Напоминание

"Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста"


Автор: Валентина Юрьевна Швецова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Лучик"
Населённый пункт: р.п. Солнечный ,Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные требования к математическому развитию детей

дошкольного возраста»

В современных условиях значительно повышаются требования к

профессиональной подготовке воспитателя, к осознанию им сути математического

развития дошкольников, пониманию качественных изменений в личности ребенка,

происходящих под влиянием обучения и воспитания. Обучение только тогда будет

эффективно, когда учитываются не только возрастные, но и индивидуальные

особенности детей.

ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная

программа дошкольного образования должна обеспечивать

познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает

формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,

количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,

причинах и следствиях и др.).

Современное состояние математического развития

дошкольников предусматривается в разных программах. Одна из них - программа

"От рождения до школы". В содержании образовательной области

"Познавательное развитие", направленной на достижение целей развития у

детей познавательных интересов, интеллектуального развития есть

раздел «Формирование элементарных математических представлений»,который

включает в себя:

• Количество и счет

• Величина

• Форма

• Ориентировка в пространстве

• Ориентировка во времени.

Понятие

«развитие математических способностей»

является довольно сложным,

комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и

взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени,

количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у

ребенка

«житейских»

и

«научных»

понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные

изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в

результате формирования элементарных математических представлений и

связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый

компонент в формировании

«картины мира»

ребенка.

Современные требования к математическому развитию детей - это

развитие познавательных интересов;

интеллектуального развития; развитие исследовательской деятельности

ребенка; развитие умения анализировать; развитие умения устанавливать

ассоциативные связи; развитие логического мышления, а именно умения

устанавливать простейшие закономерности; формирование предпосылок учебной

деятельности.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее

значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием

математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации

производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое

другое предполагает наличие у специалистов

большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и

последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в

детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки

полноценной логической аргументации окружающего. Опыт

обучения свидетельствует о том, что развитию логического

мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение

начальной математики. Для математического стиля мышления характерны

четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение

пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается

содержание обучения математике в школе и детском саду. Важно правильно

использовать приемы по ФЭМП

-Демонстрация

(обычно используется при сообщении новых знаний)

. -

Инструкция

(используется при подготовке к самостоятельной работе)

.

-Пояснение, указание, разъяснение

(используются для предотвращения,

выявления и устранения ошибок)

.

-Вопросы к детям.

-Словесные отчеты детей.

-Предметно-практические и умственные действия.

-Контроль и оценка

Требованияк вопросам воспитателя: точность, конкретность, лаконизм;

логическая последовательность; разнообразие формулировок; небольшое, но

достаточное количество; избегать подсказывающих вопросов; умело пользоваться

дополнительными вопросами; давать детям время на обдумывание.

Требования к ответам детей:

краткие или полные в зависимости от характера вопроса; самостоятельные и

осознанные; точные, ясные; достаточно громкие; грамматически правильные.

Что делать, если ребенок отвечает неправильно? В младших группах необходимо

исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших —

можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но

и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно

получать знания и использовать их в жизни. Знания в области математики должны

усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться

эталонами (формы, величины и др., рациональными способами действия

(счета,

измерения, вычислений и др.)

.

Учитывая незначительный опыт детей,обучение идет преимущественно

индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные

знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо

использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его

применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического

развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики,

психологические особенности развития математических представлений детей и

методику работы.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игре отводится

большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Формированию у ребенка математических представлений способствует

использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает

новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия,

внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на

умственное развитие дошкольника в целом.

Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в

деятельность сравнения, счета, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.

д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку.

Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития,

способствует получению результата.

Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к

умственному труду. Например, игры из серии: "Логические кубики", "Уголки",

"Составь куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб-хамелеон" и

другие.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить

анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить

связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К

дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся

логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера,

модели и другие.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и

способностей:

- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами;

- выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности

чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к

творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или

выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со

взрослыми, сверстниками по поводу содержания

игрового

(практического)

действия.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть

успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам

школьной программы

(счету, вычислениям и т. п.)

. Не следует думать,

что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или

отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество

исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и

нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой

области весьма скромны).

Логические игры математического содержания воспитывают

у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и

умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,

характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес

у детей. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической

задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что

такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения

необходимо понять, в чем тут хитрость.

Таким образом, в дошкольном возрасте можно оказать значимое влияние

на развитие математических способностей ребёнка. Даже если ребенок не станет

непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у

него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть

все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.



В раздел образования