Автор: Журавлева Анна Сергеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Академический лицей"
Населённый пункт: город Петрозаводск, Республика Карелия
Наименование материала: технологическая карта урока изобразительного искусства, 5 класс
Тема: Урок «Конструкция и декор предметов народного быта. Пудожская прялка".
Раздел: среднее образование
Республика Карелия
Петрозаводский городской округ
Урок по теме:
«Конструкция и декор предметов народного быта.
Пудожская прялка»
Автор: Журавлева Анна Сергеевна,
учитель изобразительного искусства,
МБОУ «Академический лицей»
Петрозаводск
2019
Пояснительная записка
Направление: гуманитарное.
Учитель: Журавлева Анна Сергеевна, МБОУ «Академический лицей».
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5 класс
Характеристика класса: класс с углубленным изучением технологии дизайна и предпринимательства - 24 человека.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе учебника для общеобразовательный учреждений, авторы – Н.А. Горяева,
О.В. Островская (35 часов в год, 1 раз в неделю).
УМК: русские народные загадки; стихотворение Геннадия Дергачёва «Лен – доля женская»; отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
«Поэма о Карелии», Петрозаводск, Карелия, 1987 ; Набокова О.А. Прялки Заонежья: традиции и индивидуальные особенности мастерства // Мастер и
народная художественная традиция Русского Севера: Сборник статей. Петрозаводск, 2000.
Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Пудожская прялка»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока (для обучающегося):
Предметная: освоение основных элементов росписи Пудожской прялки, знакомство с основными отличительными особенностями Пудожской
прялки от прялок других районов; знакомство учащихся с назначением прялки, основными частями прялки: донце, стояк, лопасть; знакомство с
техникой работы на прялке.
Метапредметная: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Задачи:
Обучающие: формировать представление о роли прялки в древние времена; научить детей использовать знания о росписи на практике;
формировать навыки передачи единства формы и декора предмета народного быта; способствовать формированию любви и понимания к
национальному русскому искусству; учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции прялки.
Развивающие: развитие творческих способностей, развитие познавательных потребностей, интересов и склонностей; развитие пространственных
представлений; совершенствование умений последовательного ведения работы.
Воспитательные: продолжить воспитание в учениках уверенности в своих силах, любви к национальному искусству, к различным видам народного
творчества; способствовать формированию уважительного отношения к своим древним корням, памяти предков.
Сценарий урока
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения (по Ю.К. Бабанскому):
1.
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
- беседа, рассказ;
- мастер – класс.
2. по источнику получения знаний:
- словесный, наглядный;
- практические (практические задания).
3. по степени активности познавательной деятельности учащихся:
- объяснительный.
Образовательные ресурсы: ПК учителя, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.
Планируемый результат
Личностные (Л)
Метапредметные
Предметные (ПР)
способность увязать учебное содержание
с опытом наших предков;
познавательный интерес через содержание
(использование знаний о прялке) и
организацию деятельности
(индивидуальная работа);
самостоятельность в приобретении знаний
об элементах росписи.
Познавательные (П)
Уметь:
выявлять информацию из
рассказанного учителем;
расписывать прялку с учетом
полученных знаний;
работать индивидуально;
работать поэтапно;
Регулятивные (Р) (обеспечивают
организацию учебной деятельности)
Уметь:
ставить цель;
строить алгоритм поиска
необходимой информации;
определять логику решения
практической и учебной задачи;
делать выводы;
планировать пути достижения целей;
соотносить
свои
действия
с
Знать
понятия роспись, техника,
элемент, прядение;
технику нанесения узора.
Уметь
выполнять элементы росписи
( цветы, листья, птицы);
составлять композицию.
планируемыми результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности,
оценивать правильность выполнения
учебной задачи;
владеть основами самоконтроля,
самооценки.
Коммуникативные (К) (ориентация
учащихся на позиции партнеров по общению
или деятельности)
Уметь:
выражать свои мысли;
докладывать о результатах своей
работы.
индивидуальная работа.
Ход урока
№
п/
п
Хрономе
траж
времени
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые
результаты
(предметные,
метапредметные,
личностные)
1
1 мин
Организация
начала урока
Обеспечить
своевременное и
организованное
начало урока
Приветствует обучающихся.
Приветствуют учителя, настраиваются
на работу.
2
3 мин
Мотивация
учебной
деятельности
Стимулировать
познавательный
интерес
Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста,
стихотворение и после его прослушивания, попробуйте
определить, о чем оно?
Сядет девушка за прялку,
Перед ней куделька льна;
Крутят пряжу и товарки
У лучинушки – огня.
Песня льётся, вьётся нитка,
Чуть стучит веретено,
Скрипнет, разве что, калитка,
Хоть давно уже темно.
По весне поставят станы –
Время ткачества придёт;
Вечерами и ночами
Полотно хозяйка ткёт.
Круглый год, вплоть до посева
Новых маленьких семян,
Не сидит никто без дела –
Это доля всех крестьян.
О чем же мы сегодня с вами поговорим?
Слушают, размышляют и формулируют
ответ на предложенный учителем
вопрос.
Ответы: о прялке, кто ее делал, о
росписи, из чего делали….
Л - познавательный
интерес через
содержание
П - выявлять
информацию
прослушанного
К - выражать свои
мысли.
Р – ставить цель.
3
10 мин
Изучение
нового
Сформировать
представление
В каждом деревенском и городском доме в
старину обязательно была прялка. Сейчас этот
Р – планировать пути
достижения цели;
материала и
обеспечение
планируемого
результата.
о роли прялки
в древние
времена, о
конструкции и
уникальности
Пудожской
прялки;
формировать
навыки
передачи
единства
формы и
декора
предмета
народного
быта.
предмет домашнего обихода можно встретить в
музее или на чердаке некоторых деревенских
домов, а раньше на прялках женщины длинными
зимними вечерами пряли нити, из которых потом
ткали на ткацких станках полотно.
Давайте с вами повнимательнее рассмотрим этот
предмет.
Прялка
состоит из трёх частей: донца, стояка и
лопасти. Донце – подставка, которая ставилась на
лавку. Оно переходило в стояк, к которому
крепилась лопасть. Иногда вместо лопасти
использовали деревянный гребень. (Слайд 1)
Понятия на доске:
ДОНЦЕ
ЛОПАСТЬ
СТОЯК
Ученик 1: отгадайте загадку:
«Пять овечек стог подъедают, пять
овечек – прочь отбегают»
Ответы детей: прялка, пальцы,
прядение, пальцы рук во время
прядения.
Ученик 2:
В избушке, распевая дева,
Прядёт, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней….-
писал А.С Пушкин.
определить логику
решения практической
и учебной задачи;
делать выводы;
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности,
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи;
владеть основами само
и взаимоконтроля.
Л - способность
увязать учебное
содержание с опытом
наших предков;
познавательный
интерес через
содержание и
организацию
деятельности
(индивидуальная
работа);
П - выявлять
информацию из
рассказа учителя;
ПР – знать понятие
донце, лопасть, стояк,;
применять понятия в
знакомой ситуации.
(Слайд 2)
Женщина-пряха садилась на донце «чтобы работа
не убежала» и, вытягивая из пучка кудели,
прикрепленной к лопасти или деревянному гребню,
несколько волокон, пальцами одной руки
предварительно скручивала их, а другой рукой
окончательно ссучивала при помощи
вращающегося веретена, затем, когда нитка
становилась длинной, наматывала нить на
веретено.
Как вы уже правильно сказали, мы сегодня
поговорим о прялках, о наших северных прялках, а
именно о прялках Пудожского края, потому что
они самые простые.
Конструкция прялок Пудожского края имеют
форму лопатообразную (славянскую).
Большинство пудожских прялок — коренýхи, их
лопасти вырезались во всю ширь могучего
древесного ствола, а донце — из примыкавшего к
нему корневища. Их прялки всегда устойчивы.
Низкая прочная ножка подчёркивает величину и
значительность лопасти.
Обычно подарком дочери на 5 лет, невесте, жене
служила прялка. Её хранили как память о матери.
Девушки брали их с собой на посиделки. Девочки
гордились красивыми прялками. Поэтому её
внешнему облику, орнаментальному украшению
Показ одной из учениц процесса
прядения.
уделяли большое внимание.
Прялки украшали росписью по темно – зеленому
или светло – серому фону различными
живописными цветами с листьями. (Слайд 3,4)
Ребята, а как вы думаете, кто занимался росписью
прялок?
Почему?
Правильно, а тогда чем занимались женщины?
мужчины
так прялка служила подарком жене,
сестре, дочке…..
прядением
4
5 мин
Применение
теоретических
положений в
условиях
выполнения
упражнений и
решения
задач.
Обратить
внимание
учащихся на
основные
элементы
Пудожской
росписи;
сформировать
представление
об уникальности
Пудожской
росписи.
Сегодня каждый из вас побудет мастером росписи
Пудожкой прялки, создаст свою необычную
композицию. Но перед тем, как вы начнете
расписывать прялку, мы с вами освоим основные
элементы росписи вместе.
учитель на доске показывает основные элементы
Пудожской росписи.
дети выполняют задание на отдельных
листочках.
Л - способность
увязать учебное
содержание со своим
опытом;
познавательный
интерес через
содержание и
организацию
деятельности;
П – применять
информацию на
практике.
Р - строить алгоритм
выполнения работы
после полученного
мастер - класса;
определять логику
решения практической
и учебной задачи;
делать выводы;
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности,
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи;
владеть основами
самоконтроля.
4
20мин
Практическая
деятельность
учащихся.
Научить
применять
знания в
практической
деятельности.
Посмотрите, как расписывает профессиональная
мастерица (показ видео)
Каждый из вас попробовал выполнить отдельные
элементы росписи прялки, а сейчас попробуйте создать
свою композицию и расписать макет прялки.
Переход к самостоятельному выполнению росписи
прялки.
дети выполняют задание на трафаретах
– прялке.
Л - познавательный
интерес через
организацию
деятельности
(индивидуальная
работа)
П - работать поэтапно;
Р - осуществлять
контроль своей
деятельности;
ПР - применять
понятия в
практической
деятельности.
5
3 мин
Подведение
итогов урока
Установить
соответствие
между
поставленными
целями урока и
результатами.
(Выставка работ)
Каждый из вас сегодня побывал мастером росписи
Пудожской прялки.
Кто узнал для себя что – то новое?
Какие составные части есть у прялки?
Основное качество Пудожских прялок?
Основные элементы, которые использовались в росписи
прялок?
Кто расписывал прялки?
ответы детей
донце, лопасть, стояк
всегда устойчивы, самые простые
цветы, листья
мужчины
Р- умение адекватно
самостоятельно
оценивать
результативность своей
учебной деятельности
на уроке; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами.
6
2 мин
Рефлексия
Организовать
самооценку
обучающимися
собственной
учебной
деятельности
Кто доволен результатом своей работы?
Оценивают собственную учебную
деятельность и учебную деятельность
одноклассников.
Высказывают свое мнение,
анализируют свою мыслительную и
эмоциональную деятельность на уроке.
Л – прогнозирование
ценности образования
для развития себя как
личности
7
1 мин
Домашнее
задание
Дифференцирова
ть домашнее
задание.
Познакомиться с росписью прялок других районов.
Определяют для себя уровень
дифференциации домашнего задания.
Л – умение находить
ценностно значимые
для себя виды и
способы деятельности