Авторы: Соколец Оксана Ивановна, Щаднева Елена Владимировна
Должность: Воспитатель высшей категории; Воспитатель первой категории
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №216"
Населённый пункт: г.Саратов, Ленинский район
Наименование материала: НОД во 2 младшей группе по ПДД
Тема: "Правила Дорожного Движения"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Дорожные знаки»
Конспект НОД во второй младшей группе
по ПДД
Актуальность: В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста
приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром.
Приобретение такого опыта возможно через использование игры, как средства развития
познавательных процессов дошкольников.
Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года)
Ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством
повышения уровня знаний по правилам дорожного движения.
Задачи:
• Совершенствовать представление о безопасном поведении на улицах и дорогах города;
• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и назначении некоторых
дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»,
«Осторожно дети», «Автобусная остановка», «Пункт питания», «Больница», «Въезд
запрещен»;
• Расширить представление о проезжей части дороги;
• Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
• Закреплять знания детей о значении сигналов светофора;
• Закреплять правила поведения пешеходов;
• Развивать внимание, мышление, воображение;
• Учить детей находить выход из проблемной ситуации;
• Развивать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность;
• Воспитывать у детей чувство ответственности за личную безопасность, уважительное
отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им.
Предварительная работа:
Беседы: «Назначение светофора», «Дорожные знаки», «Правила поведения на дороге»,
«Правила поведения в общественном транспорте» и т.д.
Рассматривание иллюстраций «Опасные ситуации»; «Азбука ПДД», карточек с
изображением дорожных знаков, транспорта.
Чтение стихов, загадок, художественных произведений по правилам дорожного движения,
таких как: С.Маршак «Светофор», С.Михалков «Дядя Степа –милиционер», А.Иванов
«Как неразлучные друзья дорогу переходили», «Энциклопедия воспитанных детей»,
Т.Перевалова «Доктор Айболит - за дорожную азбуку» и др.
Дидактические игры «Четвертый лишний», «Собери картинку из частей», «Кто больше
найдет и назовет дорожных знаков».
Словарная работа: тротуар, пешеход, дорожные знаки, проезжая часть.
Продуктивная деятельность: изготовление макета дороги. На макете расположены
различные здания города, приезжая часть, дорожные знаки, парковая зона, автомобильные
средства, пешеходы, светофоры.
Используя в игре данное пособие, дети учатся правилам безопасного поведения на улице.
Дети могут обыграть любую ситуацию, возникающую на улице города. Макет мобилен, с
ним можно заниматься в любом уголке группы.
Материал и оборудование: макеты дорожных знаков и светофор, лэпбук»Светофор»,
«зебра» из картона, макет «Улица нашего города»,1 фон светофора и 2 разноцветных
сигналов для дидактической игры «Почини светофор», музыкальная композиция «Мы
едем, едем, едем в далекие края…»,звук тормозов автомобилей.
Ход НОД:
В группе звучит мелодия песни «Мы едем, едем, едем в далекие края,..»
Дети входят в группу, воспитатель обращается к детям (в группе развешаны дорожные
знаки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня наша группа немного необычна, кругом
развешаны какие то знаки. Посмотрите, что это за знаки здесь развешаны? (Ответы детей.)
Дети: Это дорожные знаки.
Воспитатель: скажите, зачем нужны дорожные знаки? (Они предупреждают пешеходов и
водителей об опасности.) Назовите знакомые знаки? (Ответы детей. Знак «Пешеходный
переход».)
Воспитатель: Ребята, а кто может мне сказать, зачем нужен этот знак?
Дети: Он показывает нам, где можно переходить дорогу
(Выставляется знак «Осторожно, дети».)
Воспитатель: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак обозначает «Осторожно, дети». Водитель издалека видит этот знак и
сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети
Воспитатель. А где обычно ставят такие знаки?
Дети: Около школ, детских садов.
Воспитатель. Правильно.
(Дети называют «пешеходный переход», «Осторожно дети», «движение на велосипедах
запрещено», «велосипедная дорожка», «автобусная остановка»)
Воспитатель: Для чего необходимы знаки? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, знаки нужны, чтобы знать, где переходить улицу, где можно
кататься на велосипеде, где находится автобусная остановка и так далее.
А что же это такое правила дорожного движения? (Ответы детей.)
Дети: Это умение правильно себя вести на улице, правильно переходить дорогу,
соблюдать знаки дорожного движения.
Давайте вспомним правила поведения на дороге. (Ответы детей.)
Молодцы! Ну что же приглашаю вас поиграть. Хотите? Ребята у нас есть автомобили. Кто
управляет ими? (Ответ детей.)
Дети: Водитель.
Воспитатель: Предлагаю (имя ребенка) быть водителем.
- Пешком по улице идет. Значит это (пешеход).
- Кто ходит по тротуару? (пешеходы)
- На какое животное похож пешеходный переход? (зебру).
- Сколько глаз у светофора? (три).
- Можно ли играть на проезжей части? (нет).
- Как называется дорога, по которой ходят пешеходы?
- По какой стороне тротуара надо идти?
- Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты? (пассажир).
- Где люди ждут транспорт? (на остановке).
- С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми).
Молодцы!
Ребята, у меня есть для вас еще одна загадка, послушайте:
Загадка:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь (светофор.)
Правильно, светофор.
Воспитатель: Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы
очень важно.
- Ребята, а как вы думаете, зачем нужен светофор? (Ответы детей.)
Дети: Чтобы правильно переходить дорогу.
Дети: Светофор регулирует движение на дорогах, чтобы на улицах был порядок.
Давайте вспомним значение сигналов светофора:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Желтый свет предупрежденья,
Жди сигнала для движенья!
Свет зеленый говорит:
Проходите путь открыт!
- На какой же сигнал светофора нельзя переходить дорогу?
Дети: На красный свет.
Проводится физ.минутка «Мы – шоферы» (дети показывают движения)
Едем, едем на машине
(движение рулем)
Нажимаем на педаль
(ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем
(рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли
Вправо, влево – чистота!
(«дворники»)
Волосы ерошит ветер
(пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда!
(большой палец правой руки вверх)
Воспитатель: Посмотрите ребята, что это за «зебра» у нас лежат?
Дети: Это пешеходный переход.
Воспитатель: -Почему так назвали пешеходный переход?
Дети: Похож на зебру в светлую и темную полоску.
Воспитатель:
- Ребята, можно играть на дороге? Что может случиться?
Дети: На дороге играть нельзя. Попадешь под машину
Воспитатель: Ребята как мы должны переходить дорогу? (Ответы детей.)
Дети: Нужно посмотреть, есть ли знак «пешеходный переход» или светофор.
Воспитатель: Ребята у меня в руках яркие значки-смайлики. Кто знает для чего они?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно-это светоотражающие наклейки на одежду. Кому они
необходимы? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Предлагаю пешеходам их прикрепить на одежду.
Внимательно посмотреть налево, нет ли машин, дойти до середины посмотреть направо.
(Дети переходят через пешеходный переход.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь на столах стоят тарелочки, давайте посмотрим,
что в них. Для вас какие то задания, думаю будет что-то интересное.
Дидактическая игра: «Подбери подходящий дорожный знак» (звучит музыка).
Дети рассматривают ситуацию на картинке и выбирают подходящий дорожный знак.
«Расставь дорожные знаки на макете»
Воспитатель:
- Кто ходит по тротуару? (пешеходы);
- Давайте расставим на тротуаре пешеходов;
- Пешеход у нас есть, а вот машин у нас пока на улице нет, давайте расставим машины.
- Что еще мы забыли поставить на улице, а ведь без него движенье невозможно?
(светофор);
- Ребята, а что это за белые полосочки на дороге? («зебра» или «пешеходный переход»);
- Какой знак помогает найти пешеходу место, где безопасно переходить дорогу?
Воспитатель: (имя ребенка), расставь знаки «пешеходный переход и светофор» на макете,
а ты, (имя), поставь, пожалуйста, в то место машины, где они должны ездить и т.д.
Дидактическая игра «Почини светофор!»
Ребенку нужно, выбрать нужные сигналы и прикрепить к светофору.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Помогли вернуть огоньки светофору, правильно
разложили дорожные знаки, выполнили мои просьбы на макете.
.
Воспитатель: А чтобы проверить ваши знания я предлагаю вам сыграть в
игру
«
Разрешается-запрещается!».
- Играть на проезжей части дороги (запрещается).
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора (разрешается).
- Идти толпой по тротуару (разрешается).
- Переходить улицу по подземному переходу (разрешается).
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора (запрещается).
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу (разрешается).
- Кататься на велосипеде, не держась за руль (запрещается).
- Болтать и громко смеяться в транспорте (запрещается).
- Идти толпой по тротуару…
- Перебегать улицу на красный свет…
- Играть на проезжей части…
- Учить правила движения…
Молодцы! Теперь я уверена, что мы смогли научиться Правилам дорожного движения
Рефлексия:
- Ребята вам понравилась игра, что особенно? (Ответы детей.)
- Ребята, какое хорошее дело мы сегодня совершили? (Ответы детей.)
- Я очень рада, что вам понравилось. И я уверена, что вы будете «заметными»
пешеходами и будите соблюдать все правила на улицах города.