Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья"
Населённый пункт: г.Уфы Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль родителей в воспитании и развитии детей."
Раздел: дополнительное образование
Роль родителей в воспитании и развитии детей.
Ахуньянова А.А., г. Уфа
В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример
взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и
обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и
духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как
формировать положительные черты и качества человека, так и быть
источником
его
будущих
проблем
в
общении,
самореализации,
самооценке.
Чтобы
этого
не
произошло,
семья
должна
со
всей
ответственностью подходить к воспитанию будущей личности. При этом
особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания,
доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и
заботу,
быть
внимательными
и
сопереживающими.
Отсутствие
эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие
последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в
себе у детей и подростков. Отсутствие материальных средств отражается
на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням,
приводит к ослаблению их организма, истощению. Социальная и
психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к
жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности членов семьи.
Роль родителей в воспитании гармоничной личности неизмерима.
Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми
значимыми воспитателями в жизни маленького человека. При этом
воспитание начинается задолго до того, как ребенок услышит от взрослых
первое «нельзя» или первое «ты должен». С самого раннего возраста кроха
впитывает, словно губка, все, что видит вокруг себя: запоминает матрицу
родительского примера. Поэтому так важно, каким он будет, этот пример.
Все социальные проблемы, с которыми связана семья, усугубляют
внутрисемейные проблемы, асоциальное поведение взрослых членов семьи
ведет к подростковой преступности, раннему материнству, детской,
подростковой наркомании, алкоголизму. Если в проблемной ситуации
подросток
действует
самостоятельно,
а
родители
являются
его
наставниками, он приобретает опыт, который способствует его развитию.
Родители, выступая в роли координаторов, направляют это развитие,
создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы,
а также организовывают ему психологическую поддержку в семье.
Взаимодействие родителей с педагогами, психологом и социальным
педагогом школы особенно актуально в настоящее время.
Педагоги,
взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет
подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя
помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше
учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.