Автор: Валентина Юрьевна Швецова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Лучик"
Населённый пункт: р.п. Солнечный ,Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Современные требования к математическому развитию детей
дошкольного возраста»
В современных условиях значительно повышаются требования к
профессиональной подготовке воспитателя, к осознанию им сути математического
развития дошкольников, пониманию качественных изменений в личности ребенка,
происходящих под влиянием обучения и воспитания. Обучение только тогда будет
эффективно, когда учитываются не только возрастные, но и индивидуальные
особенности детей.
ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная
программа дошкольного образования должна обеспечивать
познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает
формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.).
Современное состояние математического развития
дошкольников предусматривается в разных программах. Одна из них - программа
"От рождения до школы". В содержании образовательной области
"Познавательное развитие", направленной на достижение целей развития у
детей познавательных интересов, интеллектуального развития есть
раздел «Формирование элементарных математических представлений»,который
включает в себя:
• Количество и счет
• Величина
• Форма
• Ориентировка в пространстве
• Ориентировка во времени.
Понятие
«развитие математических способностей»
является довольно сложным,
комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и
взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени,
количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у
ребенка
«житейских»
и
«научных»
понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные
изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в
результате формирования элементарных математических представлений и
связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый
компонент в формировании
«картины мира»
ребенка.
Современные требования к математическому развитию детей - это
развитие познавательных интересов;
интеллектуального развития; развитие исследовательской деятельности
ребенка; развитие умения анализировать; развитие умения устанавливать
ассоциативные связи; развитие логического мышления, а именно умения
устанавливать простейшие закономерности; формирование предпосылок учебной
деятельности.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее
значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием
математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации
производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое
другое предполагает наличие у специалистов
большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и
последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в
детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки
полноценной логической аргументации окружающего. Опыт
обучения свидетельствует о том, что развитию логического
мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение
начальной математики. Для математического стиля мышления характерны
четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение
пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается
содержание обучения математике в школе и детском саду. Важно правильно
использовать приемы по ФЭМП
-Демонстрация
(обычно используется при сообщении новых знаний)
. -
Инструкция
(используется при подготовке к самостоятельной работе)
.
-Пояснение, указание, разъяснение
(используются для предотвращения,
выявления и устранения ошибок)
.
-Вопросы к детям.
-Словесные отчеты детей.
-Предметно-практические и умственные действия.
-Контроль и оценка
Требованияк вопросам воспитателя: точность, конкретность, лаконизм;
логическая последовательность; разнообразие формулировок; небольшое, но
достаточное количество; избегать подсказывающих вопросов; умело пользоваться
дополнительными вопросами; давать детям время на обдумывание.
Требования к ответам детей:
краткие или полные в зависимости от характера вопроса; самостоятельные и
осознанные; точные, ясные; достаточно громкие; грамматически правильные.
Что делать, если ребенок отвечает неправильно? В младших группах необходимо
исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших —
можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего.
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но
и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно
получать знания и использовать их в жизни. Знания в области математики должны
усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться
эталонами (формы, величины и др., рациональными способами действия
(счета,
измерения, вычислений и др.)
.
Учитывая незначительный опыт детей,обучение идет преимущественно
индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные
знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо
использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его
применение, конкретизация и анализ.
Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического
развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики,
психологические особенности развития математических представлений детей и
методику работы.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игре отводится
большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Формированию у ребенка математических представлений способствует
использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает
новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия,
внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на
умственное развитие дошкольника в целом.
Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в
деятельность сравнения, счета, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.
д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку.
Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития,
способствует получению результата.
Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к
умственному труду. Например, игры из серии: "Логические кубики", "Уголки",
"Составь куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб-хамелеон" и
другие.
Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить
анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить
связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К
дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся
логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера,
модели и другие.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и
способностей:
- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами;
- выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности
чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к
творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или
выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со
взрослыми, сверстниками по поводу содержания
игрового
(практического)
действия.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть
успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам
школьной программы
(счету, вычислениям и т. п.)
. Не следует думать,
что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или
отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество
исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и
нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой
области весьма скромны).
Логические игры математического содержания воспитывают
у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и
умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,
характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес
у детей. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической
задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что
такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения
необходимо понять, в чем тут хитрость.
Таким образом, в дошкольном возрасте можно оказать значимое влияние
на развитие математических способностей ребёнка. Даже если ребенок не станет
непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у
него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть
все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.