Автор: Инна Николаевна Дашковская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СОШ п.Лыхма
Населённый пункт: п.Лыхма
Наименование материала: План работы по самообразованию
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Лыхма»
План работы по самообразованию
воспитателя средней группы «Гномики»
Дашковской Инны Николаевны
Тема:
«Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей».
п.Лыхма2022
Индивидуальный план самообразования на 2021 -2022 гг
Воспитателя первой младшей группы СОШ п.Лыхма
Ф. И. О. Дашковской Инны Николаевны
Самообразовательная работа над темой.
1.Тема самообразования:
«Влияние устного народного творчества на
развитие речи детей»
2.Приоритетное направление: познавательное
3.Образовательнаяобласть: речевое развитие
4.Начало изучения темы сентябрь 2021 г.
5.Окончание изучения темы май 2022г
Цель самообразования по теме:
расширение
общепедагогических
и
психологических
знаний,
совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний в
области конкретной
методики, предмета, овладение достижениями
педагогической науки и практики, повешение общекультурного уровня,
формирование
грамматического
строя
речи
у
детей,
развитие
монологической и диалогической речи.
Задачи самообразования:
-
Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания
детей.
-Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
-Обогащать чувства детей, воображение и речь.
- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Основные вопросы намеченные для изучения:
-расширить
знания
ребенка
об
окружающей
действительности,
развивать умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм
родного языка;
-помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Этапы проработки по теме:
-Планирование работы по самообразованию
-Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на
практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение
практической работы с детьми)
-Подведение итогов самообразования
Литература по теме, которую предполагается изучить:
-Согласные и гласные - похожие, но разные. Задания. Упражнения.
Игры.» Епифанова О. В.; Учитель, 2014г.
-«Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели
комплексных занятий» Полякевич Ю. В. / Осинина Г. Н.; Учитель, 2014г.
-«Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных
способностей и речи дошкольников» Вакуленко Л.С. / Верещагиной Н.В.,
Детство-Пресс, 2014г.
-Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
- Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.
- Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.
- Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,
Академия Холдинг. 2001 г.
-.Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г
- «Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.
- «Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,
- Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.
- .Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый
душок», Д. В. № 12, 1998г.
- Загоруля Г. Аг. Мазурик Ar M. «Путешествие в мир
фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г.
- Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-
Петербург, 199Зг.
-Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам
русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.
- Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.
- Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.
№4, 1984г.
- .ПавловаЛ «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,
- Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.
Раздел плана
Сроки
Форма работы
Практические
выходы
(рефераты,
доклады,
выставка работ и т.д.)
Самостоятельное
изучение
методической
литературы
по
самообразованию:
В
течение
года
1.
Бородич
А.М.
Методика
развития
речи детей. - М., 2004.
2.
Леонтьев
А.А.
Язык,речь,речевая
деятельность.
-
М.,
1999.
3.
Максаков
А.И.,
Тумакова Г.А. Учите,
играя. - М., 2005.
Изучение литературы по
теме.
4.
Полянская
Т.
Б.
Использование метода
мнемотехники
в
обучении
рассказыванию
детей
дошкольного возраста
Санкт-Петербург.
-
Детство-Пресс, 2010.
4.
Рубинштейн
С.Л.
Основы
общей
психологии. - М., 2009.
Т.
5.
Развитие
речи
в
детском
саду.
Программа
и
методические
рекомендации. — 2-е
изд.,
испр.
и
доп.
Гербова
В.В.
-
М.:
Мозаика-Синтез, 2010
г.
6. Развитие речи детей
дошкольного возраста:
Пособие
для
воспитателя дет. сада. /
Под ред. Ф.А. Сохина.
- 2-е изд., испр. - М.:
Просвещение, 2004.
Планирование
работы
по
самообразованию,
изучение
проблемы,
постановка
цели,
задач,
предполагаемого
результата.
сентябрь
диагностика
Составление
плана
самообразования по теме
с внедрением в практику
ДОУ.
Изучение
методической
литературы
по
теме
«Влияние
устного народного
творчества
на
развитие
речи
детей».
декабрь
Папка передвижка
Консультация
для
родителей; ««Для чего
нужна
пальчиковая
гимнастика?»
Интеграция
образовательных
областей
январь
конкурс
Семейный
конкурс
«Игрушка
для
театрального
уголка
своими руками»
(семейное фото или о
том как она делалась)
Разработка
февраль
Открытый показ НОД
Открытый просмотр по
конспектов НОД
в средней группе для
детей старшей группы
развитию
речи
в
средней
группе
для
детей старшей группы
«Мы
пришли
к
вам
опять,
чтоб
потешку
рассказать».
Организация
предметно-
развивающей
среды в группе.
В
течение
года
Просмотр
регламентированной
деятельности
педагогами ДОУ
Оформление
папки-
передвижки
для
родителей
Выводы:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Учебный год
Содержание работы
Сроки
выполнения
Результат
2018-2019
Самостоятельное
изучение
методической литературы по
самообразованию:
В
течение
года
Изучение
литературы
по
теме.
Планирование
работы
по
самообразованию,
изучение
проблемы, постановка цели,
задач,
предполагаемого
результата.
сентябрь
Составление
плана
самообразования
по
теме с внедрением в
практику ДОУ
Изучение
методической
литературы
по
теме».
«
Использование
театрализованной
деятельности
в
развитии
речи детей 4-5 лет».
декабрь
Консультация
для
воспитателей.
Интеграция
образовательных
областей
январь
Совместное
творчество
детей
и
родителей. Выставка
детских
работ
на
тему:
«Игрушка
своими руками»
Работа с детьми
октябрь
ноябрь
Инсценирование
русской
народной
сказки «Рукавичка»
февраль
НОД
по
развитию
речи ( А,Барто)
март
Игровая деятельность
«Поиграем
с
пальчиками»
апрель
Досуг
«Солнышко,
нарядись,
красное,
покажись!»
Разработка конспектов НОД
февраль
Открытый
просмотр
по развитию речи в
средней группе для
детей
старшей
группы «Мы пришли
к
вам
опять,
чтоб
потешку рассказать».
Организация
предметно-
развивающей среды в группе.
апрель
Оформление
папки-
передвижки
для
родителей
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
№ п\п
Форма работы
Практические
выходы
СЕНТЯБРЬ
1.
Изучение нормативно-правовой документации. Закон
«Об образовании»,СанПин 2.4.1.3049-13,ФГОС
(вступивший в силу 01.01.2014г.), приказы, письма разного
уровня.
2.
Изучение методической литературы.
«Согласные и гласные - похожие, но разные. Задания.
Упражнения. Игры.» Епифанова О. В.; Учитель, 2014г.
«Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7
лет: модели комплексных занятий» Полякевич Ю. В. /
Осинина Г. Н.; Учитель, 2014г.
«Совместная
интегрированная
деятельность.
Развитие
познавательных способностей и речи дошкольников»
Вакуленко Л.С. / Верещагиной Н.В.,
Детство-Пресс,
2014г.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»
«Детский сад от А до Я».
Аннотация
на
методическую
литературу.
3.
Работа с детьми по изученной теме.
НОД
«Знакомство
детей
с
основными
органами
артикуляционного аппарата»
НОД по развитию речи «А на ручках пальчики — девочки
и мальчики».
Самостоятельная разработка игр и пособий по теме.
4.
Работа с воспитателями.
Памятка для воспитателей «Развитие речи детей 4-5 лет»
5.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Разговорчивые игры».
Памятка для родителей «Активизация речевого общения,
как фактор становления личности ребенка».
6.
Посещение лекций, конференций, семинаров,
круглых
столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение
на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете
информации по теме.
7.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства.
Участие
в
конкурсах
в
Интернете.
Издательская
деятельность
(публикации
в
специализированных
изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,
размещение
материалов
на
образовательных
сайтах,
помещение своих разработок на сайтах в Интернете).
ОКТЯБРЬ
1.
Изучение нормативно-правовой документации.
(Статьи Закона «Об образовании»,
приказы,
письма
разного уровня)
2.
Изучение методической литературы.
Пособие по развитию речи «По дороге к азбуке» (Лесные
истории) для самых маленьких (4-5 лет.) /Р.Н. Бунеев, Е.В.
Бунеева, Т.Р. Кислова - М. : Баласс, 2012.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Детский сад от А до Я».
Аннотация
на
методическую
литературу.
3.
Работа с детьми по изученной теме.
НОД по развитию речи и рисованию «Осенние мотивы» в
средней группе.
Развлечение «Расскажи стишок руками».
Изготовление картотеки «Игры для развития словарного
запаса и грамматического строя речи».
4.
Работа с воспитателями.
Методическая
рекомендация
«Обучаем
дошкольников
среднего возраста связанной речи».
5.
Работа с родителями.
Оформление папки передвижки по теме «Роль сказки в
развитии речи у детей».
Памятка
для
родителей
«Дидактические
игры
для
развития речи».
6.
Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых
столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение
на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете
информации по теме.
7.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства.
Участие
в
конкурсах
в
Интернете.
Издательская
деятельность
(публикации
в
специализированных
изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,
размещение
материалов
на
образовательных
сайтах,
помещение своих разработок на сайтах в Интернете).
НОЯБРЬ
1.
Изучение нормативно-правовой документации.
(Статьи Закона «Об образовании»,
приказы,
письма
разного уровня).
2.
Изучение методической литературы.
«Психоречевая диагностика детей 3-7 лет» Кольцова Е.
Аннотация
на
методическую
П. / Романович О. А.; Учитель. 2012.
«Обучаем дошкольников пересказыванию» Гуськова А.
А.;Сфера, 2014г.
«Развиваем речь ребенка с помощью стихов» Васильева
Е.В.; Сфера, 2013г.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Детский сад от А до Я».
литературу.
3.
Работа с детьми по изученной теме.
Речевые игры по сказкам К.Чуковского.
Изготовление картотеки «Картотеки артикуляционной и
дыхательной гимнастики».
НОД по развитию речи «Гудок».
4.
Работа с воспитателями.
Памятка «Роль дидактической игры в развитии речи
дошкольников».
5.
Работа с родителями.
Консультация «Влияние устного народного творчества на
развитие речи детей».
6.
Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых
столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение
на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете
информации по теме.
7.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства.
Участие
в
конкурсах
в
Интернете.
Издательская
деятельность
(публикации
в
специализированных
изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,
размещение
материалов
на
образовательных
сайтах,
помещение своих разработок на сайтах в Интернете).
ДЕКАБРЬ
1.
Изучение нормативно-правовой документации.
(Статьи Закона «Об образовании»,
приказы,
письма
разного уровня).
2.
Изучение методической литературы.
«Развитие словаря дошкольника в играх» Филимонова
О.Ю.; Детство-Пресс,2013г.
«Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4
лет» Дунаева Н.Ю. / Зяблова С.В.; сфера, 2013г.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Детский сад от А до Я».
Аннотация
на
методическую
литературу.
3.
Работа с детьми по изученной теме.
Тематическое занятие по логоритмике «Как прекрасен этот
мир!»
НОД поЧтение и пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая
рыбка»
Развивать у детей умение слушать текст, пересказывать по
иллюстрациям.
Книга
1
«Дружная
семья»
Стр.16
4.
Работа с воспитателями.
Памятка для воспитателей «Развитие комуникативности у
детей среднего возраста».
5.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики
помогает развивать речь».
6.
Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых
столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение
на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете
информации по теме.
7.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства.
Участие
в
конкурсах
в
Интернете.
Издательская
деятельность
(публикации
в
специализированных
изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,
размещение
материалов
на
образовательных
сайтах,
помещение своих разработок на сайтах в Интернете).
ЯНВАРЬ
1.
Изучение нормативно-правовой документации. (Статьи
Закона «Об образовании», приказы, письма разного
уровня).
2.
Изучение методической литературы.
«Придумай слово. Речевые игры и упражнения для
дошкольников» Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: ТЦ Сфера,
2008.
«Комплексное сопровождение детей 4-5лет с речевыми
нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации,
конспекты
занятий,
лингвистический
материал»
Шерстобитова С. Ю.; Учитель, 2009г.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Детский сад от А до Я».
Аннотация
на
методическую
литературу.
3.
Работа с детьми по изученной теме.
Самостоятельной художественно – речевой деятельности,
для которой создаются необходимые условия (книжный
уголок, подбор иллюстраций и т. д.).
Изготовление настольно-печатных игр, направленных на
формирование грамматического строя речи.
НОД по развитию речи по сказке «Курочка ряба».
4.
Работа с воспитателями.
5.
Работа с родителями.
Памятка
для
родителей
«Роль
заучивания
стихов
наизусть».
Изготовление
папки-передвижки
«Развитие
речевой
активности детей раннего возраста».
6.
Посещение
лекций,
конференций,
семинаров,круглых
столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение
на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете
информации по теме.
7.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства.
Участие
в
конкурсах
в
Интернете.
Издательская
деятельность
(публикации
в
специализированных
изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,
размещение
материалов
на
образовательных
сайтах,
помещение своих разработок на сайтах в Интернете).
ФЕВРАЛЬ
1.
Изучение нормативно-правовой документации.
(Статьи Закона «Об образовании»,
приказы,
письма
разного уровня).
2.
Изучение методической литературы.
«Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с
мячом» Леонова О.А.; Детство-Пресс, 2013г.
«Фольклорный
материал
для
дифференциации
и
автоматизации звуков»
Яковлева Н.Н.;
Детство-Пресс,
2013г.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Детский сад от А до Я».
Аннотация
на
методическую
литературу.
3.
Работа с детьми по изученной теме.
Изготовление пальчикового театра; что позволит детям в
самостоятельной игровой деятельности совершенствовать
связную
речь,
выразительно
передавать
настроение,
характер героя, умение вступать в диалог.
НОД по развитию речи «Любимые игрушки» (по А.Барто)
4.
Работа с воспитателями.
Методическая рекомендация «Нетрадиционные методы
развития речи детей дошкольного возраста»
5.
Работа с родителями.
Консультация
«Формирование связной речи у детей с
общим недоразвитием речи с использованием приемов
наглядного моделирования».
Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем
речь».
6.
Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых
столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение
на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете
информации по теме.
7.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства.
Участие
в
конкурсах
в
Интернете.
Издательская
деятельность
(публикации
в
специализированных
изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,
размещение
материалов
на
образовательных
сайтах,
помещение своих разработок на сайтах в Интернете).
МАРТ
1.
Изучение нормативно-правовой документации.
(Статьи Закона «Об образовании»,
приказы,
письма
разного уровня).
2.
Изучение методической литературы.
Аннотация
на
Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в
развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С.102-115.
О.Б. Сизова «Шесть шагов к развитию речи» СПб «КАРО»
2003г.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Детский сад от А до Я».
методическую
литературу.
3.
Работа с детьми по изученной теме.
Картотека игр и упражнений на развитие речевого
дыхания.
НОД по развитию речи. Тема: «Зайчик в гостях у детей»
4.
Работа с воспитателями.
Мастер-класс
«Развитие
речи
дошкольников
через
дидактическую игру в средней группе».
5.
Работа с родителями.
Оформление
папки-передвижки
«Развитие
мелкой
моторики
с
помощью
нетрадиционных
видов
изодеятельности».
6.
Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых
столов, вебинаров, тренингов мастер-классов. Обучение на
курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете
информации по теме.
7.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства.
Участие
в
конкурсах
в
Интернете.
Издательская
деятельность
(публикации
в
специализированных
изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,
размещение
материалов
на
образовательных
сайтах,
помещение своих разработок на сайтах в Интернете).
АПРЕЛЬ
1.
Изучение нормативно-правовой документации.
(Статьи Закона «Об образовании»,
приказы,
письма
разного уровня).
2.
Изучение методической литературы.
Соломенникова, Л. Об использовании наглядности для
формирования
связной
монологической
речи
/
Л.
Соломенникова // Дошкольное воспитание. 1999. №. 4
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Детский сад от А до Я».
Аннотация
на
методическую
литературу.
3.
Работа с детьми по изученной теме.
Досуг
«Солнышко,
нарядись,
красное,
покажись!»
изготовление воспитателем пособий по развитию речи.
4.
Работа с воспитателями.
Доклад
на
тему: "Воспитание
и
развитие
звуковой
культуры речи у детей дошкольного возраста".
5.
Работа с родителями.
Выставка
на
тему:
"Советуем
ознакомиться
с
дидактическими играми и упражнениями по звуковой
культуре речи".
Чаепитие с родителями «Играем вместе с родителями в
занимательные речевые игры».
6.
Посещение лекций, конференций, семинаров,
круглых
столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение
на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете
информации по теме.
7.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства.
Участие
в
конкурсах
в
Интернете.
Издательская
деятельность
(публикации
в
специализированных
изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,
размещение
материалов
на
образовательных
сайтах,
помещение своих разработок на сайтах в Интернете).
МАЙ
1.
Изучение нормативно-правовой документации.
(Статьи Закона «Об образовании»,
приказы,
письма
разного уровня).
2.
Изучение методической литературы.
О.
С.
Ушакова
«Развитие
речи
дошкольников
как
необходимое условие успешного личностного развития».
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Детский сад от А до Я».
Аннотация
на
методическую
литературу.
3.
Работа с детьми по изученной теме.
«Котик на печке песни поёт…» Интегрированное занятие.
Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста.
НОД
по
развитию
речи
по
теме:
«Обучение
рассказыванию. Описание игрушки».
4.
Работа с воспитателями.
Буклет
для
воспитателей
«Особенности
становления
звуковой стороны слов у детей среднего дошкольного
возраста» «Тропинки»
5.
Работа с родителями.
Родительское собрание "Чему научился ребенок в ДОУ".
Ознакомление
родителей
с
результатами
диагностирования по звуковой культуре речи.
Рекомендации по закреплению речевых навыков у детей
на летний период.
6.
Посещение лекций, конференций, семинаров,
круглых
столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение
на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете
информации по теме.
7.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства.
Участие
в
конкурсах
в
Интернете.
Издательская
деятельность
(публикации
в
специализированных
изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,
размещение
материалов
на
образовательных
сайтах,
помещение своих разработок на сайтах в Интернете).
8.
Составить
отчёт
и
презентацию
о
работе
по
самообразованию.