Автор: Буслаева Лариса Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №32
Населённый пункт: город Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи дошкольника".
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи дошкольника.
Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и
занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе.
Шестилетние дети способны самостоятельно описывать предметы,
составлять
рассказы
по
картине,
по
серии
картин,
самостоятельно
расположив картины в логической последовательности. Кроме того, дети
могут пересказывать содержание небольших художественных произведений,
могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием
мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами
общения с окружающими людьми.
Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная
речь развивается медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого
и в тоже время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником
полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к
школе три важных компонента: общение, игру и обучение. Не забывайте, что
для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются
новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи
окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его
задавать вопросы и отвечать на них. В повседневном общении с ребенком мы
можем ненавязчиво, без принуждения многому его научить.
Игры на описание разных предметов, находящихся в доме, на улице,
становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в
загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. В
играх «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из
чего сделано?» и другие (их можно придумать вместе с ребенком) требуется
не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее
описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его
оттенки (небо синее, голубое, темно-синее).
Взрослые наравне с ребенком по очереди описывают находящиеся
вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает
легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым» и т.д.) Проведение
такого рода игр – загадок не потребует дополнительного времени. Играть
можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время
приготовления ужина, одевания, раздевания.
Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны,
задают много вопросов. Найдите время не только ответить на вопросы
ребёнка, но и дать ему какое – то задание. Например, в осенний день, ребенок
с отцом собираются в лес. Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что
изменилось в лесу. И обязательно выслушайте потом рассказ. Так ребенок
будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут
расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.
Используйте
подходящие
ситуации
для
того,
чтобы
поиграть,
поговорить с ребенком. Во время прогулки можно познакомить ребенка с
названиями деревьев (береза, дуб, клен, сосна, ель, липа). Предложите
ребенку спрятаться за березу, за сосну, а затем спросите, куда он прятался,
откуда выглядывал. Сравните сосну и ель, сосну и березу (чем они похожи и
чем отличаются), как их назвать одним словом. Прогуливаясь с ребенком по
лесу, предложите ему несколько загадок, например: «Зимой и летом одним
цветом». Обратите внимание на то, что хотя в загадке немного слов, но как
точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней
говорится.
Разучивайте
с
детьми
потешки,
поговорки,
пословицы,
скороговорки и при случае используйте их в разговоре с ребенком.
Художественная проза и поэзия воспитывают в ребенке такие качества,
как доброта, сочувствие, сопереживание. Иллюстрации к книгам помогают
ребенку лучше понять содержание произведения. Читать надо неторопливо,
четко, выразительно.
После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем
читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к
героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций.
Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по
вопросам, а уже потом предлагать пересказывать текст самому. Бывает так,
что нужно не один раз поупражнять ребенка в разных приемах пересказа,
прежде чем он сам справится с заданием.
Развитию речи детей способствуют рассказы по картинкам. Хорошо,
если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом.
Сначала смешайте эти картинки и предложите ребёнку восстановить
порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно
на первых порах, задайте несколько вопросов. Рассматривая картинку,
спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло
происходить до этого, а что будет потом.
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр
мультфильмов.
Начните
вместе
с
малышом
смотреть
интересный
мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное
дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка
рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он
закончится.
Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки,
экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Например, как
ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море,
как праздновали день рождения и т.д.
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других
членов семьи. Предложите ему рассказать о своём путешествии. В качестве
иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Можно дать
ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих
вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в
памяти, что для него оказалось интересным, важным. Описывая свои
впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать
живо
и
интересно.
Будьте
заинтересованными
и
внимательными
слушателями, помогите ребенку, если он затрудняется в выражении мысли.
Таким образом, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно,
родителям необходимо соблюдать ряд условий.
- Занимайтесь с ребенком ежедневно.
- Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры,
упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребенком следите и за своей речью. Говорите с ним не
торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребенку
непонятные слова, которые встречаются в тексте.
-
Поощряйте
ребёнка,
чаще
хвалите,
радуйтесь
его
успехам,
подбадривайте его, если что-то не получается.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремитесь
указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок
торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему:
говорить надо внятно, четко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.
Обязательно читайте ребенку! Желательно ежедневно. Это научит
ребенка слушать, быть усидчивым.
Разберите новые, непонятные для него слова.
Попросите пересказать понравившийся эпизод.
Задавайте вопросы по содержанию текста, выслушивайте полные, а не
односложные ответы.
Рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что
на них изображено. Можно попросить нарисовать, что понравилось ребенку.
Вовлекайте его в беседы.
Поощряйте его попытки высказывать свою точку зрения, согласие или
несогласие.
Помогайте связно, последовательно и выразительно пересказывать
небольшие рассказы и сказки.
Не торопитесь все рассказывать сами. Дайте ребенку возможность
самому рассказать. Не торопите его.
Проговаривайте (составляйте) небольшие рассказы о событиях из
личного опыта. Пусть он делится ими с другими членами Вашей семьи,
воспитателями и друзьями.
Придумывайте свои концовки к сказкам.
Если Вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он
расскажет о нём тому, кто с Вами не был.
Если ребенок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо,
напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.