Напоминание

Темп и ритм. Отличие стихотворения от прозаического произведения.


Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ Дворец учащейся молодежи
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Темп и ритм. Отличие стихотворения от прозаического произведения.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Урок.

Детский оперный театр.

Отличия и определения поэтической речи от прозаической. Что такое про-

заическое произведение? Отличие стихотворения от прозаического произ-

ведения. Размышляем о прочитанном.

С интонационно-синтаксическим строем художественной речи связана также ее

ритмическая и темповая организация. Наибольшей мерой ритмичности отлича-

ется, разумеется, стихотворная речь . С очень давних пор люди заметили, что

слова, сложенные в стройные стихотворные строки, легче запоминаются (что

было немаловажным, когда искусство слова бытовало только в своем устном

варианте), легче воспринимаются, а главное, становятся красивыми и приобре-

тают особое воздействие на слушателя (поэтому, кстати, в древности стихо-

творной формой пользовались не только в произведениях художественной сло-

весности, но и в научных, скажем, трудах; например, знаменитая научная поэма

Лукреция Кара «О природе вещей» написана стихами). Две последние функции

остались ведущими для стихотворной речи и в современности: придавать худо-

жественному тексту эстетическое совершенство и усиливать эмоциональное

воздействие на читателя.

В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых

элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т.д. Кон-

кретная ритмическая организация стиха во многом зависит от системы стихо-

сложения, а та, в свою очередь – от особенностей национального языка. Так, в

силу ряда особенностей русского языка (характер ударения, неразличение дол-

гих и кратких слогов в безударном положении и др.) в нашем стихосложении

совершенно не привилась силлабическая система , которая оказывалась очень

плодотворной в польском и французском языках; зато в русском стихосложении

нашли свое место и силлаботоника, и дольник, и декламационная тоническая

система.

Итак, стих есть ритмически упорядоченная, ритмически организованная речь .

Однако свой ритм, иногда более, иногда менее ощутимый, есть и в прозе, хотя

там он не подчинен строгому ритмическому канону – метру. Достигается рит-

мичность в прозе прежде всего за счет приблизительной соразмерности коло-

нов, что связано с интонационно-синтаксической структурой текста, а также

различного рода ритмическими повторами. Проследим, например, ритмиче-

скую

организацию

одного

отрывка

из

романа

Булгакова

«Мастер

и

Маргарита» (знаком «//» отмечены границы колонов): «В белом плаще с крова-

вым подбоем, // шаркающей кавалерийской походкой, // ранним утром четырна-

дцатого числа весеннего месяца нисана // в крытую колоннаду между двумя

крыльями дворца Ирода Великого // вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

В приведенных примерах ритмичность прозаического текста чувствуется явно,

однако гораздо чаще она существует в прозе как бы в скрытом виде, делая фра-

зы эстетически значимыми, но не привлекая особенного внимания читателя и

не отвлекая его от идей, героев, сюжета и т.д.

Не менее, чем ритмическая, важна и темповая организация художественного

текста; впрочем, на практике эти две стороны художественного синтаксиса на-

столько неотрывны друг от друга, что иногда говорят о темпоритме произведе-

ния. Темпоритм имеет своей функцией прежде всего создание определенной

эмоциональной атмосферы в произведении. Дело в том, что разные типы тем-

повой и ритмической организации прямо и непосредственно воплощают в себе

определенные эмоциональные состояния и обладают способностью с необхо-

димостью вызывать именно эти эмоции в сознании читателя, слушателя, зрите-

ля; в таких искусствах, как музыка или танец, эта закономерность видна очень

ясно. Прослеживается она и в художественной литературе. Посмотрим, напри-

мер, как действует темпоритм в одном из эпизодов чеховской «Дамы с собач-

кой»: «Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой

красивой, успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки –

моря, гор, облаков, широкого неба, – Гуров думал о том, как в сущности, если

вдуматься, все прекрасно на этом свете, все. кроме того, что мы сами мыслим и

делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоин-

стве».

Роль особого, плавного, размеренного построения фразы в создании эмоцио-

нального колорита сцены очевидна, она ощущается без всякого анализа. Торже-

ственный и возвышенный строй мыслей героя представлен здесь с помощью

темповой и ритмической организации текста буквально с физической ощутимо-

стью. А скажи об атом иначе – короткими фразами, например, – и тут же пропа-

ла бы психологическая атмосфера.

В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической?

Если говорить о различении стиха и прозы, можно вспомнить пьесу

Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», где учитель наивно объясняет госпо-

дину Журдену, чем стихи отличаются от прозы: «Все, что не проза - то стихи, и

все, что не стихи, то проза». Мольер, естественно, пародировал недалекость и

малообразованность героев.

Кажущаяся самоочевидность ответа

(например,

«Есенин - стихи, а Достоевский - проза») доказывает лишь то, что эта разница

есть, но никак не дает нам надежного критерия разграничения.

Проза, по Поспелову Г.Н., (от лат. prorsus - идущий прямо вперед, не возвраща-

ющийся) - это речь, не заключающая в своей интонации собственно ритмиче-

ских акцентов и пауз, имеющая только логические (а также эмфатические) пау-

зы и акценты (ударения). Под ред. Г.Н. Поспелова. Введение в литературоведе-

ние. М.: Высшая школа, 1988, с. 353

Стих в словаре Усольцевой Т.Н. и Сусловой Н.В. - (от греч. stichos - ряд, строка)

- минимальная единица стихотворной речи. Выделение отдельных стихов в со-

ставе поэтического произведения графически специально подчеркивается печа-

танием отдельными строчками и, как правило, сопровождается рифмой. Сусло-

ва Н.В., Усольцева Т.Н.. Новый литературоведческий словарь - справочник для

ученика и учителя. М.: Белый ветер, 2003, с. 107

В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определенный ритмический

принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит, прежде

всего, в определении принципов его ритмической организации, то есть в уста-

новлении принципов, строящих стихотворный ритм. Ритм речи сам по себе не

создает стиха, точно так же как и стих не сводится к собственно ритму. Если, с

одной стороны, известная ритмичность вообще присуща речи в силу физиоло-

гических причин (вдохи и выдохи, разбивающие речь на более или менее рав-

номерные отрезки), то с другой стороны, четкая ритмическая организация речи

возникает напр. в трудовом процессе, в рабочих песнях, фиксирующих и усили-

вающих ритмичность работы.

Одно из отличий стихов от прозы заключается в том, что в тактах прозы само-

стоятельно значимые слова имеют одинаковые словные акценты. В стихах же,

когда словные акценты равны, на последнем слове каждого стиха всегда возни-

кает более сильное ритмическое ударение, которое всегда неизменно, является

основной, соразмерно повторяющейся «единицей» ритма стихотворной речи, и

называется «константным» (лат. constantus -- установленный, постоянный) уда-

рением, или константой стиха.

Другое отличие стихов от прозаических речевых тактов состоит в том, что в

прозе такты отделяются только логическими паузами (обозначаются знаками

препинания), стихи же отделяются друг от друга паузами ритмическими, кото-

рые показывают конец каждого стиха и оттеняют его ритмическое константное

ударение.

Вкратце следует добавить, что у стиха, в отличие от прозы, также имеется риф-

ма - совпадение, созвучие окончаний двух или нескольких стихов, связывающее

их между собой, и есть клаузула, ритмообразующая конечная единица стиха.

В прозе вся речь делится на отдельные группы слов, которые в каком-то отно-

шении соразмерны. Эти группы слов называются тактами, они отделяются друг

от друга интонационными паузами. Соразмерность таких тактов заключается в

равном количестве словных ударений. Но ударения эти слышны только относи-

тельно, так как на деле никто не подсчитывает количество словных акцентов.

Ритмичностью обладают нехудожественная речь (научная, публицистическая и

т.п.) и, конечно же, художественная, так как она совершенна, и имеет закончен-

ную форму. Прозаический текст делится на абзацы, предложения, словосочета-

ния. При определении ритма прозы можно выделить особенности акцентации,

что называется просодией, и делится на 3 группы в зависимости от падения

ударения: в первую группу входят слова с самостоятельным значением, а имен-

но знаменательные части речи, и они всегда ударны; во вторую группу входят

слова служебных частей речи, и они всегда безударны; и, наконец, третью груп-

пу слов составляют слова-исключения из первой группы, на которых, в зависи-

мости от контекста, либо ставится, либо не ставится ударение.

Есть внешнее, формальное различие между поэзией и прозой, и есть между

ними различие внутреннее. Николаев А. И. Основы литературоведения. Ивано-

во: ЛИСТОС, 2011. с. 15 Первое состоит в том, что прозе противополагаются

стихи; последнее -- в том, что прозе, как мышлению и изложению рассудочно-

му, противополагается поэзия, как мышление и изложение образное, рассчитан-

ное не столько на ум и логику, сколько на чувство и воображение. Отсюда по-

нятно, что не всякие стихи -- поэзия и не всякая прозаическая форма речи --

проза внутренняя. Мы знаем «стихотворения в прозе» и вообще такие произве-

дения, написанные прозой, которые являются чистейшей поэзией: достаточно

назвать имена Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова. Если формально превратить

любой текст в стих, даже это же предложение:

Если формально

Превратить любой

Текст в стих…

нельзя не согласиться с тем, что мы видим: связи «по вертикали» устанавлива-

ются в этом тексте случайно, превращая информацию в нечто пародийное.

Надо заметить, что о свободе прозаической речи можно говорить лишь условно:

на самом деле проза тоже имеет свои законы и требования. Пусть в отличие от

поэзии, художественная проза не знает рифмы и ритмической размеренности

стоп, -- все-таки и она должна быть мелодична. И стих, и проза являются худо-

жественной речью, которая, в свою очередь, ритмична. А ритм - это проявление

организованности, упорядоченности движения. Когда проза слепо подражает

стихам и становится тем, что непочтительно, но верно характеризуют как «руб-

ленную прозу», то это, можно сказать, неэстетично; но какая-то особая гармо-

ничность

и

симметричность,

особая

последовательность слов,

несомненно,

прозе свойственна, и тонкий слух это чувствует. Достаточно вспомнить столь

короткую фразу из поэмы Гоголя «Мертвые души»: "Какой же русский не лю-

бит быстрой езды?!". Она звучит мелодично, не просто как отдельное предло-

жение текста.

Слово в стихе, по мнению Е. Н. Дрыжаковой, приобретает б?льшую смысловую

выразительность. Дрыжакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. М.: Просвеще-

ние, 1978, с.23 Поэтому именно в стихотворной речи мы чаще встречаем мета-

форы (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа, переносное значение слова, ос-

нованное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству

или по контрасту. Суслова Н.В., Усольцева Т.Н.. Новый литературоведческий

словарь - справочник для ученика и учителя. М.: Белый ветер, 2003, с. 56

Еще Эткинд в своей книге «Разговор о стихах» заметил: «У поэзии другое из-

мерение» Эткинд Е. Разговор о стихах. Л., 1970. с. 14. Очень важно усвоить

себе, что поэзия это больше, чем стиль: это -- миросозерцание; то же самое

надо сказать и о прозе. Если поэзия делится -- приблизительно и обще -- на

эпос, лирику и драму, то в прозе различают такие роды и виды: повествование

(летопись, история, воспоминания, география, характеристика, некролог), опи-

сание

(путешествие,

например),

рассуждение

(литературная

критика,

например), ораторская речь; естественно, что эта классификация не может быть

строго выдержана, и перечисленные роды и виды разнообразно переплетаются

между собою. Конечно, если автор сознательно и намеренно в поэтическом

творении отступает в область прозы, то это -- другое дело, и здесь нет художе-

ственной

ошибки:

философские

рассуждения

или

исторические

экскурсы

«Войны и мира» Толстого не могут быть поставлены великому писателю в эсте-

тическую вину. А чисто-литературный факт взаимопроникновения прозы и поэ-

зии свои более глубокие корни имеет в том, объясняется тем, что невозможно

самую действительность делить на прозу и поэзию. Одно из двух: либо все на

свете -- проза, либо все на свете -- поэзия. И лучшие художники принимают по-

следнее. Для них -- где жизнь, там и поэзия.

Зачем крутится ветр в овраге,

Подъемлет лист и пыль несет,

Когда корабль в недвижной влаге

Его дыханья жадно ждет?

Зачем от гор и мимо башен

Летит орел, тяжел и страшен,

На черный пень? Спроси его.

Зачем арапа своего

Младая любит Дездемона,

Как месяц любит ночи мглу?

Затем, что ветру и орлу

И сердцу девы нет закона.

Гордись: таков и ты, поэт,

И для тебя условий нет.

Пушкин А.С.

Если передать стихи прозой, то получится вот что: кораблю нужен ветер, чтобы

плыть, а тот, в свою очередь, занимается ненужной работой: крутится в овраге,

поднимает листву и пыль над землей. Орел, грозный и странный, повелитель

птиц, зачем-то садится на трухлявый пень. Прелестная Дездемона, вместо того,

чтобы полюбить человека своего круга из знати, легкомысленно влюбляется в

мрачного и безобразного «арапа». И поэт таков же: создает свое искусство, не

поддающееся ни логике, ни рассудку, воспевая то, что творится в душе. И этим

можно гордиться. Прозаический вариант данного стиха весьма безобразен, и

вряд ли запомнится. Именно то, что неподвластно рассудку и логике приобщает

поэта к неразумной природной стихии, что и делает его поэтом с большой бук-

вы.

Прозе нужны отвлеченности, схемы, формулы, и она движется по руслу логики;

поэзия, в свою очередь, требует картинности, и в живые краски претворяет она

содержание мира, и слова для нее -- носители не понятий, а образов. Проза рас-

суждает, поэзия рисует. Проза суха, поэзия взволнована и волнует. Проза анали-

зирует, поэзия синтезирует, то есть, первая разнимает явление на его составные

элементы, между тем, как вторая берет явление в его целостности и единстве. В

связи с этим поэзия олицетворяет, одухотворяет, животворит; проза же род-

ственна мировоззрению механистическому. Только поэт, такой как Тютчев, мог

почувствовать и сказать: «Не то, что мните вы, природа; не слепок, не бездуш-

ный лик: в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть

язык».

«Стих - это моментальный снимок души», и Бродский был абсолютно прав.

Поль Валерин, французский поэт, эссеист, философ, в книге об искусстве пишет

что “поэзия есть большее выражение чувств”. Для него проза - это ходьба , а

поэзия это танец .

Ритм - это повторение каких-либо однозначных явлений через равные проме-

жутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

Явления ритма окружают нас всюду: ритмично бьётся наше сердце, ритмично

сменяются день и ночь, времена года...

Чёткий ритм присущ стихотворной речи. Конечно, ритм есть и в прозе, но всё-

таки прозаическая речь производит впечатление естественной, как в жизни, те-

кущей речи. Стихотворная речь особенная. Она отличается и более чётким рит-

мом, и необычайной лаконичностью, краткостью. Кроме того, в стихотворной

речи обычно есть рифма.

Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение или отры-

вок единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в следующих стихо-

творных отрывках. Как подчёркивает он характеры героинь?

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого...

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь…

Вы видите, что ритм второго отрывка более быстрый, резкий, и это соответ-

ствует его содержанию.

Стихотворная речь предполагает организованность, порядок, чему способству-

ют и ритм, и рифма, и другие особенности такой речи.

Свободную речь, то есть речь, свободно движущуюся от предложения к пред-

ложению, называют прозаической речью, а речь, подчинённую определённому

порядку, ритму, строю, - стихотворной.

Размышляем о прочитанном

Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и

текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите разницу между про-

заической и стихотворной речью.

Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой ца-

ревне...».



В раздел образования