Напоминание

Урок «Конструкция и декор предметов народного быта. Пудожская прялка".


Автор: Журавлева Анна Сергеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Академический лицей"
Населённый пункт: город Петрозаводск, Республика Карелия
Наименование материала: технологическая карта урока изобразительного искусства, 5 класс
Тема: Урок «Конструкция и декор предметов народного быта. Пудожская прялка".
Раздел: среднее образование





Назад




Республика Карелия

Петрозаводский городской округ

Урок по теме:

«Конструкция и декор предметов народного быта.

Пудожская прялка»

Автор: Журавлева Анна Сергеевна,

учитель изобразительного искусства,

МБОУ «Академический лицей»

Петрозаводск

2019

Пояснительная записка

Направление: гуманитарное.

Учитель: Журавлева Анна Сергеевна, МБОУ «Академический лицей».

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5 класс

Характеристика класса: класс с углубленным изучением технологии дизайна и предпринимательства - 24 человека.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе учебника для общеобразовательный учреждений, авторы – Н.А. Горяева,

О.В. Островская (35 часов в год, 1 раз в неделю).

УМК: русские народные загадки; стихотворение Геннадия Дергачёва «Лен – доля женская»; отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,

«Поэма о Карелии», Петрозаводск, Карелия, 1987 ; Набокова О.А. Прялки Заонежья: традиции и индивидуальные особенности мастерства // Мастер и

народная художественная традиция Русского Севера: Сборник статей. Петрозаводск, 2000.

Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Пудожская прялка»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока (для обучающегося):

Предметная: освоение основных элементов росписи Пудожской прялки, знакомство с основными отличительными особенностями Пудожской

прялки от прялок других районов; знакомство учащихся с назначением прялки, основными частями прялки: донце, стояк, лопасть; знакомство с

техникой работы на прялке.

Метапредметная: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Задачи:

Обучающие: формировать представление о роли прялки в древние времена; научить детей использовать знания о росписи на практике;

формировать навыки передачи единства формы и декора предмета народного быта; способствовать формированию любви и понимания к

национальному русскому искусству; учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции прялки.

Развивающие: развитие творческих способностей, развитие познавательных потребностей, интересов и склонностей; развитие пространственных

представлений; совершенствование умений последовательного ведения работы.

Воспитательные: продолжить воспитание в учениках уверенности в своих силах, любви к национальному искусству, к различным видам народного

творчества; способствовать формированию уважительного отношения к своим древним корням, памяти предков.

Сценарий урока

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения (по Ю.К. Бабанскому):

1.

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

- беседа, рассказ;

- мастер – класс.

2. по источнику получения знаний:

- словесный, наглядный;

- практические (практические задания).

3. по степени активности познавательной деятельности учащихся:

- объяснительный.

Образовательные ресурсы: ПК учителя, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

Планируемый результат

Личностные (Л)

Метапредметные

Предметные (ПР)

способность увязать учебное содержание

с опытом наших предков;

познавательный интерес через содержание

(использование знаний о прялке) и

организацию деятельности

(индивидуальная работа);

самостоятельность в приобретении знаний

об элементах росписи.

Познавательные (П)

Уметь:

выявлять информацию из

рассказанного учителем;

расписывать прялку с учетом

полученных знаний;

работать индивидуально;

работать поэтапно;

Регулятивные (Р) (обеспечивают

организацию учебной деятельности)

Уметь:

ставить цель;

строить алгоритм поиска

необходимой информации;

определять логику решения

практической и учебной задачи;

делать выводы;

планировать пути достижения целей;

соотносить

свои

действия

с

Знать

понятия роспись, техника,

элемент, прядение;

технику нанесения узора.

Уметь

выполнять элементы росписи

( цветы, листья, птицы);

составлять композицию.

планируемыми результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности,

оценивать правильность выполнения

учебной задачи;

владеть основами самоконтроля,

самооценки.

Коммуникативные (К) (ориентация

учащихся на позиции партнеров по общению

или деятельности)

Уметь:

выражать свои мысли;

докладывать о результатах своей

работы.

индивидуальная работа.

Ход урока

п/

п

Хрономе

траж

времени

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

(предметные,

метапредметные,

личностные)

1

1 мин

Организация

начала урока

Обеспечить

своевременное и

организованное

начало урока

Приветствует обучающихся.

Приветствуют учителя, настраиваются

на работу.

2

3 мин

Мотивация

учебной

деятельности

Стимулировать

познавательный

интерес

Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста,

стихотворение и после его прослушивания, попробуйте

определить, о чем оно?

Сядет девушка за прялку,

Перед ней куделька льна;

Крутят пряжу и товарки

У лучинушки – огня.

Песня льётся, вьётся нитка,

Чуть стучит веретено,

Скрипнет, разве что, калитка,

Хоть давно уже темно.

По весне поставят станы –

Время ткачества придёт;

Вечерами и ночами

Полотно хозяйка ткёт.

Круглый год, вплоть до посева

Новых маленьких семян,

Не сидит никто без дела –

Это доля всех крестьян.

О чем же мы сегодня с вами поговорим?

Слушают, размышляют и формулируют

ответ на предложенный учителем

вопрос.

Ответы: о прялке, кто ее делал, о

росписи, из чего делали….

Л - познавательный

интерес через

содержание

П - выявлять

информацию

прослушанного

К - выражать свои

мысли.

Р – ставить цель.

3

10 мин

Изучение

нового

Сформировать

представление

В каждом деревенском и городском доме в

старину обязательно была прялка. Сейчас этот

Р – планировать пути

достижения цели;

материала и

обеспечение

планируемого

результата.

о роли прялки

в древние

времена, о

конструкции и

уникальности

Пудожской

прялки;

формировать

навыки

передачи

единства

формы и

декора

предмета

народного

быта.

предмет домашнего обихода можно встретить в

музее или на чердаке некоторых деревенских

домов, а раньше на прялках женщины длинными

зимними вечерами пряли нити, из которых потом

ткали на ткацких станках полотно.

Давайте с вами повнимательнее рассмотрим этот

предмет.

Прялка

состоит из трёх частей: донца, стояка и

лопасти. Донце – подставка, которая ставилась на

лавку. Оно переходило в стояк, к которому

крепилась лопасть. Иногда вместо лопасти

использовали деревянный гребень. (Слайд 1)

Понятия на доске:

ДОНЦЕ

ЛОПАСТЬ

СТОЯК

Ученик 1: отгадайте загадку:

«Пять овечек стог подъедают, пять

овечек – прочь отбегают»

Ответы детей: прялка, пальцы,

прядение, пальцы рук во время

прядения.

Ученик 2:

В избушке, распевая дева,

Прядёт, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней….-

писал А.С Пушкин.

определить логику

решения практической

и учебной задачи;

делать выводы;

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль

своей деятельности,

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи;

владеть основами само

и взаимоконтроля.

Л - способность

увязать учебное

содержание с опытом

наших предков;

познавательный

интерес через

содержание и

организацию

деятельности

(индивидуальная

работа);

П - выявлять

информацию из

рассказа учителя;

ПР – знать понятие

донце, лопасть, стояк,;

применять понятия в

знакомой ситуации.

(Слайд 2)

Женщина-пряха садилась на донце «чтобы работа

не убежала» и, вытягивая из пучка кудели,

прикрепленной к лопасти или деревянному гребню,

несколько волокон, пальцами одной руки

предварительно скручивала их, а другой рукой

окончательно ссучивала при помощи

вращающегося веретена, затем, когда нитка

становилась длинной, наматывала нить на

веретено.

Как вы уже правильно сказали, мы сегодня

поговорим о прялках, о наших северных прялках, а

именно о прялках Пудожского края, потому что

они самые простые.

Конструкция прялок Пудожского края имеют

форму лопатообразную (славянскую).

Большинство пудожских прялок — коренýхи, их

лопасти вырезались во всю ширь могучего

древесного ствола, а донце — из примыкавшего к

нему корневища. Их прялки всегда устойчивы.

Низкая прочная ножка подчёркивает величину и

значительность лопасти.

Обычно подарком дочери на 5 лет, невесте, жене

служила прялка. Её хранили как память о матери.

Девушки брали их с собой на посиделки. Девочки

гордились красивыми прялками. Поэтому её

внешнему облику, орнаментальному украшению

Показ одной из учениц процесса

прядения.

уделяли большое внимание.

Прялки украшали росписью по темно – зеленому

или светло – серому фону различными

живописными цветами с листьями. (Слайд 3,4)

Ребята, а как вы думаете, кто занимался росписью

прялок?

Почему?

Правильно, а тогда чем занимались женщины?

мужчины

так прялка служила подарком жене,

сестре, дочке…..

прядением

4

5 мин

Применение

теоретических

положений в

условиях

выполнения

упражнений и

решения

задач.

Обратить

внимание

учащихся на

основные

элементы

Пудожской

росписи;

сформировать

представление

об уникальности

Пудожской

росписи.

Сегодня каждый из вас побудет мастером росписи

Пудожкой прялки, создаст свою необычную

композицию. Но перед тем, как вы начнете

расписывать прялку, мы с вами освоим основные

элементы росписи вместе.

учитель на доске показывает основные элементы

Пудожской росписи.

дети выполняют задание на отдельных

листочках.

Л - способность

увязать учебное

содержание со своим

опытом;

познавательный

интерес через

содержание и

организацию

деятельности;

П – применять

информацию на

практике.

Р - строить алгоритм

выполнения работы

после полученного

мастер - класса;

определять логику

решения практической

и учебной задачи;

делать выводы;

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль

своей деятельности,

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи;

владеть основами

самоконтроля.

4

20мин

Практическая

деятельность

учащихся.

Научить

применять

знания в

практической

деятельности.

Посмотрите, как расписывает профессиональная

мастерица (показ видео)

Каждый из вас попробовал выполнить отдельные

элементы росписи прялки, а сейчас попробуйте создать

свою композицию и расписать макет прялки.

Переход к самостоятельному выполнению росписи

прялки.

дети выполняют задание на трафаретах

– прялке.

Л - познавательный

интерес через

организацию

деятельности

(индивидуальная

работа)

П - работать поэтапно;

Р - осуществлять

контроль своей

деятельности;

ПР - применять

понятия в

практической

деятельности.

5

3 мин

Подведение

итогов урока

Установить

соответствие

между

поставленными

целями урока и

результатами.

(Выставка работ)

Каждый из вас сегодня побывал мастером росписи

Пудожской прялки.

Кто узнал для себя что – то новое?

Какие составные части есть у прялки?

Основное качество Пудожских прялок?

Основные элементы, которые использовались в росписи

прялок?

Кто расписывал прялки?

ответы детей

донце, лопасть, стояк

всегда устойчивы, самые простые

цветы, листья

мужчины

Р- умение адекватно

самостоятельно

оценивать

результативность своей

учебной деятельности

на уроке; умение

соотносить свои

действия с

планируемыми

результатами.

6

2 мин

Рефлексия

Организовать

самооценку

обучающимися

собственной

учебной

деятельности

Кто доволен результатом своей работы?

Оценивают собственную учебную

деятельность и учебную деятельность

одноклассников.

Высказывают свое мнение,

анализируют свою мыслительную и

эмоциональную деятельность на уроке.

Л – прогнозирование

ценности образования

для развития себя как

личности

7

1 мин

Домашнее

задание

Дифференцирова

ть домашнее

задание.

Познакомиться с росписью прялок других районов.

Определяют для себя уровень

дифференциации домашнего задания.

Л – умение находить

ценностно значимые

для себя виды и

способы деятельности



В раздел образования