Напоминание

" Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"


Автор: Ёшина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №191
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

С понятием «мелкая моторика» мы сталкиваемся очень часто. Данное

понятие мы слышим не только от представителей дошкольного образования,

но и от ответственно подходивших родителей к воспитанию своих детей.

Моторика рук- это способность манипулировать мелкими предметами и

выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие

мышцы. Застегивание пуговиц, лепка, игра на музыкальных инструментах,

рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Ранний возраст-это самое

подходящее время для развитие мелкой моторики рук. В этом возрасте

необходимо освоить элементарные упражнения, которые сопровождаются

стихами, музыкой, а также необходимо подключать упражнения для

«самообслуживания» то есть завязывать шнурки, застегивать пуговицы или

молнию. На что влияет мелкая моторика, как и зачем её развивать? Пожалуй,

эти вопросы сегодня волнуют каждого родителя. На кончиках детских

пальцев находятся нервные окончания, которые способствуют передаче

огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие

ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей

интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию

мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а

именно с самого раннего возраста. Все способы развития мелкой моторики

сказывают благотворное воздействие на организм ребенка. Существуют две

значимых моторики, это мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для

развития детей. Мелкая моторика-это точные, хорошо скоординированные

движения пальцами, крупная же- движения тела (корпуса, рук, ног). Развитие

мелкой моторики- процесс сложный и длительный, требующий активного

участия многих педагогических инструментов. Если руки развиты

недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в

развитии ребенка.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум

ребенка находится на кончиках его пальцев!»

Для развития речи и

мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику

пальцев малыша. Занятие и игры, направленные на развитие моторики

кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны.

Рассмотрим некоторые виды упражнений для развития мелкой моторики.

1.Движение кистей и пальцев рук. (пальчиковые игры)

Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более

послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений,

необходимых при рисовании, а затем и при письме. Воспитатели на каждом

занятии проводят с детьми пальчиковые игры, и с каким удовольствием наши

малыши это делают! Им эти занятия доставляют огромное удовольствие.

Ведь пальчиковая игра-это не просто интересно, но это есть отражение в игре

реального мира ребенка - предметов, людей, животных, явлений природы.

Пальчиковые игры- это инсценировка каких-либо рифмованных историй,

сказок при помощи пальцев.

2.Хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно.

Правильно определяет место предмета в пространстве, учитывает форму,

величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, а

большие –двумя руками)

3. Соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две

части одного предмета. (Это могут быть дидактические игрушки матрешки,

пирамидки).

4. Подражание движения рук взрослого: это умение лежит в основе

формирования многих полезных навыков ручных действий.

Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать

огромное множество – причем, из подручных средств:

1. Игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у

симпатичного ёжика. Купите несколько игр: пару раз выполнив задание,

детки с меньшей охотой шнуруют игрушку через неделю;.

2. Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких

движений пальчиками.

3. Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения.

Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто –

все подойдет. Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на

небольшом (детском) гончарном круге.

4. Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей,

составлением узоров и аппликаций.

5. Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди,

веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.

6. Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту

чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если

по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы

принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-

спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор –

мало!).

7. Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой –

сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать

предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому

начинайте с самых простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению

браслетов/фенечек (лет с 4-5).

8. Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем

пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь

размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько

тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие

крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок.

Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.

9. Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были

пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки,

квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая

нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.

10. Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша –

пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так,

чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку.

Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую

емкость, «чтобы кораблик поплыл».

11. Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу

несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как

именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты –

там используются вредные краски.

12. Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных

(безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых

и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).

13. Музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами.

Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать

самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Если кроха

уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию

мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между

основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в

качестве разминок на занятиях. Заданий и упражнений, направленных на

развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если

подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И

главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка,

его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не

сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые

систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно

держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать

ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и

пластилина и так далее. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук,

то будут развиваться речь и мышление ребенка.



В раздел образования