать следующие вопросы:
1. Что тебе интересно больше всего?'
2. Чем хотел бы заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или
чем-то другим).
3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
4. Что позволяет тебе получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6. Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?
Тему можно
выбрать
и
из предложенного учителем
списка.
(перечень
некоторых
тем указан
в
брошюре)
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
• фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• экспериментальные - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретические - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержа-
щихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
Обязательно в исследовательской работе должна быть определена проблема исследования, объект и
предмет исследования.
Проблема исследования– это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо изучить, это
уточнение темы, а также обнаружение некоторого противоречия или неизвестного, которое нужно
разрешить, выяснить.
Объект исследования – это где, или в какой области мы будем изучать.
Предмет исследования – это что именно изучаем во взятой области.
Цель исследования
Цель исследования – это то, что мы в исследовании хотим. Определить цель исследования, значит
ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Задачи исследования
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения; а задачи
описывают основные шаги. Задачи исследования – это как мы будем достигать цель исследования
Гипотеза исследования
В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В
ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть
обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
Гипотеза – это наш предполагаемый ответ на заданный вопрос (проблему)
Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом.
Слово "гипотеза" происходит от древнегреческого слова – основание предположение, суждение о
закономерной связи явлений. 'Обычно гипотезы начинаются со слов "предположим", "допустим", "воз-
можно". Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое
место, остальные расположить по степени важности.
Организация и методика исследования
Перед началом работы необходимо составить план исследования, определить методы которые можем
использовать при исследовании. Методы и методики исследования – это то, с помощью чего мы
будем исследовать.
Предлагаем список доступных методов исследования:
• подумать самостоятельно;
• прочитать книги о том, что исследуешь;
• познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
• спросить у других людей;
• понаблюдать;
• провести эксперимент.
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
Что я знаю по теме исследования?
Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме
исследования?
2. Прочитать книги о том, что исследуешь.
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно
прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию.
Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.
Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий клад для исследователя.
4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет.
Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя.
5. Понаблюдать.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек
создал
множество
приспособлений:
лупы,
бинокли,
подзорные
трубы,
телескопы,
микроскопы,
перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность
различать
звуки
и
даже
электромагнитные
волны.
Об
этом
надо
помнить,
когда
проводишь
исследование.
6. Провести эксперимент.
Слово "эксперимент" происходит от латинского познания в большинстве наук. С его помощью в строго
контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести
эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из
взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что
известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре автор
должен показать, что знаком с областью исследований по нескольким источникам и ставит новую
задачу, а не "изобретает велосипед". Написание литературного обзора поможет более свободно овладеть
материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада.
В работе должно присутствовать описание методики исследования. Докладчик должен отдавать себе
отчет, в каких границах применима данная методика и какова ее устойчивость.
Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать разницу между рабочими
данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается
большой массив чисел, которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат
для иллюстрации и общей характеристики, полученных в ходе исследования результатов, на основании
которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют
только самые необходимые. Наиболее наглядная форма представления данных - графическая. Поставьте
себя на место читателя, которому за время прочтения работы, нужно разобраться и в работе, и в
характере представленных результатов, и постарайтесь максимально облегчить восприятие текста.
Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и
проанализировать, т.е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе
исследования.
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты исследования.
Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные
вопросы.
Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического
комфорта. Не забывайте поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные
исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.
Подготовка к защите исследования
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты,
теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное.
В содержание исследовательской работы (печатного варианта доклада), должны отражаться
следующие моменты:
1) определение основных понятий;
2) классификация основных предметов, процессов, явлений и событий;
3) выявление и объяснение всех замеченных парадоксов;
4) ранжирование основных идей;
5) предложение метафор и сравнений (сопоставления, схемы и др.);
6) выработка суждений и умозаключений;
7) сделаны выводы;
8) указаны возможные пути дальнейшего изучения явления, которое исследовано;
9) подготовлен текст выступления и подготовлены ответы на вопросы по результатам исследования;
10) приготовлены тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
В памятке более подробно объяснено как это сделать.(см памятку)
Исследовательская работа и доклад по ней - совершенно разные жанры научного творчества. Выступая
с докладом нельзя зачитывать всю работу. Для освещения сути работы хватает 7-10 минут,
предусмотренных регламентом выступлений. Все остальное, если у аудитории возник интерес,
излагается в ответах на вопросы. Главная задача докладчика точно сформулировать и эмоционально
изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством яркого,
образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты
исследовательской
работы,
надо подготовить текст.
Он должен
быть кратким и его лучше
всего
составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Не следует забывать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники любой конференции
- прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир рука об руку. Поэтому главным в
отношениях ученых должно быть взаимное уважение. Иногда неосторожный, непродуманный
поступок может обидеть других (например, выход из аудитории во время доклада).
Организация
исследовательской
деятельности
с
учащимися
дает
возможность
развивать
мировоззрение
детей
в
процессе
совместного
творчества
детей
и
педагогов.
Благодаря
этой
деятельности дети получают и усваивают универсальные принципы и модели изучения себя, мира и
себя в мире, расширяются и углубляются представления детей о человеке, формируется активная
жизненная позиция, передаются культурные и научные ценности от педагога к детям.
Исследовательские работы школьников лишь первый шаг в науке, а настоящее, самостоятельное
научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего
образования.