Автор: Муратова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ"ДСКВ 10"
Населённый пункт: г. Всеволожск
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Песочная анимация"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №10»
г. Всеволожска
Консультация для
педагогов
«Развитие творческих способностей у детей
дошкольного возраста через создание
мультфильмов с помощью песочной
анимации».
Подготовила:
педагог
Муратова Н.В.
«Лучшая игрушка для детей – кучка песка»
К. Д. УШИНСКИЙ
В современных условиях образование должно не только видоизменяться в
соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным
процессам. Педагоги постоянно ведут поиски, которые направленны на превращение
образовательного процесса в детском саду в заинтересованное общение ребенка с
взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности.
На данном этапе развития дошкольника художественно-эстетическое развитие
является наиболее актуальным, так как именно в дошкольном возрасте закладывается
фундамент творческой личности. Ведь, как известно, «в творчестве нет правильного пути,
нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Все дети обладают
определенным потенциалом художественного развития, поэтому необходимо создать
условия для раскрытия творческих способностей. Вовремя заметить эти таланты и
постараться как можно раньше дать возможность детям проявить их. Внедрение
Федерального государственного образовательного стандарта дало толчок к поиску
инновационных методов и технологий в работе с дошкольниками.
Одной из таких технологий является мультипликация с помощью песочной анимации
или по-другому рисование песком, песочное искусство (Sand-art). Рисование песком
считается уникальным видом искусства, поскольку объединяет в себе и игру, и полезные
для развития детей занятия, и воспитательные моменты. Песочная анимация отличается
от классического рисования тем, что у детей нет так называемого «страха белого листа»,
ведь «лист» изначально «грязный»: если сделаешь не так, как хотел, все легко можно
исправить. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой
деятельности.
Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то
их трудно переоценить – это и сенсорный материал, предметно-игровая среда, и материал
для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования,
познания. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей
концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации.
Рисование песком считается уникальным видом искусства, поскольку объединяет в
себе и игру, и полезные для развития детей занятия, и воспитательные моменты.
Техника рисования песком позволяет создавать неповторимые образы, развивает
художественное восприятие, окунает в волшебный мир творчества и гармонии. Плюсом
песочного рисования являются уникальные свойства песка - тягучесть, мягкость, приятная
шершавость, - которые действуют на ребенка прямо-таки завораживающе.
Существует два основных вида рисования:
рисование темным по светлому и рисование светлым по темному.
При создании мультфильмов с помощью рисования на песке можно использовать
следующие приемы:
поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и
круговые движения (как машинка, как змейка и т.д.);
проводить разноплановые движения ладонью (ребром);
пройтись ладонями по проложенной трассе, оставляя на ней свои отпечатки рук;
создавать следы отпечатками ладоней, кулачков, ноготков, подушечек пальцев;
создавать пальцами, ребрами ладоней, кулачков, рисовать всевозможные узоры и
формы (дорожки, заборчики, тропинки, горы, ручейки, реки);
использовать дополнительные предметы для изображения предметов и явлений
(звездопад – резиновый колючий мяч, трасса, автобус, дом и т.д. – кирпичики,
тонкие детали – кистью и т.д.);
перетирать его, «солить», сыпать струйкой на стол, на пальчики, на ладонь и т.д.;
рисовать обеими руками сразу.
Техники рисования песком:
вырисовывание;
отпечатывание;
разравнивание;
разгребание песка вокруг;
отсечение лишнего;
высыпание по контуру.
Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.
Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов
восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально - целостного.
В начале использования «Чудо-песочницы» мы проговариваем правила работы с
песком. Их знают и выполняют все дети:
1.Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.
3. У юных художников всегда должны быть чистые ручки и носики.
Свои правила есть и для педагогов:
1) ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать
строгой программе.
2) необходимо создавать пространство для самовыражения, а не устанавливать жесткие
рамки и правила.
3) надо ценить инициативу ребенка и его мнение.
4) важно стимулировать развитие
творческих ситуаций вопросами, а не готовыми
ответами.
5) нужно поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на
поставленные Вами задачи.
Создание мультфильмов в технике песочной анимации способствует успешному
развитию интеллектуальных способностей, тактильно-кинестетической чувствительности,
мелкой моторики. Проговаривая свою историю, ребенок учится формулировать мысли,
развивая речь, находит конструктивные решения; вспоминая сюжет мультика/сказки –
развивает память. Играя с друзьями, ребенок учится взаимодействию, становится
коммуникабельным и уверенным в себе. Играя в песке, дети проявляют уверенность и
любознательность. Песочница привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги.
Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному
творчеству. Отдельно стоит отметить, что при рисовании песком неуверенные в себе, с
низкой самооценкой дети не боятся делать ошибки. Очень полезно рисование песком и
гиперактивным детям. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается. В
процессе работы развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков
саморегуляции.
В ходе работы дети учатся договариваться друг с другом, описывают свои работы,
составляют по ним рассказы, сказки (коммуникация и социализация).
Говоря о результативности, можно отметить следующее:
1. Значительно возрастает активность и самостоятельность в рисовании; у детей
появляется умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои
чувства; снижается уровень тревожности; повышается уровень формирования мелкой
моторики.
2. Происходят качественные изменения и в развитии связной речи (дети стараются чётче
проговаривать слова, в речи появляются сложносочинённые и сложноподчинённые
предложения).
Через
стимулирование
самостоятельности
и
творчества
детей
в
изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком происходит
обогащение словарного запаса.
3. У детей расширяется репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи
(дети могут совместно распределять игровые действия).
4. Песочное рисование способствует развитию графомоторных навыков.
5. Дети учатся передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции
частей, используя разные оттенки света и тени.
6. Дети учатся создавать песочные
картины с учетом ритма, симметрии, у них
формируются композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета
(создание мультипликационных фильмов в технике песочная анимация).
Те формы работы и технологии, которые применяют при рисовании песком,
способствуют не только художественно-эстетическому, но и всестороннему развитию
детей. Ведь помимо приобретения и освоения навыков рисования, песочное творчество
содержит общеразвивающую и психоэмоциональную составляющую.