Напоминание

Л.Н.Толстой


Автор: Халилуллина Наиля Слухановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Школа №69 г.о.Самара Дошкольное отделение расположенное по адресу ул.Гагарина 112 а
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: оод
Тема: Л.Н.Толстой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по ознакомлению с художественной литературой.

Цель:. Закреплять знания о временах года. Упражнять в составлении рассказа по выученному

стихотворению. Расширять словарный запас. Воспитывать любовь к родной природе.

Образовательные: учить целостно и эмоционально воспринимать произведения

с природоведческим содержанием; учить детей отвечать на вопросы

предложениями из 2-3 слов; продолжать учить образовывать существительные с

уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Развивающие:

развивать у детей зрительную и слуховую память, мышление,

грамматическую, диалогическую и связную речь.

- Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение выслушать

собеседника.

Методические приемы:

Чтение произведения, беседа, пересказ, игра с мячом «Назови ласково»,

рассматривание иллюстрации, чтение стихотворения, сюрпризный момент,

подарки детям.

Оборудование:

Картина Саврасова А.К. «Весна», опорные картинки, схемы, мяч, игрушка –

заяц, подарочный пакет, кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая,

подарки -деревянные лодочки (по количеству детей), портрет писателя

Л.Н.Толстого.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

- Знакомство со схематическими изображениями к рассказу.

- Наблюдения в природе.

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по смыслу

Слова, сложные по слоговой

структуре

Существительные

Дощечки

Дощечка, лодочка

Глаголы

Пустили, потекла

Пустили, потекла

Х О Д З А Н Я Т И Я:

1.

Организационный момент.

Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Педагог: Дети, послушайте стихотворение. Про какое время года в нем

говорится?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

на полях видны.

Видно, очень теплые

ноги у весны. (И.Токмакова)

2.

Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия текста.

Сюрпризный момент.

Воспитатель( незаметно стучит за ширмой):

- Ой, ребята, по-моему, кто –то к нам в гости пришел…

Воспитатель заглядывает за ширму.

- Что-то он стесняется выходить…А давайте угадаем, кто это:

Длинные ушки,

серое брюшко.

Кто же это, угадай-ка…

Ну, конечно, это…(ЗАЙКА)

- Правильно, дети. Это зайчик. (Показывает зайчика из-за ширмы)

- Посмотрите, как зайчик радуется, что его шубка поменялась на новую.

Кажется, он что-то хочет мне сказать…

(Воспитатель подносит зайчика к уху.)

- Он говорит, что он принес вам подарок в красивом пакете.

(Педагог показывает детям подарочный пакет)

- Давайте посмотрим, что в нем лежит?

(Педагог открывает сундучок и достает картину Саврасова А.К. «Весна»)

- Ребята, скажите, какое время года изображено? (Весна)

Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает детям наводящими

вопросами.

3.

Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

Ребята, я вам прочитаю небольшой рассказ «Пришла весна».

А написал его

Лев Николаевич Толстой.

(Педагог показывает портрет писателя)

Лев Николаевич – это русский

писатель. Он жил и творил больше 100 лет назад. Но до сих пор его книги

читают взрослые и дети: о войне, о животных, добре и зле…Толстой написал

много произведений для детей, в том числе и рассказы…Он даже открыл школу

в Ясной Поляне, чтобы научить детей грамоте, читать и писать. И сам

преподавал в ней. Итак, слушаем рассказ о природе…

Пришла весна.

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку,

пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего

впереди себя не видали и в лужу упали…

4.

Словарная работа.

-Ребята, выражение «Пришла весна» как можно сказать по-другому?

(Наступила весна.)

- А вы знаете, что такое дощечки? (Это кусочки дерева, это полоски дерева)

- Правильно. Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму,

например, вот такую. (Демонстрация.)

Далее объяснение глагольной лексики путем демонстрации действия.

Педагог «демонстрирует» детям глаголы «потекла» и «пустили».

Глагол «потекла». Берется небольшая емкость под наклоном и в нее

вливается вода. В это время педагог комментирует, что вода потекла.

Глагол «пустить». Берется лодочка, сделанная своими руками, и опускается в

воду. В это время воспитатель говорит, что вот так дети пускали лодочки.

5.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

Дети отвечают полным предложением. Педагог уточняет ответы,

выставляет опорные схемы на доске.

- Какое время года наступило? (Наступила весна.)

- Что сделали дети? (Дети сделали лодочки.)

- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек.)

- Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)

- Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла.)

- Что делали дети? (Дети бежали.)

- Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу.)

6.

Игра с мячом «Назови ласково». Совершенствование умения

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами.

-Ребята, давайте мы с вами поиграем с мячом «Назови ласково».

Лексический материал:

доска- дощечки,

лодка – лодочки,

вода – водичка.

лужа – лужицы.

7.

Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой

памяти.

Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ.

8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

Развитие

связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

- А теперь вы давайте расскажите по то, как наступила весна.

Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке и индивидуально.

9. Итог.

С каким произведением вы сегодня познакомились?

(С произведением «Пришла весна»)

- А кто его написал?

(Его написал Лев Николаевич Толстой)



В раздел образования