Напоминание

"Использование исследовательской и проектной деятельности в начальной школе"


Автор: Самохина Валентина Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ МО ПЛАВСКИЙ РАЙОН "ПЛАВСКАЯ СОШ № 2"
Населённый пункт: город Плавск, Тульской области
Наименование материала: Доклад по самообразованию
Тема: "Использование исследовательской и проектной деятельности в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Плавский район

«Плавская средняя общеобразовательная школа №2»

Автор: Самохина Валентина Юрьевна

учитель начальных классов

Плавск-2022

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе

А.Н.Колмогоров

Учиться – значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и

владеть умениями самообучения. Современная программа ориентирована на развитие индивидуальных

особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Ведущими методами обучения становятся

совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется

на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и

самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые

начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и

создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность,

самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности

ребенка к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и его познавательных

интересов.

Мы должны

*способствовать формированию умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях,

самостоятельности и инициативности детей в выборе необходимых средств, для решения учебной

задачи;

*способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, определять общий способ

построения учебной задачи, инициативности школьника в постановке гипотез, поиске существенных

доказательств, желанию выполнять любую задачу творчески.

Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов

обучения мы и должны использовать исследовательский метод.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной

деятельности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить.

Цель исследовательской работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала

младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков

исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников

- развитие творческой исследовательской активности детей

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной

картиной мира

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Чтобы исследовательская деятельность учащихся была успешной необходимо учитывать

следующие факторы:

-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

-добровольность выбора темы учащимся;

-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

-уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,

-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

Формы исследовательской работы с детьми на ступени начального образования:

1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим

школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;

б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание

консультационной помощи).

2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).

3. Массовые формы. (Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с

учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях,

походах.)

Организация исследования ориентирована на самостоятельную деятельность учеников, которую они

могут выполнять индивидуально, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от

нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов

постепенно.

1 КЛАСС

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют

читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включается: творческие

работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся

анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать

вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы и включить сюда не только

рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы,

которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:

«Моё имя» ,«Моя семья», «Мой друг»

2 КЛАСС

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но

и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали исследования

самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут

выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз

модели, сделать выводы о значимости своего исследования. Эта работа проводится в первой четверти

второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над более объёмным

проектом.

3 КЛАСС

В третьем классе исследовательская работа более расширена и начинается с первой четверти. Дети

могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную

информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

На этом этапе дети могут выполнить небольшой по объему реферат, самостоятельно подготовить

сообщение, провести мини исследование. Долгосрочный проект могут выполнить в группе.

4 КЛАСС

В четвёртом классе исследовательская работа выходит на новый уровень, становится более

аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в

музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект

самостоятельно.

Проведение учебных исследований может быть организовано на уроке, во внеклассной работе, во

внеурочное время.

У людей, имеющих пытливый ум, пожалуй, еще со школьной скамьи возникает желание что-то понять и

разложить по полочкам: анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы. А, впервые

столкнувшись с желанием выполнить научную работу, человек вдруг опускает руки, ибо не

представляет, как технически правильно ее выполнить. Поэтому, к примеру, школьные сочинения, эссе,

рефераты по сути такими часто не являются: они похожи друг на друга, порой отличаются только

оформлением титульного листа. Да и содержание легче всего получить из бесконечных кладовых

Интернета, чем многие, к сожалению, и пользуются. А при такой постановке дела разве сможет

«быстрых разумом Невтонов земля рождать»? Попробуем поправить это дело и подсказать, какие

требования к научным работам существуют на сегодняшний день.

Итак, перед нами начинающий исследователь, ученый, пытающийся организовать свою работу. Сразу

возникает вопрос «С чего начать?»

Выделяют 4 этапа работы над проектом

Первый этап - подготовка к исследованию (проекту)

Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования

(проекта).

определение объекта и предмета исследования (проекта).

Выделение основных понятий темы.

Изучение литературы по теме исследования (проекта).

Уточнение темы, формулировка гипотезы, цели и задач, выбор методов исследования (проекта).

Второй этап - подготовка и проведение исследования (проекта)

Подготовка диагностических материалов по теме исследования (проекту).

Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты), выполнение проекта.

Анализ исследования, выводы по эксперименту.

Третий этап - оформление исследовательской (проектной) работы

Написание основной части работы, ее введения и заключения: определение композиции работы,

выбор стиля и языка исследования, написание выводов, составление заключения, написание введения.

Составление списка литературы.

Составление списка иллюстраций.

Составление приложений.

Оформление титульного листа.

Четвертый период - подготовка и защита работы

Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.

Подготовка текста для публичной защиты.

Более подробно остановимся на основных моментах создания проекта или исследовательской работы.

Работаем с участниками семинара по памятке!!!

Как выбрать тему исследования.

Для начала выберите тему исследовательской работы.

Выбор темы должен осуществляться совместно с учеником, чтобы ему было интересно работать над

заданием. Выбрать тему несложно. Нужно знать, что интересует ребенка в данный момент, какая

проблема волнует его больше других. Если невозможно сразу понять, о чём хотелось бы узнать

побольше, попробуйте задать следующие вопросы:

1. Что тебе интересно больше всего?'

2. Чем хотел бы заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или

чем-то другим).

3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

4. Что позволяет тебе получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

6. Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Тему можно

выбрать

и

из предложенного учителем

списка.

(перечень

некоторых

тем указан

в

брошюре)

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

• фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

• экспериментальные - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

• теоретические - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержа-

щихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).

Обязательно в исследовательской работе должна быть определена проблема исследования, объект и

предмет исследования.

Проблема исследования– это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо изучить, это

уточнение темы, а также обнаружение некоторого противоречия или неизвестного, которое нужно

разрешить, выяснить.

Объект исследования – это где, или в какой области мы будем изучать.

Предмет исследования – это что именно изучаем во взятой области.

Цель исследования

Цель исследования – это то, что мы в исследовании хотим. Определить цель исследования, значит

ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Задачи исследования

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения; а задачи

описывают основные шаги. Задачи исследования – это как мы будем достигать цель исследования

Гипотеза исследования

В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В

ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть

обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

Гипотеза – это наш предполагаемый ответ на заданный вопрос (проблему)

Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом.

Слово "гипотеза" происходит от древнегреческого слова – основание предположение, суждение о

закономерной связи явлений. 'Обычно гипотезы начинаются со слов "предположим", "допустим", "воз-

можно". Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое

место, остальные расположить по степени важности.

Организация и методика исследования

Перед началом работы необходимо составить план исследования, определить методы которые можем

использовать при исследовании. Методы и методики исследования – это то, с помощью чего мы

будем исследовать.

Предлагаем список доступных методов исследования:

• подумать самостоятельно;

• прочитать книги о том, что исследуешь;

• познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;

• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;

• спросить у других людей;

• понаблюдать;

• провести эксперимент.

1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю по теме исследования?

Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме

исследования?

2. Прочитать книги о том, что исследуешь.

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно

прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию.

Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.

Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий клад для исследователя.

4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет.

Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя.

5. Понаблюдать.

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек

создал

множество

приспособлений:

лупы,

бинокли,

подзорные

трубы,

телескопы,

микроскопы,

перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность

различать

звуки

и

даже

электромагнитные

волны.

Об

этом

надо

помнить,

когда

проводишь

исследование.

6. Провести эксперимент.

Слово "эксперимент" происходит от латинского познания в большинстве наук. С его помощью в строго

контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести

эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из

взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что

известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре автор

должен показать, что знаком с областью исследований по нескольким источникам и ставит новую

задачу, а не "изобретает велосипед". Написание литературного обзора поможет более свободно овладеть

материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада.

В работе должно присутствовать описание методики исследования. Докладчик должен отдавать себе

отчет, в каких границах применима данная методика и какова ее устойчивость.

Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать разницу между рабочими

данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается

большой массив чисел, которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат

для иллюстрации и общей характеристики, полученных в ходе исследования результатов, на основании

которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют

только самые необходимые. Наиболее наглядная форма представления данных - графическая. Поставьте

себя на место читателя, которому за время прочтения работы, нужно разобраться и в работе, и в

характере представленных результатов, и постарайтесь максимально облегчить восприятие текста.

Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и

проанализировать, т.е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе

исследования.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты исследования.

Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные

вопросы.

Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического

комфорта. Не забывайте поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные

исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.

Подготовка к защите исследования

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты,

теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное.

В содержание исследовательской работы (печатного варианта доклада), должны отражаться

следующие моменты:

1) определение основных понятий;

2) классификация основных предметов, процессов, явлений и событий;

3) выявление и объяснение всех замеченных парадоксов;

4) ранжирование основных идей;

5) предложение метафор и сравнений (сопоставления, схемы и др.);

6) выработка суждений и умозаключений;

7) сделаны выводы;

8) указаны возможные пути дальнейшего изучения явления, которое исследовано;

9) подготовлен текст выступления и подготовлены ответы на вопросы по результатам исследования;

10) приготовлены тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

В памятке более подробно объяснено как это сделать.(см памятку)

Исследовательская работа и доклад по ней - совершенно разные жанры научного творчества. Выступая

с докладом нельзя зачитывать всю работу. Для освещения сути работы хватает 7-10 минут,

предусмотренных регламентом выступлений. Все остальное, если у аудитории возник интерес,

излагается в ответах на вопросы. Главная задача докладчика точно сформулировать и эмоционально

изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством яркого,

образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты

исследовательской

работы,

надо подготовить текст.

Он должен

быть кратким и его лучше

всего

составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Не следует забывать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники любой конференции

- прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир рука об руку. Поэтому главным в

отношениях ученых должно быть взаимное уважение. Иногда неосторожный, непродуманный

поступок может обидеть других (например, выход из аудитории во время доклада).

Организация

исследовательской

деятельности

с

учащимися

дает

возможность

развивать

мировоззрение

детей

в

процессе

совместного

творчества

детей

и

педагогов.

Благодаря

этой

деятельности дети получают и усваивают универсальные принципы и модели изучения себя, мира и

себя в мире, расширяются и углубляются представления детей о человеке, формируется активная

жизненная позиция, передаются культурные и научные ценности от педагога к детям.

Исследовательские работы школьников лишь первый шаг в науке, а настоящее, самостоятельное

научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего

образования.



В раздел образования