Автор: Халилуллина Наиля Слухановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Школа №69 г.о.Самара Дошкольное отделение расположенное по адресу ул.Гагарина 112 а
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: оод
Тема: Л.Н.Толстой
Раздел: дошкольное образование
Занятие по ознакомлению с художественной литературой.
Цель:. Закреплять знания о временах года. Упражнять в составлении рассказа по выученному
стихотворению. Расширять словарный запас. Воспитывать любовь к родной природе.
Образовательные: учить целостно и эмоционально воспринимать произведения
с природоведческим содержанием; учить детей отвечать на вопросы
предложениями из 2-3 слов; продолжать учить образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Развивающие:
развивать у детей зрительную и слуховую память, мышление,
грамматическую, диалогическую и связную речь.
- Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение выслушать
собеседника.
Методические приемы:
Чтение произведения, беседа, пересказ, игра с мячом «Назови ласково»,
рассматривание иллюстрации, чтение стихотворения, сюрпризный момент,
подарки детям.
Оборудование:
Картина Саврасова А.К. «Весна», опорные картинки, схемы, мяч, игрушка –
заяц, подарочный пакет, кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая,
подарки -деревянные лодочки (по количеству детей), портрет писателя
Л.Н.Толстого.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».
- Знакомство со схематическими изображениями к рассказу.
- Наблюдения в природе.
Лексический материал:
Части речи
Слова, сложные по смыслу
Слова, сложные по слоговой
структуре
Существительные
Дощечки
Дощечка, лодочка
Глаголы
Пустили, потекла
Пустили, потекла
Х О Д З А Н Я Т И Я:
1.
Организационный момент.
Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.
Педагог: Дети, послушайте стихотворение. Про какое время года в нем
говорится?
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
на полях видны.
Видно, очень теплые
ноги у весны. (И.Токмакова)
2.
Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия текста.
Сюрпризный момент.
Воспитатель( незаметно стучит за ширмой):
- Ой, ребята, по-моему, кто –то к нам в гости пришел…
Воспитатель заглядывает за ширму.
- Что-то он стесняется выходить…А давайте угадаем, кто это:
Длинные ушки,
серое брюшко.
Кто же это, угадай-ка…
Ну, конечно, это…(ЗАЙКА)
- Правильно, дети. Это зайчик. (Показывает зайчика из-за ширмы)
- Посмотрите, как зайчик радуется, что его шубка поменялась на новую.
Кажется, он что-то хочет мне сказать…
(Воспитатель подносит зайчика к уху.)
- Он говорит, что он принес вам подарок в красивом пакете.
(Педагог показывает детям подарочный пакет)
- Давайте посмотрим, что в нем лежит?
(Педагог открывает сундучок и достает картину Саврасова А.К. «Весна»)
- Ребята, скажите, какое время года изображено? (Весна)
Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает детям наводящими
вопросами.
3.
Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
–
Ребята, я вам прочитаю небольшой рассказ «Пришла весна».
А написал его
Лев Николаевич Толстой.
(Педагог показывает портрет писателя)
Лев Николаевич – это русский
писатель. Он жил и творил больше 100 лет назад. Но до сих пор его книги
читают взрослые и дети: о войне, о животных, добре и зле…Толстой написал
много произведений для детей, в том числе и рассказы…Он даже открыл школу
в Ясной Поляне, чтобы научить детей грамоте, читать и писать. И сам
преподавал в ней. Итак, слушаем рассказ о природе…
Пришла весна.
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку,
пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего
впереди себя не видали и в лужу упали…
4.
Словарная работа.
-Ребята, выражение «Пришла весна» как можно сказать по-другому?
(Наступила весна.)
- А вы знаете, что такое дощечки? (Это кусочки дерева, это полоски дерева)
- Правильно. Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму,
например, вот такую. (Демонстрация.)
Далее объяснение глагольной лексики путем демонстрации действия.
Педагог «демонстрирует» детям глаголы «потекла» и «пустили».
Глагол «потекла». Берется небольшая емкость под наклоном и в нее
вливается вода. В это время педагог комментирует, что вода потекла.
Глагол «пустить». Берется лодочка, сделанная своими руками, и опускается в
воду. В это время воспитатель говорит, что вот так дети пускали лодочки.
5.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
Дети отвечают полным предложением. Педагог уточняет ответы,
выставляет опорные схемы на доске.
- Какое время года наступило? (Наступила весна.)
- Что сделали дети? (Дети сделали лодочки.)
- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек.)
- Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)
- Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла.)
- Что делали дети? (Дети бежали.)
- Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу.)
6.
Игра с мячом «Назови ласково». Совершенствование умения
образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
-Ребята, давайте мы с вами поиграем с мячом «Назови ласково».
Лексический материал:
доска- дощечки,
лодка – лодочки,
вода – водичка.
лужа – лужицы.
7.
Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой
памяти.
–
Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ.
8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
Развитие
связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
- А теперь вы давайте расскажите по то, как наступила весна.
Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке и индивидуально.
9. Итог.
–
С каким произведением вы сегодня познакомились?
(С произведением «Пришла весна»)
- А кто его написал?
(Его написал Лев Николаевич Толстой)