Автор: Черных Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №144 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Представление об ученическом коллективе
Раздел: начальное образование
Представление об ученическом коллективе
Люди вместе могут совершить то, чего не в силах
сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение
их сил может стать почти всемогущим.
Важным
периодом
становления
личности
ребёнка
являются
школьные годы. Большое значение для формирования личности в это время
играет коллектив. Он складывается и развивается в процессе совместной
деятельности и общения своих участников, между которыми возникает
система
межличностных,
деловых
и
эмоционально-психологических
отношений. Коллектив – социальная группа, объединённая на основе
общественно-значимых целей, общих ценностных ориентирах и совместной
деятельности.
Представление об ученическом коллективе сложились под влиянием
таких выдающихся педагогов, как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С.
Макаренко, Н.И. Пирогов, А.В. Сухомлинский и многих других.
Коллектив
по
Сухомлинскому –
это
содружество
воспитателя
и
учащихся,
содружество
гражданское,
творческое,
трудовое,
в
которое
каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни, и из которого
каждый что-то берёт для полноты своей личной духовной жизни.
Константин Дмитриевич Ушинский высказывался о таких условиях,
существования коллектива, как:
1)
стабильный
состав
класса
(данный
критерий
способствует
возникновению более развитых взаимоотношений);
2)
проведение занятий строго по времени и расписанию (воспитывает
организованность коллектива);
3)
занятия с отдельными учащимися и целым классом (подразумевало
признание не только отдельного ученика, но и всего класса в роли
объекта процесса обучения).
Что же касается состава ученического коллектива, он высказывался за
обязательное школьное образование для всех.
Антон
Семёнович
Макаренко
выделил
следующие
признаки
коллектива:
общественно ценные цели;
совместная деятельность по их достижению;
отношения взаимной ответственности;
организация органов самоуправления;
направленность деятельности на общую пользу.
Он также выделил три стадии развития коллектива:
I.
Становление коллектива.
II.
Переход к самоуправлению.
III.
Период расцвета колектива.
Во время стадии первоначального сплочения коллектив представляет
собой цель воспитательных усилий педагога, стремящегося превратить
организованную
группу
детей
в
коллектив.
Коордитнатор –
классный
руководитель, от которого исходят все условия. Они должны быть четкими,
ясными,
предъявляться
последовательно,
доброжелательно.
В
новоиспечённом
коллективе
создается
атмосфера
взаимопонимания
и
радости в достижении пока еще небольших целей совместной деятельности.
Данный этап считается завершенным, когда в коллективе выделился и
заработал
актив,
ученики
сплотились
на
основе
общей
цели,
общей
деятельности, общей организации.
Следующий этап развития коллектива наступает тогда, когда уже
созданы
органы
коллектива
и
он
переходит
к
самоуправлению.
Особенность, характерная для этого этапа заключается в том, что вместе с
учителем
организаторские
функции
выполняют
постоянные
органы
коллектива. Для детей младшего школьного возраста этот этап развития
характеризуется
частичной
самостоятельностью
в
выполнении
организаторских ролей; органы самоуправления осуществляют руководство
при непосредственном контроле и помощи со стороны учителя. Актив
класса
поддерживает указания
и
требования учителя,
предъявляет эти
требования к своим товарищам; школьники учатся разнообразным способам
самоуправления. Ценность стадии состоит в том, что между обучающимися
устанавливаются коллективные отношения, а у основной части школьников
формируются устойчивые интересы к коллективной деятельности.
В
период
расцвета
коллектива
все
его
участники
добровольно
участвуют
во
всех
видах
деятельности,
все
являются
активистами.
В
коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется общественное
мнение,
которое
отражает
взгляды
и
требования
большинства
членов
коллектива. Благодаря общественному мнению коллектив, ориентируясь на
моральные
требования
нашего
общества,
предъявляет
требования
к
отдельным личностям. На третьем этапе развития коллектива изменяются и
мотивы деятельности, создаются условия для подлинного развития каждой
индивидуальности, каждого ребёнка. Позиция организатора коллектива
(классного
руководителя)
заключается
здесь
в
распределении
и
разграничении отношений в коллективе, в изучении жизненной позиции
каждого школьника.
В
формировании
коллектива
большую
роль
играет
игра,
которая
занимает
существенное
место
в
жизни
ребенка
наряду
с
учебной
деятельностью.
Игровые формы работы позволяют проявить и сформировать такие
человеческие качества учеников, как взаимопомощь, стремление к новым
открытиям, коммуникабельность, способность принимать конструктивные
решения, неконфликтность. В игровой деятельности младшие школьники
легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости,
совместимости,
партнерства,
дружбы,
а
также
навык
ориентации
в
собственных поступках и в поведении других.
Процесс развития коллектива очень сложен, и в реальной жизни чаще
всего
нельзя
увидеть
резких
границ
между
стадиями
его
развития.
Управление
коллективом
представляет
собой
совокупность
трёх
взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления
и саморегуляции.