Автор: Сметанина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №11
Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область
Наименование материала: Стаья
Тема: "Использование метода технологии ТРИЗ - личная аналогия (эмпатия) в социально - коммуникативном развитии детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Сообщение из опыта работы творческой группы:
Тема: «Использование метода технологии ТРИЗ - личная аналогия
(эмпатия) в социально - коммуникативном развитии детей дошкольного
возраста».
Воспитатель МБДОУ д/с №11 высшей квалификационной категории
Сметанина Татьяна Владимировна
Согласно содержанию
ФГОС ДО и современным требованиям, одним из
ведущих приоритетов образования является социально-коммуникативное развитие
детей. Это
очень важно, так как развитие личности, способной к сочувствию,
сопереживанию,
восприятию
эмоциональных
проявлений
других
людей,
обеспечивает успешную ее адаптацию в современном обществе.
Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания детей – научить
ребенка «видеть и чувствовать людей».
Именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы
эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные
пути развития у детей отзывчивости, гуманности.
Реализовать поставленную задачу помогает мне использование в своей работе
метода технологии ТРИЗ «эмпатия».
Эмпатия в переводе с латинского – это
способность человека к сочувствию и
сопереживанию
другим
людям,
к
постижению
их
эмоционального
состояния,
проникновение в их переживания.
•
Суть эмпатии: сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым. В основе
такой работы лежит личностное уподобление (отожествление самого себя с
кем-либо или с чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии).
•
Цель
-
Учить
менять
точку
зрения
на
обычные
объекты
с
помощью
превращения себя в кого - или во что-нибудь в проблемной ситуации.
В своей работе по развитию у детей эмпатии я опираюсь на рекомендаций
А.М. Страунинг.
ТРИЗовцы уделяют большое внимание развитию эмпатии у детей, поскольку
ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания
окружающих
людей,
стремящийся
оказывать
помощь
человеку,
попавшему
в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивности.
В работе по развитию эмпатии у детей я ставлю перед собой следующие задачи:
Сформировать у детей умение отожествление себя с рассматриваемым или
представляемым объектом.
Развивать умение передавать эмоциональное состояние в деятельности.
Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние окружающих.
Существует
множество
способов
и
приемов
развития
эмпатии
у
детей
старшего дошкольного возраста, но, на мой взгляд, наиболее эффективными для
эмоционального развития
детей являются
такие виды деятельности: общение,
игра,
театрализованная
деятельность, в процессе восприятия художественных
произведений.
В процессе общения с детьми необходимо обращать внимание на эмоции близких
людей, друзей. Обсуждать чувства, которые они пережили в связи с теми или иными
событиями в жизни детского сада или семьи.
Учить детей представлять образ того человека, о котором идет речь. Поощрять
желание детей передавать словами свои ощущения и чувства: «Тебе грустно? Мне
кажется, ты скучаешь за ..»
В
театрализованных
играх,
образных
импровизациях побуждать
детей
выразительно
передавать
эмоциональные
состояния
людей в движении, мимике,
словах, интонации.
Сказки, художественные произведения замечательный материал для
развития
эмпатии.
Знакомясь с
персонажами сказок, рассказов дети учатся эмоционально
откликаться на события.
При знакомстве детей с художественными произведениями я обращать внимание
на то, какими словами герои выражают свои чувства.
Предлагаю детям поставить себя на место героя сказки или рассказа.
Учу детей описывать чувства, которые переживает и герой произведения.
ТРИЗовцы
уделяют
большое
внимание
игре,
поскольку
игра
является
универсальным
средством
в социально
–
коммуникативном
развитии
детей
дошкольного возраста. Игра дает детям положительный эмоциональный заряд,
во
время
игры
дети
осваивают
умение
выразительно
и
детально
передавать
разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в
мимике и жестах различные эмоциональные состояния.
Но самое главное то, что в процессе игры у детей формируется понимание того,
что, несмотря на то, что мы все (взрослые и дети) разные,
- нам одинаково плохо, когда мы чувствуем боль,
- нам одинаково хорошо, когда мы смеемся и радуемся.
«Необходимо уделять большое внимание развитию эмпатии у детей, поскольку
ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания
окружающих
людей,
стремящийся
оказывать
помощь
человеку,
попавшему
в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность».
А.М.
Страунинг