Автор: Коломицева Вера Дмитриевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Волоконовская СОШ
Населённый пункт: с.Волоконовка
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные формы патриотического воспитания учащихся
Раздел: полное образование
Инновационные формы патриотического воспитания учащихся
Снег подлетает к ночному окну,
Вьюга дымится.
Как мы с тобой угадали страну,
Где нам родиться!
Александр Кушнер
Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями
истории.
Патриотическое воспитание всегда было и остается одним из приоритетов
государственной
политики
в
области
воспитания
и
образования
подрастающего
поколения. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной
из важнейших задач современной школы, ведь именно в этом возрасте есть все
предпосылки для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее
значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и
государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует
высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на
благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину
и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Цель патриотического воспитания:
- развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности,
духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами,
способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
- сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах
героического прошлого народа, приобщение к традициям и культуре страны, развитие у
учащихся лучших качеств патриотов России.
Педагогами
образовательных
учреждений
и
руководителями
общественных
организаций детей и молодежи успешно и широко реализуются формы, ставшие
традиционными в сфере патриотического воспитания. Такие, как встреча с ветераном и
Вахта Памяти, Урок Мужества и торжественная линейка, различные поисковые,
исследовательские, добровольческие акции и проекты и т.д.
Инновационные формы, предполагая, что их освоение и внедрение поможет педагогам
добиться качественных изменений в своей воспитательной практике:
Первая идея такова. Современный человек постоянно подвержен мощному
информационному потоку. Обретение своей позиции, оформление своих взглядов и
возможность быть услышанным другими предоставляют диалоговые формы, такие как
дебаты и ток-шоу. Свою гражданскую позицию участники смогут определить при
подготовке в мероприятию и в ходе диалога, а публичные выступления и обсуждения
инициируют возникновение патриотических чувств как у выступающих, так и у зрителей.
Дебаты — современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму
дискуссии, которая проводится по строгим формальным правилам.
В основе дебатов лежит формализированная дискуссия, когда две соперничающие
команды (правительство и оппозиция) выдвигают свои аргументы и контраргументы,
чтобы убедить членов жюри и присутствующих принять определенную точку зрения. В
ходе обсуждения заявленной проблемы звучат точно фиксированные во времени
выступления утверждающей и оппонирующей сторон, чередующиеся с вопросами и
комментариями поочередно от каждой группы. Участники должны склонить судей и
зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются
путем предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения 11
контраргументов на высказывание противников. Выигрыш (убеждение судей в своей
точке зрения) возможен только при условии соблюдения правил игры.
Вторая идея для выбора инновационных форм патриотического воспитания основывается
на эффекте проживания школьником той или иной ситуации. Такую возможность
предоставляет
ситуационно-ролевая
игра
(и
в
первую
очередь,
ролевая
игра
исторического содержания). Эмоциональность и азартность игры, возможность стать
героем и пережить увлекательные события вместе со сверстниками обеспечивает
привлекательность игры для подростков. Ситуационно-ролевая игра представляет собой
соревнование между участниками в достижении своих игровых целей. Как и в реальной
жизни, в ситуационно-ролевой игре выиграть все не могут.
Третья идея для выбора инновационных форм патриотического воспитания учащихся
сегодня обусловлена бурным развитием информационных технологий и средств
коммуникации. Интернет, мобильный телефон, цифровой фотоаппарат или видеокамера и
прочие технические устройства становятся привычной частью жизни. Они интересны
школьникам и молодежи, активно используются в обиходе, нередко с ними связаны
увлечения, хобби их владельцев. Рассмотрим возможности создания школьниками
индивидуального или общего продукта с помощью этих средств. Таким общим продуктом
может
стать
видеофильм
документального
или
художественного
характера
или
видеоролик социальной рекламы, который будет транслироваться на все образовательное
учреждение, а может и выйдет за его рамки. Создание видеофильма может стать «красной
нитью» в поисковом или добровольческом проекте. Тогда коллективная работа
школьников,
встречи
с
ветеранами,
представление
результатов
поисковой
или
исследовательской работы, найденные фотоматериалы и предметы, воспоминания,
отзывы, сочинения — все это и многое другое получит отражение в видеофильме.
Другим общим продуктом с привлечением ресурсов всемирной сети Интернет может
стать виртуальный музей. Кроме создания в музее основной экспозиции патриотического
характера
возможно
организовать
тематические
обсуждения
в
режиме
форума,
проведение авторских или тематических выставок, конкурсов, презентаций творческих
работ и т.д.
Сегодня достаточно массовым становится увлечение детей и взрослых фотографией.
Это создает возможность для совместного творческого созидания детей и родителей и
обуславливает применение форм фотовыставки, фотоконкурса, фотомарафона и других
вариаций в целях патриотического воспитания населения. Такой фотопроект может иметь
широкое воспитательное значение, если его адресатами станут не только школьники, но и
общественность.
Городской фотокросс — это соревнование, совмещающее в себе фотоконкурс и
городское ориентирование. Задача участников состоит в том, чтобы за определенное
время сделать несколько фотографий в соответствии с заданием (например, фото на тему
«Эхо войны»). Способы перемещения участников фотокросса либо ограничиваются
(например, только на велосипеде), либо свободные — пешком, в автомобиле, на
велосипеде, на роликах или муниципальным транспортом. По истечении контрольного
времени индивидуальные участники или команды представляют свои фотоотчеты, а жюри
оценивает работы. Более сложными являются форматы фотоохоты, фотоэкстрима и
видеоохоты. Участники таких мероприятий получают задание творческого характера, а
затем, чтобы его выполнить, определяют свой маршрут в городе (ездят на велосипедах в
поисках сюжета, отправляются для сьемок в определенное место и так далее). Участники
фотоохоты придумывают идею для фотографии, отражающую суть задания, готовят
реквизит и моделей, проводят съемки.
Другая экстремальная культурно-досуговая практика современной молодежи — флешмоб
— дает возможную инновационную форму для воспитательной работы. Акции флешмоба
проводятся в многолюдных местах и, как правило, по выходным дням. Действие
начинается одновременно всеми участниками. Акции длятся недолго (обычно до пяти
минут). Действия выполняются с серьѐзным видом, на вопросы зрителей участники
пытаются не отвечать или не раскрывать истинный смысл происходящего. Молодые
люди, как правило, делают вид, что друг друга не 16 знают, и по завершении действа
одновременно расходятся в разные стороны.
В контексте патриотического воспитания могут быть организованы акции с
использованием символики. Популярны мероприятия, когда участники, разделившись на
группы, надевают одежду определенного цвета (обычно однотонную) и выстраивают
рисунок в соответствии с идеей флешмоба. Например, на праздник 9 Мая или в День
России можно «собрать» флаг государства из участников, одетых в красный, белый и
голубой цвет. Но не следует ограничиваться возможностями символики, ведь сценарий,
созданный педагогом, может предполагать самые разные творческие ходы. В этом далеко
не полном перечне инновационных форм патриотического воспитания учащихся
представлялось необходимым обратить внимание на важность привлекательности,
возрастного соответствия, интерактивности, продуктивности применяемых педагогом
форм. Поскольку действие, самостоятельная мысль, творческое видение и решение
инициируют нравственные переживания школьников, не позволяют им остаться
равнодушными.
Я считаю, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным,
постоянным
и
одним
из
приоритетных
направлений
в
области
воспитательной
деятельности. Патриотизм – нравственная категория. Надо помнить, что к нравственным
поступкам человека побуждает его сознание и убеждение, которые являются мощными
мотивами активности. Индивид сознательный поступает «по знанию» того, что каждый
человек должен иметь гордость за Родину, понимать роль государства, принимать его
историю, культуру. В этом и есть содержание патриотизма как нравственного понятия.
В нашей школе разработана программа "Патриотическое воспитание в образовательном
учреждении" и действуют проекты:
«Память» - акции, мероприятия направлены на изучение героического прошлого,
воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн.
«Великая Победа» - акции, мероприятия направлены на празднование Дня Победы.
«Моя семья, моя Земля, моя Россия» - мероприятия, акции отвечают задачам
изучения, сохранения народных традиций, культуры родного края и страны в
целом, биографии великих соотечественников, особенностей природы и её охраны.
«Милосердие» - блок мероприятий, направленных на социально значимые
действия: помощь ветеранам, пожилым и инвалидам, шефство над памятниками.
«Защитники Отечества» - мероприятия направлены на знакомство с жизнью и
деятельностью великих соотечественников, воспитание готовности к защите
Отечества.
В школе есть свои традиции, которые хранятся и передаются от одного поколения
учащихся к другому. В селе имеется памятник - погибшим в годы Великой Отечественной
войны. Ухаживать за ними – святая обязанность учащихся школы. За проведение митинга,
посвященного Дню Победы, отвечает школа и дом культуры. Это самый незабываемый,
самый почитаемый, самый всенародный праздник. Он понятен взрослым и детям, его
отмечают в каждой семье, на нем воспитывалось и будет воспитываться не одно
поколение россиян. Это праздник Победы добра над злом. Учащиеся с 1 по 11 класс
вместе с учителями и работниками школы идут к памятнику погибших воинов. Митинг-
это святое.
Интересно проходят уроки мужества, на которые приглашают ребят, отслуживших в
армии. В феврале проходит месячник, посвященный Дню Защитника Отечества. В
течение месяца ребята участвуют в различных мероприятиях: смотре строя и песни, в
конкурсе «А ну-ка, мальчики!», интеллектуальных играх «Колесо истории», военно-
исторической викторине, пишут рефераты о военных событиях, своих односельчанах.
Разучивают стихи на военную тему, инсценируют военные песни. Ведут поисковую
работу о подвигах родных и близких, героев земляков. В средствах массовой информации
печатают статьи о ветеранах, рассказывают об их подвигах.
Я считаю, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным,
постоянным
и
одним
из
приоритетных
направлений
в
области
воспитательной
деятельности. Патриотизм – нравственная категория. Надо помнить, что к нравственным
поступкам человека побуждает его сознание и убеждение, которые являются мощными
мотивами активности. Индивид сознательный поступает «по знанию» того, что каждый
человек должен иметь гордость за Родину, понимать роль государства, принимать его
историю, культуру. В этом и есть содержание патриотизма как нравственного понятия.