Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ Дворец учащейся молодежи
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Темп и ритм. Отличие стихотворения от прозаического произведения.
Раздел: дополнительное образование
Урок.
Детский оперный театр.
Отличия и определения поэтической речи от прозаической. Что такое про-
заическое произведение? Отличие стихотворения от прозаического произ-
ведения. Размышляем о прочитанном.
С интонационно-синтаксическим строем художественной речи связана также ее
ритмическая и темповая организация. Наибольшей мерой ритмичности отлича-
ется, разумеется, стихотворная речь . С очень давних пор люди заметили, что
слова, сложенные в стройные стихотворные строки, легче запоминаются (что
было немаловажным, когда искусство слова бытовало только в своем устном
варианте), легче воспринимаются, а главное, становятся красивыми и приобре-
тают особое воздействие на слушателя (поэтому, кстати, в древности стихо-
творной формой пользовались не только в произведениях художественной сло-
весности, но и в научных, скажем, трудах; например, знаменитая научная поэма
Лукреция Кара «О природе вещей» написана стихами). Две последние функции
остались ведущими для стихотворной речи и в современности: придавать худо-
жественному тексту эстетическое совершенство и усиливать эмоциональное
воздействие на читателя.
В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых
элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т.д. Кон-
кретная ритмическая организация стиха во многом зависит от системы стихо-
сложения, а та, в свою очередь – от особенностей национального языка. Так, в
силу ряда особенностей русского языка (характер ударения, неразличение дол-
гих и кратких слогов в безударном положении и др.) в нашем стихосложении
совершенно не привилась силлабическая система , которая оказывалась очень
плодотворной в польском и французском языках; зато в русском стихосложении
нашли свое место и силлаботоника, и дольник, и декламационная тоническая
система.
Итак, стих есть ритмически упорядоченная, ритмически организованная речь .
Однако свой ритм, иногда более, иногда менее ощутимый, есть и в прозе, хотя
там он не подчинен строгому ритмическому канону – метру. Достигается рит-
мичность в прозе прежде всего за счет приблизительной соразмерности коло-
нов, что связано с интонационно-синтаксической структурой текста, а также
различного рода ритмическими повторами. Проследим, например, ритмиче-
скую
организацию
одного
отрывка
из
романа
Булгакова
«Мастер
и
Маргарита» (знаком «//» отмечены границы колонов): «В белом плаще с крова-
вым подбоем, // шаркающей кавалерийской походкой, // ранним утром четырна-
дцатого числа весеннего месяца нисана // в крытую колоннаду между двумя
крыльями дворца Ирода Великого // вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
В приведенных примерах ритмичность прозаического текста чувствуется явно,
однако гораздо чаще она существует в прозе как бы в скрытом виде, делая фра-
зы эстетически значимыми, но не привлекая особенного внимания читателя и
не отвлекая его от идей, героев, сюжета и т.д.
Не менее, чем ритмическая, важна и темповая организация художественного
текста; впрочем, на практике эти две стороны художественного синтаксиса на-
столько неотрывны друг от друга, что иногда говорят о темпоритме произведе-
ния. Темпоритм имеет своей функцией прежде всего создание определенной
эмоциональной атмосферы в произведении. Дело в том, что разные типы тем-
повой и ритмической организации прямо и непосредственно воплощают в себе
определенные эмоциональные состояния и обладают способностью с необхо-
димостью вызывать именно эти эмоции в сознании читателя, слушателя, зрите-
ля; в таких искусствах, как музыка или танец, эта закономерность видна очень
ясно. Прослеживается она и в художественной литературе. Посмотрим, напри-
мер, как действует темпоритм в одном из эпизодов чеховской «Дамы с собач-
кой»: «Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой
красивой, успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки –
моря, гор, облаков, широкого неба, – Гуров думал о том, как в сущности, если
вдуматься, все прекрасно на этом свете, все. кроме того, что мы сами мыслим и
делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоин-
стве».
Роль особого, плавного, размеренного построения фразы в создании эмоцио-
нального колорита сцены очевидна, она ощущается без всякого анализа. Торже-
ственный и возвышенный строй мыслей героя представлен здесь с помощью
темповой и ритмической организации текста буквально с физической ощутимо-
стью. А скажи об атом иначе – короткими фразами, например, – и тут же пропа-
ла бы психологическая атмосфера.
В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической?
Если говорить о различении стиха и прозы, можно вспомнить пьесу
Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», где учитель наивно объясняет госпо-
дину Журдену, чем стихи отличаются от прозы: «Все, что не проза - то стихи, и
все, что не стихи, то проза». Мольер, естественно, пародировал недалекость и
малообразованность героев.
Кажущаяся самоочевидность ответа
(например,
«Есенин - стихи, а Достоевский - проза») доказывает лишь то, что эта разница
есть, но никак не дает нам надежного критерия разграничения.
Проза, по Поспелову Г.Н., (от лат. prorsus - идущий прямо вперед, не возвраща-
ющийся) - это речь, не заключающая в своей интонации собственно ритмиче-
ских акцентов и пауз, имеющая только логические (а также эмфатические) пау-
зы и акценты (ударения). Под ред. Г.Н. Поспелова. Введение в литературоведе-
ние. М.: Высшая школа, 1988, с. 353
Стих в словаре Усольцевой Т.Н. и Сусловой Н.В. - (от греч. stichos - ряд, строка)
- минимальная единица стихотворной речи. Выделение отдельных стихов в со-
ставе поэтического произведения графически специально подчеркивается печа-
танием отдельными строчками и, как правило, сопровождается рифмой. Сусло-
ва Н.В., Усольцева Т.Н.. Новый литературоведческий словарь - справочник для
ученика и учителя. М.: Белый ветер, 2003, с. 107
В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определенный ритмический
принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит, прежде
всего, в определении принципов его ритмической организации, то есть в уста-
новлении принципов, строящих стихотворный ритм. Ритм речи сам по себе не
создает стиха, точно так же как и стих не сводится к собственно ритму. Если, с
одной стороны, известная ритмичность вообще присуща речи в силу физиоло-
гических причин (вдохи и выдохи, разбивающие речь на более или менее рав-
номерные отрезки), то с другой стороны, четкая ритмическая организация речи
возникает напр. в трудовом процессе, в рабочих песнях, фиксирующих и усили-
вающих ритмичность работы.
Одно из отличий стихов от прозы заключается в том, что в тактах прозы само-
стоятельно значимые слова имеют одинаковые словные акценты. В стихах же,
когда словные акценты равны, на последнем слове каждого стиха всегда возни-
кает более сильное ритмическое ударение, которое всегда неизменно, является
основной, соразмерно повторяющейся «единицей» ритма стихотворной речи, и
называется «константным» (лат. constantus -- установленный, постоянный) уда-
рением, или константой стиха.
Другое отличие стихов от прозаических речевых тактов состоит в том, что в
прозе такты отделяются только логическими паузами (обозначаются знаками
препинания), стихи же отделяются друг от друга паузами ритмическими, кото-
рые показывают конец каждого стиха и оттеняют его ритмическое константное
ударение.
Вкратце следует добавить, что у стиха, в отличие от прозы, также имеется риф-
ма - совпадение, созвучие окончаний двух или нескольких стихов, связывающее
их между собой, и есть клаузула, ритмообразующая конечная единица стиха.
В прозе вся речь делится на отдельные группы слов, которые в каком-то отно-
шении соразмерны. Эти группы слов называются тактами, они отделяются друг
от друга интонационными паузами. Соразмерность таких тактов заключается в
равном количестве словных ударений. Но ударения эти слышны только относи-
тельно, так как на деле никто не подсчитывает количество словных акцентов.
Ритмичностью обладают нехудожественная речь (научная, публицистическая и
т.п.) и, конечно же, художественная, так как она совершенна, и имеет закончен-
ную форму. Прозаический текст делится на абзацы, предложения, словосочета-
ния. При определении ритма прозы можно выделить особенности акцентации,
что называется просодией, и делится на 3 группы в зависимости от падения
ударения: в первую группу входят слова с самостоятельным значением, а имен-
но знаменательные части речи, и они всегда ударны; во вторую группу входят
слова служебных частей речи, и они всегда безударны; и, наконец, третью груп-
пу слов составляют слова-исключения из первой группы, на которых, в зависи-
мости от контекста, либо ставится, либо не ставится ударение.
Есть внешнее, формальное различие между поэзией и прозой, и есть между
ними различие внутреннее. Николаев А. И. Основы литературоведения. Ивано-
во: ЛИСТОС, 2011. с. 15 Первое состоит в том, что прозе противополагаются
стихи; последнее -- в том, что прозе, как мышлению и изложению рассудочно-
му, противополагается поэзия, как мышление и изложение образное, рассчитан-
ное не столько на ум и логику, сколько на чувство и воображение. Отсюда по-
нятно, что не всякие стихи -- поэзия и не всякая прозаическая форма речи --
проза внутренняя. Мы знаем «стихотворения в прозе» и вообще такие произве-
дения, написанные прозой, которые являются чистейшей поэзией: достаточно
назвать имена Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова. Если формально превратить
любой текст в стих, даже это же предложение:
Если формально
Превратить любой
Текст в стих…
нельзя не согласиться с тем, что мы видим: связи «по вертикали» устанавлива-
ются в этом тексте случайно, превращая информацию в нечто пародийное.
Надо заметить, что о свободе прозаической речи можно говорить лишь условно:
на самом деле проза тоже имеет свои законы и требования. Пусть в отличие от
поэзии, художественная проза не знает рифмы и ритмической размеренности
стоп, -- все-таки и она должна быть мелодична. И стих, и проза являются худо-
жественной речью, которая, в свою очередь, ритмична. А ритм - это проявление
организованности, упорядоченности движения. Когда проза слепо подражает
стихам и становится тем, что непочтительно, но верно характеризуют как «руб-
ленную прозу», то это, можно сказать, неэстетично; но какая-то особая гармо-
ничность
и
симметричность,
особая
последовательность слов,
несомненно,
прозе свойственна, и тонкий слух это чувствует. Достаточно вспомнить столь
короткую фразу из поэмы Гоголя «Мертвые души»: "Какой же русский не лю-
бит быстрой езды?!". Она звучит мелодично, не просто как отдельное предло-
жение текста.
Слово в стихе, по мнению Е. Н. Дрыжаковой, приобретает б?льшую смысловую
выразительность. Дрыжакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. М.: Просвеще-
ние, 1978, с.23 Поэтому именно в стихотворной речи мы чаще встречаем мета-
форы (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа, переносное значение слова, ос-
нованное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству
или по контрасту. Суслова Н.В., Усольцева Т.Н.. Новый литературоведческий
словарь - справочник для ученика и учителя. М.: Белый ветер, 2003, с. 56
Еще Эткинд в своей книге «Разговор о стихах» заметил: «У поэзии другое из-
мерение» Эткинд Е. Разговор о стихах. Л., 1970. с. 14. Очень важно усвоить
себе, что поэзия это больше, чем стиль: это -- миросозерцание; то же самое
надо сказать и о прозе. Если поэзия делится -- приблизительно и обще -- на
эпос, лирику и драму, то в прозе различают такие роды и виды: повествование
(летопись, история, воспоминания, география, характеристика, некролог), опи-
сание
(путешествие,
например),
рассуждение
(литературная
критика,
например), ораторская речь; естественно, что эта классификация не может быть
строго выдержана, и перечисленные роды и виды разнообразно переплетаются
между собою. Конечно, если автор сознательно и намеренно в поэтическом
творении отступает в область прозы, то это -- другое дело, и здесь нет художе-
ственной
ошибки:
философские
рассуждения
или
исторические
экскурсы
«Войны и мира» Толстого не могут быть поставлены великому писателю в эсте-
тическую вину. А чисто-литературный факт взаимопроникновения прозы и поэ-
зии свои более глубокие корни имеет в том, объясняется тем, что невозможно
самую действительность делить на прозу и поэзию. Одно из двух: либо все на
свете -- проза, либо все на свете -- поэзия. И лучшие художники принимают по-
следнее. Для них -- где жизнь, там и поэзия.
Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На черный пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Гордись: таков и ты, поэт,
И для тебя условий нет.
Пушкин А.С.
Если передать стихи прозой, то получится вот что: кораблю нужен ветер, чтобы
плыть, а тот, в свою очередь, занимается ненужной работой: крутится в овраге,
поднимает листву и пыль над землей. Орел, грозный и странный, повелитель
птиц, зачем-то садится на трухлявый пень. Прелестная Дездемона, вместо того,
чтобы полюбить человека своего круга из знати, легкомысленно влюбляется в
мрачного и безобразного «арапа». И поэт таков же: создает свое искусство, не
поддающееся ни логике, ни рассудку, воспевая то, что творится в душе. И этим
можно гордиться. Прозаический вариант данного стиха весьма безобразен, и
вряд ли запомнится. Именно то, что неподвластно рассудку и логике приобщает
поэта к неразумной природной стихии, что и делает его поэтом с большой бук-
вы.
Прозе нужны отвлеченности, схемы, формулы, и она движется по руслу логики;
поэзия, в свою очередь, требует картинности, и в живые краски претворяет она
содержание мира, и слова для нее -- носители не понятий, а образов. Проза рас-
суждает, поэзия рисует. Проза суха, поэзия взволнована и волнует. Проза анали-
зирует, поэзия синтезирует, то есть, первая разнимает явление на его составные
элементы, между тем, как вторая берет явление в его целостности и единстве. В
связи с этим поэзия олицетворяет, одухотворяет, животворит; проза же род-
ственна мировоззрению механистическому. Только поэт, такой как Тютчев, мог
почувствовать и сказать: «Не то, что мните вы, природа; не слепок, не бездуш-
ный лик: в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть
язык».
«Стих - это моментальный снимок души», и Бродский был абсолютно прав.
Поль Валерин, французский поэт, эссеист, философ, в книге об искусстве пишет
что “поэзия есть большее выражение чувств”. Для него проза - это ходьба , а
поэзия это танец .
Ритм - это повторение каких-либо однозначных явлений через равные проме-
жутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).
Явления ритма окружают нас всюду: ритмично бьётся наше сердце, ритмично
сменяются день и ночь, времена года...
Чёткий ритм присущ стихотворной речи. Конечно, ритм есть и в прозе, но всё-
таки прозаическая речь производит впечатление естественной, как в жизни, те-
кущей речи. Стихотворная речь особенная. Она отличается и более чётким рит-
мом, и необычайной лаконичностью, краткостью. Кроме того, в стихотворной
речи обычно есть рифма.
Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение или отры-
вок единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в следующих стихо-
творных отрывках. Как подчёркивает он характеры героинь?
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого...
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…
Вы видите, что ритм второго отрывка более быстрый, резкий, и это соответ-
ствует его содержанию.
Стихотворная речь предполагает организованность, порядок, чему способству-
ют и ритм, и рифма, и другие особенности такой речи.
Свободную речь, то есть речь, свободно движущуюся от предложения к пред-
ложению, называют прозаической речью, а речь, подчинённую определённому
порядку, ритму, строю, - стихотворной.
Размышляем о прочитанном
Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и
текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите разницу между про-
заической и стихотворной речью.
Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой ца-
ревне...».