Напоминание

«Сохранение и укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий»


Автор: Агутина Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Родничок"
Населённый пункт: город Обь, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 1 «Родничок»

Фотоотчет по самообразованию

«Сохранение и укрепление здоровья детей

посредством

здоровьесберегающих технологий»

Выполнил: Агутина Любовь Васильевна

воспитатель

2020-2021 год

Актуальность

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям

совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не

знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Януш Корчак

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к

приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и

психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна

и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как

привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность?

Когда это надо начинать?

Уже

сейчас!

Ведь

дошкольный

возраст

является

решающим

в

формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до

семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных

систем организма, закладываются основные черты личности, формируется

характер.

Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится

эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей на всех этапах

обучения и развития. Изучению этого вопроса посвящен объемный модуль по

самообразованию.

Целью работы над темой стало создание условий для формирования основ

ЗОЖ и полноценного развития личности ребенка раннего возраста посредством

внедрения здоровьесберегающих технологий.

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

-

создать

условия

для

охраны

и

укрепления

здоровья

детей,

совершенствования их физического развития, повышения сопротивляемости

защитных свойств организма;

- формировать у детей и родителей осознанное отношение к своему

здоровью;

-

способствовать

повышению

эффективности

процесса

обучения

посредством использования здоровьесберегающих технологий.

Развивающие:

- развивать физические качества детей дошкольного возраста;

- развивать умение избегать ситуаций, опасных для здоровья.

Воспитательные:

- пропагандировать здоровый образ жизни среди детей, родителей и

педагогов.

Организация работы над темой

Началу

работы

над

темой

предшествовала

достаточна

объемная

предварительная работа. Была изучена методическая литература по теме.

Был проведен мониторинг уровня заболеваемости воспитанников. В

основу легли данные табелей посещаемости.

Результаты мониторинга отображены в диаграмме, по которой видно, что

уровень заболеваемости у детей преимущественно высокий.

Высокий

Средний

Низкий

0

20

40

60

80

Результат мониторинга на начало учебного года.

Кроме того, была проведена антропометрия, изучены медицинские карты

воспитанников. Таким образом, группу посещают дети:

I группа здоровья - 7человек.

II группа здоровья -7человек.

III группа здоровья-4человека.

Для

обеспечения

систематической

работы

мною

был

составлен

перспективный план деятельности.

Успех достижения положительных результатов во многом зависит от того,

какие формы

и методы использует

педагог,

чтобы донести до детей

определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Так, приобщение детей моей группы к основам ЗОЖ проходила в форме:

- организованной образовательной деятельности;

- совместной организованной деятельности;

- индивидуальной работы;

- самостоятельной деятельности детей.

Методы и приемы, использованные мной:

- беседа;

- проблемная ситуация;

- игровые упражнения;

- дидактические игры.

В работу с детьми были введены следующие здоровьесберегающие технологии:

-сказкотерапия;

-музыкотерапия;

-игровой массаж;

-дыхательная гимнастика;

-ароматерапия;

-комплексы упражнений с массажными мячами, для профилактики

плоскостопия, для профилактики плоскостопия;

-закаливание.

Дыхательная гимнастика

«Пушинки»

На ладошку кладем кусочек ваты. Каждый дует на свою ладошку так,

чтобы «снежинка» полетела. Победит тот, у кого она дольше продержится в

воздухе.

«Надуй шарик»

Постепенно надуваем шарик, а потом сдуваем его.

Игра «Хоккеисты» (развитие речевого дыхания)

Зрительная гимнастика

В настоящее время нетрадиционные формы и методы работы с детьми

привлекают все больше внимания. В своей работе по самообразованию я

применила Су-Джок терапию.

Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

Массаж кольцом-пружинкой:

Пальчиковая игра «Семья»

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка

Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка,

А вот этот пальчик — Я, Вот и вся моя семья. (надеваем кольцо Су-

Джок на пальцы поочередно и прокатываем кольцо вниз-вверх)

Ходьба по массажным коврикам- профилактика плоскостопия.

С детьми был проведен спортивный досуг «Не болей-ка»

Спортивный досуг «Вот такие мы большие»

Совместно с родителями был пополнен центр физического воспитания:

появились

шарики

Су-Джок,

массажные

коврики

(для

профилактики

плоскостопия), массажные мешочки, массажные мячики, шарики для сухого

бассейна.

Был подобран и изготовлен материал для развития дыхательного аппарата,

развития мелкой моторики, профилактики плоскостопия.

Большое

внимание

уделялось

и

формированию

КГН.

Культурно-

гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения.

Привитые в детстве, эти навыки приносят человеку огромную пользу в течении

всей его последующей жизни, а также отчасти определяют отношение к

здоровому образу жизни.

Ни для кого не секрет, что здоровье начинается с семьи, поэтому активная

работа по воспитанию основ ЗОЖ велась с родителями воспитанников.

В начале года было проведено анкетирование

«Здоровый

образ

жизни

моей семьи», по результатам которого лишь 24% соблюдают правила ЗОЖ,

остальные 76% знакомы с ними, но не применяют на практике. Нашей задачей

стала активная пропаганда ЗОЖ в виде наглядной информации, индивидуальных

и групповых консультаций, совместных мероприятий по здоровьесбережению.

Также была подготовлена наглядная информация, а именно:

Оформлены памятки: «Формирование здорового образа жизни у

детей», «Здоровые зубы – здоровью любы»;

Папка – передвижка «10 заповедей здоровья»;

Подготовлены рекомендации для родителей по ароматерапии;

Организовано родительское собрание «Здоровый образ жизни-

основа развития ребенка», мастер-класс «Использование Су-Джок терапии для

сохранения и укрепления здоровья детей».

Результат работы над темой

По результатам контрольного мониторинга были выявлены следующие

данные:

Высокий

Средний

Низкий

0

10

20

30

40

50

60

Результат мониторинга на конец учебного года.

Активная работа по формированию основ ЗОЖ, а именно: увеличение

количества ООД на тему сохранения здоровья, регулярное применение в работе

динамических

пауз,

различных

видов

гимнастик,

обучение

техникам

самомассажа, закрепление материала в играх и решении проблемных ситуаций,

активная работа с родителями - позволили снизить уровень заболеваемости

воспитанников на 15% по сравнению началом года.

Таким образом, задачи, поставленные в начале учебного года, решены.

Полученный результат доказал, что именно систематическая совместная

работа детского сада и семьи, внедрение здоровьесберегающих технологий во

все сферы деятельности помогут снизить порог заболеваемости детей и

вырастить здоровое потомство.

Перспективы на будущий год

Подводя итоги работы над темой, принято решение в дальнейшем

продолжать изучение данного направления с воспитанниками.

По результатам углубленного изучения темы по самообразованию можно

сделать

вывод

о

том,

что

внедрение

здоровьесберегающих

технологий

способствует воспитанию интереса детей к процессу обучения, повышает

познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное

самочувствие и здоровье детей.

Список используемой литературы

1.

Ахутина

Т.В.

Здоровьесберегающие

технологии

обучения:

индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.

С.21 – 28.

2.

Береснёва, З.И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый

малыш». М. Творческий Центр Сфера, 2005г.- 31с.

3.

Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-здоровительной

работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. - 112с.

4.

Мартынов

С.М.

Здоровье

ребенка

в

ваших

руках.

-

М.:Просвещение.-1999.-221с.

5.

Терновская, С.А. Теплякова, Л.А. Создание здоровьесберегающей

образовательной

среды

в

дошкольном

образовательном

учреждении

//

Методист. - 2005. - №4. - С.61-65.

6.

Яковлева Т.С. Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в

детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г.-136с.

7.

Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном

процессе.



В раздел образования