Напоминание

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».


Автор: Инна Николаевна Дашковская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СОШ п.Лыхма
Населённый пункт: п.Лыхма
Наименование материала: План работы по самообразованию
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Лыхма»

План работы по самообразованию

воспитателя средней группы «Гномики»

Дашковской Инны Николаевны

Тема:

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей».

п.Лыхма2022

Индивидуальный план самообразования на 2021 -2022 гг

Воспитателя первой младшей группы СОШ п.Лыхма

Ф. И. О. Дашковской Инны Николаевны

Самообразовательная работа над темой.

1.Тема самообразования:

«Влияние устного народного творчества на

развитие речи детей»

2.Приоритетное направление: познавательное

3.Образовательнаяобласть: речевое развитие

4.Начало изучения темы сентябрь 2021 г.

5.Окончание изучения темы май 2022г

Цель самообразования по теме:

расширение

общепедагогических

и

психологических

знаний,

совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний в

области конкретной

методики, предмета, овладение достижениями

педагогической науки и практики, повешение общекультурного уровня,

формирование

грамматического

строя

речи

у

детей,

развитие

монологической и диалогической речи.

Задачи самообразования:

-

Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания

детей.

-Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

-Обогащать чувства детей, воображение и речь.

- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Основные вопросы намеченные для изучения:

-расширить

знания

ребенка

об

окружающей

действительности,

развивать умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм

родного языка;

-помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Этапы проработки по теме:

-Планирование работы по самообразованию

-Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на

практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение

практической работы с детьми)

-Подведение итогов самообразования

Литература по теме, которую предполагается изучить:

-Согласные и гласные - похожие, но разные. Задания. Упражнения.

Игры.» Епифанова О. В.; Учитель, 2014г.

-«Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели

комплексных занятий» Полякевич Ю. В. / Осинина Г. Н.; Учитель, 2014г.

-«Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных

способностей и речи дошкольников» Вакуленко Л.С. / Верещагиной Н.В.,

Детство-Пресс, 2014г.

-Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

- Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.

- Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.

- Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,

Академия Холдинг. 2001 г.

-.Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г

- «Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.

- «Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,

- Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.

- .Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый

душок», Д. В. № 12, 1998г.

- Загоруля Г. Аг. Мазурик Ar M. «Путешествие в мир

фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г.

- Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-

Петербург, 199Зг.

-Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам

русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.

- Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.

- Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.

№4, 1984г.

- .ПавловаЛ «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,

- Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические

выходы

(рефераты,

доклады,

выставка работ и т.д.)

Самостоятельное

изучение

методической

литературы

по

самообразованию:

В

течение

года

1.

Бородич

А.М.

Методика

развития

речи детей. - М., 2004.

2.

Леонтьев

А.А.

Язык,речь,речевая

деятельность.

-

М.,

1999.

3.

Максаков

А.И.,

Тумакова Г.А. Учите,

играя. - М., 2005.

Изучение литературы по

теме.

4.

Полянская

Т.

Б.

Использование метода

мнемотехники

в

обучении

рассказыванию

детей

дошкольного возраста

Санкт-Петербург.

-

Детство-Пресс, 2010.

4.

Рубинштейн

С.Л.

Основы

общей

психологии. - М., 2009.

Т.

5.

Развитие

речи

в

детском

саду.

Программа

и

методические

рекомендации. — 2-е

изд.,

испр.

и

доп.

Гербова

В.В.

-

М.:

Мозаика-Синтез, 2010

г.

6. Развитие речи детей

дошкольного возраста:

Пособие

для

воспитателя дет. сада. /

Под ред. Ф.А. Сохина.

- 2-е изд., испр. - М.:

Просвещение, 2004.

Планирование

работы

по

самообразованию,

изучение

проблемы,

постановка

цели,

задач,

предполагаемого

результата.

сентябрь

диагностика

Составление

плана

самообразования по теме

с внедрением в практику

ДОУ.

Изучение

методической

литературы

по

теме

«Влияние

устного народного

творчества

на

развитие

речи

детей».

декабрь

Папка передвижка

Консультация

для

родителей; ««Для чего

нужна

пальчиковая

гимнастика?»

Интеграция

образовательных

областей

январь

конкурс

Семейный

конкурс

«Игрушка

для

театрального

уголка

своими руками»

(семейное фото или о

том как она делалась)

Разработка

февраль

Открытый показ НОД

Открытый просмотр по

конспектов НОД

в средней группе для

детей старшей группы

развитию

речи

в

средней

группе

для

детей старшей группы

«Мы

пришли

к

вам

опять,

чтоб

потешку

рассказать».

Организация

предметно-

развивающей

среды в группе.

В

течение

года

Просмотр

регламентированной

деятельности

педагогами ДОУ

Оформление

папки-

передвижки

для

родителей

Выводы:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Учебный год

Содержание работы

Сроки

выполнения

Результат

2018-2019

Самостоятельное

изучение

методической литературы по

самообразованию:

В

течение

года

Изучение

литературы

по

теме.

Планирование

работы

по

самообразованию,

изучение

проблемы, постановка цели,

задач,

предполагаемого

результата.

сентябрь

Составление

плана

самообразования

по

теме с внедрением в

практику ДОУ

Изучение

методической

литературы

по

теме».

«

Использование

театрализованной

деятельности

в

развитии

речи детей 4-5 лет».

декабрь

Консультация

для

воспитателей.

Интеграция

образовательных

областей

январь

Совместное

творчество

детей

и

родителей. Выставка

детских

работ

на

тему:

«Игрушка

своими руками»

Работа с детьми

октябрь

ноябрь

Инсценирование

русской

народной

сказки «Рукавичка»

февраль

НОД

по

развитию

речи ( А,Барто)

март

Игровая деятельность

«Поиграем

с

пальчиками»

апрель

Досуг

«Солнышко,

нарядись,

красное,

покажись!»

Разработка конспектов НОД

февраль

Открытый

просмотр

по развитию речи в

средней группе для

детей

старшей

группы «Мы пришли

к

вам

опять,

чтоб

потешку рассказать».

Организация

предметно-

развивающей среды в группе.

апрель

Оформление

папки-

передвижки

для

родителей

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

№ п\п

Форма работы

Практические

выходы

СЕНТЯБРЬ

1.

Изучение нормативно-правовой документации. Закон

«Об образовании»,СанПин 2.4.1.3049-13,ФГОС

(вступивший в силу 01.01.2014г.), приказы, письма разного

уровня.

2.

Изучение методической литературы.

«Согласные и гласные - похожие, но разные. Задания.

Упражнения. Игры.» Епифанова О. В.; Учитель, 2014г.

«Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7

лет: модели комплексных занятий» Полякевич Ю. В. /

Осинина Г. Н.; Учитель, 2014г.

«Совместная

интегрированная

деятельность.

Развитие

познавательных способностей и речи дошкольников»

Вакуленко Л.С. / Верещагиной Н.В.,

Детство-Пресс,

2014г.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»

«Детский сад от А до Я».

Аннотация

на

методическую

литературу.

3.

Работа с детьми по изученной теме.

НОД

«Знакомство

детей

с

основными

органами

артикуляционного аппарата»

НОД по развитию речи «А на ручках пальчики — девочки

и мальчики».

Самостоятельная разработка игр и пособий по теме.

4.

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Развитие речи детей 4-5 лет»

5.

Работа с родителями.

Консультация для родителей «Разговорчивые игры».

Памятка для родителей «Активизация речевого общения,

как фактор становления личности ребенка».

6.

Посещение лекций, конференций, семинаров,

круглых

столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение

на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете

информации по теме.

7.

Участие

в

конкурсах

профессионального

мастерства.

Участие

в

конкурсах

в

Интернете.

Издательская

деятельность

(публикации

в

специализированных

изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,

размещение

материалов

на

образовательных

сайтах,

помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

ОКТЯБРЬ

1.

Изучение нормативно-правовой документации.

(Статьи Закона «Об образовании»,

приказы,

письма

разного уровня)

2.

Изучение методической литературы.

Пособие по развитию речи «По дороге к азбуке» (Лесные

истории) для самых маленьких (4-5 лет.) /Р.Н. Бунеев, Е.В.

Бунеева, Т.Р. Кислова - М. : Баласс, 2012.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Детский сад от А до Я».

Аннотация

на

методическую

литературу.

3.

Работа с детьми по изученной теме.

НОД по развитию речи и рисованию «Осенние мотивы» в

средней группе.

Развлечение «Расскажи стишок руками».

Изготовление картотеки «Игры для развития словарного

запаса и грамматического строя речи».

4.

Работа с воспитателями.

Методическая

рекомендация

«Обучаем

дошкольников

среднего возраста связанной речи».

5.

Работа с родителями.

Оформление папки передвижки по теме «Роль сказки в

развитии речи у детей».

Памятка

для

родителей

«Дидактические

игры

для

развития речи».

6.

Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых

столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение

на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете

информации по теме.

7.

Участие

в

конкурсах

профессионального

мастерства.

Участие

в

конкурсах

в

Интернете.

Издательская

деятельность

(публикации

в

специализированных

изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,

размещение

материалов

на

образовательных

сайтах,

помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

НОЯБРЬ

1.

Изучение нормативно-правовой документации.

(Статьи Закона «Об образовании»,

приказы,

письма

разного уровня).

2.

Изучение методической литературы.

«Психоречевая диагностика детей 3-7 лет» Кольцова Е.

Аннотация

на

методическую

П. / Романович О. А.; Учитель. 2012.

«Обучаем дошкольников пересказыванию» Гуськова А.

А.;Сфера, 2014г.

«Развиваем речь ребенка с помощью стихов» Васильева

Е.В.; Сфера, 2013г.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Детский сад от А до Я».

литературу.

3.

Работа с детьми по изученной теме.

Речевые игры по сказкам К.Чуковского.

Изготовление картотеки «Картотеки артикуляционной и

дыхательной гимнастики».

НОД по развитию речи «Гудок».

4.

Работа с воспитателями.

Памятка «Роль дидактической игры в развитии речи

дошкольников».

5.

Работа с родителями.

Консультация «Влияние устного народного творчества на

развитие речи детей».

6.

Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых

столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение

на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете

информации по теме.

7.

Участие

в

конкурсах

профессионального

мастерства.

Участие

в

конкурсах

в

Интернете.

Издательская

деятельность

(публикации

в

специализированных

изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,

размещение

материалов

на

образовательных

сайтах,

помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

ДЕКАБРЬ

1.

Изучение нормативно-правовой документации.

(Статьи Закона «Об образовании»,

приказы,

письма

разного уровня).

2.

Изучение методической литературы.

«Развитие словаря дошкольника в играх» Филимонова

О.Ю.; Детство-Пресс,2013г.

«Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4

лет» Дунаева Н.Ю. / Зяблова С.В.; сфера, 2013г.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Детский сад от А до Я».

Аннотация

на

методическую

литературу.

3.

Работа с детьми по изученной теме.

Тематическое занятие по логоритмике «Как прекрасен этот

мир!»

НОД поЧтение и пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая

рыбка»

Развивать у детей умение слушать текст, пересказывать по

иллюстрациям.

Книга

1

«Дружная

семья»

Стр.16

4.

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Развитие комуникативности у

детей среднего возраста».

5.

Работа с родителями.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики

помогает развивать речь».

6.

Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых

столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение

на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете

информации по теме.

7.

Участие

в

конкурсах

профессионального

мастерства.

Участие

в

конкурсах

в

Интернете.

Издательская

деятельность

(публикации

в

специализированных

изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,

размещение

материалов

на

образовательных

сайтах,

помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

ЯНВАРЬ

1.

Изучение нормативно-правовой документации. (Статьи

Закона «Об образовании», приказы, письма разного

уровня).

2.

Изучение методической литературы.

«Придумай слово. Речевые игры и упражнения для

дошкольников» Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: ТЦ Сфера,

2008.

«Комплексное сопровождение детей 4-5лет с речевыми

нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации,

конспекты

занятий,

лингвистический

материал»

Шерстобитова С. Ю.; Учитель, 2009г.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Детский сад от А до Я».

Аннотация

на

методическую

литературу.

3.

Работа с детьми по изученной теме.

Самостоятельной художественно – речевой деятельности,

для которой создаются необходимые условия (книжный

уголок, подбор иллюстраций и т. д.).

Изготовление настольно-печатных игр, направленных на

формирование грамматического строя речи.

НОД по развитию речи по сказке «Курочка ряба».

4.

Работа с воспитателями.

5.

Работа с родителями.

Памятка

для

родителей

«Роль

заучивания

стихов

наизусть».

Изготовление

папки-передвижки

«Развитие

речевой

активности детей раннего возраста».

6.

Посещение

лекций,

конференций,

семинаров,круглых

столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение

на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете

информации по теме.

7.

Участие

в

конкурсах

профессионального

мастерства.

Участие

в

конкурсах

в

Интернете.

Издательская

деятельность

(публикации

в

специализированных

изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,

размещение

материалов

на

образовательных

сайтах,

помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

ФЕВРАЛЬ

1.

Изучение нормативно-правовой документации.

(Статьи Закона «Об образовании»,

приказы,

письма

разного уровня).

2.

Изучение методической литературы.

«Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с

мячом» Леонова О.А.; Детство-Пресс, 2013г.

«Фольклорный

материал

для

дифференциации

и

автоматизации звуков»

Яковлева Н.Н.;

Детство-Пресс,

2013г.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Детский сад от А до Я».

Аннотация

на

методическую

литературу.

3.

Работа с детьми по изученной теме.

Изготовление пальчикового театра; что позволит детям в

самостоятельной игровой деятельности совершенствовать

связную

речь,

выразительно

передавать

настроение,

характер героя, умение вступать в диалог.

НОД по развитию речи «Любимые игрушки» (по А.Барто)

4.

Работа с воспитателями.

Методическая рекомендация «Нетрадиционные методы

развития речи детей дошкольного возраста»

5.

Работа с родителями.

Консультация

«Формирование связной речи у детей с

общим недоразвитием речи с использованием приемов

наглядного моделирования».

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем

речь».

6.

Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых

столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение

на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете

информации по теме.

7.

Участие

в

конкурсах

профессионального

мастерства.

Участие

в

конкурсах

в

Интернете.

Издательская

деятельность

(публикации

в

специализированных

изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,

размещение

материалов

на

образовательных

сайтах,

помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

МАРТ

1.

Изучение нормативно-правовой документации.

(Статьи Закона «Об образовании»,

приказы,

письма

разного уровня).

2.

Изучение методической литературы.

Аннотация

на

Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в

развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С.102-115.

О.Б. Сизова «Шесть шагов к развитию речи» СПб «КАРО»

2003г.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Детский сад от А до Я».

методическую

литературу.

3.

Работа с детьми по изученной теме.

Картотека игр и упражнений на развитие речевого

дыхания.

НОД по развитию речи. Тема: «Зайчик в гостях у детей»

4.

Работа с воспитателями.

Мастер-класс

«Развитие

речи

дошкольников

через

дидактическую игру в средней группе».

5.

Работа с родителями.

Оформление

папки-передвижки

«Развитие

мелкой

моторики

с

помощью

нетрадиционных

видов

изодеятельности».

6.

Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых

столов, вебинаров, тренингов мастер-классов. Обучение на

курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете

информации по теме.

7.

Участие

в

конкурсах

профессионального

мастерства.

Участие

в

конкурсах

в

Интернете.

Издательская

деятельность

(публикации

в

специализированных

изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,

размещение

материалов

на

образовательных

сайтах,

помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

АПРЕЛЬ

1.

Изучение нормативно-правовой документации.

(Статьи Закона «Об образовании»,

приказы,

письма

разного уровня).

2.

Изучение методической литературы.

Соломенникова, Л. Об использовании наглядности для

формирования

связной

монологической

речи

/

Л.

Соломенникова // Дошкольное воспитание. 1999. №. 4

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Детский сад от А до Я».

Аннотация

на

методическую

литературу.

3.

Работа с детьми по изученной теме.

Досуг

«Солнышко,

нарядись,

красное,

покажись!»

изготовление воспитателем пособий по развитию речи.

4.

Работа с воспитателями.

Доклад

на

тему: "Воспитание

и

развитие

звуковой

культуры речи у детей дошкольного возраста".

5.

Работа с родителями.

Выставка

на

тему:

"Советуем

ознакомиться

с

дидактическими играми и упражнениями по звуковой

культуре речи".

Чаепитие с родителями «Играем вместе с родителями в

занимательные речевые игры».

6.

Посещение лекций, конференций, семинаров,

круглых

столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение

на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете

информации по теме.

7.

Участие

в

конкурсах

профессионального

мастерства.

Участие

в

конкурсах

в

Интернете.

Издательская

деятельность

(публикации

в

специализированных

изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,

размещение

материалов

на

образовательных

сайтах,

помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

МАЙ

1.

Изучение нормативно-правовой документации.

(Статьи Закона «Об образовании»,

приказы,

письма

разного уровня).

2.

Изучение методической литературы.

О.

С.

Ушакова

«Развитие

речи

дошкольников

как

необходимое условие успешного личностного развития».

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Детский сад от А до Я».

Аннотация

на

методическую

литературу.

3.

Работа с детьми по изученной теме.

«Котик на печке песни поёт…» Интегрированное занятие.

Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста.

НОД

по

развитию

речи

по

теме:

«Обучение

рассказыванию. Описание игрушки».

4.

Работа с воспитателями.

Буклет

для

воспитателей

«Особенности

становления

звуковой стороны слов у детей среднего дошкольного

возраста» «Тропинки»

5.

Работа с родителями.

Родительское собрание "Чему научился ребенок в ДОУ".

Ознакомление

родителей

с

результатами

диагностирования по звуковой культуре речи.

Рекомендации по закреплению речевых навыков у детей

на летний период.

6.

Посещение лекций, конференций, семинаров,

круглых

столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. Обучение

на курсах повышения квалификации. Обзор в Интернете

информации по теме.

7.

Участие

в

конкурсах

профессионального

мастерства.

Участие

в

конкурсах

в

Интернете.

Издательская

деятельность

(публикации

в

специализированных

изданиях, статьи в методические журналы, буклеты,

размещение

материалов

на

образовательных

сайтах,

помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

8.

Составить

отчёт

и

презентацию

о

работе

по

самообразованию.



В раздел образования