Напоминание

"Использование метода технологии ТРИЗ - личная аналогия (эмпатия) в социально - коммуникативном развитии детей дошкольного возраста".


Автор: Сметанина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №11
Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область
Наименование материала: Стаья
Тема: "Использование метода технологии ТРИЗ - личная аналогия (эмпатия) в социально - коммуникативном развитии детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение из опыта работы творческой группы:

Тема: «Использование метода технологии ТРИЗ - личная аналогия

(эмпатия) в социально - коммуникативном развитии детей дошкольного

возраста».

Воспитатель МБДОУ д/с №11 высшей квалификационной категории

Сметанина Татьяна Владимировна

Согласно содержанию

ФГОС ДО и современным требованиям, одним из

ведущих приоритетов образования является социально-коммуникативное развитие

детей. Это

очень важно, так как развитие личности, способной к сочувствию,

сопереживанию,

восприятию

эмоциональных

проявлений

других

людей,

обеспечивает успешную ее адаптацию в современном обществе.

Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания детей – научить

ребенка «видеть и чувствовать людей».

Именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы

эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные

пути развития у детей отзывчивости, гуманности.

Реализовать поставленную задачу помогает мне использование в своей работе

метода технологии ТРИЗ «эмпатия».

Эмпатия в переводе с латинского – это

способность человека к сочувствию и

сопереживанию

другим

людям,

к

постижению

их

эмоционального

состояния,

проникновение в их переживания.

Суть эмпатии: сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым. В основе

такой работы лежит личностное уподобление (отожествление самого себя с

кем-либо или с чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии).

Цель

-

Учить

менять

точку

зрения

на

обычные

объекты

с

помощью

превращения себя в кого - или во что-нибудь в проблемной ситуации.

В своей работе по развитию у детей эмпатии я опираюсь на рекомендаций

А.М. Страунинг.

ТРИЗовцы уделяют большое внимание развитию эмпатии у детей, поскольку

ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания

окружающих

людей,

стремящийся

оказывать

помощь

человеку,

попавшему

в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивности.

В работе по развитию эмпатии у детей я ставлю перед собой следующие задачи:

Сформировать у детей умение отожествление себя с рассматриваемым или

представляемым объектом.

Развивать умение передавать эмоциональное состояние в деятельности.

Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние окружающих.

Существует

множество

способов

и

приемов

развития

эмпатии

у

детей

старшего дошкольного возраста, но, на мой взгляд, наиболее эффективными для

эмоционального развития

детей являются

такие виды деятельности: общение,

игра,

театрализованная

деятельность, в процессе восприятия художественных

произведений.

В процессе общения с детьми необходимо обращать внимание на эмоции близких

людей, друзей. Обсуждать чувства, которые они пережили в связи с теми или иными

событиями в жизни детского сада или семьи.

Учить детей представлять образ того человека, о котором идет речь. Поощрять

желание детей передавать словами свои ощущения и чувства: «Тебе грустно? Мне

кажется, ты скучаешь за ..»

В

театрализованных

играх,

образных

импровизациях побуждать

детей

выразительно

передавать

эмоциональные

состояния

людей в движении, мимике,

словах, интонации.

Сказки, художественные произведения замечательный материал для

развития

эмпатии.

Знакомясь с

персонажами сказок, рассказов дети учатся эмоционально

откликаться на события.

При знакомстве детей с художественными произведениями я обращать внимание

на то, какими словами герои выражают свои чувства.

Предлагаю детям поставить себя на место героя сказки или рассказа.

Учу детей описывать чувства, которые переживает и герой произведения.

ТРИЗовцы

уделяют

большое

внимание

игре,

поскольку

игра

является

универсальным

средством

в социально

коммуникативном

развитии

детей

дошкольного возраста. Игра дает детям положительный эмоциональный заряд,

во

время

игры

дети

осваивают

умение

выразительно

и

детально

передавать

разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в

мимике и жестах различные эмоциональные состояния.

Но самое главное то, что в процессе игры у детей формируется понимание того,

что, несмотря на то, что мы все (взрослые и дети) разные,

- нам одинаково плохо, когда мы чувствуем боль,

- нам одинаково хорошо, когда мы смеемся и радуемся.

«Необходимо уделять большое внимание развитию эмпатии у детей, поскольку

ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания

окружающих

людей,

стремящийся

оказывать

помощь

человеку,

попавшему

в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность».

А.М.

Страунинг



В раздел образования