Автор: Агутина Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Родничок"
Населённый пункт: город Обь, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 1 «Родничок»
Фотоотчет по самообразованию
«Сохранение и укрепление здоровья детей
посредством
здоровьесберегающих технологий»
Выполнил: Агутина Любовь Васильевна
воспитатель
2020-2021 год
Актуальность
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям
совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не
знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Януш Корчак
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к
приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна
и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как
привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность?
Когда это надо начинать?
Уже
сейчас!
Ведь
дошкольный
возраст
является
решающим
в
формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до
семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных
систем организма, закладываются основные черты личности, формируется
характер.
Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится
эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей на всех этапах
обучения и развития. Изучению этого вопроса посвящен объемный модуль по
самообразованию.
Целью работы над темой стало создание условий для формирования основ
ЗОЖ и полноценного развития личности ребенка раннего возраста посредством
внедрения здоровьесберегающих технологий.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
-
создать
условия
для
охраны
и
укрепления
здоровья
детей,
совершенствования их физического развития, повышения сопротивляемости
защитных свойств организма;
- формировать у детей и родителей осознанное отношение к своему
здоровью;
-
способствовать
повышению
эффективности
процесса
обучения
посредством использования здоровьесберегающих технологий.
Развивающие:
- развивать физические качества детей дошкольного возраста;
- развивать умение избегать ситуаций, опасных для здоровья.
Воспитательные:
- пропагандировать здоровый образ жизни среди детей, родителей и
педагогов.
Организация работы над темой
Началу
работы
над
темой
предшествовала
достаточна
объемная
предварительная работа. Была изучена методическая литература по теме.
Был проведен мониторинг уровня заболеваемости воспитанников. В
основу легли данные табелей посещаемости.
Результаты мониторинга отображены в диаграмме, по которой видно, что
уровень заболеваемости у детей преимущественно высокий.
Высокий
Средний
Низкий
0
20
40
60
80
Результат мониторинга на начало учебного года.
Кроме того, была проведена антропометрия, изучены медицинские карты
воспитанников. Таким образом, группу посещают дети:
I группа здоровья - 7человек.
II группа здоровья -7человек.
III группа здоровья-4человека.
Для
обеспечения
систематической
работы
мною
был
составлен
перспективный план деятельности.
Успех достижения положительных результатов во многом зависит от того,
какие формы
и методы использует
педагог,
чтобы донести до детей
определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Так, приобщение детей моей группы к основам ЗОЖ проходила в форме:
- организованной образовательной деятельности;
- совместной организованной деятельности;
- индивидуальной работы;
- самостоятельной деятельности детей.
Методы и приемы, использованные мной:
- беседа;
- проблемная ситуация;
- игровые упражнения;
- дидактические игры.
В работу с детьми были введены следующие здоровьесберегающие технологии:
-сказкотерапия;
-музыкотерапия;
-игровой массаж;
-дыхательная гимнастика;
-ароматерапия;
-комплексы упражнений с массажными мячами, для профилактики
плоскостопия, для профилактики плоскостопия;
-закаливание.
Дыхательная гимнастика
«Пушинки»
На ладошку кладем кусочек ваты. Каждый дует на свою ладошку так,
чтобы «снежинка» полетела. Победит тот, у кого она дольше продержится в
воздухе.
«Надуй шарик»
Постепенно надуваем шарик, а потом сдуваем его.
Игра «Хоккеисты» (развитие речевого дыхания)
Зрительная гимнастика
В настоящее время нетрадиционные формы и методы работы с детьми
привлекают все больше внимания. В своей работе по самообразованию я
применила Су-Джок терапию.
Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Массаж кольцом-пружинкой:
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка
Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка,
А вот этот пальчик — Я, Вот и вся моя семья. (надеваем кольцо Су-
Джок на пальцы поочередно и прокатываем кольцо вниз-вверх)
Ходьба по массажным коврикам- профилактика плоскостопия.
С детьми был проведен спортивный досуг «Не болей-ка»
Спортивный досуг «Вот такие мы большие»
Совместно с родителями был пополнен центр физического воспитания:
появились
шарики
Су-Джок,
массажные
коврики
(для
профилактики
плоскостопия), массажные мешочки, массажные мячики, шарики для сухого
бассейна.
Был подобран и изготовлен материал для развития дыхательного аппарата,
развития мелкой моторики, профилактики плоскостопия.
Большое
внимание
уделялось
и
формированию
КГН.
Культурно-
гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения.
Привитые в детстве, эти навыки приносят человеку огромную пользу в течении
всей его последующей жизни, а также отчасти определяют отношение к
здоровому образу жизни.
Ни для кого не секрет, что здоровье начинается с семьи, поэтому активная
работа по воспитанию основ ЗОЖ велась с родителями воспитанников.
В начале года было проведено анкетирование
«Здоровый
образ
жизни
моей семьи», по результатам которого лишь 24% соблюдают правила ЗОЖ,
остальные 76% знакомы с ними, но не применяют на практике. Нашей задачей
стала активная пропаганда ЗОЖ в виде наглядной информации, индивидуальных
и групповых консультаций, совместных мероприятий по здоровьесбережению.
Также была подготовлена наглядная информация, а именно:
Оформлены памятки: «Формирование здорового образа жизни у
детей», «Здоровые зубы – здоровью любы»;
Папка – передвижка «10 заповедей здоровья»;
Подготовлены рекомендации для родителей по ароматерапии;
Организовано родительское собрание «Здоровый образ жизни-
основа развития ребенка», мастер-класс «Использование Су-Джок терапии для
сохранения и укрепления здоровья детей».
Результат работы над темой
По результатам контрольного мониторинга были выявлены следующие
данные:
Высокий
Средний
Низкий
0
10
20
30
40
50
60
Результат мониторинга на конец учебного года.
Активная работа по формированию основ ЗОЖ, а именно: увеличение
количества ООД на тему сохранения здоровья, регулярное применение в работе
динамических
пауз,
различных
видов
гимнастик,
обучение
техникам
самомассажа, закрепление материала в играх и решении проблемных ситуаций,
активная работа с родителями - позволили снизить уровень заболеваемости
воспитанников на 15% по сравнению началом года.
Таким образом, задачи, поставленные в начале учебного года, решены.
Полученный результат доказал, что именно систематическая совместная
работа детского сада и семьи, внедрение здоровьесберегающих технологий во
все сферы деятельности помогут снизить порог заболеваемости детей и
вырастить здоровое потомство.
Перспективы на будущий год
Подводя итоги работы над темой, принято решение в дальнейшем
продолжать изучение данного направления с воспитанниками.
По результатам углубленного изучения темы по самообразованию можно
сделать
вывод
о
том,
что
внедрение
здоровьесберегающих
технологий
способствует воспитанию интереса детей к процессу обучения, повышает
познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное
самочувствие и здоровье детей.
Список используемой литературы
1.
Ахутина
Т.В.
Здоровьесберегающие
технологии
обучения:
индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
С.21 – 28.
2.
Береснёва, З.И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый
малыш». М. Творческий Центр Сфера, 2005г.- 31с.
3.
Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-здоровительной
работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. - 112с.
4.
Мартынов
С.М.
Здоровье
ребенка
в
ваших
руках.
-
М.:Просвещение.-1999.-221с.
5.
Терновская, С.А. Теплякова, Л.А. Создание здоровьесберегающей
образовательной
среды
в
дошкольном
образовательном
учреждении
//
Методист. - 2005. - №4. - С.61-65.
6.
Яковлева Т.С. Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в
детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г.-136с.
7.
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном
процессе.