Напоминание

Представление об ученическом коллективе


Автор: Черных Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №144 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Представление об ученическом коллективе
Раздел: начальное образование





Назад




Представление об ученическом коллективе

Люди вместе могут совершить то, чего не в силах

сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение

их сил может стать почти всемогущим.

Важным

периодом

становления

личности

ребёнка

являются

школьные годы. Большое значение для формирования личности в это время

играет коллектив. Он складывается и развивается в процессе совместной

деятельности и общения своих участников, между которыми возникает

система

межличностных,

деловых

и

эмоционально-психологических

отношений. Коллектив – социальная группа, объединённая на основе

общественно-значимых целей, общих ценностных ориентирах и совместной

деятельности.

Представление об ученическом коллективе сложились под влиянием

таких выдающихся педагогов, как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С.

Макаренко, Н.И. Пирогов, А.В. Сухомлинский и многих других.

Коллектив

по

Сухомлинскому –

это

содружество

воспитателя

и

учащихся,

содружество

гражданское,

творческое,

трудовое,

в

которое

каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни, и из которого

каждый что-то берёт для полноты своей личной духовной жизни.

Константин Дмитриевич Ушинский высказывался о таких условиях,

существования коллектива, как:

1)

стабильный

состав

класса

(данный

критерий

способствует

возникновению более развитых взаимоотношений);

2)

проведение занятий строго по времени и расписанию (воспитывает

организованность коллектива);

3)

занятия с отдельными учащимися и целым классом (подразумевало

признание не только отдельного ученика, но и всего класса в роли

объекта процесса обучения).

Что же касается состава ученического коллектива, он высказывался за

обязательное школьное образование для всех.

Антон

Семёнович

Макаренко

выделил

следующие

признаки

коллектива:

общественно ценные цели;

совместная деятельность по их достижению;

отношения взаимной ответственности;

организация органов самоуправления;

направленность деятельности на общую пользу.

Он также выделил три стадии развития коллектива:

I.

Становление коллектива.

II.

Переход к самоуправлению.

III.

Период расцвета колектива.

Во время стадии первоначального сплочения коллектив представляет

собой цель воспитательных усилий педагога, стремящегося превратить

организованную

группу

детей

в

коллектив.

Коордитнатор –

классный

руководитель, от которого исходят все условия. Они должны быть четкими,

ясными,

предъявляться

последовательно,

доброжелательно.

В

новоиспечённом

коллективе

создается

атмосфера

взаимопонимания

и

радости в достижении пока еще небольших целей совместной деятельности.

Данный этап считается завершенным, когда в коллективе выделился и

заработал

актив,

ученики

сплотились

на

основе

общей

цели,

общей

деятельности, общей организации.

Следующий этап развития коллектива наступает тогда, когда уже

созданы

органы

коллектива

и

он

переходит

к

самоуправлению.

Особенность, характерная для этого этапа заключается в том, что вместе с

учителем

организаторские

функции

выполняют

постоянные

органы

коллектива. Для детей младшего школьного возраста этот этап развития

характеризуется

частичной

самостоятельностью

в

выполнении

организаторских ролей; органы самоуправления осуществляют руководство

при непосредственном контроле и помощи со стороны учителя. Актив

класса

поддерживает указания

и

требования учителя,

предъявляет эти

требования к своим товарищам; школьники учатся разнообразным способам

самоуправления. Ценность стадии состоит в том, что между обучающимися

устанавливаются коллективные отношения, а у основной части школьников

формируются устойчивые интересы к коллективной деятельности.

В

период

расцвета

коллектива

все

его

участники

добровольно

участвуют

во

всех

видах

деятельности,

все

являются

активистами.

В

коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется общественное

мнение,

которое

отражает

взгляды

и

требования

большинства

членов

коллектива. Благодаря общественному мнению коллектив, ориентируясь на

моральные

требования

нашего

общества,

предъявляет

требования

к

отдельным личностям. На третьем этапе развития коллектива изменяются и

мотивы деятельности, создаются условия для подлинного развития каждой

индивидуальности, каждого ребёнка. Позиция организатора коллектива

(классного

руководителя)

заключается

здесь

в

распределении

и

разграничении отношений в коллективе, в изучении жизненной позиции

каждого школьника.

В

формировании

коллектива

большую

роль

играет

игра,

которая

занимает

существенное

место

в

жизни

ребенка

наряду

с

учебной

деятельностью.

Игровые формы работы позволяют проявить и сформировать такие

человеческие качества учеников, как взаимопомощь, стремление к новым

открытиям, коммуникабельность, способность принимать конструктивные

решения, неконфликтность. В игровой деятельности младшие школьники

легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости,

совместимости,

партнерства,

дружбы,

а

также

навык

ориентации

в

собственных поступках и в поведении других.

Процесс развития коллектива очень сложен, и в реальной жизни чаще

всего

нельзя

увидеть

резких

границ

между

стадиями

его

развития.

Управление

коллективом

представляет

собой

совокупность

трёх

взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления

и саморегуляции.



В раздел образования