Автор: Калмыкова Надежда Васильевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: ГКОУ "Детский дом" для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Населённый пункт: г. Абдулино
Наименование материала: статья
Тема: из опыта работы
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы
учителя – логопеда
ГКОУ «Детский дом» для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей г. Абдулино
Калмыковой Надежды Васильевны
В 2020 году Абдулинский детский дом отметил свой 90-летний юбилей.
Детский дом –это дети, которые принимают любовь и делятся теплотой своих
сердец, и взрослые, которые отдавали и отдают детям свои силы, ум, энергию и
любовь.
В стенах детского дома ребята взрослеют, ступень за ступенью приближаясь к
самостоятельной жизни. Поэтому главной целью во все времена было, есть и
остаётся главной задачей педагогического коллектива подготовить детей к
самостоятельной жизни. Контроль за состоянием здоровья воспитанников – основа
всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в детском доме.
Логопедическая служба в ГКОУ для детей-сироти и детей, оставшихся без
попечения родителей ГКОУ «Детский дом» г. Абдулино является составляющей
частью процесса формирования и подготовки воспитанников к самостоятельной
жизни.
Более тридцати лет я работаю учителем-логопедом в Абдулинском детском доме,
поэтому хочу поделиться с коллегами опытом работы и приоритетными
направлениями в своей работе.
К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых
можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно
имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников
по показателям физического и нервно-психического развития. Скованные и
некоординированные движения при выполнении артикуляционных упражнений,
общая моторная неловкость, недостаточная координация пальцев рук особенно
заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому учителю-логопеду
приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать недостатки
психического и физического состояния ребёнка.
Я работаю над проблемой «Логопедическая реабилитация воспитанников–одно из
основных направлений их подготовки к самостоятельной жизни».
Цель логопедической работы: своевременное предупреждение и преодоление
различных форм нарушений устной и письменной речи детей, содействие
педагогическому коллективу в создании ситуации развития, соответствующей
индивидуальности обучения и обеспечивающей необходимые условия для охраны
здоровья и развития личности воспитанников.
Реализуются следующие задачи:
диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи воспитанников с
ОНР, НСЯС, СНР;
осуществление структурированного и динамического наблюдения за речевой
деятельностью на занятиях;
корректировка программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
повышение качества оказания логопедической помощи через апробацию и
внедрение новых педагогических технологий в области логопедии;
пропаганда
специальных
знаний
среди
педагогов
детского
дома,
оказание
консультативной помощи;
повышение уровня педагогического мастерства через семинары, вебинары.
Свою педагогическую деятельность осуществляю по следующим
направлениям: диагностика, планирование и анализ, коррекционная работа, учебно-
методическая работа.
Логопедическая работа в детском доме многогранна и требует коррекции всех
сторон речевого процесса: фонетико-фонематических процессов, речеслуховой
памяти и внимания, грамматики, лексики, связной речи, а у воспитанников
школьного возраста ещё и коррекции процессов чтения и письма.
Помимо всех трудностей в усвоении норм русского языка, у многих детей-сирот и
детей, оставшиеся без попечения родителей, которые поступают к нам, словарный
запас далеко не соответствует возрастным нормам как в количественном, так и в
качественном отношении, ограничен рамками обиходно-бытового уровня. Это
обусловлено рядом факторов, и одним из основных являются социальная изоляция
и, как следствие, скудность представлений об окружающем мире.
Многолетний
мониторинг
логопедической
работы
в
детском
доме,
подтверждает эту печальную статистику, поэтому, формируя, корректируя и
развивая речь в целом, особое внимание уделяю работе по формированию, развитию
и активизации словарного запаса воспитанников, а теме «Профессии людей»,
уделяю особое внимание, так как считаю это жизненно-важным направлением в
своей работе. Вполне понятно, какую огромную роль играет богатый словарный
запас в жизни человека, а получение знаний о профессиях с дошкольного возраста в
дальнейшем помогает им в выборе профессии.
Анализ логопедической работы по формированию, развитию и активизации
словарного запаса воспитанников, показывает положительную динамику. К концу
учебного года путём систематической работы над обогащением словарного запаса, у
детей сформированы знания достаточно большого количества слов
(существительных, прилагательных, глаголов, наречий), обеспечено точное
понимание смыслового значения каждого усвоенного ими слова, систематизирован
словарный запас по лексическим темам, усвоили переносное значение многих слов
(«золотые руки», «золотая осень»), дети научились навыкам словообразования,
научились отличать «родственные» слова по своему смысловому значению,
получили практический навык самостоятельного подбора родственных слов. Дети в
свободной речи стали правильно строить распространённые предложения. Считаю,
что именно эта работа помогает заложить воспитанникам дошкольного возраста те
необходимые основы их подготовки к обучению в школе, а детям школьного
возраста улучшить уровень знаний, умений и навыков по преодолению
дисграфических и дислексических ошибок.
Опыт работы показывает, что это направление в работе учителя-логопеда
очень актуально не только для педагогов нашего детского дома, но и для учителей-
логопедов интернатных организаций.